Конспект урока Русская народная сказка «Лиса и журавль»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Конспект урока во 2 классе  Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Проект

Осуществлено

Проект

Осуществлено

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Организационный момент

Речевая разминка

Бежит лиса по шесточку:

- Лизни, лиса, песочку!

Учащиеся читают скороговорку

Постановка целей урока

Отгадайте загадки:

А) Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.

Б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это?

Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку ?

Знаете ли вы другие загадки о лисе или журавле?

Могут ли они встретиться вместе в природе?

В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи.

Как называется жанр?

Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса.

Опишите характер лисички в разных народных сказках.

С какими другими животными встречалась лиса в фольклорных произведениях? 

В какой сказке встретились эти герои?



 

Работа над этой сказкой будет темой нашего урока сегодня.





(журавль)




(лиса)











Сказка





(«Кот, Петух и Лиса», «Лиса и тетерев», «Лиса и кувшин», «Лисичка-сестричка и волк» «Хитрая Лиса»).



(Хитрая, умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая.)

 «Лиса и Журавль»

Работа по теме урока


Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися. Проблемно-диалогическая работа с текстом

- Чем понравилась вам сказка?

-Можно ли утверждать, что, прочитав сказку, читатели узнают особенности жизни  и быта, ценимые качества характера у русского народа? Обоснуйте своё мнение.

-Что показалось забавным?

- Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему?

- Чем нравится  вам конец сказки?

-Как можно помирить героев?

Овладевать навыком смыслового чтения

  1. -искать и  находить нужную информацию  в соответствии с заданием учителя, методического аппарата учебника.

Словарная работа.

- Как можно объяснить значение слов и выражений, сказать понятно всем нам:

“вздумала”, “дорогой гость”, “стряпала”, “званый пир”, “не обессудь”, “потчевать”, “несолоно хлебавши”? 

Определить значение этих слов, используя толковый словарь учебника.

- Как сказать иначе :

“взяла лису досада”

“Как аукнулось, так и откликнулось”

 “С тех пор и дружба врозь”

- Какие слова сказки мы слышали как пословицы?

Учащиеся выполняют задание учителя

-анализировать слова и выражения в тексте

– объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;

Работа с текстом.

А) Найди в тексте близкие по значению слова:

-“познакомились”

- “положила в тарелку каши”

 -“стала ходить вокруг кувшина с окрошкой”

- “пошла домой голодная”

Б) Найдите и прочитайте слова и выражения, которые можно встретить в других сказках.

В) Прочитайте отрывок, доказывающий жадность лисы.

Г) Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после “угощения”. -В чем он оказался неправ ?

Д) Найдите слова, описывающие состояние лисы после приема у журавля.

-Как она могла не допустить ссоры с журавлем ?

Е) Прочитайте самое длинное слово в тексте сказки.

-Что оно значит?

-Какие другие слова близки по смыслу?

-Есть ли противоположные по смыслу слова для слова “откликнулось”?

Ж) Прочитайте слова и выражения, которые вам понравились, показались красивыми? -Когда, в какой ситуации  так можно нам сказать?

З) Самостоятельно определите, какие поступки совершают герои.

Как к ним относится автор?

Как вы относитесь к поступкам героев?

Работать с содержанием текста сказки:

-описывать характер героя;

— подбирать пословицы по смыслу сказки;

— выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной сказки;

— Оперировать в речи понятиями:  быт, бытовая сказка, вымысел, гордость, гордыня, гримёр, композиция, обычай, персонаж, собиратель сказок, традиция.

Дети отвечают на вопросы

— определять тему и главную мысль произведения  и обосновывать своё мнение;

— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

  1.  -планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;
  2. -анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить;

Физминутка.

-Представьте себя на месте журавля. Встаньте и покажите его состояние в этот момент позой, мимикой, жестами (к доске на пантомиму приглашаются желающие, «зрители» аплодисментами выбирают самого понравившегося, отмечая, что именно понравилось)

-Найдите и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения лисы дома.

-Найдите и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения лисы в гостях.

-Изобразите лису, работая телом, мимикой и жестами ( 2-3 пары показывают пантомиму  у доски, доказывая строчками текста выбор невербальных средств)

Групповая работа














































А) Распределение и чтение сказки по ролям в группах (парах).

  1. Сделайте разметку текста и определите реплики лисы.
  1. Подумайте, с какой интонацией надо читать слова лисы? (Быстро, заискивающе, глядя в глаза, весело, грустно, удивленно.)
  2.  Прочитайте реплики лисы, сохраняя выбранную интонацию.
  3.  Обсудите в паре, удалось ли сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при чтении? Какую мимику и жесты использовать? Должна ли лиса стоять на месте? Или она все время должна быть в движении?
  4.  Сделайте разметку текста и определите реплики журавля.

Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

  1.  Есть ли похожие интонации в речи  журавля и лисы?  Одинаковые ли будут  жесты у журавля и лисы?
  2.  Прочитайте реплики журавля, сохраняя выбранную интонацию.
  3.  Обсудите в паре, удалось сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при чтении? Какую мимику и жесты использовали? Должен ли журавль стоять на месте? Или он всё время должен быть в движении?
  4.  Кто ещё будет участвовать в спектакле?
  5.  Как должен читать свои слова автор?
  6.  Обсудите в паре, с какой интонацией надо читать слова автора: спокойно, размеренно, негромко?

Б) по желанию инсценирование отрывка (парами или группами) у доски.

В) Обсуждение: Чье исполнение (чтение)  показалось вам более удачным? Почему?

Похвалите: “Особенно мне понравилось, как….изобразил (прочитал)…..”.

Читать и инсценировать сказку по ролям.

-уметь распределять роли  при подготовке к инсценированию (драматизации);

-отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);

-уметь выражать собственное отношение к герою  в процессе  чтения  по ролям или инсценирования  (драматизации).

Дети отвечают на вопросы

— осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;

-формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

—  использовать речевые средства для представления результата деятельности:

– умения ответить на поставленный вопрос.

Итог урока. Рефлексия.










Домашнее задание

Определите главную мысль сказки (чему она учит).

-Какой мудрый совет дает нам сказка?

-Можно ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека?

-Какие традиции и особенности быта русского народа показаны в сказке?

-Чья работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему?


Сделать иллюстрацию (коллаж); нарисовать, слепить героев сказки.

– словесное иллюстрирование прочитанного;
– составление краткого отзыва о прочитанном;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь»

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь»...

Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК Школа России) на тему "Русская народная сказка "Лиса и журавль"...

конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".

овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек...

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"

Урок помогает раскрыть учащимся главный вопрос сказки: "Почему у лисы и журавля не получилась дружба?". А также раскрывает секреты крепкой дружбы, а не ложной как в данной сказке....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»

Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...

Конспект учебного занятия. Тема : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"

Конспект учебного занятия по чтению 4 класс . Сказка "Лиса и журавль"...