Мастер-класс на тему: Пути создания ситуации успеха на уроке в начальной школе.
методическая разработка на тему

Гвоздовская Ольга Владимировна

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_5004_2015-12-23.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

Пути создания ситуации успеха на уроке в начальной школе.

 Гвоздовская О.В.,

МКОУ Калачеевская СОШ №1

г. Калач, 2015г.

«Все, что перестает удаваться, 
перестает и привлекать»
Франсуа де Ларошфуко

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. (СЛАЙД 2) 

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и  взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.   (СЛАЙД 3)  

Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Учитель должен создать такие условия, в которых учащиеся испытывали бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, он должен помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создать ситуацию успеха.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Переживание учеником ситуации успеха: (СЛАЙД 4)

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность, активность;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

       Созданию ситуации успеха, на мой взгляд, способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. (СЛАЙД 5) В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет оживить занятие и  предоставляет возможность реализовать коммуникативные потребности учеников.

Приведу в качестве примера фрагмент урока литературного чтения в 1классе.

Тема урока: К.И.Чуковский  «Телефон».  (СЛАЙД 6)

     I.Организация начала урока.

     II. Самоопределение к учебной деятельности. Определение темы урока.

     III. Постановка учебной задачи.

    - Ребята, посмотрите на экран, чей это портрет? (На слайде портрет                К.И.Чуковского.)

- Определите какое слово подойдёт к схеме, и тогда вы узнаете, название произведения, с которым мы познакомимся сегодня. (Телефон.)

    -Назовите тему нашего урока.

 (Открывается запись на слайде: К.И.Чуковский  «Телефон».)

- Чему мы будем учиться на уроке? (выразительно читать, отвечать на вопросы)

       IV.Усвоение новых знаний и способов действий.

  1. Рассказ о жизни и творчестве К.И. Чуковского
  2. Чтение сообщения о Чуковском (учебник, с.96)
  3. Работа с  отрывком из сказки К.И.Чуковского «Телефон» (с. 96)
  4. Слушание аудиозаписи  (чтение произведения «Телефон» автором)
  5. Первичное чтение про себя
  6. Словарная работа.
  7. Подготовка к выразительному  чтению.

        V.Закрепление знаний и способов действий.

1.Выразительное чтение по ролям отрывка из стихотворения     «Телефон».

         VI. Работа в группах. 

- Поработаем в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группе:

1.Говори вполголоса

2.Не перебивай

3.Уважай мнение товарища

4.Думаем вместе – говорим по одному

5. Сделал сам – помоги товарищу

-Сейчас мы будем подбирать слова, которыми можно охарактеризовать отдельных героев сказки.

1. Характеристика отдельных героев сказки. (СЛАЙД 7-8)

- Возьмите в файле карточку с заданием.

1 группа – Слон   ( заботливый, внимательный, любящий отец, большой, маленький, злой )

2 группа Крокодил ( добрый, заботливый, хороший семьянин, зубастый, маленький )

3 группа Носорог   (большой, хороший друг, добрый, неравнодушный, злой )

4 группа – Газели  ( ленивые, глупые, надоедливые, внимательные, невоспитанные )

   ( Представитель от каждой группы выходит к доске, закрепляет свой лист под картинкой и доказывает, почему они подобрали именно эти слова для характеристики героя.)  (СЛАЙД 9-10)

-Кто уже готов, поднимите руки «в замочке».

- Какие слова вы не выбрали, почему? 

- Оцените работу каждой группы.

2.Правила общения по телефону. 

-Почему стихотворение называется «Телефон»?

- Соблюдают ли звери правила общения по телефону?

- Давайте сформулируем правила общения по телефону.

    ( Правила записаны на карточках, но в каждом предложении пропущено слово.)

- Вам нужно догадаться и (добавить) вписать по смыслу пропущенное слово.

1.Не звоните очень рано или поздно.

2. Внимательно слушайте собеседника.

3. Используйте в разговоре вежливые слова.

4. Если не туда попали – извинитесь. 

5.Закончив разговор, попрощайтесь.

-Кто уже готов, поднимите руки «в замочке».

-Оцените работу каждой группы. (СЛАЙД 11)

VI.Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

-С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились?

- С каким произведением мы работали?

-Чему учит эта сказка? ( Помогать друг другу, сочувствовать, любить животных, быть добрыми.)

- Оцените  свою  работу на уроке. Продолжите фразу (СЛАЙД 12 )

-Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором.

          Каждый педагог использует свои методы и способы создания ситуации успеха на уроках. Не случайно Роллан Быков говорил: «Формула успеха – это вопрос выбора». Но мы должны помнить, что учитель не научит искренности, если сам далеко не искренен, добру – если сам далеко не добр, и не раскроется перед ним сердце ребенка, если сердце самого учителя для учеников заперто. Педагог не воспитает успешную личность, если и сам не верит в успех своей деятельности.

          А  теперь попробуйте протестировать себя.  (СЛАЙД 13-14)

1. Всегда ли вы одобряете учащихся за правильный ответ (речь идет не только об оценке, а о похвале, улыбке и т.д.)?

2. Готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, но и слабого, старающегося?

3. Часто ли в ваших оценках встречаются слова «молодец», «удачное решение», «хорошо придумано» и т.д.?

4. Часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ?

5. Часто ли показываете учащимся, что верите в их возможности?

6. Всегда ли вы способны внушать своим ученикам уверенность в их собственных познавательных и нравственных возможностях?

7. Хотели бы вы присутствовать в качестве ученика на своих уроках?

8. Вам самим интересны ваши уроки?

          Если на все эти вопросы вы ответили утвердительно, значит, вы умеете создать ситуацию успеха при обучении.

       Создание ситуации успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе

      Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформи...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе

Выступление на районном семинаре учителей начальной школы...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра -занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акт...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра-занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акти...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный ур...