"Лиса и журавль"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

ознакомить учащихся с новой сказкой. 1) отрабатывать навыки выразительного чтения; 2) развивать умение отвечать на вопросы, речь, мышление, память; 3) воспитывать интерес к творчеству русского народа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор :Ильченко Ю.В.

МОУ СОШ № 49  (комбинированный урок) «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

Цель: ознакомить учащихся с новой сказкой.

Задачи:

  1. отрабатывать навыки выразительного чтения;
  2. развивать умение отвечать на вопросы, речь, мышление, память;
  3. воспитывать интерес к творчеству русского народа.

Оборудование: учебник «Литературное  чтение» для 2-го класса (авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова МБ.), рисунки с изображениями лисы и журавля.

ХОД УРОКА

I.        Организационный момент. Проверка домашнего задания

II.        Постановка цели урока

- Сегодня на уроке  мы познакомимся еще с одной русской народной сказкой. А узнать ее героев вы
сможете, отгадав загадки:        

Пришла из лесу птичница        

В рыжей шубке

Кур посчитать        (Лиса)

Вывешивается картинка с изображением лисы.

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,        

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.        (Журавль)

Вывешивается картинка с изображением журавля.        

-        Конечно, это лиса и журавль. Наша сказка так и называется. Сегодня мы не только прочитаем    |
новую сказку, но и вспомним малые жанры русского фольклора, которые изучали раньше. И один из
них мы уже вспомнили - это загадки. Какие еще загадки о животных вы помните?

III.        Изучение нового материала и закрепление ранее изученного

-        А сейчас давайте прочитаем сказку...        
Читают сказку учащиеся, по ходу чтения проводится словарная работа:

Пир - большой званый обед, обильное угощение.

Потчевать - угощать.

Не обессудь - не суди, не отнесись строго.        

Несолоно хлебавши - остался ни с чем.

  • Понравилась вам сказка?        
  • Почему лиса решила угостить журавля?        
  • Какой урок преподал журавль лисе?        
  • Какая из пословиц подходит к сказке:

  • С дружбой и горе пополам разгорюешь.
  • До слова крепись, а, давши слово, держись.        
  • Где умному горе, там дураку веселье.

-        Вот мы и вспомнили еще один жанр русского фольклора - это пословицы. Вспомните другие
пословицы о дружбе. А сейчас от каждого ряда к доске выйдет по одному ученику. Они выберут из    
группы пословиц те, которые подходят к сказке. Кто быстрее выполнит задание, тот ряд объявляется
победителем:        

  • Друзья познаются в беде.
  • Каков гость, таково и угощение.        
  • На что и звать, коли нечего дать.
  • Каков мастер, такова и работа.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Не потчуй меня тем, что я не ем.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.        

• Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • А можно ли назвать дружбу лисы и журавля настоящей?
  • Почему лиса размазала кашу по тарелке?
  • Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком?
  • Послушайте произведение и вспомните, к какому жанру устного народного творчества оно относится:

Журавленок желудь взял, Бросил желудь и поймал. Он, наверно, очень скоро Будет цирковым жонглером.

  • Да, это потешка. Можно ли сказать, что лиса и журавль потешались друг над другом? Почему они поступили плохо?
  • О каждом из этих героев народ сложил свое произведение. Послушайте эти произведения и скажите, к каким жанрам русского фольклора они относятся:

Два ученика читают по очереди каждый свое произведение:

Дрёма вдоль по улице прошла,        Лиса на болоте

К кому Митеньке зашла,        Платьице мыла,

Под головушку спать легла.        Валек опустила.

Баюшки-баю, баю деточку мою!        Сама-то смеется,

Пролетал журавушка,        Хохолок трясется.

Кинул сон на травушку.

-        Спи, Митенька, засни,
Угомон тебя возьми.

(колыбельная песня и небылица)

IV.        Закрепление материала

- Сейчас мы прочитаем сказку «Лиса и журавль» по ролям. Значит, нам нужно выбрать тех, что будет озвучивать роли героев сказки. А выбрать нам поможет считалка - еще один жанр русского фольклора:

Идет лиса со скалочкой, Считает всех считалочкой: Курочку унесла, Уточку унесла. Петушка пойду ловить, Выходи, тебе водить. Чтение сказки по ролям.

V.        Подведение итогов урока

  • С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?
  • Кто главные герои сказки?
  • Чему учит эта сказка?

s        - Какие жанры устного народного творчества вспомнили и повторили сегодня на уроке?

.

VI.        Домашнее задание

-        Перечитайте сказку и нарисуйте к ней иллюстрацию.


 

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе 2 класс Сказка "Лиса и журавль"

Современными технологиями можно считать новый способ подачи учебного материала, который развиваетребенка и способствует формированию умения учиться.Данный урок литературного чтения решает именно эти з...

Обучающее изложение "Лиса и Журавль"

Презентация по русскому языку в 3 классе. УМК "Школа России". Презентация по теме "Изложение "Лиса и Журавль". Изложение по произведению Л.Н. Толстого. В основном многие дети знакомы с этим произведен...

Конспект урока на тему "Лиса и журавль", русская народная сказка

Конспект урока по сказке "Лиса и журавль" 2 класс "Школы России"...

урок литературного чтения 1 класс " Лиса и журавль" программа " Начальная школа 21 век"-презентация

Презентация содержит материал для определения темы урока, для работы над содержанием сказки , для подведения итогов урока...

Басня "Лиса и Журавль".

Красочная презентация к уроку обучения грамоте с прослушиванием басни "Лиса и Журавль"....

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь»

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь»...