Урок обучения грамоте." Звуки [л'], [л], буква Л л"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Иванова Татьяна Борисовна

УМК "Перспективная начальная школа". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_obucheniya_gramote_zvuki_l.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1-м классе " Звуки [л], [л], буква Л л"

Цель:  создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л,], букву “л” в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков.

Задачи: развивать речь учащихся, умение логически мыслить, анализировать, находить общие признаки, делать выводы; развивать умение работать в парах, слушать друг друга

Оборудование для урока: 

  • Картинки: лиса, лось, пчела, лимон.
  • Звуковые схемы
  • Раздаточные карточки для индивидуальной работы
  • Рисунки “На что похожа буква Л”, стихи о букве Л
  • Карточки с опорными словами для определения темы урока

Средства обучения: доска, раздаточный материал, иллюстрации в виде картинок

Ход урока

1. Мобилизующий момент.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

2. Артикуляционная гимнастика.

а)  Упражнения на дыхание.

  • футбол
  • чашечка
  • грибок
  • чистим зубы

б) Скороговорка

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

  • Шепотом
  • Вполголоса

3. Определение темы.  Целеполагание.      

а) загадки 

Трав копытами касаясь,
Ходит  по лесу красавец,

Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.  (Лось)

Какой зверь опасный,
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?   (Лиса)

б) Сравните первые звуки в словах и назовите тему сегодняшнего урока.

Слово “лось” начинается со звука [л], а слово лиса – со звука [л,], значит тема сегодняшнего урока: “Звуки [л], [л,] и буква, которая их обозначает”

в) Чему вы хотите научиться на уроке?

Сегодня на уроке мы должны познакомиться со звуками [л], [л,] и буквой, которая их обозначает, будем учиться различать эти звуки в словах и читать слоги, слова с изученными буквами.

4. Характеристика звуков.

а) Работа по учебнику стр.29

Соотнесите картинку со схемой. Что изображено?  (угол, уголь)

  • чтение каждого звука
  • выделение последнего звука и его характеристика
  • обозначение звуковой фишкой

Во рту есть преграда для воздуха, значит звук [л] – согласный

Больше голоса, значит звук [л] – звонкий  

Звук [л] в слове “угол” – твёрдый, в слове «уголь» - мягкий.

5. Упражнения в различении звуков [л], [л,].

а) игра «мягкий-твёрдый»

Липа, ландыш, тополь, голубика, лиственница, ель, волнушка.

6. Знакомство с буквой Л л.

а) Звуки [л], [л,] на письме обозначаются  заглавной и строчной буквой           Л (эль).

- Для чего нужна заглавная буква?

-  Встаньте те ребята, чьё имя начинается  с буквы Л. Назовите имена.

-  Встаньте те ребята, чья фамилия начинается  с буквы Л.

б) На что похожа буква?

в) Изобразите    

  • пальчиками
  •  встаньте, изобразите букву Л в паре.

г) Обведите пальчиком в учебнике.

7. Работа в тетради.

а) гигиенические правила письма

б) печатание  

8. Физкультминутка

9. Чтение

а) Чтение слогов + индивидуальные карточки

ла ло лы ли лу        ал ол ыл ил лу

чтение хором и индивидуально

(первый ряд…, второй ряд…, в разбивку…)

-Назовите слог, в котором есть звук [л,]. Почему читаем мягко?

Ли, потому что буква “и” указывает на мягкость впереди стоящего согласного звука.

б) Игра «Доскажи словечко»              

глухарь

дятел

белка

иволга

олень

пчела

волк

б) Чтение слов (с карточек) и с доски.  

- На какие группы можно разделить слова?   (птицы, звери)

- Какое слово лишнее? (пчела)

- Почему?

10. Работа над предложением.

- Составьте по схеме предложение про пчелу.

                   Пчела пьёт нектар.

- Добавьте признак предмета.

                  Пчела пьёт цветочный нектар.

11. Подведение итогов урока

- Вы успешно справились со всеми заданиями, и наш урок подошёл к концу. Расскажите, чему учились на уроке.

Мы учились различать звуки [л], [л,] и букву Л в словах, учились читать слоги слова и предложения

- Расскажите всё, что узнали о звуках [л], [л,]

Звук [л] - согласный, непарный, звонкий, твёрдый. Звук [л,]- согласный, непарный, звонкий, мягкий.

- Какая буква обозначает звуки [л], [л,]?

Буква Л

10. Рефлексия

- Кто доволен своей работой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте: «Звуки [ж], [ш] и буквы Ж, Ш.»

Урок знакомства с новыми звуками в 1 классе по "Гармонии" (2010 год)...

Урок обучения грамоте:Звуки согласные /с’ с/ Буквы С, с.

Конспект урока по теме: Звуки согласные /с’ с/ Буквы  С, с....

Урок обучение грамоте "Звуки [ж].[ш] и буквы ж,ш"

закрепить знания парных согласных звуков [ж, ш], умение различать их на слух и обозначать буквами Ж,Ш, продолжить формирование понятия “дикие животные”, учить выразительному чтению....

Презентация к уроку обучения грамоте "Звуки [ з ] и [ з, ] , буквы З и з".

Презентация к уроку чтения в 1 классе в период обучения грамоте....

Урок обучения грамоте "Звуки [б] и [б\'], буква Бб"

Развёрнутый конспект урока обучения грамоте в соответствии с ФГОС. Весь урок постороен на одном литературном произведении - сказке А. Толстого "Приключения Буратино или Золотой ключик". Презентацию к ...

Урок обучения грамоте "Звуки [х],[х\'] и буква, которая их обозначает

На уроке представлена интересная фонетическая, словарная работы. Большое внимание уделяется развитию речи....

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...