Урок чтения в 4 классе СКОШИ I вида Русская народная сказка "Лиса и журавль"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Кузнецова Ольга Витальевна

 

Данная разработка урока чтения по теме "Русская народная сказка "Лиса и журавль" (конспект) поможет учителю формировать плавное, сознательное чтение с соблюдением пауз и правил орфоэпии; учить выделению смысла прочитанного; формировать умение определять жанр произведения; обсуждать поступки действующих лиц, называть черты характера; продолжать учить отвечать на вопросы, ориентируясь в тексте; работать над формированием связной речи; обогащать словарный запас у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl.lisa_i_zhuravl.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ЯО Рыбинская специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида

Конспект урока

чтение и развития речи

 в 4 классе

Учителя  Кузнецовой О.В.

2009 - 2010 учебный год.

_________________________________________________________

Тема. Русская народная сказка «Лиса и журавль».

Цель и задачи: 

- формировать плавное, сознательное чтение с соблюдением пауз и правил орфоэпии;

- учить выделению смысла прочитанного;

- формировать умение определять жанр произведения;

- обсуждать поступки действующих лиц, называть черты характера;

- продолжать учить отвечать на вопросы, ориентируясь в тексте;

- работать над формированием связной речи;

- активизировать и расширять словарный запас у учащихся.

Подготовительная работа.

1.  Готовится плакат с загадкой о лисе.

2.  Готовится опорная таблица «Жанры произведений».

3.  Готовятся карточки для проведения словарной работы.

4.  Готовятся карточки с предложениями по тексту.

5. На внеклассном занятии учащиеся знакомятся с понятиями «кувшин с узким горлышком» и «кувшин с широким горлышком».

Оформление, оборудование и инвентарь:

- на магнитную доску помещается опорная таблица «Жанры произведений»;

- на магнитную доску помещаются рисунки «кувшин с узким горлышком» и «кувшин с широким горлышком»;

- на классной доске пишется план урока, вопросы по содержанию текста и опорные слова, характеризующие поведение;

- на столе у учителя приготовлены карточки со словарем и предложениями;

- на партах у учащихся лежат книги.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Речевая зарядка.

3. Вводная часть.

4. Чтение текста, определение жанра произведения.

5. Работа над содержанием сказки (I часть).

6. Характеристика лисы.

7. Динамическая пауза.

8. Работа над содержанием сказки (II часть).

9. Характеристика журавля.

10.Определение главной мысли сказки.

11.Итог урока.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

     Наденьте наушники.

     Ты слышишь? – Алеша.                       - Я слышу.

     Какой урок?

     Который урок?

2. Речевая зарядка.

     рас – рос – рус          рус – ска – я        сказ – ка

    ска – ско – ску          русская                сказка

    скас – скос – скус     русская сказка

3. Вводная часть.

        Что будем делать?        - Будем отгадывать загадку,

                          читать книгу, отвечать на вопросы.

        Прочитайте загадку.

  Рыжая красавица

       Из лесу пришла,

       Всех кур пересчитала

       И с собой унесла.     

        Кто это?        - Лиса        .

                        - Я думаю, это лиса.

        Верно. А сейчас посмотрите и скажите, как называется книга?

                        - Лиса и Журавль.

                        - Книга называется «Лиса и

                          Журавль».

4. Чтение текста, определение жанра произведения.

        Откройте книги, прочитайте текст сами.

        (Учащиеся самостоятельно читают текст.)

        «Лиса и Журавль». Подумайте и скажите, что это – рассказ, стихотворение, сказка.

                        - Сказка.

                        - Я думаю, что это сказка.

        Кто автор сказки?        - Я не знаю.

                        - Нет автора.

     Это  русская народная сказка. 

        О ком говорится в сказке?        - О лисе, о журавле.

5. Работа над содержанием сказки (I часть).

        Прочитайте первое предложение.

        (Учащиеся читают предложение: «Лиса и Журавль подружились».)

        Что означает слово – подружились?        - Стали друзьями.

        Покажите на картинке. (Учащиеся показывают иллюстрацию.)

        а) Что вздумала Лиса?

        (Учащиеся отвечают словами из текста.)

        Вздумала. Как сказать по-другому?        - Придумала.

        Замените слово «вздумала» и прочитайте предложение.

                        - Придумала Лиса угостить Журавля.

        (Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)

        б) Что наварила Лиса?        

        (Учащиеся находят ответ в тексте и читают.)

        Намазала. Скажите по-другому.        - Положила.

        Замените слово «намазала» и прочитайте предложение.

                        - Лиса наварила манной каши и

                          положила на тарелку.

        (Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.)

        в) Как Журавль ел кашу?

        (Учащиеся отвечают словами из текста.)

        Ничего не попадает. Скажите иначе.        - Ничего не съел.

        Замените слова и прочитайте предложение.

                        - Журавль стучал носом по тарелке 

                          и ничего не съел.

        (Табличка с предложением помещается на доску, идет хоровое проговаривание.)

        г) Кто съел кашу?

        (Учащиеся читают ответ.)

        Как можно сказать короче?        - Лисица все сама съела.

        (Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.)

6. Характеристика Лисы.

        Какая Лиса?

        (Учащиеся читают опорные слова и выбирают те, которые характеризуют Лису.)

        - добрая        - Жадная.

        - жадная        - Хитрая.

        - хитрая

7. Динамическая пауза.

        Встаньте. Покажите, как ходит лиса?  (Учащиеся изображают лису.)

        Покажите, как ходит журавль? (Учащиеся изображают журавля.)

        Сядьте.

8.  Работа над содержанием сказки (II часть).

        (Учитель обращает внимание детей на два рисунка, на которых изображены: кувшин с узким горлышком и кувшин с широким горлышком.)

        Что это?        - Кувшин.

        Кувшин с узким горлышком. Покажите.

        (Один ученик выходит и показывает кувшин с узким горлышком. Табличка помещается на магнитную доску рядом с рисунком, идет хоровое проговаривание.)

        а) Что приготовил Журавль?

        (Учащиеся находят в тексте ответ.)

        Приготовил окрошку.        - Сделал окрошку.

        Наклал в кувшин. Скажите иначе.        - Положил в кувшин.

        Замените слова и прочитайте предложение.

                        - Журавль сделал окрошку, положил                          в кувшин с узким горлышком и 

                          поставил на стол.

        (Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.)        

        б) Что сделала Лиса?

        (Учащиеся отвечают словами из текста.)

        Достать. Как сказать по-другому.        - Взять.

        Замените слово и прочитайте предложение.

                        - Лиса начала ходить вокруг 

                          кувшина, а взять не может.

        (Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)

9. Характеристика Журавля.

        Какой Журавль?

        (Учащиеся читают опорные слова и выбирают те, которые характеризуют Журавля.)

        - глупый        - Умный.

        - умный        - Находчивый.

        - находчивый

10.Определение главной мысли сказки.

        Вам понравилась Лиса?        - Нет.

                        - Не понравилась.

        Почему не понравилась?        - Плохо сделала.

        Плохо поступила.

        Как Журавль поступил?        - Хорошо.

                        - Плохо.

        Журавль поступил так же плохо.

        Как поступишь ты, так же поступят и с тобой.

        (Учащиеся хором читают главную мысль сказки.)

11.Итог урока.

        Что мы делали на уроке?        - Мы отгадывали загадку,

                          читали книгу, отвечали на вопросы.

        Вам понравилась сказка?        - Мне понравилась сказка.

        Послушайте отметки. Алеша, …        - Пять.

        Снимите наушники. Встаньте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - викторина по литературному чтению (4 класс). Обобщение по разделу "Русские народные сказки"

Урок проводится в 4 классе. Возможно также проведение урока в качестве  внеклассного мероприятия....

Урок литературоное чтение 2 класс "Разгадываем загадки сказок. Русская народная сказка "Снегурочка"

Разгадываем загадки сказок. Народная сказка «Снегурочка».Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения.Овладение навыками осозн...

Урок чтения 1 класс русская народная сказка "Лиса и журавль"

В работе представлен материал по работе над сказкой в 1 классе ( с презентацией)....

Урок чтения во 2 классе СКОШИ I вида Заключительный урок по теме "Зима."

Данная разработка урока чтения во 2 классе СКОШИ I вида по теме "Зима"  (конспект) имеет цель: обобщить пройденный по теме материал и решает следующие задачи: закрепить у учащихся полученны...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению 2 класс. В ГОСТЯХ У РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

ЦЕЛИ: познакомить с понятием - устное народное творчество,   расширить знания о русских народных сказках, вспомнить   известные детям сказки и познакомить с неизвестными;Формировать и р...

Задание по литературному чтению, 2 класс/ УМК "Школа России"/ русская народная сказка "Лиса и тетерев"

Используется в качестве дополнительного материала или альтернативы рабочей тетради....