Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте)
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, 2012 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_azbuka.docx44.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по литературному чтению (обучение грамоте)

 для 1 класса

начального общего образования

(2012 – 2013гг)

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, 2012 г.

Структура рабочей программы

1. Пояснительная записка…………………………………………………

2. Тематическое планирование………………………………………………

3. Поурочное планирование…………………………………………………

4. Содержание учебного материала, включающее федеральный, региональный компонент государственного образовательного стандарта и лабораторные практические работы, предусмотренные примерной программой……………………………………………………………

5. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………….

6. Содержание контроля уровня обученности……………………………

7. Список литературы (для обучающихся)…………………………………..

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов,  входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.

2.     Овладение речевой, письменной и коммуникативной  культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3.  Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.

4.    Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности  произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно – этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется в 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебных недели).

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность примерно 23 учебные недели, по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению). После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и  письменного).

Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений (логического и др.), соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог (с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно – выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения).

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Тема раздела

Количество часов

1.

Добукварный период (9 часов)

«Азбука» — первая учебная книга.

Речь устная и письменная. Предложение.

Слово и предложение.

Слово и слог.

Слог. Ударение.

Звуки в окружающем мире и в речи.

Гласные и согласные звуки.

Слог – слияние.

Повторение и обобщение пройденного материала.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2.

3.

Букварный период (66 часов)

Послебукварный период (16 часов)

Гласный звук а, буквы А, а.

Гласный звук о, буквы О, о.

Гласный звук и, буквы И, и. 

Гласный звук ы, буква ы.

Гласный звук у, буквы У, у. 

Согласные звуки н, н’, буквы Н, н.

Согласные звуки с, с’, буквы С, с.

Согласные звуки к, к’, буквы К, к. 

Согласные звуки т, т, буквы Т, т.

Согласные звуки л, л, буквы Л, л.

Согласные звуки р, р’, буквы Р, р.

Согласные звуки в, в’, буквы В, в.

Гласные буквы Е, е.

Согласные звуки п, п’, буквы П, п.

Согласные звуки м, м’, буквы М, м.

Согласные звуки з, з’, буквы З, з.  Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

Согласные звуки б, б’, буквы Б, б.  Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. 

Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

Гласные буквы Я, я.

Согласные звуки г, г’, буквы Г, г.  Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч.

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Сочетание ши.

Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш.

Гласные буквы Ё, ё.

Звук j’, буквы Й, й.

Согласные звуки х, х’, буквы Х, х.

Гласные буквы Ю, ю.

Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц.

Гласный звук э, буквы Э, э.

Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ.

Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

С.Маршак «Как хорошо уметь читать», В.Берестов «Читалочка»

Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

К. Ушинский. Наше Отечество.

В. Крупин. Первоучители словенские.

В. Крупин. Первый букварь.

А.С. Пушкин.

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Рассказа для детей.

К.И. Чуковский «Телефон», «Небылица»

В.В. Бианки «Первая охота»

С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два.

М.М. Пришвин «Первомайское утро»

А.Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова».

С.В. Михалков «Котята»

Весёлые стихи Б. Заходера.

В. Берестова.

Проект: «Живая азбука»

Наши достижения. Планируемые результаты изучения.

1

1

1

1

1

         2

2

2

2

2

2

2

          2

2

2

2

3

1

1

3

2

2

3

3

2

2

2

3

2

2

2

3

2

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

  1. Поурочное планирование

№ урока

Тема урока

Дата

Примечание

По плану

Фактически

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

«Азбука» - первая учебная книга.

Речь устная и письменная. Предложение.

Слово и предложение.

Слово и слог.

Слог. Ударение.

Звуки в окружающем мире.

Гласные и согласные звуки.

Слог – слияние.

Повторение и обобщение пройденного материала.

Гласный звук [а], буквы А, а.

Гласный звук [о], буквы О, о.

Гласный звук [и], буквы И, и.

Гласный звук [ы], буква ы.

Гласный звук [у], буквы У, у.

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.

Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т.

Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л.

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.

Гласные буквы Е, е.

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

Гласные буквы Я, я.

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Гласные буквы Ё, ё.

Звук [j’], буквы Й, й.

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.

Гласные буквы Ю, ю.

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

Гласный звук [э], буквы Э, э.

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

С.Маршак «Как хорошо уметь читать», В. Берестов «Читалочка».

Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

К. Ушинский. Наше Отечество.

В. Крупин. Первоучители словенские.

В. Крупин. Первый букварь.

А.С. Пушкин.

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Рассказа для детей.

К.И. Чуковский «Телефон», «Небылица».

В.В. Бианки «Первая охота».

С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два.

М.М. Пришвин «Первомайское утро»

А.Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова».

С.В. Михалков «Котята».

Весёлые стихи Б. Заходера.

В. Берестова.

Проект: «Живая азбука».

Наши достижения. Планируемые результаты изучения.

  1. Содержание учебного материала, включающее федеральный, региональный компонент государственного образовательного стандарта и лабораторные практические работы, предусмотренные примерной программой

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

  • наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
  • автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
  • имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
  • выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
  • читать небольшой текст плавно,  целыми словами с элементами послогового чтения;
  • читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты, соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
  • отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
  • воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
  • высказать свое отношение к прочитанному.

Навык чтения. 

I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.

  1. Содержание контроля уровня обученности

№ урока

Вид работы

По теме

59

Праздник «Прощание с азбукой»

  1. Список литературы (для обучающихся)

Данный список литературы для учащихся начальной школы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбрать из данного списка произведения для самостоятельного чтения учащимися. Представленные произведения дети могут читать в качестве дополнительной литературы дома  вместе с родителями.

Малые жанры устного народного творчества

Потешки

Побасенки

Частушки

Небылицы

Приговорки

Русские народные сказки 

Лихо одноглазое

Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что

Иван меньшой – разумом большой

Сказка об Иване – богатыре

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке

Царевна – лягушка

Сивка – Бурка

Русская классика для детей

Крылов И. А. «Стрекоза и Муравей», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Лисица и Виноград», «Чиж и Голубь», «Слон и Моська», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна» и др.

 Куприн А. И. «Барбос и Жулька», «Белый пудель», «Слон», Изумруд» и др.      

Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо», «Песня- молния», «Что ни страница: то слон, то львица» и др.

Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила» и др.

Толстой А. Н. «Приключения Буратино, или Золотой ключик» «Детство Никиты», «Князь Серебряный», «Прожорливый бани мак» и др.

Толстой Л. Н. «Филипок», «Акула», «Прыжок» и др.

Тургенев И. С. «Воробей», «Лес и степь» и др.

Русская литература для детей

Александрова  3. А.  «Маленькой  ёлочке холодно зимой», «Мой мишка», «Смешные человечки» и др.

Александрова Т. «Домовёнок Кузя» и др.

Баруздин С. А. «Алёшка из нашего дома», «Как Снежок в Индию попал», «Равви и Шаши», «Светлана пионерка» и др.

Бересов В. Д. «Читалочка», «Первый листопад» и др.

Бианки В. В. «Кто чем поёт», «Лесная газета» и др.

Василевич Алёна. «Бабушкины квартиранты», «Как я был доктором», «Друзья» и др.

Гайдар А. П. «Голубая чашка», «Горячий камень»,  «Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости», «Военная тайна», «Судьба барабанщика»

Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы», «Двадцать лет под кроватью» и др.

Ершов П. П. «Конёк-горбунок» и др.

Заходер Б. В. «Кит и кот» и др.

Чуковский К. И. «Бармалей», «Федорино горе», «Телефон»,

«От двух до пяти» и др.

Шварц Е. Л. «Голый король», «Сказка о потерянном времени»,'

«Обыкновенное чудо», «Дракон» и др.

Зарубежная литература для детей

 Андерсен Г. X. «Дюймовочка», «Русалочка», «Огниво», «Соловей», «Свинопас»,        «Принцесса на горошине» и др. Барри Д. М. «Питер Пен» и др.

Милн А. «Вини Пух и Все-Все-Все»

Перро Ш. «Мальчик-с-пальчик», «Красная Шапочка», «Спящая

красавица» и др.

Пройслер О. «Маленькая Баба-Яга», «Маленький водяной»

Сетон – Томпсон Э. «Рассказы о животных»

Топелиус Ц. «Сказки»

Энде М. «Бесконечная история», «Волшебный напиток», «Мо – мо» и др.

Научно – популярная литература для детей

Баруздин С. А. «Сказка о трамвае»

Беляев Е. «Как человек научился летать»

Гагарин Ю. А. «Вижу Землю!»

Глухов А., Лавринович И. «Юным друзьям книги»

Гурьян О. «Мальчик из Холмогор»

Дорохов А. А. «Про тебя самого»

Дуров В. Г. «Мои артисты»

Дуров В. Л. «Мои звери»        

Зубков Б.В. «Из чего сделаны машины», «Как построить небоскрёб»

 Ильин М.. Сегал Е. «Рассказы о том, что тебя окружает»

Кургузов О. «Почемучка»

Лев Ф.Г. «Про завод и про то, как он живёт»

 Левин Б.Ю. «Астрономия в картинках»

Лучесскои К. «От пирамиды до телебашни»

Map Е. П. «Воздух, которым мы дышим»

Маршак С. Я. «Как печатали вашу книгу»

Осипов Н.Ф. «В воде и у воды»

Плешаков А. А. «Атлас – определитель»

Сахарнов С.С. «Про дельфина и  осьминога»

Тихонов А. В. «Про птиц.  Моя  первая  книга о животных»

«Про моря и океаны»        

Усачёв А.А. «Прогулки по Третьяковской галерее»

 Чаплина В. В. «Питомцы зоопарка»

Юрмин Г. «Про тетрадь и карту, карандаш и парту»

Книги-справочники

Дмитриев Ю. «Кто живёт в лесу и что в лесу растёт»

Житков Б. С. «Семь огней»

Журналы «Юный натуралист», «Мурзилка», «Филя» и др.

Сладков Н. И. «Азбука леса»        

Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной»

Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению(обучение грамоте) для учащихся 1 класса по УМК Перспектива

Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса начальной школы на основе программы Образовательной системы «Перспектива». Тематическое планирование содержит так же уроки внеклассного чтения....

Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс.

Рабочая программа  разработана на основе УМК "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) для 1 класса (система Л.В.Занкова)

Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) для 1 класса составлена на основе авторской программы Н.В.Нечаевой с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)...

Рабочая программа по литературному чтению/обучение грамоте 1 класс

Рабочая программа составлена по УМК Планета знаний...

Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс УМК "Перспектива"

УМК «Перспектива»;Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. В 2-х частяхДопущено министерством образования и науки...