Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Алексеева Татьяна Евгеньевна

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по учебнику Климановой УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная программа - Школа России                                                                      

Литературное чтение.

Авторы :Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Учебник. Родная речь.4 класс,2 части,

М.Просвещение ,2009г. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано»

Методическое пособие. Поурочные разработки по литературному чтению. С.В.Кутявина, Е.С.Гостимская, М.И.Байкова, Москва, «ВАКО», 2009

Методическое пособие. Поурочные разработки по внеклассному чтению.И.Ф.Яценко, Москва, «ВАКО», 2009

                                               Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению  базового уровня  для 4  класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (М., 2004)  и на основе «Примерной программы по литературному чтению для начальных классов»

На изучение отводится 2 часа в неделю .Таким образом, всего 68  часов.

Курс обеспечен:

- учебником Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова  «Родная речь» в двух частях. 4 класс, 1 – 4, Просвещение, 2009.

- Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 4 класс. – М.: Просвещение, 2009. – Серия «Успешный старт»

Цели и задачи:

  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • Формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • Совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • Овладение осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  • Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  • Обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
  • Развитие нравственных чувств, уважения к культуре многонациональной России.

Основные требования к знаниям, умениям   и навыкам учащихся в 4 классе  начальной школы

Обучающиеся должны:

владеть навыком сознательного; беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы

знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;

знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

                       Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения  литературного чтения ученик должен

знать/понимать

  • изученные литературные произведения и их авторов;
  • жанры детской художественной литературы (приводить примеры сказок, стихотворений, басен, рассказов);

уметь

  • читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;
  • читать выразительно художественный текст (заранее подготовленный);
  • приводить примеры фольклорных произведений (пословиц, загадок, сказок);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем — до 1 страницы);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг на русском языке;
  • расширения словарного запаса, самостоятельного поиска значения неизвестных русских слов в словаре.

                                                    

                                                   

                                                 

                                                   Тематический план

 

Кол-во часов

Сроки прохождения

Требования к подготовке уч-ся

Знать/понимать

Требования к подготовке уч-ся

Уметь/применять

       

Летописи, былины, сказания, жития.  8 часов

1.

Летописи. Вводный урок.

1

4.09

жанр «летопись», «былина»,  произведение «Житие Сергия Радонежского».

проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг, анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

2.

«И вспомнил Олег коня своего»

1

09.09

3.

Былины. Ильины 3 поездочки.

1

11.09

4.

Былины. Ильины 3 поездочки.

1

16.09

5.

Житие Сергия Радонежского.

1

18.09

6

Житие Сергия Радонежского.

1

23.09

7

Житие Сергия Радонежского.

1

25.09

8

Обобщение по разделу «Летописи, былины, сказания жития».

1

30.09

Чудесный мир классики.   14ч

9

П. Ершов «Конёк-горбунок» (отрывок)

1

02.10

творчество П. Ершова, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Чехова,  Л.Толстого; название и основное содержание изученного произведения

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

10

Чудесный мир классики.
П. Ершов «Конёк-
горбунок» (отрывок)

1

07.10

11

А. Пушкин.
Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»

1

09.10

12

А. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

14.10

13

А. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

16.10

14

Волшебные  сказки: народные и литературные.
А. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях»

1

21.10

15

М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека»

1

23.10

16

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).

1

04.11

17

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей

1

06.11

 18

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

1

11.11

19

Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый
герой

1

13.11

20

А. П. Чехов «Мальчики»

1

18.11

21

А. П. Чехов «Мальчики».

Составление
плана

1

20.11

22

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

1

25.11

Поэтическая тетрадь 8 часов

23

Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева.  «Еще земли печален вид…» «Как неожиданно и ярко»

1

27.11

24

А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении  «Бабочка»,  «Весенний дождь»

1

02.12

25

Картины весенней природы и настроение
в стихах Е. А. Баратынского
«Весна, весна! Как воздух
чист!..»,  «Где сладкий шепот…»

1

04.12

26

Картина сельского быта.
А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

09.12

27

Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина  «В синем небе плывут над полями…»

1

11.12

28

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние

сумерки нянины сказки…»

1

  1. 16.12

29

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад»

1

  1. 18.12

30

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочный тест.

1

23.12

Литературные сказки   8 часов

31

В. Ф. Одоевский «Городок
в табакерке» Научно-познавательная сказка.

1

25.12

творчество В.Одоевского, П.Бажова, С.Аксакова, названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.

читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему;  выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план.

32

Сочетание реальных и фантастических событий в сказке
В. Ф. Одоевского «Городок
в табакерке»

1

13.01

33

В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

1

15.01

34

В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

1

20.01

35

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».

1

22.01

36

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

1

27.01

37

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков  «Аленький цветочек»

1

29.01

38

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке

С. Т. Аксакова «Аленький
цветочек»

1

03.02

Делу время – потехе час     12 часов

39

Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца

«Сказка о потерянном времени»

1

05.02

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном, изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст.

40

Авторская литературная сказка Е. Л.Шварца

«Сказка о потерянном времени»

1

10.02

41

В. Ю. Драгунский

«Главные реки».

1

12.02

42

Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

1

17.02

43

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы  не ел»

1

19.02

44

Обобщение по

разделу «Делу время - потехе

час»

1

24.02

45

Б. С. Житков «Как я ловил
человечков».

Плохое и хорошее в поступках людей

1

26.02

46

К. Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками».

1

03.03

47

К. Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками». Поступки как

средство характеристики героев

1

05.03

48

М. М. Зощенко «Елка».

1

10.03

49

М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания

1

12.03

50

Обобщение по разделу «Страна детства»

1

17.03

«Тихая моя Родина»      Поэтическая тетрадь 3.

3 часа

51

Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

1

19.03

52

Стихи о счастли-вых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

31.03

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст.

53

Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

02.04

Природа и мы

5часов

54

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

1

07.04

55

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

1

09.04

56

Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

1

14.04

57

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении

1

16.04

58

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

21.04

Поэтическая тетрадь 4.      2 часа

59

Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень»

 Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах
С. А. Клычкова «Весна в лесу»

1

23.04

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст.

60

Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето»

Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь»

 С. А. Есенина «Лебедушка»

1

28.04

Родина     2часа

61

Тема любви
к Родине и ее
героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь»

 С. Д. Дрожжина «Родине» А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком
блеске»

1

30.04

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст.

62

Тема войны в произведении
Б. А. Слуцкого «Лошади
в океане»

Обобщение по разделу: Родина.

1

05.05

Страна Фантазия     2 часа

63

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

1

07.05

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям.

64

Кир Булычев  «Путешествие Алисы» Обобщение по разделу: Страна Фантазия

1

12.05

Зарубежная литература       4 часа

65

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

14.05

творчество и произведения писателей зарубежных стран.

.

читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям;  различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Учащиеся должны проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценирование произведений зарубежной литературы

66

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

19.05

67

Тема первой любви  в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

1

21.05

68

Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете»

1

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...