Открытый урок по обучению грамоте "Звуки и буква Х"
презентация к уроку по чтению (1 класс) по теме

Урок по обучению граммоте "Звуки и буква Х"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_i_bukva_kh.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока литературного чтения

(обучение грамоте)

в 1 Б классе

«Исполнение ФГОС на первой ступени

общего образования»

Тема «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]».

Учитель начальных классов

Велигурова Любовь Васильевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

Дата посещения  __06.12.2013_____  Учитель _Велигурова Любовь Васильевна___________ Категория (разряд) __высшая_______ Предмет  литературное чтение____________

№ урока  по  расписанию   2_________ Класс  ___1Б______  Учащихся  по  списку _24____чел.    На  уроке 22 _____ чел. Отсутствуют _______

 Тема урока  (в соответствии с календарно-тематическим планированием):_Согласные звуки х,х*,буквы Х,х__

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Место урока в системе уроков:  _______Следует в системе уроков_в соответствии с календарно-тематическим планированием  в разделе «Букварный период»№ ______

Цели урока: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Х,х; развития речи, логического мышления, памяти.

Задачи урока:

образовательная_ общеучебные – отличать новое от уже известного с помощью учителя, формировать познавательные цели; логические – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.,

развивающая__ развитие фонематического слуха, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;

    _воспитывающая___ способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса к изучаемому _предмету, воспитывать чувство взаимопомощи. способствовать воспитании доброты, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труд________________________________________________________________________

Оборудование урока: __компьютер, слайды, презентация, учебник                       ____________________ Тип урока: _____ открытие новых знаний ___________________________________________________________________________________

Методы обучения: деятельностный метод обучения

  • создание проблемной ситуации;
  • поисковый;
  • наглядно-иллюстративный;
  • словесный

Формы организации деятельности:

  • парная, групповая
  • индивидуальная

Средства обучения:

  • учебник, ч.1
  • мультимедиа проектор
  • наглядные пособия

Основные этапы

урока. (Время)

Содержание урока

Формирование УУД

Выводы по этапу

1.

Этап мотивации (1мин)

Учитель:

Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Сегодня у нас вновь на уроке гости. Поприветствуйте наших гостей. Скажите, в какой стране мы живём?( В России)Россия славится своим гостеприимством,  и  мы с вами должны подтвердить своим поведением эту традицию. Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим гостям и друг другу.

Девиз:Учись доброму,худое на ум не придет.

 Просигналить цветом.(кто готов начать урок,помогать мне и своим друзьям,у кого хорошее настроение)

 - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.

Личностные УУД

(самоопределение).

Создание ситуации успеха.

2. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

(5 мин)

Учитель:

К какому уроку приготовились? Зачем надо учиться читать?

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать,

Должен научиться.

- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко»

Хрюша сел на петуха.
Мы смеялись: ::!
(ха - ха - ха!)

Сочинять он стал стихи -
Мы смеялись ::!
(хи - хи - хи!)

С каких звуков начинались досказанные слова? Тема:

- Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.              

Учитель:

- Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока:

Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

Научимся слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)

Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

Итак: Что мы сделали?

Назвали тему, поставили задачи?

-Это урок повторения или открытие новых знаний?

Что или кто поможет нам в этом?

Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. С чего начнем?

Вспомним, чему учились на пошлых уроках.

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Наша речь состоит из …

Звуки бывают…

При  произнесении гласного звука…

При произнесении согласного звука…

Согласные бывают…

Гласные звуки а, о, у, ы, э обозначают…

Гласные звуки я, ё, ю, и, е обозначают…

Буквы е, ё, ю, я в начале слова…

Игра» 3 лишний»

Познавательное

УУД (логическое).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным)

Личностное УУД (жизненное самоопределение)

3.

Этап построения

проекта

коррекции

выявленных

затруднений.

(Работа над новым материалом в учебнике).

(8 – 10 мин)

1) Работа по схемам.

 Учитель:

 Как мы будем открывать новые звуки и обозначающую их букву?

Составим план работы:

1.Услышать звуки.

2.Дать характеристику звукам.

3.Знакомство с буквой.

4.Место в алфавите.

5.Чтение слогов, слов ,предложений.

Работа по плану:

По 1.Какие первые звуки слышали  в досказанных словах?

- Вспомните, как вы смеялись?

Можно ли с ними играть в дразнилки?

По 2.Как характеризуем звуки?

Работа в группах.(сог-гл, м-т, п-н, з-г)

Что мы делали на этом этапе?

ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.

Игра»Кулачок- подушечка, определи твердость-мягкость.

Поход, хитрец, успех, хомяк, схема, хихикать, храбрость, хор, хитрый

Какую задачу выполняли?

Оцените свои успехи.

Я умею слышать и отличать звуки х, х* от других.

По3.

 Знакомство с буквой

Учитель:

- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной                                   (маленькой). ПОКАЖИТЕ в учебнике.

«Ха» - большой (заглавной).

- Зачем нужна заглавная буква?

ВЫВОД.

Имена собственные и начало предложений пишутся с большой

буквы, а остальные слова – с маленькой.

- На что похожа буква Ха?

на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)

Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку.

Раз – листочки поднимаем,

Два – листочки загибаем,

Три – еще разок свернем,

На четыре – развернем.

Буква спряталась внутри,

Кто догадлив – назови!

- На что похожа буква?

«Х» на ножницы похожа,

 Но в работе, а не лежа.

Хочешь – режешь,

Хочешь – шьешь,

Хочешь  сам себя стрижешь.

Ха – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

- Конструируйте в парах (1в. – большую, 2в. – маленькую)

- Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква Ха? После какой знакомой буквой она стоит? (Ф)

Вырыл дом подземный ловко,

Натаскал пшена в кладовку.

Вечно в сумке за щекой

Носит зернышки с собой.

Кто же он?- наверняка

Вы узнали…(хомяка)

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 –

Хочет хомка сильным стать.

Оцените по второму  критерию свои успехи.

Я знаю букву Х

Чему еще научимся на уроке?

Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться в книге, работать по ней).

Познавательные УУД (логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные УУД (мыслительные

операции): решаются путём привлечения интриги.  Суждения детей взаимно дополняют друг друга и не вступают в противоречие.

Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие.

4.

Первичное закрепление.

(3 мин)

  1. Чтение слогов с новой буквой.

- Посмотрите на задачи урока.

Первую задачу мы выполнили.

- Вторую цель  достигли.

- Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать.

- Почитаем слоги в учебнике.

Игра «Эхо». 

- Я читаю, вы повторяете. Следите внимательно.

Регулятивные УУД (мыслительные операции) и познавательные УУД

5.

Включение нового знания в систему знаний.

(7 мин)

  1. Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками.

У. Отгадайте загадки:

  1. Рос сперва на воле в поле,
    Летом цвел и колосился,
    А когда обмолотили,
    Он в зерно вдруг превратился.
    Из зерна – в муку и тесто,
    В магазине занял место

  Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». Ребята, используя рисунки из нашего учебника, мы поговорим о пути хлеба от поля до твоего стола.

- Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:

          .ХЛЕБ – растение ( снопик пшеницы)

  • ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)
  • ХЛЕБ - любая пища человека,( продовольствие.)

Родственные слова.

- Ласково назовём ... (хлебушек)

- Небольшой хлеб ... (хлебец)

- Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница)

- Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка)

- Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат)

- Продукты, относящиеся к хлебным изделиям ... (хлебопродукты)

- Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб)

- Можно ли эти слова назвать родственными?  ( Да. У них есть общая часть, общее в значении.)

Чтение текста:

2. Подбор заголовка.

3. Работа по содержанию текста:

- Какое время года наступает?

- Почему дрожат осины?

- Где появился ледок?

- Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?

Активизация словаря.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество.

Познавательные УУД (информационные).

Коммуникативное сотрудничество как взаимодействие.

Познавательные УУД (логические):

анализ объектов целью

выделения в них существенных признаков.

6.

Задания на развитие речи и внимания.

(4 мин)

Релаксация. Отдых под музыку.

- Какой же путь проделывает маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде хлеба, булочек, пирожков, макарон…?

Рассказ учителя по иллюстрациям:

а) сначала готовят землю к посеву, вспахивают, боронуют;

б) зерно  сеют на поле;

в) всходы поливают, самолеты распыляют отраву, чтобы не было сорняков и вредителей;

г) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на ток, где его очищают и сушат.

д) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку.

е) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки и…

Вывод:

- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.

Как мы должны относиться к хлебу?

Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори!

Бросил хлеб – обидел свет.

Бережно, с любовью,с уважением к людям, которые выращивают хлеб

Личностные УУД:

эстетическая ориентация: пословицы, поговорки, загадки.

Познавательные УУД (подведение под понятие)

7.

Итог урока.

Рефлексия.

(2 мин)

- Какие задачи ставили?

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

.

Самооценка

работы

Оцените свою работу по критериям.

Я знаю букву Х и её звуки х,х*

Я умею… слышать и отличать новые звуки от других.

Я умею…читать слоги , слова и предложения с буквой х.

Что понравилось?

Что у вас получилось?

Над чем надо поработать?

Оценить Цветом: Кто всё усвоил, доволен собой, хорошее настроение.2 испытывает затруднение. 3 ничего не понял.

- Желаю вам плодотворной работы.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».

КОНСПЕКТ открытого  урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....

Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.

Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.  Закрепление знаний парных согласных звуков [ж – ш], умение их различать на слух и обозначать буквами Ж, Ш. Продолжение набл...

Открытый урок по обучению грамоте (чтение). 1 «А» класс «Изучаем букву З, з.»

Открытый урок обучения грамоте " Изучаем букву З,з". (по УМК «Начальная школа XXI век»). Тип урока: изучение нового. Презентация к данному уроку....

Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"

1В класс  Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных.  Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной  буквой Ю ю, особенностями этой б...

Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».

Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с нов...

Открытый урок по обучению грамоте/ Тема:" Буквы Э э, обозначающие гласный звук[э]"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС для 1класса....