Конспект урока. Обучение грамоте Буквы Х,х звуки (х), (х*)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Белых Ольга Ивановна

урок-сказка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обучение грамоте. Буква Х, х звуки [х], [х'].

Цели:

  • познакомить учащихся с новыми звуками и буквами;
  • развивать устную речь; учить делать выводы; воспитывать любовь к труду людей, выращивающих хлеб

Задачи:

  • образовательные: формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с книгой
  • развивающие: продолжить развивать познавательный интерес учащихся
  • воспитательные: воспитывать прилежание, самостоятельность, умение работать в паре

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: парная

Оборудование:  компьютерный класс, мультимедийный проектор, презентация «Буквы х, Х.», карточки, схемы гласных, согласных звуков и слияний.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

- Нарисуйте своё настроение?

  1. Актуализация знаний.

- Сегодня у нас много гостей, но есть ещё один гость, он пока не появился. Отгадайте, кто это.

   Ну-ка, кто из вас ответит:

   Не огонь, а больно жжёт,

   Не фонарь, а ярко светит,

   И не пекарь, а печёт.

- Наш гость – солнышко. (Слайд 2) А какие слова вам помогли отгадать его имя?

- Но гостю очень грустно, потому что собрались тучки и закрыли его. (Слайд 2, щелчок) А разогнать эти тучки нам помогут правильные ответы. Вы поможете солнышку? Появится солнышко и вновь всем будет радостно и легко на душе.

   Тучка – буковка. Работа в парах.(гиперссылка, щелчок на тучке-буковке)

- Эта тучка напустила нам снежинок, но не простых, а с буквами. Рассмотрите эти буквы, назовите и найдите лишнюю. Договоритесь в парах, кто будет называть её, а кто объяснять, почему она лишняя.

    Н М Л Р Й                            П К Ш Т З                            Б Г Ж Д С

    А У Ё И О                              Ч К Ш Т С

  1. Новая тема.

Знакомство с новыми звуками.

- Как смеются мальчики? (ха-ха-ха)

- Каким слиянием обозначите?

- Как смеялись бы девочки? (хи-хи-хи)

- Каким слиянием обозначите?

- Какая тема урока? (звуки [х], [х'])

- Чему будем учиться? (обозначим звук буквой, читать слова и соединения с этими буквами)

Работа в парах. (гиперссылка, щелчок на тучке-буковке)

- Дайте этим звукам характеристику. Работать будем по плану, который лежит на ваших партах. Работая в парах, самостоятельно исследуйте звуки [х], [х']. То, что подходит для характеристики звуков, обведите в плане простым карандашом. Если выполните задание знаком покажите вашу готовность.

     гласный      ?      согласный

     звонкий      ?      глухой

     парный       ?      непарный

     твёрдый     ?      мягкий

     парный       ?      непарный

   

   Знакомство с буквой.

- Соберите эту букву из счетных палочек.

   Чтение слияний (щелчок, переход на Слайд 4)

- Буква Х очень любила ходить в гости и сегодня она отправилась к гласным.

- Вспомните все слияния и найдите лишнее. Почему оно лишнее?

   Поиск слова. Работа в парах (щелчок, переход на Слайд 5)

- Следующее задание тучки-буковки. Вычеркните из ряда каждую вторую букву, а затем гласные, показывающие твёрдость согласного.

     Х В О С Л Б У Ш Е З Б С

- Напечатайте, какое слово получилось.

х

л

е

б

- Составьте схему к этому слову.

    Работа с текстом.

- Вот как сказано о хлебе в стихотворении.

   Было так: в какой-то миг

   Народился пых-пых-пых!

   Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,

   Пока в печку не сел.

   Вышел оттуда не пых, а чудо:

   Румяный, блестящий,

   С корочкой хрустящей!

- Почему чудо? (гиперссылка, щелчок на значок домик, переход к Слайд2, щелчок, одна тучка побеждена)

Физминутка.

Тучка-скороговорка  (гиперссылка, щелчок на тучке-скороговорке)

- Что принесла?

- Чему должны научиться?

- Эта тучка хочет, чтобы вы поработали в парах. Работаем шёпотом. Читаем скороговорку самостоятельно 3 раза: медленно, быстрее, быстро. Кто готов ложит руку на парту ладошкой вверх. Когда будете готовы оба, читаете скороговорку быстро друг другу по очереди.

   Работа по учебнику стр. 166. (гиперссылка, щелчок на значок домик, переход к Слайд2, щелчок, ещё одна тучка побеждена)

Тучка-почемучка  (гиперссылка, щелчок на тучке-почемучке)

- Как вы догадались она любит задавать вопросы. Она хочет знать откуда хлеб приходит на ваш стол?

- Прежде чем прийти на стол он проделал огромный путь. Много, очень много хлеба надо, чтобы всех людей накормить. И весь этот хлеб и чёрный, и белый, из зёрен ржи и пшеницы. А рожь и пшеница выросли в поле. Не сами выросли – их люди посеяли. А как?

  • Работа начинается ещё зимой. Кто знает, что делают зимой трактора на полях? Трактора делают борозды для задержания снега на земле.
  • Когда снег растает, удобряют и пашут землю плугом.
  • И пошла по полю сеялка. Ровные бороздки проводит, зерно в них сыплет и землёй прикрывает.
  • Польёт дождик, набухнут семена и прорастут. Каждое зерно пустит в землю корешок, а наверх зелёный росточек. Из росточков вырастет зелёная травка, а потом стебельки и на них колосья. Защищают посев от вредителей, опрыскивают химическими веществами с самолёта.
  • Когда зёрна созреют на поля выйдут комбайны. Они срезают колосья, вымолачивают зёрна и насыпают в грузовики.
  • Грузовики везут зёрно на мельницу, где его смолотят в муку.
  • Из муки на хлебозаводе выпекут хлеб.
  • Хлеб отвезут в булочную.
  • Из булочной хлеб придёт на стол.

- Люди каких профессий потрудились, чтобы хлеб пришёл на наш стол?

- Как вы будете относиться к хлебу?

   Чтение стихотворения (стр. 166)

- Прочитайте, поставив логическое ударение на первое слово, второе, третье.

- Что интересного вы узнали у этой тучки? (гиперссылка, щелчок на значок домик, переход к Слайд2, щелчок, ещё одна тучка побеждена)

   Тучка – пословица (гиперссылка, щелчок на тучке-пословице)

- Что принесла эта тучка?

- Что будете делать с этими словами?

- Соберите пословицу.

   Весенний день целый год кормит.

   Кто спит весною – плачет зимою. (гиперссылка, щелчок на значок домик, переход к Слайд2, щелчок, все тучки побеждены)

  1. Итог.

- Чему научились?

- Что нового узнали?

- Нарисуйте своё настроение. Улучшилось оно у вас или ухудшилось. Почему?

   

Автор : Белых Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ «Часовская СОШ»

Сыктывдинского района, Республики Коми

2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по теме Тема: Звуки [г] [г \'], буквы Г, г

Данная разработка содержит конспект урока обучения грамоте по УМК "Перспектива"...

Конспект урока обучения грамоте"Буквы Ж ж и звук [ ж]" и мультимедийная презентация для нетбука

Урок в 1 классе в период обучения грамоте. Урок интересный, содержит много занимательного материала. Презентация для нетбука поможет детям закрепить изученный на уроке материал....

Конспект урока обучения грамоте. Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к."

Урок обучения грамоте (Перспективная начальная школа)Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к." Цели: 1.   познакомить с глух...

Конспект урока Обучение грамоте 1 класс. Тема "Звуки з и з/.Буквы З,з."

Данный урок интересен тем, что здесь используются активные формы работы:стройка домиков для звуков разных групп, составление слов  с помощью  табло из одного слова, работа с сигальными свето...

Конспект урока обучение грамоте на тему "Согласные звуки и буквы В в"

Конспект урока обучение грамоте на тему "Согласные звуки и  буквы В в"...

Конспект урока обучения грамоты (чтения) на тему: "Звук [ э ]. Буквы Э, э.

Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению грамоты в 1 классе (УМК "Перспективная начальная школа"). Данный урок содержит интерактивные упражнения, направленные на ст...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...