Литературное чтение Тема "Е. Пермяк. Случай с кошельком".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Иващенко Елена Викторовна

Конспект урока по литературному чтению по УМК "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл permyak._sluchay_s_koshelkom_vosstanovlen.docx108.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Е. Пермяк «Случай с кошельком»

Дидактическая цель: познакомить  детей  с рассказом Е. Пермяка  «Случай с кошельком», продолжить знакомство с  творчеством   писателя.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи:

образовательная:

  • формировать умение анализировать поступки людей;
  • обогащать читательский опыт детей;
  • учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.

  развивающая:

  • развивать мышление, речь учащихся, умения анализировать, обобщать.

  воспитательная:

  • воспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям, детям и родителям.

УУД:  

  • личностные:  формировать первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения; формировать умение выражать свои эмоции  в выразительном чтении и определить основы для эмоционального переживания художественного текста, формирование интереса к произведения.
  • регулятивные: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
  • коммуникативные: воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
    познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;  
  • парная;
  • индивидуальная.
  • Средства обучения:
  •  Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть 2. М.: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2012 г.
  • Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь № 2. М.: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2012 г.
  • карточки со словами «жизнь», «дана», «на», «добрые», «дела»;
  • карточки со словами «вся», «семья», «вместе», «так», «и», «душа», «на», «месте»;
  • карточки-смайлики «Я справился!», «Я сомневался», «Я не справился»;
  • карточки для составления модели обложки (1/2 от листа А-4);
  • мультимедийный проектор;
  • презентация к уроку.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя (создание эмоционального настроения).

Здравствуйте ребята. Проверим, как вы готовы к уроку.
Все на парты посмотрите,
И скорей на них найдите:
Дневник, учебник и тетрадку,
А в учебнике закладку.
Ручку и карандаши.
Все нашли вы?
Молодцы.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … 
внимательным.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … 
понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … 
руку поднимать.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(постановка учебной задачи)

1) – Какой раздел мы изучаем? Подсказка на доске

(ребус: 7 я и Я)

- А как вы понимаете слово «семья»?

- Что же такое «семья»?

- «Семья и я».

Ответы детей.

- Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, счастье и печали, привычки и традиции.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

2) Работа в парах.

Слайд 1   Игра «Собери пословицу»

Слайд 2. – Проверяем!

- Объясните смысл пословицы.

- «Вся семья вместе – так и душа на месте».

Ответы детей.

– Когда рождается ребёнок, ему нужны тепло и ласка мамы. Общение мамы с ребёнком начинается с первой колыбельной, которую она пела каждому из нас.

3) Работа по группам.

1 группа выполняет задание по карточке.

- Прочтите задание и обсудите, как вы будете его выполнять. Приступайте к работе.
Задание: соедините стрелками фрагменты текстов  и жанры литературных произведений.

1) Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.

2) При солнышке тепло –
При матери добро.

3) Малиночка сладенька,
Спи, доченька, маленька.
Берёзонька, скрип, скрип,
А доченька, спит, спит…

4)  На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму.

5)  Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою

быль

народная сказка

пословица

стихотворение

народная песня

2 и 3 группы отвечают на вопросы:

- С какими песнями вы познакомились на прошлом уроке?

- С какой интонацией вы будете рассказывать их?

- На карточках написано задание. Обсудите его. Отвечает 1 представитель от команды.

Задание: прочитайте выразительно народную колыбельную песню (с. 74 учебник)

2 группа готовит выразительное чтение народной колыбельной песни.

- Какая это песня (народная или авторская)? К какому жанру она относится?

Задание: прочитайте выразительно отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Спи, младенец мой прекрасный…»  (с. 75 учебник)

3 группа готовит выразительное чтение отрывка из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня».

- Какая это песня (народная или авторская)? К какому жанру относится эта колыбельная?

4)  Проверка (после ответов 2 и 3 групп)
1 - татарская народная сказка «Три сестры»;
2 – пословица;
3 – народная песня;
4 – быль Л. Толстого « Лучше всех»;
5 – стихотворение М. Лермонтова « Казачья колыбельная песня»

Отвечают: с колыбельными.

«Народная песня», «Колыбельная», «М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»

Убаюкивающе, напевно.

-Это песня народная, относится к устному народному творчеству (или фольклору)

- Это песня авторская, относится к жанру «Стихотворение».

Чтение ответов по карточкам

5) Слайд 2  Учитель читает стихотворение под музыкальное сопровождение (Ванесса Мэй - фортепиано и скрипка (mp3)

«На свете чудо есть – семья!

Семь драгоценных, светлых Я.

Они, как ноток семь, дружны,

И все красивы и важны!

Три нотки – папа, мама, Я.

Ещё одна – сестра моя.

Ещё две – бабушка и дед,

Седьмой лишь нотки с нами нет.

«Гав-гав!» - да во дворе она.

Всем нотка хорошо слышна!

Она звончее всех звучит,

На месте нотка не сидит.

В семье семь ноток – семь цветов,

Семь струн, звучащих, как одна,

И каждая из них важна!»

- Какой вывод мы можем сделать, говоря о семье?

– Самое главное для человека – СЕМЬЯ.

3.

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)

1) – Расшифруйте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся (Слайд 3).

- Назовите автора произведения.

-Выскажите свои предположения: о чем говорится в тексте, судя по заголовку?

- «Случай с кошельком».

- Е. Пермяк.

Дети высказывают свои предположения о содержании (прогнозирование).

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

логические:

формулирование проблемы.

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, высказывать своё предположение.

2) Фронтальный опрос

 – Рассмотрите иллюстрацию к произведению. (Слайд 4)

- Что можете сказать о данном сюжете?

-  А как вы думаете, эта иллюстрация ко всему тексту или отдельному эпизоду?

Ответы детей.

Физминутка

Двигательная минутка (видеоролик «Зарядка с Машей»

4.

Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

1) Работа с рассказом

Е. Пермяка «Случай с кошельком»  (проходит дифференцированно):

1 группа – читает рассказ (самостоятельно), выполняет  задания № 1,2 в учебнике и тетради.

2 и 3 группа – читает рассказ по абзацам под руководством учителя.

2) 3 группа проводит словарную работу (Слайд 5)

    (выполняется по ходу чтения).

Кошелка –небольшая корзина

Вы́ронить - Дать упасть, выпасть чему-либо; уронить.

Растеряха -  человек, который постоянно всё теряет, забывает, растрёпа.

Неблагода́рный - Тот, кто не проявляет благодарности за оказанные услуги, добро.

Совать -  1. Вкладывать, закладывать, запихивать куда-нибудь (разг.). Не суй руки в карманы. Совать руку за пазуху. 2. Небрежно класть, помещать куда-нибудь.

3) Первичное восприятие (фронтально)

-  Почему автор назвал свой рассказ «Случай с кошельком?»

- Какой момент вам показался самым волнующим?

4) Моделирование обложки (Слайд 6)

- Вспомните, какие данные обязательны при создании обложки?

- Сравните свои модели с моделью на доске.

- Кто выполнил верно?

- У кого есть ошибки, исправьте их.

Погружение в текст.

Кошёлка

Выронила

Растеряха

Неблагодарная

Сунула

Ответы детей.

Отвечают на вопросы

Учащиеся выполняют модель обложки:

И.Ф. автора

жанр и тема

заголовок

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные:

моделирование.

Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, работа с информацией.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Личностные: чувство сопереживания.

5.

Первичное закрепление во внешней речи

1) Анализ текста (фронтальный опрос)

- Назовите героев рассказа.

- Какой вы представляете Катю?

- Каким вы представляете Костю?

- Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю жизнь?

2) Выборочное чтение.

- Перечитай 1-ый абзац текста.

- Какой была старушка? (ответ 3 группы)

- Прочитай 2-ой абзац.

- Что произошло?  (ответ 2 группы)

- Прочитайте слова Костиной сестры. Права ли она?

- Найдите в тексте и прочитайте главную мысль произведения? (ответ 1 группы)

3) Составление плана  рассказа (Работа в группах)            (Слайд 7)

- Какие основные сюжеты вы бы выделили в этом рассказе? Давайте попробуем разделить рассказ на части и озаглавим их.

План:

1. Старушка выронила кошелёк. (1 группа)

2. Обида мальчика.                        (2 группа)

3. Быть честным – долг каждого.  (3 группа)

4) Обобщающая беседа

- Чему учит нас рассказ Е.Пермяка «Случай с кошельком»?

- Кто бы из вас хотел оказаться на месте Кости? Почему?

5) Знакомство с биографией автора  (Слайд 8).

Пермяк – псевдоним автора, настоящая фамилия его была Виссов. Родился Евгений Андреевич Виссов в 1902 году, 31 октября, в городе Перми. Еще до того, как Женя пошел в школу, ему не раз приходилось бывать на заводе, где работала его тетя. Сам писатель говорил, что раньше заглянул в мартеновские печи (слайд 9), чем в букварь, а с инструментами подружился еще до того, как познакомился с таблицей умножения. Е.Пермяк изучил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Большинство его произведений посвящено труду, взаимоотношениям в семье. Известный драматург и писатель, в 1982 году был похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.

(Марте́новская печь (марте́н) — плавильная печь для переработки передельного чугуна и лома в сталь нужного химического состава и качества. Название произошло от фамилии французского инженера и металлурга Пьера Эмиля Мартена, создавшего первую печь такого образца в 1864 году)

6) Рубрика «Книжная полка» (Слайд 10)

- С какими произведения Е. Пермяка вы знакомы?

- Эти и еще непрочитанные произведения Е. Пермяка советую вам взять в библиотеке и прочитать.

- Мальчик Костя, его сестра Катя, старушка.

- Строгая, справедливая.

- Честный, умный, маленький.

Ответы детей.

- Седенькая, хроменькая.

- Старушка выронила кошелёк с деньгами.

Чтение отрывка.

- «Так ведь быть честным – это твоя обязанность, а не заслуга».

Чтение по частям.

Составление плана

 (запись в тетрадь, з. № 3, с.37)

Ответы детей.

-Быть честным, воспитанным, добрым.

Ответы детей.

- «Дедушкины очки», «Чужая калитка», «Пичугин мост», «Торопливый ножик» и др.

Регулятивные: работа по алгоритму; контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные умения, структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) фронтальный опрос (Слайд 11).

– Собери пословицу из слов «дана», «жизнь», «на добрые», «дела».

- Прочитайте, что у вас получилось?

- Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

- Для чего дана жизнь человеку?

- Запишите пословицу в тетрадь (с. 38, № 4).

Ответы детей.

Запись в тетрадь с. 38

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

7.

Рефлексия деятельности (итог урока)

  1. – С каким рассказом вы сегодня познакомились?

  1. - Кто автор рассказа?
  2. - Что нового для себя узнали?
  3. - Что больше всего запомнилось?
  4. - А что показалось трудным?
  5. - Оцените свою работу (Слайд 12):

          -  было все понятно и интересно, я правился!

          -  возникли небольшие трудности, но я их преодолел !

         - возникли трудности при выполнении заданий, нужно  еще поупражняться.

2) Выставление оценок.

3) Домашнее задание (Слайд 13):

  • подготовить  пересказ текста по плану;
  • выполнить в тетради задания № 3 (нарисовать план), № 5 с. 37,38, (Слайд 14):

- Познакомились с рассказом «Случай с кошельком».

- Е. Пермяк

Ответы детей.

Дети оценивают свою работу карточками-знаками.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Е. А. Пермяк «Случай с кошельком»

КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2 КЛАСС Е. А. Пермяк  «Случай с кошельком» с самоанализом учителя...

Урок по литературному чтению во 2 классе Е.Пермяк "Случай с кошельком"

Конспект урока с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Развитие критического мышления. Чтение с остановками....

Урок литературного чтения 2 класс "Е. Пермяк "Случай с кошельком"

Урок литературного чтения по образовательной системе «Начальная школа XXI века», 2 класс. Тема урока: «Е. Пермяк «Случай с кошельком». Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ). Урок составлен ...

Изложение с элементами сочинения по рассказу Е.Пермяка "Случай с кошельком"

Цель: Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать содержание текста, воспитание нравственности....

Презентация по литературному чтению на тему "Е.Пермяк "Случай с кошельком ",

Презентация по литературному чтению на тему "Е.Пермяк "Случай с кошельком ",  2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока литературного чтения «Рассказы о детях. Е. Пермяк. «Случай с кошельком» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Рассказы о детях. Е. Пермяк. «Случай с кошельком»» Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении «Случай с кошельком»; формирование умений ан...