Урок литературного чтения 2 класс "Е. Пермяк "Случай с кошельком"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Волкова Наталья Александровна
Урок литературного чтения по образовательной системе «Начальная школа XXI века», 2 класс. Тема урока: «Е. Пермяк «Случай с кошельком». Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ). Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок направлен на развитие мышления, речи учащихся, умения анализировать, обобщать. На занятии присутствуют парная, индивидуальная и фронтальная формы организации познавательной деятельности. На этапе рефлексии учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность. К уроку прилагается электронная презентация. Целевой возраст обучающихся 8-9 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект урока по литературному чтению

во 2 классе

тема урока:

«Е. Пермяк «Случай с кошельком»

 

                                                                             подготовила

                                                          учитель начальных классов

                                                                             Волкова Наталья Александровна

                                                                                         

г. Энгельс

2013

Тема урока:  «Е. Пермяк «Случай с кошельком»

Дидактическая цель: 

  • создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи:

  образовательная:

  • формировать умение анализировать поступки людей;
  • обогащать читательский опыт детей;
  • учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.

  развивающая:

  • развивать мышление, речь учащихся, умения анализировать, обобщать.

  воспитательная:

  • воспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям, детям и

родителям.

Методы обучения:

  • словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;  
  • парная;
  • индивидуальная.

Средства обучения:

  • учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение»;
  • рабочая тетрадь «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина;
  • карточки со словами «жизнь», «дана», «на», «добрые», «дела»;
  • карточки со словами «вся», «семья», «вместе», «так», «и», «душа», «на», «месте»;
  • карточки-смайлики «Я справился!», «Я сомневался», «Я не справился»;
  • карточки для составления модели обложки (1/2 от листа А-4);
  • мультимедийный проектор;
  • презентация к уроку.

Ход урока:

(ТЕХНОЛОГИЧЕСАЯ  КАРТА)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя (создание эмоционального настроения).

  • Упражнение «Поздоровайся глазами».

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

- Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах. А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу.

- А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(постановка учебной задачи)

1) – Какой раздел мы изучаем?

- А как вы понимаете слово «семья»?

- Что же такое «семья»?

- «Семья и я».

Ответы детей.

- Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, счастье и печали, привычки и традиции.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

2) Работа в парах.

  • Игра «Собери пословицу» (Слайд 2, 3)

- Объясните смысл пословицы.

- «Вся семья вместе – так и душа на месте».

Ответы детей.

3) – Родился ребёнок. Ему нужны тепло и ласка мамы. Общение мамы с ребёнком начинается с первой колыбельной, которую пела мама и каждому из нас.

Работа по группам.

- Дома вы читали колыбельные. Давайте расскажем их.

- С какой интонацией вы будете рассказывать их?

- Что можно сказать о первой колыбельной? Какая она?

- А вторая?

- К какому жанру относятся эти произведения?

«Народная песня», «Колыбельная», «М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»

- Убаюкивающая, напевная.

- Народная.

- Авторская.

- Фольклор.

4) – Самое главное для человека – СЕМЬЯ.

(Слайд 3 – звук мелодии)

«На свете чудо есть – семья!

Семь драгоценных, светлых Я.

Они, как ноток семь, дружны,

И все красивы и важны!

Три нотки – папа, мама, Я.

Ещё одна – сестра моя.

Ещё две – бабушка и дед,

Седьмой лишь нотки с нами нет.

«Гав-гав!» - да во дворе она.

Всем нотка хорошо слышна!

Она звончее всех звучит,

На месте нотка не сидит.

В семье семь ноток – семь цветов,

Семь струн, звучащих, как одна,

И каждая из них важна!»

3.

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)

1) – Расшифруйте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся (Слайд 4).

с

л

с

ш

к

у

о

к

л

о

ч

м

е

а

й

ь

- Кто написал?

- Судя по заглавию, о чём будет этот текст?

(Слайд 5)

- «Случай с кошельком».

- Е. Пермяк.

Дети высказывают свои предположения о содержании (прогнозирование).

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

логические:

формулирование проблемы.

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, высказывать своё предположение.

2) – Рассмотрите иллюстрацию к произведению.

- Что можете сказать?

-  А как вы думаете, эта иллюстрация ко всему тексту или отдельному эпизоду?

Ответы детей.

  • Дыхательная гимнастика.

1. Упражнение «Вдох-пауза-выдох».

2. Упражнение «Мобилизуй дыхание»

(продолжительный вдох, пауза в 2 раза короче, чем вдох, выдох нормальный, произвольный)

4.

Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

1) Самостоятельная работа с рассказом

Е. Пермяка «Случай с кошельком»

(проходит дифференцированно):

1 группа – читает рассказ, выполняет все задания в учебнике и тетради № 1,2.

2 группа – читает рассказ по абзацам под руководством учителя; выполняют задания к тексту и в тетради по желанию.

2) Словарная работа (Слайд 6)

(выполняется по ходу чтения).

3) Первичное восприятие.

- Понравилось это произведение?

- Что понравилось?

- Какой момент вам показался самым волнующим?

- Кто написал?

- Как озаглавил?

4) Самостоятельное моделирование (Слайд 7)

- Что мы читали?

- О чём этот рассказ?

- Сравните свои модели с моделью на доске.

- Кто выполнил верно?

- У кого есть ошибки, исправьте их.

Погружение в текст.

кошёлка

выронила

растеряха

неблагодарная

сунула

Ответы детей.

- Е. Пермяк.

- «Случай с кошельком»

Учащиеся выполняют модель обложки:

                         И.Ф. автора

                         

                         жанр и тема

                                         

                          заголовок

- Рассказ о детях.

Ответы детей.

Самопроверка.

Самоанализ.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные:

моделирование.

Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, работа с информацией.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Личностные: чувство сопереживания.

5.

Первичное закрепление во внешней речи

1) Анализ по вопросам к тексту.

- Кто главный герой?

- Как звали его сестру?

- Какой вы представляете Катю?

- Каким вы представляете Костю?

- Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю жизнь?

2) Выборочное чтение.

- Перечитай 1-ый абзац текста.

- Какой была старушка?

- Прочитай 2-ой абзац.

- Что произошло?

- Прочитайте слова Костиной сестры. Права ли она?

- Какова главная мысль произведения?

3) Деление на части и составление плана (Слайд 8).

- Сколько будет частей?

Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим.

  • Пересказ по плану.

- О чём будете рассказывать в 1-ой части?

во 2-ой части? в 3-ей части?

4) Обобщающая беседа.

- Чему учит нас рассказ Е. Пермяка «Случай с кошельком»?

- Кто бы из вас хотел оказаться на месте Кости? Почему?

5) Чтение по ролям.

- Давайте определим действующих лиц.

  • Биография автора (Слайд 9).

- Е.А. Пермяк родился на Урале. Прожил там более 30 лет. Ещё в детстве он познакомился с жизнью заводов, приисков Урала.

   Е.Пермяк изучил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Большинство его произведений посвящено труду, взаимоотношениям в семье.  

 

  • Произведения Е. Пермяка (Слайд 10).

- А какие произведения Е. Пермяка вы знаете?

- Вот эти произведения Е. Пермяка я советую вам взять в библиотеке и прочитать во внеурочное время.

- Мальчик Костя.

- Катя.

- Строгая, справедливая.

- Честный, умный, маленький.

Ответы детей.

- Седенькая, хроменькая.

- Старушка выронила кошелёк с деньгами.

Чтение отрывка.

- «Так ведь быть честным – это твоя обязанность, а не заслуга».

- Три.

Чтение по частям.

План:

1. Старушка выронила кошелёк.

2. Обида мальчика.

3. Быть честным – долг каждого.

(запись в тетрадь)

Ответы детей.

- Быть честным,  воспитанным, добрым.

Ответы детей.

- Автор, старушка, Костя, Катя.

- «Дедушкины очки», «Чужая калитка», «Пичугин мост», «Торопливый ножик» и др.

Регулятивные: работа по алгоритму; контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные умения, структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) Индивидуальная работа (Слайд 11).

– Собери пословицу из слов «дана», «жизнь», «на добрые», «дела».

- Прочитайте, что у вас получилось?

- Что дано человеку?

- Для чего?

- Для каких дел?

- Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

- Для чего дана жизнь человеку?

- Запишите пословицу в тетрадь (с. 38, № 4).

2) Творческая работа.

- Нарисуй план рассказа

(рабочая тетрадь с. 37, № 3)

- «Жизнь дана на добрые дела».

- Жизнь.

- Жизнь дана для дел.

- Для добрых.

Ответы детей.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

7.

Рефлексия деятельности (итог урока)

1) – Что нового узнали?

- Кто автор?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

- А что показалось трудным?

- Удалось вам сохранить хорошее настроение?

- Оцените свою работу (Слайд 12):

          - справился

          - сомневался

         - не справился

- У кого         ?         ?           ?

2) Выставление оценок.

3) Домашнее задание (Слайд 13):

  • подготовить подробный пересказ текста;
  • выполнить в тетради задания к рассказу;
  • прочитать рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка».

(Слайд 14).

- Познакомились с рассказом «Случай с кошельком».

- Е. Пермяк

Ответы детей.

Дети оценивают свою работу карточками-знаками.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.


Используемые источники:

1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть 2. М.: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2012 г.

2. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь № 2. М.: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения Е. А. Пермяк «Случай с кошельком»

КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2 КЛАСС Е. А. Пермяк  «Случай с кошельком» с самоанализом учителя...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Конспект урока литературного чтения «Рассказы о детях. Е. Пермяк. «Случай с кошельком» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Рассказы о детях. Е. Пермяк. «Случай с кошельком»» Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении «Случай с кошельком»; формирование умений ан...