Пути становления механизма чтения на уроках в начальной школе.
учебно-методический материал по чтению на тему

Новикова Наталья Николаевна

Статья содержит практический материал для формирования навыков сознательного, правильного, быстрого чтения. Может быть использован учителем на уроках чтения. Статья была опубликована в журнале "Начальная школа"  Министерства образования Российской Федерации, №6, 2012г., стр. 54.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути становления механизма чтения на уроках в начальной школе.

Н.Н.Новикова,

учитель начальных классов, первая квалификационная категория, школа №12,г. Кашира-8, Московская область.

   Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова, до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В.А.Сухомлинский отмечал: «Уметь читать - это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».

   Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением , которое характеризуется слиянием техники понимания.

    В начальной школе формирование навыков чтения не заканчивается. Оно проходит длительное развитие: вначале ребёнок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентацией на гласный, следующим этапом является чтение сочетаниями слов. За четыре года начального обучения ученики осваивают изучающее чтение, т.е. равномерно – внимательное. Кроме данного вида существует ещё просмотровое, поисковое, ознакомительное. Эти виды окончательно отрабатываются в средней школе, но это не значит, что о них нужно в начальной школе забывать. Кроме того, ребёнка надо приучать к мысли, что чтение должно отличаться гибкостью, т.е. изменением характера чтения в зависимости от цели.

   Отмечу некоторые признаки изучающего чтения, характерного для работы в начальной школе.

  1. Изучающее чтение существует в 2-х формах: чтение вслух и чтение молча.
  2. Изучающее чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть чётким, внятным; целыми словами, без неоправданных пауз; безошибочным; осуществляющимся в нормальном для восприятия темпе  и достаточно выразительным.
  3. Изучающее чтение молча ( « про себя») – это чтение «глазами» без внешних речедвижений .
  4. Если темп чтения  молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось.
  5. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ребенок еще не овладел навыком чтения « про себя», но он находится на этапе переходного периода.

    Две эти формы изучающего чтения взаимно дополняют и обогащают друг друга, однако учителя отдают предпочтение чтению вслух, тогда как чтению про себя практически не обучают и специально его не контролируют. Однако в современных условиях оно приобретает все большую значимость.

    Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе  принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, круг зрения чтеца, постановка дыхания, характер текста, образ слова ( шрифт, четкость печати), развитость антиципации ( умения предвидеть следующую часть слова или последующее слово). Если уделить внимание всем этим факторам, то, по мнению ученых, темп чтения увеличивается на 50 -100%. Однако мы не должны забывать, что быстроту темпа обеспечивает прежде всего развитость речедвигательного канала и его возможности.

    Предлагаю упражнения для совершенствования артикуляционного аппарата.

    Ни для кого не является секретом, что часть детей плохо артикулирует при произнесении звуков, а также не может регулировать свое дыхание, поэтому необходимо проводить работу над дикцией и учить детей произвольному дыханию, которое является одним из показателей правильного чтения.

    Дикция – основа четкости, понятийности речи. Система упражнений по дикции включает в себя тренаж  артикуляционного аппарата, отработку гласных и согласных звуков, упражнения на:

-  сочетание тренируемого звука с гласным:

(б, п )           а,о,у,ы,и,э,е;

(в, ф)

-сочетание стечения 2-3 согласных с гласными:

(ст)              а,о,у,ы,и,э,е;

-  чтение слов, содержащий тренируемый звук;

-   чтение коротких текстов с тренируемым звуком;

-   чтение скороговорок, чистоговорок для выработки навыков сохранения четкости произношения при любом темпе речи.

    Все эти задачи можно решать во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале урока в течении 2-3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыханием.

  1. Чтение шепотом и медленно:

Та-та-та  - в нашем классе чистота.

Ту-ту-ту  - наводим сами красоту.

Ты-ты-ты- нами политы цветы.

Ят-ят-ят-столы ровненько стоят.

Ют-ют-ют- очень любим мы уют.

  1. Чтение тихо и умеренно:

арка-арца

арта-арда

арла- арча

арса- аржа

              3.Чтение громко и умеренно:

                     гарь-парь-жарь

                     дверь-зверь-червь

4.Чтение пословиц с интонациями, передающими их содержание:

Не за свое дело не берись,

За своим делом не ленись.

                                       Лучший дар - ум,

                                       Худшая беда - невежество.

               5.Чтение скороговорок:

                       Кто про Прокопа,

                       Кто про Прокопиху,

                       Кто про прокоповых детей.

                                                          Два дровосека, два дроворуба

                                                          Говорили про Ларю, Лариона,

                                                          Ларину маму.

     Работа над скороговорками интересна и полезна. Проговаривают каждую из них сначала медленно, а затем умеренно, быстро и сверхбыстро, но так, чтобы ясно слышались слова , выговаривание было четким и чистым без проглатывания звуков.

     Навык чтения учащиеся начальных классов осваивают с трудом. Это учителя констатируют как факт. Но многие из них не понимают, что в этом прежде всего их вина. Наблюдения за прогрессом чтения показывают, что дети читают нерационально. Эта нерациональность заключается в том , что учащиеся не только глазами пробегают строчки, как это положено, но и совершают движения головой слева-направо и наоборот.Это напоминает медленное движение маятника. Следует сказать, что, читая, ребенок должен пробегать строчки только глазами. В противном случае поле ясного видения не разовьется никогда, и темп чтения будет всегда замедленным.

    Существуют специальные упражнения для развития поля ясного видения. Чем оно шире, тем больше слов охватывает взгляд за время одной фиксации.

   Вот некоторые из этих упражнений.

  1. Таблица Щульте и Лезера

21

5

20

2

8

13

23

9

14

12

24

10

1

19

17

16

7

18

25

6

3

15

4

11

22

    Учебная задача: отыскать все числа по порядку. Максимальное время – 25 секунд.                          

1

28

12

9

2

11

24

33

32

3

30

41

6

18

13

19

35

43

39

15

36

5

38

48

22

26

4

44

8

25

42

37

14

49

27

17

20

7

34

29

23

45

40

50

31

10

21

46

16

47

Учебная задача аналогична задаче предшествующей таблицы.

Максимальное время – 50 секунд.

3.Чтение с фиксацией средней линии.

                                                                                                                     Таблица 1

                                                  М   А

                                               М          О

                                             М               У

                                          М                    И

                                       М                          Е

                                    М                               Ы

                          45 мм        Таблица 2.

                                                 А          М

                                              О               М

                                            У                    М

                                         И                         М

                                       Ы                             М

                                     Е                                   М

                                                      55 мм              

                                                                                                                      Таблица 3.

                                               М 1   А

                                           М     2     О

                                         М       3        У

                                      М          4          Ы

                                   М             5              И

                               М                 6                 Е

                                               45 мм

Слоги в данных таблицах расположены пирамидкой, в основании которой расстояние между буквами 45 мм, 50 мм; затем, когда дети станут свободно фиксировать слог, оно увеличивается: 55 мм,60 мм и.т.д. Систематическая работа с этими таблицами дает возможность развить у детей боковое ( периферийное) зрение, которое так необходимо для развития поля ясного видения.

    Предлагаю детям сосредоточить свой взгляд на средней линии (ряде чисел) и прошу  постоянно держа в поле зрения среднюю линию или цифру, « достать» краешком глаза каждую букву. Для контроля  даю  задание назвать цифру, соответствующую слогу , например  , «МА», «ЕМ». Порядок цифр в средней линии постоянно изменяется.

     Эти упражнения предназначены для начального периода обучения чтению. В дальнейшем, когда дети читают объемные произведения, средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски, чтобы при самостоятельной работе над текстом перед ними не остановился взгляд, т.е. трудные для восприятия. Таким образом, в одном виде работ соединяются две: расширение поля ясного видения и предварительное прочтение трудных слов, чтобы  восприятие текста было полным, более осознанным.

    Итак, цель моих методических рекомендаций помочь учителю осознать, что для достижения темпа чтения, способствующего успешному восприятию и осознанию прочитанного на уровне мыслей- выводов, необходимо организовать уроки таким образом, чтобы специальные упражнения , обеспечивающие становление механизма чтения, вошли в состав рабочего материала урока.

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На пути становления механизма чтения в начальной школе.

Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот,...

Пути становления механизма чтения в начальной школе.

Материал предлагается для учителей начальных классов в помощь обучению технике чтения...

«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА, ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задан...

Мастер-класс на тему: Пути создания ситуации успеха на уроке в начальной школе.

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повыш...

Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...

Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

                  Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В течение работы у каждого учителя накапливается бесценный опыт. Особенно я столкнулась с проблемой объяснения нового материала. Как донести новое, ещё неизвестное пытливым любопытным человечкам....