Урок литературного чтения Е. А. Пермяк «Случай с кошельком»
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Мугражева Акгуль Адылбековна

КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2 КЛАСС Е. А. Пермяк  «Случай с кошельком» с самоанализом учителя
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_konkurs_metapredmetnyy_urok.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кош-Агачская основная общеобразовательная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2 КЛАСС

Е. А. Пермяк  «Случай с кошельком»

Подготовила учитель начальных классов Мугражева Акгуль Адылбековна

Урок чтения во 2 классе.

Программа: Начальная школа 21 века

Учебник: Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» 2 часть

Продолжительность урока: 40 мин.
Тема урока: Произведения о семье. Е.Пермяк «Случай с кошельком»

Цель: создать условия для целостного восприятия произведения.

Задачи: 1) развивать учебные и читательские умения: выделять главную мысль произведения, соотносить пословицу с содержанием произведения; выразительно читать произведение, диалоги; активизировать «вдумчивое чтение»; 2) формировать коммуникативные навыки работы в группе,  развивать позитивную самооценку учащихся;  3) способствовать воспитанию таких качеств характера, как честность, отзывчивость, смелость, внимательность через создание образов главных героев, воспитывать доброе отношение к семье


Предметные УУД:
-  анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
- выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной и групповой деятельности (возможна формулировка мнения на родном языке)
Регулятивные УУД:

-формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;
- читать в соответствии с целью чтения.
Коммуникативные УУД

- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Личностные УУД

-  эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности
- способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.

Предполагаемые результаты:

1. Производить анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла.

2.Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

3.Умение давать оценку нравственным  поступкам людей.

Тип урока: комбинированный.  Формы организации урока:   фронтальная,  групповая. Оборудование: презентация, листки, карандаши цветные

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Реализа-ция УУД

Орг момент

1мин.

Урок чтения

Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас

Сегодня мы продолжаем работу по подгруппам. Давайте вспомним правила работы

Настрой на урок, готовность на урок

Не перебивать

-уважать мнение друг друга.

Заранее обговорить, кто отвечает.

Работать вместе

Регулятивные

Личност-ные: внутрен-няя позиция

Ученика

Речевая разминка

2мин

Работа со скороговоркой

Проворонила ворона воронёнка

Стр. 17 учебника-хоровое чтение потешки

Медленно
с логическим ударением на 1 слово
с логическим ударением на 2 слово

с логическим ударением на 3 слово
быстро на выдохе, повторив дважды

Актуализация знаний  

3 мин

Повторение домашнего задания

10 мин

С какой темой мы сегодня работаем?
- Стихи, рассказы, сказки о семье.
Правильно. Ведь самое главное для каждого человека – это семья.
На свете чудо есть – семья.
Семь драгоценных, светлых я.
Они, как ноток семь, дружны,
И все красивы и важны.
Три нотки – папа, мама, я.
Ещё одна – сестра моя.
Ещё две - бабушка и дед,
Седьмой лишь нотки с нами нет.
«Гав-гав!» - да во дворе она.
Всем нотка хорошо слышна?
Она звонче всех звучит,
На месте нотка не сидит.
В семье семь ноток – семь цветов,
Семь драгоценных голосов,
Семь струн, звучащих, как одна,
И каждая из них важна.

(Звук мелодии- появляется мальчик – Батыр).

-Снова вас приветствует наш славный Батыр.  С чем  же сегодня славный Батыр к нам пожаловал?

На доске  казахская пословица:

 Жан уян  касында болса  жанын тынышта болар
Ученики,  прочитайте пословицу.


Батыр предлагает перевод

«Вся семья вместе – так и душа на месте».

-Объясните

 - Родился ребёнок. Ему нужны тепло и ласка …. Общение мамы с ребёнком начинается с первой колыбельной, которую пела мама и каждому из нас.
- Дома вы учили колыбельные. Давайте расскажем их. С какой интонацией вы будете их рассказывать?

-Молодцы, вам удалось передать заботливое, милое отношение матери к свои детям!

- Что вы можете сказать о первой колыбельной? Какая она? А вторая?
Народная Авторская
- К какому жанру относятся все эти произведения: скороговорка, пословица, песня? (фольклор)

Отгадывание ребуса 7я

Слушают

Читают, объясняют

по-своему

По группам рассказывают колыбельные

Чтение наизусть колыбельных

(опросить по 3 из группы) в целях экономии времени

Коммуни-катив-ные: выражать в речи свои мысли и действия.

Коммуни-катив-ные: строить понятные для партнера высказы-вания.

Создание проблемной ситуации

На доске

Чтобы стало в этом мире

Завтра лучше, чем вчера,

Давайте станем мы, ученики,

Творцами правды и добра.

В мире мудрых мыслей:

Славный Батыр вот, что рассказывает:

 Различие понятий (на доске)

правдивость-чындык (алт), шындык (каз)

честность –ак-чек (алт), адалдык (каз)

искренность- агару (алт), аскаттык, эдил

Работа у доски с понятиями

Человек            Настоящий человек

 кижи( алт )         Чындык кижи

адам    (каз)         нагыз адам

-Мы все люди, говорит Батыр, как же стать Настоящим человеком?

-Какие положительные качества должны быть у Настоящего человека?

Я думаю, что мы сегодня поработаем себе на радость и станем еще лучше!

- Вы догадались,  о чем  мы сегодня будем говорить?

Анализ

высказывание своего мнения на родном языке (алтайском, казахском)

Перечисляют положитель-ные качества

Личност-ные: уважение к мыслям и настрое--ниям другого человека, доброже-лательное отноше-ние

Тема урока

25 мин

Стр. 76

Прочитайте заголовок.

Предположите о чем произведением «Случай с кошельком»

Высказывают свои предположе-ния

Рассказ учителя об авторе, показ портрета

2 мин

Дыхательная гимнастика

Назовите автора

Евгений Андреевич Пермяк родился в 1902 году на Урале. Он прожил там более тридцати лет. Ещё в детстве он познакомился с жизнью заводов, приисков Урала. Евгений Пермяк изучил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Большинство его произведений посвящено труду, взаимоотношениям в семье. Умер Евгений Андреевич Пермяк в 1982 году. Он прожил 80 лет.

Прежде чем познакомиться с новым произведением, давайте проведём небольшую дыхательную гимнастику.
Упражнение «Задуй свечу»
Упражнение «вдох-пауза-выдох»

Просмотр выставки книг

Регулятив-ные: прини-мать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Работа с текстом

Словарная работа

5-6мин.

Понравился ли вам рассказ? Что особенно вам понравилось, объясните.

-Назовите главных героев?

-Охарактеризуйте каждого героя, докажите словами из текста.
-Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю жизнь?

-Работа с обложкой:

-Правильно ли составлена обложка?

Работа над значением слов (седенькая, хроменькая, обязанность)

-У нас обязанностей много, например в школе, перед взрослыми, перед самим собой.

Чтение хорошо читающими учениками

Выборочное чтение

Нахождение ошибки:  это не сказка, это рассказ

Предмет-ные: анализи-ровать,

сравни-вать, делать умозаключение.

 

Физминутка

Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись. То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись. А потом мы умывались,
Аккуратно одевались, Завтракали и обедали  не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.

Показ движениями

Повторное чтение

8мин.

Повторное чтение рассказа по ролям.
Перед чтением давайте определим действующих лиц.

-С какой интонацией читаем слова Кости? Старушки? Старшей сестры
Выборочное чтение.
- Прочитайте слова Костиной сестры. - Объясните,  как вы понимаете ее слова?

Права ли она?

Вывод: честность всего дороже

Чтение по ролям

Коммуникативные: выражать в речи свои чувства. 

Игра –фронтальная работа, работа  по подгруппам

6мин

  1. Фронтальная работа

Назовите слова с  противоположным значением

Добрый-злой,

Правда-ложь

Смелость- Трусость

работа по подгруппам –

1 группа

ОБОРДАТ      -      ДОБРОТА

ВИЧОТЫЗТЬОВС    -    ОТЗЫВЧИВОСТЬ

ВЖИЛСТЬО   - ЛЖИВОСТЬ

НССЕТЬЧТО    - ЧЕСТНОСТЬ

- Назовите эти понятия одним словом. (Качества человека)

- Назовите «лишнее» слово. (Лживость)

Почему вы так решили? (Дети предлагают свои варианты)

 Есть положительные качества у человека, они украшают его. Все хотят походить на героев. Есть отрицательные черты. Какие? Они позорят любого человека.

2 группа - Работа с пословицами.

- Что вы видите?  (Пословицы) Давайте попробуем их восстановить.

Как аукнется                                              а давши - держись

Не давши слова – крепись                        хозяин

Не по виду суди                                         так и откликнется

Будь своему слову                                     а по делам гляди

Русский народ всегда славился мудростью, составляя пословицы. Поговорки.

- Какие пословицы подходят к произведению?

- Какую бы вы из них выбрали для себя?

 3. группа –моделирование обложки

Составление слов

(Предатель-ство, лживость, воровство и

 т. д.)

Обобщение

Работаем со славным Батыром.

Работа с таблицей ( заполнить на родном языке)

     Настоящий человек

     Чындык кижи  нагыз адам

Совет                         запрет

(Будь)_______    (Нельзя)____

Говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. Помните, что человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста.  И только человека с открытой душой, добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие.

Может кто-нибудь желает поделиться, какие же он сделал добрые дела?

Батыр вам советует:

«За добрые дела не ждите благодарности. Главное, что вы сделали доброе дело и вами могут гордиться родители и вы сами».

Вы согласны? Давайте его проводим.

Работа по подгруппам: заполнить таблицу

Рассказ

Апплодисмен-ты в знак согласия

Личност-ные: готов-ность целена-правлен-но использо-вать в повседневной жизни.

Итог урока –просмотр видео-презентации

4 мин.  

Так какую мысль хотел донести до вас автор?

- А когда этот мальчик вырастет, он станет Настоящим человеком?

Если кто-то и вас назовет настоящим человеком, значит, вы не зря живете.

Учитесь быть искренними в своих мыслях, словах и делах.

Ученики, учитесь быть честными и в самых больших, и в самых маленьких делах.

Послушайте видео послание от родителей и представителя Закона

Надо всегда быть честным, помогать окружающим, делать добрые дела

Самооценка

2 мин.

Опрос нескольких учеников: закончить фразами

Я понял (а)________

Я буду ___________

Рефлексия

работы в группе символически  

Домашнее задание

Стр.  76-77  –читать выразительно, пересказ

На выбор - Я предлагаю вам написать письмо мальчику Косте

Рефлексия работы в группе

на вопросы в группе отвечал, работал правильно, активно.

не на все вопросы  в группе отвечал,  допустил ошибки

не очень понравилась моя работа в группе: на вопросы не отвечал, допустил ошибки.

Литература:

  1. Л.А. Ефросинина «Литературное чтение»

     2) С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка ,  Издательство "Азъ", 1992.

 3) Интернет- ресурсы

Самоанализ урока

           Тема урока Е.Пермяк «Случай с кошельком». Ставилась следующая цель:  создать условия для целостного восприятия произведения.

Задачи урока – формирование универсальных учебных действий реализовывала:

  1. Через организацию пространства поиска, диалога, творчества.
  2. Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками.
  3. Через общение с учениками на принципах сотрудничества.
  4. Через включенность каждого ученика в работу класса.

         Урок построен с применением элементов  технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.

В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия: творческий прием «Круги на воде» - умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение. Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:

1. Стадия вызова - прием «Верные – неверные утверждения» - установление причинно-следственных связей.

2. Стадия осмысления – Здесь формируются целый блок познавательных УУД. Это:

  • общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
  • логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство.

3. Стадия рефлексии

  • общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата

В течение всего урока  формировались регулятивные универсальные учебные действия.

 Задания, которые   предлагаются детям, даны в игровой форме. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицей, приведение собственного примера) заставляли учащихся  мобилизовать свои силы и проявлять активность.

       Урок прошёл в  темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала творческое.      

       В качестве  минуса хотелось бы указать, урок продлился не 40 минут, а 45 минут. Почти все ученики захотели поделиться с Батыром о своих небольших добрых делах, что пришлось выслушать всех.
      Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения 2 класс "Е. Пермяк "Случай с кошельком"

Урок литературного чтения по образовательной системе «Начальная школа XXI века», 2 класс. Тема урока: «Е. Пермяк «Случай с кошельком». Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ). Урок составлен ...

Литературное чтение Тема "Е. Пермяк. Случай с кошельком".

Конспект урока по литературному чтению по УМК "Школа 21 века"...

Конспект урока литературного чтения «Рассказы о детях. Е. Пермяк. «Случай с кошельком» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Рассказы о детях. Е. Пермяк. «Случай с кошельком»» Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении «Случай с кошельком»; формирование умений ан...