Пути становления механизма чтения на уроках в начальной школе.
учебно-методический материал по чтению на тему
Статья содержит практический материал для формирования навыков сознательного, правильного, быстрого чтения. Может быть использован учителем на уроках чтения. Статья была опубликована в журнале "Начальная школа" Министерства образования Российской Федерации, №6, 2012г., стр. 54.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_stanovleniya_mekhanizma_chteniya_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути становления механизма чтения на уроках в начальной школе.
Н.Н.Новикова,
учитель начальных классов, первая квалификационная категория, школа №12,г. Кашира-8, Московская область.
Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова, до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В.А.Сухомлинский отмечал: «Уметь читать - это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».
Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением , которое характеризуется слиянием техники понимания.
В начальной школе формирование навыков чтения не заканчивается. Оно проходит длительное развитие: вначале ребёнок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентацией на гласный, следующим этапом является чтение сочетаниями слов. За четыре года начального обучения ученики осваивают изучающее чтение, т.е. равномерно – внимательное. Кроме данного вида существует ещё просмотровое, поисковое, ознакомительное. Эти виды окончательно отрабатываются в средней школе, но это не значит, что о них нужно в начальной школе забывать. Кроме того, ребёнка надо приучать к мысли, что чтение должно отличаться гибкостью, т.е. изменением характера чтения в зависимости от цели.
Отмечу некоторые признаки изучающего чтения, характерного для работы в начальной школе.
- Изучающее чтение существует в 2-х формах: чтение вслух и чтение молча.
- Изучающее чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть чётким, внятным; целыми словами, без неоправданных пауз; безошибочным; осуществляющимся в нормальном для восприятия темпе и достаточно выразительным.
- Изучающее чтение молча ( « про себя») – это чтение «глазами» без внешних речедвижений .
- Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось.
- Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ребенок еще не овладел навыком чтения « про себя», но он находится на этапе переходного периода.
Две эти формы изучающего чтения взаимно дополняют и обогащают друг друга, однако учителя отдают предпочтение чтению вслух, тогда как чтению про себя практически не обучают и специально его не контролируют. Однако в современных условиях оно приобретает все большую значимость.
Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, круг зрения чтеца, постановка дыхания, характер текста, образ слова ( шрифт, четкость печати), развитость антиципации ( умения предвидеть следующую часть слова или последующее слово). Если уделить внимание всем этим факторам, то, по мнению ученых, темп чтения увеличивается на 50 -100%. Однако мы не должны забывать, что быстроту темпа обеспечивает прежде всего развитость речедвигательного канала и его возможности.
Предлагаю упражнения для совершенствования артикуляционного аппарата.
Ни для кого не является секретом, что часть детей плохо артикулирует при произнесении звуков, а также не может регулировать свое дыхание, поэтому необходимо проводить работу над дикцией и учить детей произвольному дыханию, которое является одним из показателей правильного чтения.
Дикция – основа четкости, понятийности речи. Система упражнений по дикции включает в себя тренаж артикуляционного аппарата, отработку гласных и согласных звуков, упражнения на:
- сочетание тренируемого звука с гласным:
(б, п ) а,о,у,ы,и,э,е;
(в, ф)
-сочетание стечения 2-3 согласных с гласными:
(ст) а,о,у,ы,и,э,е;
- чтение слов, содержащий тренируемый звук;
- чтение коротких текстов с тренируемым звуком;
- чтение скороговорок, чистоговорок для выработки навыков сохранения четкости произношения при любом темпе речи.
Все эти задачи можно решать во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале урока в течении 2-3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыханием.
- Чтение шепотом и медленно:
Та-та-та - в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту - наводим сами красоту.
Ты-ты-ты- нами политы цветы.
Ят-ят-ят-столы ровненько стоят.
Ют-ют-ют- очень любим мы уют.
- Чтение тихо и умеренно:
арка-арца
арта-арда
арла- арча
арса- аржа
3.Чтение громко и умеренно:
гарь-парь-жарь
дверь-зверь-червь
4.Чтение пословиц с интонациями, передающими их содержание:
Не за свое дело не берись,
За своим делом не ленись.
Лучший дар - ум,
Худшая беда - невежество.
5.Чтение скороговорок:
Кто про Прокопа,
Кто про Прокопиху,
Кто про прокоповых детей.
Два дровосека, два дроворуба
Говорили про Ларю, Лариона,
Ларину маму.
Работа над скороговорками интересна и полезна. Проговаривают каждую из них сначала медленно, а затем умеренно, быстро и сверхбыстро, но так, чтобы ясно слышались слова , выговаривание было четким и чистым без проглатывания звуков.
Навык чтения учащиеся начальных классов осваивают с трудом. Это учителя констатируют как факт. Но многие из них не понимают, что в этом прежде всего их вина. Наблюдения за прогрессом чтения показывают, что дети читают нерационально. Эта нерациональность заключается в том , что учащиеся не только глазами пробегают строчки, как это положено, но и совершают движения головой слева-направо и наоборот.Это напоминает медленное движение маятника. Следует сказать, что, читая, ребенок должен пробегать строчки только глазами. В противном случае поле ясного видения не разовьется никогда, и темп чтения будет всегда замедленным.
Существуют специальные упражнения для развития поля ясного видения. Чем оно шире, тем больше слов охватывает взгляд за время одной фиксации.
Вот некоторые из этих упражнений.
- Таблица Щульте и Лезера
21 | 5 | 20 | 2 | 8 |
13 | 23 | 9 | 14 | 12 |
24 | 10 | 1 | 19 | 17 |
16 | 7 | 18 | 25 | 6 |
3 | 15 | 4 | 11 | 22 |
Учебная задача: отыскать все числа по порядку. Максимальное время – 25 секунд.
1 | 28 | 12 | 9 | 2 |
11 | 24 | 33 | 32 | 3 |
30 | 41 | 6 | 18 | 13 |
19 | 35 | 43 | 39 | 15 |
36 | 5 | 38 | 48 | 22 |
26 | 4 | 44 | 8 | 25 |
42 | 37 | 14 | 49 | 27 |
17 | 20 | 7 | 34 | 29 |
23 | 45 | 40 | 50 | 31 |
10 | 21 | 46 | 16 | 47 |
Учебная задача аналогична задаче предшествующей таблицы.
Максимальное время – 50 секунд.
3.Чтение с фиксацией средней линии.
Таблица 1
М А
М О
М У
М И
М Е
М Ы
45 мм Таблица 2.
А М
О М
У М
И М
Ы М
Е М
55 мм
Таблица 3.
М 1 А
М 2 О
М 3 У
М 4 Ы
М 5 И
М 6 Е
45 мм
Слоги в данных таблицах расположены пирамидкой, в основании которой расстояние между буквами 45 мм, 50 мм; затем, когда дети станут свободно фиксировать слог, оно увеличивается: 55 мм,60 мм и.т.д. Систематическая работа с этими таблицами дает возможность развить у детей боковое ( периферийное) зрение, которое так необходимо для развития поля ясного видения.
Предлагаю детям сосредоточить свой взгляд на средней линии (ряде чисел) и прошу постоянно держа в поле зрения среднюю линию или цифру, « достать» краешком глаза каждую букву. Для контроля даю задание назвать цифру, соответствующую слогу , например , «МА», «ЕМ». Порядок цифр в средней линии постоянно изменяется.
Эти упражнения предназначены для начального периода обучения чтению. В дальнейшем, когда дети читают объемные произведения, средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски, чтобы при самостоятельной работе над текстом перед ними не остановился взгляд, т.е. трудные для восприятия. Таким образом, в одном виде работ соединяются две: расширение поля ясного видения и предварительное прочтение трудных слов, чтобы восприятие текста было полным, более осознанным.
Итак, цель моих методических рекомендаций помочь учителю осознать, что для достижения темпа чтения, способствующего успешному восприятию и осознанию прочитанного на уровне мыслей- выводов, необходимо организовать уроки таким образом, чтобы специальные упражнения , обеспечивающие становление механизма чтения, вошли в состав рабочего материала урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На пути становления механизма чтения в начальной школе.
Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот,...
Пути становления механизма чтения в начальной школе.
Материал предлагается для учителей начальных классов в помощь обучению технике чтения...
«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА, ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задан...
Мастер-класс на тему: Пути создания ситуации успеха на уроке в начальной школе.
Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повыш...
Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...
Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В течение работы у каждого учителя накапливается бесценный опыт. Особенно я столкнулась с проблемой объяснения нового материала. Как донести новое, ещё неизвестное пытливым любопытным человечкам....