Урок обучения грамоте «Буква Л,л звуки [л], [л’]»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Трунова Елена Николаевна

Данный урок рекомендуется по программе "Перспективная Начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Буква Л,л звуки [л], [л’]»39.57 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ЗВУКи [л], [л’], БУКВЫ Л, л

Цели: создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [л], [л’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать культуру учебного труда.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату  в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).

Предметные УУД: использовать условное обозначение звонких твердого и мягкого звуков [л], [л’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; применять технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и орфоэпически.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, шаблоны для составления схем предложений (прямоугольники и треугольники); текст для домашнего чтения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.

Рефлексия.

- -Какое сегодня число?

-Месяц?

-День недели?

-Время года?

-Какое очень красивое явление в природе мы наблюдаем осенью?

(Листопад)              

-Если мы хорошо поработаем на уроке, то осень подарит нам сюрприз в конце урока.

      Улыбнитесь друг другу, подарите свои  улыбки мне и нашим гостям. А теперь настроимся на работу. Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу удач и успехов на уроке.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

I I. Актуализация знаний.

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- Из чего состоят слова?

-Как отличить звук от буквы?

- Какие бывают звуки?

-Какие бывают согласные?

– Назовите гласные буквы, которые вы уже знаете.

– Какие согласные вы знаете?

- Прочитаем слоги.

– Какие согласные звуки произносятся чаще в стихотворении?

Лисицы лают. Глухомань.
Лежит в листве под липой лань.
Линь в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывёт.
Луна. Лучится как латунь,
Лягушкой лакомится лунь.
Летит заблудшая пчела.
Легла на лес ночная мгла.

– Какие звуки звучат чаще? (Звуки [л], [л’].)

Определите тему урока.(Сегодня на уроке будем учиться определять звуки [л], [л’] в слогах и словах.)

- С каждым уроком вы будете узнавать всё больше нового, поэтому, будьте внимательны и постарайтесь запомнить всё.

III. Проблемное объяснение нового знания.

  1. Артикуляция звука.

- Произнесите звук [л], дайте ему характеристику. (согласный, твёрдый, звонкий)

- Произнесите звук [л’], дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий)

- Звуки [л], [л’] на письме будем обозначать согласной буквой «эль».

  1. Определение твердости и мягкости звука Л:

- Назовите слово-предмет и определите, какой звук Л в слове твёрдый или мягкий?

  1. Определение положения звука в словах:

- Прочитайте слова, определите местоположение звука, дайте ему характеристику.

       луна                    пол               стул

       лиса                    стол              малыши

       полка                  ландыш        Оля

 - Почему слово «Оля» написано с большой буквы?

IV. «Чтение» одноуровневых моделей слов.

1. - Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике на стр.29 и на интерактивной доске.

- Что нарисовано на первой картинке? (угол)

- Что нарисовано на второй картинке? (уголь)

Учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: «угол» – «уголь».

- Произнесите в каждом слове последний звук, дайте характеристику этим звукам.

- Сравните данные звуки. Чем похожи? Чем отличаются?

- Рассмотрите следующие картинки.

- Что нарисовано на первой картинке? (люк)

- Что нарисовано на второй картинке? (лук)

 Учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: «люк» – «лук».

– Произнесите в каждом слове первый звук. Дайте характеристику этим звукам. Сравните данные звуки. (В слове «лук» – звонкий твердый согласный звук [л], а в слове «люк» – звонкий мягкий согласный звук [л’].)

– Объясните, что обозначают слова «лук», «люк».

Люк – закрывающееся крышкой отверстие, например, на палубе корабля, в полу сцены.

Лук – огородное растение со съедобной, острого вкуса луковицей и съедобными трубчатыми листьями.

Лук – оружие для метания стрел: гибкая дуга, стянутая тетивой.

Физкультминутка.

Лисёнок проснулся

(Потянулись.) 

И вышел умыться.

(Ходьба на месте.) 

Вдруг видит, а в луже

Другая лисица

(Наклоны туловища вперёд.) 

Он вежливым был.

Извинился к тому же.

(Повороты туловища) 

- Пойду, поищу-ка

Свободные лужи!

(Ходьба на месте.)

2. - Рассмотрите иллюстрацию и составьте предложения со словом «лук».

- Составьте схемы предложений:

Соревнования по стрельбе из лука.

Мама режет зелёный лук в салат.

  1. Конструирование большой и малой букв Л, л.

- Рассмотрите образцы печатных букв. Из каких элементов они состоят?

Алфавит продолжит наш

Буква «Л» - лесной шалаш.

- Сконструируйте из счетных палочек буквы «Л», «л».

б) Чтение слогов по заданным схемам и столбикам слов с использованием двух приёмов: чтение по слогам и орфоэпически.

- Прочитайте слоги.

ал          эл                   ла        лу                         ли

ол          ыл                  ло       лы

ул          ил

- Сравните слоги в каждом столбике. Чем они похожи? Чем отличаются?

- Как произносятся согласные в первом и во втором столбике?

- Как произносятся согласные в третьем столбике?

- Какая буква показывает, что звук [л’] читается мягко?

Физкультминутка.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Лягушка

Поднимаю я подушку,

А под ней сидит лягушка.

Прыг-скок, Ква-ква.

Я стою дышу едва.

Замахали мы руками,

Наутек пустились к маме,

А она в ответ:

«Лягушка – заводная лишь игрушка!».

V. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей (с. 29).

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что здесь изображено? (Лиана, лама.)

– Прочитайте слова по слогам и орфоэпически.

– Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква «а» в слова «лама» указывает, что предшествующая буква «л» обозначает твердый звук [л], а в слове «лиана» буква «и» – соответственно мягкий звук [л’]. Безударная буква «а» обозначается условным символом – кружок, так как произносится ускоренно).

Лиана – вьющееся или лазящее растение, древесное или травянистое, растущее в тропиках.

VI. Первичное закрепление.

Игра «Кто больше запомнит слов?»

Летний лес. Лепечут ласковые листья липы. Лучи легонько ласкают лицо. Лопоухие лопухи латают лужайку. Лиловеют лепестками лютики. Лапотком лупоглазого лешего лежит лоскут лишайника. Лягушка ловит легкокрылых летуний. Лениво лает лисица.

Лучший лес – летний.

VII. Итог урока.

- Вы успешно справились со всеми заданиями, и наш урок подошёл к

концу. Расскажите, чему учились на уроке. (Мы учились различать звуки [л], [л’] и букву Л в словах, учились читать слоги , слова и предложения)

-Расскажите всё, что узнали о звуках [л], [л’]. (Звук [л] - согласный,  звонкий, твёрдый. Звук [л’]- согласный, звонкий, мягкий.)

 - Какая буква обозначает звуки [л], [л’]. (Буква ЭЛЬ).

VIII.Рефлексия. Самооценка.

- Как я вам и обещала, за хорошую работу осень приготовила для вас сюрприз. Перед вами дерево. Оно вам нравиться? Чего не хватает? Давайте украсим  наше деревце  осенними листочками. Но листочки не простые, а с их помощью вы оцените свою работу на уроке.

Если вы считаете, что у вас всё получилось на уроке, то прикрепите на дерево красный листочек.

Если что-то не получилось, были затруднения- жёлтый.

Если было очень сложно-зелёный.  (по рядам).

- Над чем ещё нужно поработать?

На следующий урок читающие дети прочитают нам рассказ «Лисёнок и лягушонок».

читель раздает читающим детям тексты)

«Лисёнок и лягушонок»

В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

      Вылезет из лужи, наберёт глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепёшечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке.

     Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он, что ли?) приходил, всё ломал, да ещё и дразнился:

          - Зеленее всех зелёнок- лупоглазый ля-гу-шо-нок!

      И это продолжалось до тех пор, пока лисёнок не вырос.

      Пришёл он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как тот лепит, и грустно сказал:

         - Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…

         - Ничего!- сказал лягушонок.- Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

Задание: какая буква встречается чаще всего?

                Какой был лисёнок? Какой лягушонок?

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Класс: 1

 Тема урока: «ЗВУКи [л], [л’], БУКВЫ Л, л»

 

Данный урок - Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Тема урока входит в букварный период обучения грамоте. Это первый урок знакомства с данной буквой. Акцент в данном уроке сделан на развитие фонематического слуха.

Его цель – создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [л], [л’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;  

к обучающим задачам урока я отнесла:  учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели, формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание;

к воспитательным – воспитывать культуру учебного труда;

 урок был также призван способствовать развитию у учащихся фонематического слуха и культуры звукопроизношения;

Данные задачи взаимосвязаны друг с другом, подчинены дидактической цели урока.

При подготовке к данному уроку мной были учтены как психолого-возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся моего класса:

В данном классе 21 обучающийся, дети пришли к 1 сентября с низкой готовностью к школе.

Большинство детей класса не умеют читать; не многие  имеют четкие представления о графическом образе букв; у многих недостаточно развит фонематический слух, что может послужить предпосылками появления ошибок в чтении и письме учащихся. По этой причине акцент в уроке сделан не на чтение слияний буквы, а на развитие фонематического слуха. Именно поэтому я урок строила с большей инициативностью учителя, по отношению к самостоятельной работе обучающихся.

Учитывая психологические особенности первоклассников, я использовала в уроке приемы, непроизвольно концентрирующие внимание, элементы дидактических игр.

При отборе материала к уроку я руководствовалась принципом целостности урока, тем, чтобы все этапы урока были взаимосвязаны между собой.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД :

Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату  в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).

Предметные УУД: использовать условное обозначение звонких твердого и мягкого звуков [л], [л’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; применять технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и орфоэпически.

Этот урок включал в себя 8 этапов: Основным этапом был третий этап «Проблемное объяснение нового знания».

При проведении урока я ориентировалась на принципы:

развивающего и воспитывающего обучения;

принцип научности;

 принцип систематичности и последовательности ;

принцип связи обучения с практикой ;

принцип сознательности и активности;

принцип доступности.

Чтобы решить цель урока, я подобрала интересные, развивающие примеры, вопросы, задания.

Материал урока оказался интересным для учащихся.

Для проведения урока использовались следующие методы:

- словесные (беседа по опорным понятиям; фонетическая зарядка; характеристика звука);

- наглядные (так как в 1 классе применение наглядности играет большую роль, но, вместе с тем, необходимо соблюдать правила динамичности, сменяемости, обоснованности применения наглядности, я использовала слайд-презентацию: - лента букв);

- иллюстрации к тексту;

- практические (выполнение упражнений разной степени сложности).

Использовался раздаточный дидактический материал – разрезные модели  для фонетического анализа слова и анализа предложения.

На 3 этапе урока я использовала Метод проблемного изложения, потому что раскрывая тему урока, я тем самым показывала ход мысли в процессе познания. Я  невольно заставляла следить обучающихся  за логикой доказательств, за движением  моей мысли. И хотя обучающиеся при таком методе всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

Осуществление развития учащихся в процессе обучения происходило через осуществление  метапредметности - «рисунок и схема».

В ходе урока была организована фронтальная, коллективная работа учащихся.

Задания по толкованию слов были ориентированы на повышение словарного запаса  обучающихся.

Считаю, что воспитание сознательного читателя нужно начинать с 1-го класса, с этапа обучения грамоте. С этой целью я уделяю внимание развитию связной речи учащихся; обогащению их активного словаря; знаний литературных произведений и их авторов, а также учу осознанно воспринимать прочитанное.

Стараюсь научить детей ставить перед собой задачи; формировать и осознавать тему урока; осознанно подходить к обобщающему повторению в конце урока.

Заключительный этап урока – рефлексия. Ученики с удовольствием оценивали свою работу на уроке.

Мне немного не удалось уложиться по времени,  хотя распределение времени было оптимальным,  и темп урока  был высокий. Считаю, что причина заключалась в лишнем задании одной направленности в основной части урока, которое можно было не включать в урок.

Мне было легко вести урок, ученики быстро включались в работу.

Средства ИКТ были активно использованы и с удовольствием воспринимались обучающимися.

Контроль усвоения материала урока осуществлялся опосредованно.

Цель урока можно считать достигнутыми,  я полагаю, что все обучающиеся научились использовать условное обозначение звонких твердого и мягкого звуков [л], [л’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; применять технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и орфоэпически.

Показателем выполнения образовательных задач урока явились правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определенных этапах, а также активная и продуктивная деятельность класса в целом.

В целом урок можно считать результативным. Урок открытия нового знания цели своей достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Буквы Ж,ж. Звук [ж]"

Цифровой ресурс содержит разработку урока, презентацию учебного материала, рисунок-раскаску "Найди букву"....

Урок обучения грамоте " Буква Бб и звуки (б) (б\')"

На уроке применяется метод игры, задания на развитие памяти, внимания,мышления. Проводится ролевое чтение, индивидуальная работа, работа со схемами....

Урок обучения грамоте "Буква Д и звуки, которые она обозначает"

урок изучения нового материала -знакомство с новой буквой и звуками....

Открытый урок обучения грамоте «Буква Ш,ш, звук [ш].»

Тема: Буква Ш,ш, звук [ш].Цель: в игровой доступной форме познакомить детей с новой буквой и звуком, учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой, развивать навык плавного слогового...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Буквы Р,р. Звуки р, рь"

Технологическая карта составлена с учетом требований ФГОС НОО...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...