Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Белоногова Ксения Михайловна

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: русская народная сказка «Лиса и Журавль». Н. Сладков «Лиса и Мышь»

Цели урока: ознакомить с содержанием русской народной сказки «Лиса и журавль» и рассказа Н. Сладкова «Лиса и мышь»; создать условия для совершенствования техники чтения; активизировать мыслительную деятельность - умения ставить вопросы, выделять главное, видеть смысл в информации, аргументированно высказываться, делать логические умозаключения; ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; способствовать привитию любви к устному народному творчеству.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Планируемые результаты:

Предметные: пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать небольшие по объёму тексты; овладеть приёмами инсценировки несложных произведений.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация Power Point, аудио запись звуков животных, видео русской народной сказки «Лиса и Журавль»; у учащихся: учебник, тетрадь на печатной основе.

Сценарий урока

I Мотивация учебной деятельности (подготовка класса к работе)

О чём-то скрипит половица,

И спицам опять не спиться,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски...

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

II Включение в систему знаний. (использование аудио запись звуков животных)

Игра «Чей это голос?».

  • Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

-тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);

-низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь)1,

-хриплый, грубый, «толстый» (волк);

-звонкий, чёткий (петух);

-вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса).

Смотрите, появилась лиса. Она хочет рассказать сказку. (На доске: рисунок с изображением сказочной лисы).

Здравствуйте, дорогие ребятушки! Люблю я сказки о себе рассказывать. Послушайте слова и догадайтесь, о какой сказке идёт речь: лиса, журавль, в гости, угощу, тарелка, кувшин, несолоно хлебавши, дружба кончилась.

III Открытие нового знания (постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации учащимися)

-Заглянем в волшебный мир сказки.

1.Пантомима сказки.

Заранее подготовленные учащиеся изображают сценки, как лиса и журавль приходят друг к другу в гости.

  • Какую сказку вам показали ребята? («Лиса и журавль».)

2.Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль» учителем.

3.Беседа по содержанию сказки.

  • Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?
  • Вам понравилось, как вела себя лиса? Почему?
  • Как вы думаете, правильно ли поступил журавль? Почему?
  • Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?
  • А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса - из кувшина?

Вывод: если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.

4.Словарная работа.

  • Объясните значения слов:

Куманёк (кум) - крёстный отец по отношению к родителям крестника.

Сама стряпала -сама приготовила пищу.

Потчевать -угощать.

Несолоно хлебавши -обманулась в ожидании.

  • Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки? Попытайтесь объяснить.

5.Повторное чтение сказки.

  • Что делает эту сказку сказкой?

6. Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.

  • Объясните смысл пословиц.
  • Как вы думаете, какая пословица может быть названием сказки?

IV Физминутка на убывание

Просмотр видео русской народной сказки «Лиса и Журавль»

7.Работа по тетради.

-Соедините черты характера лисы со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»;

- Соедините черты характера журавля со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»;

- Рассмотрите иллюстрации в тетради. Найдите соответствующий отрывок к сказке «Лиса и журавль». Раскрасите его.

8.Чтение произведения Н. Сладкова «Лиса и мышь» (работа в парах).

-Прочитайте название следующего произведения, рассмотрите иллюстрацию. Кто герои произведения?

-Договоритесь, чьи слова вы будете читать. Прочитайте диалог по ролям.

9.Работа по вопросу в учебнике.

На доске: «Ни        не боюсь!»

-Чьи слова записаны на доске? Прочитайте ответ мышки, добавляя пропущенное слово. Каким словом можно заменить слова: ни крошечки, ни капельки, нисколечко? (Совсем, совершенно... не боюсь!)

IV Подведение итогов

-Какие произведения прочитали на уроке?

-Что полезного вы узнали из сказки «Лиса и журавль»?

V Рефлексия (контроль и оценка процесса и результатов деятельности учащимися)

- Что вам понравилось на уроке?

- Какие цели мы сегодня ставили?

- Удалось ли нам их достичь? Почему?

- Давайте оценим нашу работу на уроке.

Поставьте красный кружок в тетради, если у вас получилось красиво и аккуратно, синий – если вы считаете, что ваша работа получилась не так как вы хотелось, зеленый – если вы выполнили работу не до конца.

Список литературы:

  1. Литературное чтение 1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Л.А Ефросинина– М.: Вентана-Граф, 2012. (Начальная школа ХХI века).
  2. Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2012 (Начальная школа ХХI века).
  3. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие/ Л.А Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Конспект урока во 2 классе  Русская народная сказка «Лиса и журавль»...

Урок чтения 1 класс русская народная сказка "Лиса и журавль"

В работе представлен материал по работе над сказкой в 1 классе ( с презентацией)....

Урок чтения в 4 классе СКОШИ I вида Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Данная разработка урока чтения по теме "Русская народная сказка "Лиса и журавль" (конспект) поможет учителю формировать плавное, сознательное чтение с соблюдением пауз и правил орфоэпии; учить в...

Занятие по русскому языку как неродному Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Конспект урока по русскому языку как неродному Русская народная сказка "Лиса и журавль"...

конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".

овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек...