Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ОС 2100
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Поддубная Татьяна Владимировна

Рабочая программа и КТП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»

 «Рассмотрена»

Руководитель МО учителей базового начального образования

______________ Т.В.Поддубная

Протокол № 4 от «27» мая 2013г.

«Согласована»

 Заместитель директора по УВР

МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Ныда»

______________ С.А.Мертюова

 

 «___»___________________2013г.

«Утверждена»

 Директор МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Ныда»

______________И.А.Малинин

Приказ №_____от «___»__________2013г.

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету «Литературное чтение»

1 класс (базовый уровень)

Поддубной Татьяны Владимировны,

учителя начальных классов первой квалификационной категории 

 

                                               

                                                         

                                                                                  Рассмотрена на заседании

                                                                              педагогического совета

                                                              протокол № 1

                                                                             от «   » августа 2013 г.

Ныда

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана  в соответствии с    требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования  и примерной основной образовательной программы «Образовательная система «Школа 2100. Литературное чтение» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, с.124)  и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

 1. Бунеев, Р. Н. Букварь : учебник по обучению грамоте и чтению / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

2. Пронина, О. В. Тетрадь для печатания. 1 класс / О. В. Пронина, Е. П. Лебедева, О. Ю. Мальцева ; под ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс, 2013.

3. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 1 класс («Капельки солнца») / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

4. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению. 1 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

       5. Н.А.Шестакова, Т.В.Кулюкина. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение». 1 класс. («Капельки солнца»),  М. : Баласс, 2012.        

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

 обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

 освоение  общекультурных  навыков  чтения  и  понимание  текста; воспитание  интереса  к  чтению  и  книге  (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);

 овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);

 воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);

 формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий, воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Структура курса

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

 Практические работы

В том числе на работы по развитию речи

 Количество часов на самостоя-тельные работы  

Обучение грамоте

1

Слова-названия. Знакомство с предложением, текстом.

10

Экскурсия

2

1

2

Слогообразующая роль гласных.

5

1

1

3

Гласные и согласные звуки. Чтение слогов.

13

2

1

1

4

Гласные и согласные звуки. Однокоренные слова.

25

5

1

4

5

Гласные и согласные звуки. Ь и Ъ.

28

5

3

 Всего:

 81

Литературное чтение

1

Попрыгать, поиграть.

12

3

2

1

2

Наш дом.

8

4

1

1

 3

Ребятам о зверятах.

11

2

2

1

 4

Маленькие открытия.

14

2

3

1

Всего:

45

Итого:

126

26

15

10

Обучение грамоте и развитие речи.

Добуквенный период.

Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т. д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Букварный период.

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, развитию речи, интереса к чтению.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой – учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).

В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звукобуквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

Языковая пропедевтика в период обучения грамоте.

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные.

Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает  (имеет  лексическое  значение),  в  ходе  наблюдения  устанавливают,  что  в  языке  есть  слова,  у  которых  несколько  значений;  видят сочетаемость слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных  словах;  осваивают  графическое  обозначение  частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.

Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения, в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу; начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

Работа с текстом.

На материале текстов «Букваря» начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н. Н. Светловской) – системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

1. Самостоятельное  чтение  детьми  ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.

2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).

2. Выявление первичного восприятия (короткая беседа).

3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.

III. Работа с текстом после чтения.

1. Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.

2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.

3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).

Литературное чтение.

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы2:

1. Круг детского чтения.

«Попрыгать, поиграть...».

Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.

Наш дом.

Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, любви и взаимопонимании, младших сестрёнках и братишках и отношении к ним.

Ребятам о зверятах.

Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.

Маленькие открытия.

Стихи и небольшие рассказы о мире природы, его красоте, маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.

2. Техника чтения.

Осознанное,  правильное,  плавное  слоговое  чтение  отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

Развитие умения разъяснять заглавие текста. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.

Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.

Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста.

Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

Создание необходимых условий для эмоционального «проживания» текста детьми, для выражения эмоций. Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.

Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передаёт через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают своё отношение к прочитанному.

5. Литературоведческая пропедевтика.

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями: стихотворение, рифма, ритм и настроение в стихотворении; рассказ, герои рассказа, рассказчик и автор.

6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Развитие устной речи:

– обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);

– обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);

– работа над грамматически правильным построением устного высказывания;

– показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению
с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.

Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.

Примечание. В разделах 3, 4, 6 программы указаны примерные виды заданий.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Литературное чтение» с 1 по 4 класс отводится 544 часа, из них в 1 классе 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели). Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 132 часа (обучение грамоте – 80 часов, литературное чтение – 45 часов).

Итоговый контроль предполагается проводить в виде предметной и межпредметной (комплексной) проверочной работы. Предметная проверочная работа должна включать разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия. Особое внимание в такой проверочной работе будет уделено контролю освоения первоклассниками умений контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаково-символические средства для представления информации. Комплексная проверочная работа также контролирует освоение базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего навыков чтения, умения работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции. В качестве итоговой оценочной процедуры предполагается использование портфолио ученика. С этой целью будет организована специальная работа по сбору информации для оформления странички читательского портфолио.

Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, результаты которых будут фиксироваться в специальных оценочных листах.

Все контрольно-оценочные процедуры предусматривают приоритет самооценки учащегося.

С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста:

  1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий.
  2. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
  3. Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

Центральным новообразованием данного возраста – полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности. Учебная деятельность – основная для младшего школьника.

 

Формы проведения уроков: урок-игра, уроки-путешествия, заочная экскурсия, урок-викторина, урок-зачёт. На уроках используются групповая работа, индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Методы обучения: словесный (рассказ, беседа и др.), наглядный (таблицы, плакаты, рисунки и др.), практический (работа по карточках, по учебнику, с рабочими тетрадями, с художественной литературой  и др.).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета4

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Содержание учебного предмета

Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения в их взаимодействии, воспитывая культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает работу с разными видами текста, которая предполагает выработку аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Предусмотрены ознакомление учащегося с книгой как источником различного вида информации и отработка библиографических умений: ориентироваться в книге (учебной, художественной, справочной) по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает выработку мотивированного выбора круга чтения, воспитание устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия  детьми  6–8  лет,  читательских  предпочтений  младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых» картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Результаты изучения учебного предмета

Содержание обучения чтению подчинено требованиям, предъявляемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы:

– усиление деятельностного подхода при обучении чтению;

– обеспечение вклада родного языка в формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности;

– усиление развивающего влияния чтения на психическое и личностное развитие младшего школьника.

Особо выделяется формирование умений читать учебный текст, формулировать задания; владение выборочным чтением: нахождение необходимого учебного материала. Такой подход позволяет обеспечить формирование умений и навыков устной и письменной речи как общеучебных.

Это определило цели обучения:

– заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка;

– помочь младшему школьнику понять основы формирования грамотного читателя, владеющего техникой чтения, приемами понимания прочитанного;

– воспитать позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробудить познавательный интерес к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

– развить интерес к самому процессу чтения, потребность читать;

– ввести детей через литературу в мир человеческих отношений.

На основании требований ФГОС НОО (2009 г.) и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время системно-деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный подходы, которые определяют задачи обучения:

– овладение техникой чтения, способами понимания и анализа текстов; умениями, навыками различных видов устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); умением определять и объяснять своё эмоционально-оценочное отношение к прочитанному;

– приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

– освоение способов универсальных учебных действий (в доступном для младших школьников диапазоне).

Системно-деятельностный и культурно-компетентностный подходы отражают стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Содержание обучения литературному чтению предусматривает усиление  внимания  к  развитию информационной грамотности младших школьников, обучению детей способности находить нужную информацию; создает реальные условия для обучения построению алгоритмов действий, пошаговому контролю своих действий, оценке их целесообразности, поиску ошибок и установлению их причин, что способствует развитию умения организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать ее, предвидеть трудности, не только исправлять допущенные ошибки, но и не совершать их.

Личностная ориентация образовательного процесса способствует первоначальному осознанию себя как существа, обладающего особым внутренним миром, миром мыслей, чувств, желаний, замыслов, носителя оценок, носителя определенной точки зрения на мир. Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1 классе дети читают об игрушках и играх, друзьях, родителях и детях, животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий мир.

Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Коммуникативная направленность основной образовательной программы начального общего образования потребовала усиления внимания к разным видам речевой деятельности. Все содержание обучения строится на основе использования читательской деятельности, а также других ее видов (слушания, говорения, письма). Результатом такого подхода может стать сформированность умений читать про себя, что, безусловно, может быть  достигнуто  к  концу  обучения  в  начальной  школе.  Параллельно с развитием  навыков  беглого  чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы).

В соответствии с принципом, заложенным в стандарте по литературному чтению, – ознакомлением детей с текстами разных жанров, школьникам предлагается чтение нехудожественных текстов (писем, воспоминаний, автобиографий писателей и т. п.), а также научно-познавательных произведений. Все это будет расширять кругозор ученика, развивать его эрудицию и общую культуру.

Использование как традиционных, так и новаторских методов обучения способствует достижению цели литературного образования – учить школьников, анализируя изложенные там факты, понимать смысл текста, замысел автора.

Например, применение такой формы организации обучения, как урок-диалог, когда идет живой непосредственный разговор между читателем и автором произведения, читателем и его сверстниками-читателями, читателем-учителем и читателем-учеником, что привлекает внимание детей к тем признакам текста, на основании анализа которых будут сделаны правильные выводы самими детьми.

Содержание начального общего образования по литературному чтению ориентирует на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, основным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности – от громкого чтения вслух до чтения про себя – осуществляется как умственное действие внутреннего плана и связано с мотивационной стороной учебных действий, направленных на чтение и перечитывание текста.

На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную, у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.

Формирование тех или иных речевых умений ребенка достигается использованием конкретных методических приемов: обсуждение смысла событий, описанных в произведении, их последовательности и логической связи; деление текста на части в процессе работы над композицией произведения (выделение описаний, диалогов), составление картинного плана (словесное иллюстрирование) произведения; выбор вида пересказа в зависимости от постановки тех или иных учебных задач (выборочный пересказ, перечитывание фрагмента текста) и др.

Усилена развивающая и воспитательная направленность литературного чтения.

Особое внимание обращено на целесообразный отбор учебного материала с точки зрения художественной ценности произведений, жанрового разнообразия, влияния темы и содержания на развитие чувств детей, их нравственное и эстетическое воспитание.

Знаниевая компонента незначительна, основное внимание уделяется проверке сформированности умений устной речи, техники чтения, читательской грамотности, мышления, воображения.

Когнитивная функция языка реализуется с учетом возрастных возможностей и потребностей ребенка данного возраста познавать окружающий мир с использованием языка и речи. В связи с этим важное значение приобретает характер познавательного материала, который предъявляется учащимся.

Изучение литературного чтения в первом классе начинается вводным курсом «Обучение грамоте». Уроки обучения грамоте представляют собой интегрированные занятия, включающие различные виды практических работ, связанных с освоением обучающимися элементарного письма и чтения (игры и упражнения по звуковому и звукобуквенному анализу слова, графические упражнения на начертание печатных и каллиграфических образцов букв и их соединений; конструирование новых букв из элементов, складывание из проволоки, лепка из пластилина и пр.; чтение и письмо слогов, слов, предложений, текстов, прослушивание лучших образцов детской художественной литературы (в исполнении учителя или в аудиозаписи); разыгрывание сценок, разучивание небольших стихотворений, считалок, скороговорок и т. п.; составление и моделирование высказываний, небольших рассказов по картинкам, всевозможные речевые и словесные игры). После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Такое структурирование содержания дает возможность обучать письму параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи.

Основанием для отбора и определения содержания начального общего образования по литературному чтению стали учебные действия, связанные со спецификой самого предмета и его основными функциями на каждой ступени начального обучения.

Одним из главных направлений остается обогащение словаря и повышение культуры речи обучающихся. Расширение словаря осуществляется на основе частотности лексических единиц
в языке и разговорной речи детей, познавательных интересов и запросов школьников младшего возраста.

Спроектированная в Программе базовая дидактическая модель педагогического процесса и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных обобщенных способов предметных и универсальных учебных действий.

Выбранная базовая дидактическая модель педагогического процесса и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных обобщенных способов предметных и универсальных учебных действий.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса (базовый уровень):

должны знать/понимать:

 звуки и буквы русского алфавита, их основные различия;

 признаки гласных (ударных и безударных) и согласных звуков (мягких и твердых, глухих и звонких);

 алфавит;

 структуру родной речи (иметь образные представления о единицах русского языка – звуке, слоге, слове, предложении и тексте);

должны уметь:

 читать осознанно, правильно и выразительно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами;

 моделировать структурные единицы русского языка (звук, слово, слог, предложение, текст);

 различать на слух звуки речи;

 различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;

 воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

 отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

 подробно пересказывать текст;

 составлять устный рассказ по картинке;

 заучивать наизусть небольшие стихотворения;

 соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

 различать рассказ и стихотворение.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

 создавать несложные тексты в устной речи по интересующей школьника тематике;

 использовать нормы русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения в школе, классе, дома, со взрослыми, детьми;

 самостоятельно выбирать и читать книги;

 высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

 работать с различными источниками информации (словарями, справочниками). 

Требования к уровню подготовки в области универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД:

 оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 положительно относиться к школе, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, осваивать роль «хорошего ученика»;

 иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет.

Регулятивные УУД:

 определять и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

 обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками;

 выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций  предметного  способа  действия  в  диалоге  с  учителем  и  одноклассниками;

 высказывать свое предположение, пытаться предлагать способ ее проверки;

 работать по инструкции, по предложенному учителем плану;

 определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

 оценивать свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы, знаки (+, –, Л, С, Т,);

 проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий, состоящих из нескольких операций;

 совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

 ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников;

 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;

 понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями («ловушки») в один «шаг»;

 добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

 оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

 слушать и понимать речь других;

 выделять в тексте ключевые слова для ответов на вопросы;

 договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы;

 работать в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера, выполнять различные роли в группе.

 Материально-техническая база

1. Дополнительная литература.

1. Волина, В. В. Занимательное азбуковедение : книга для учителя / В. В. Волина. – М. : Просвещение, 1991.

2. Кудыкина, Н. В. Дидактические игры и занимательные задания для 1 класса четырехлетн. нач. школы : пособие для учителя / Н. В. Кудыкина. – Киев : Радянська школа, 1989.

3. Кульневич, С. В. Нетрадиционные уроки в начальной школе : в 2 ч. Ч. 2 : русский язык, чтение, ИЗО, музыка : практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина ; под ред. С. В. Кульневича. – Ростов н/Д. : ТЦ «Учитель», 2004.

4. Логинова, О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева. – М. : Просвещение, 2011.

5. Минскин, Е. М. От игры к занятиям : пособие для учителя / Е. М. Минскин. – М. : Просвещение, 1987.

6. Мишакина, Т. Л. Тренажер по развитию речи в начальной школе / Т. Л. Мишакина, В. Г. Ермолаева. – М. : Ювента, 2008.

7. Мищенкова, Л. В. Развивающие занятия, игры и упражнения для детей 6–8 лет / Л. В. Мищенкова. – Ярославль : Академия развития, 2007.

8. Перро, Ш. Красная Шапочка / Ш. Перро ; худ. Э. Булатов, О. Васильев ; пер. с фр. Т. Габбе. – М. : РИПОЛ классик, 2011.

9. Речевые уроки : книга для учителя начальных классов / Т. А. Ладыженская [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Просвещение, 1994.

10. Соболева, О. В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст : методическое пособие для учителя начальных классов / О. В. Соболева. – М. : Баласс, 2009.

11. Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия / Л. Е. Стрельцова. – М. : Просвещение, 1992.

12. Шестакова, Н. А. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение». 1 класс («Капельки солнца») / Н. А. Шестакова, Т. В. Кулюкина. – М. : Баласс, 2010.

 2. Интернет-ресурсы.

1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

3. Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа : http://www.gramota.ru

4. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http:// www.school2100.ru

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1sep-tember.ru/urok

6. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

7. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа : http://festival.1september.ru

3. Наглядные пособия.

1. Комплект наглядных пособий. 1 класс. Обучение грамоте : в 4 ч. / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, М. А. Яковлева. – М. : Баласс, 2010.

2. Таблицы «Портреты писателей».

3. Сюжетные картинки «В театре».

4. Глобус, физическая карта России.

4. Информационно-коммуникативные средства.

1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).

2. Большая электронная детская энциклопедия (CD).

3. Аудиозапись «Звуки природы».

4. Аудио- и видеозапись с выступлением Ю. Никулина, фрагмент циркового представления.

5. Технические средства обучения.

1. DVD-плеер (видеомагнитофон).

2. Телевизор.

3. Компьютер.

4. Проектор.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

2. Штатив для таблиц.

3. Ящики для хранения таблиц.

4. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).

7. Специализированная мебель.

Компьютерный стол.


Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, село Ныда

(территориальный, административный округ (город, поселок, село)

МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»

(название образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературному чтению   на 2013/2014 учебный год

Класс:       1 а      

Учитель:      Поддубная Татьяна Владимировна

Количество часов на  I и ΙΙ полугодие: всего 129 ч, в неделю  4 ч;

 

Планирование составлено на основе примерной основной образовательной программы «Образовательная система «Школа 2100» Книга 2.-  М.: БАЛАСС, 2011

  

Литература: 

1. Бунеев, Р. Н. Букварь : учебник по обучению грамоте и чтению / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

2. Пронина, О. В. Тетрадь для печатания. 1 класс / О. В. Пронина, Е. П. Лебедева, О. Ю. Мальцева ; под ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс, 2013.

3. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 1 класс («Капельки солнца») / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

4. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению. 1 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

       5. Н.А.Шестакова, Т.В.Кулюкина. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение». 1 класс. («Капельки солнца»),  М. : Баласс, 2012.        

Дата

п/п

Раздел

Тема урока

Тип урока

Развитие УУД

Ресурсное

обеспечение

Дом.

задание

план

факт

Обучение грамоте. Чтение 80 ч

02.09

1

Слова-названия, знакомство с предложением, текстом

10 часов

Календарь

и календарные праздники

УИПЗЗ

Предметные: слово и предмет, набор слов  и предложение, слова-названия, признаки предложения текст, признаки текста, звук, звуки речевые и неречевые

Метапредметные:

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу, цель деятельности
на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные:
ориентироваться в учебнике, сравнивать, группировать предметы, их образы по заданным признакам.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); устно давать ответ на вопрос; слушать и понимать речь других; договариваться
с одноклассниками, использовать специальные знаки (+, –); сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Личностные: оценивать поступки, в том числе неоднозначные; разрешать моральные противоречия на основе важности исполнения роли «хорошего ученика», важности познания учебы и нового, объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих ценностей, понимать важность различения «красивого»
и «некрасивого»

02.09

2

Животные и растения вокруг нас. Слова-названия

УИПЗЗ

05.09

3

Природа вокруг нас.

Знакомство с предложением.

 

УИПЗЗ

05.09

4

Летом в деревне (на даче).

Составление предложений.

УИПЗЗ

09.09

5

Кто помогает человеку в саду и огороде? Знакомство

с текстом

УИПЗЗ

09.09

6

Звуки речи и неречевые звуки. Составление текста с опорой

на рисунки.

УИПЗЗ

12.09

7

Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста

УИПЗЗ

Режим доступа : http:// www.school

2100.ru

12.09

8

На рыбалке. Составление рассказа по сюжетным картинкам

УИПЗЗ

16.09

9

Сказочные герои и предметы

( урок-театр)

УИПЗЗ

16.09

10

Театр. Составление текста рассказа по сюжетным
картинкам с введением диалога действующих лиц

(урок-театр)

УИПЗЗ

19.09

11

Слогообразующая роль гласных звуков, слог, ударение, гласный звук

 5 ч

Гласные звуки

УИПЗЗ

Предметные: гласные звуки, слог, ударение, ударный и безударный слог Регулятивные: выделять, фиксировать, проговаривать последовательность операций предметного способа действия, отбирать в диалоге с учителем
материалы для «Тетради открытий».

Метапредметные:

Коммуникативные:
задавать вопросы, необходимые для работы в парах, стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение.

Познавательные:
выделять и формулировать проблему, отличать неизвестное от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками; осваивать умение конструировать способ решения задач нового типа в сотрудничестве с учителем и другими учащимися класса.

Личностные: объяснять самому себе: «Что во мне хорошо, а что плохо», осуществлять полезные дела, вырабатывать правила поведения,  объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации

19.09

12

Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков

УИПЗЗ

23.09

13

На уроке труда. Ударение

УИПЗЗ

 

23.09

14

Деление слова на слоги, ударный и безударный слоги. Наблюдение над значением слова  

УЗЗВУ

26.09

15

Повторение основных изученных понятий
(контроль и оценка знаний)

УОСЗ

26.09

16

Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р, ы, о, а, н, у; чтение слогов с изучаемыми буквами; разграничение понятий «звук»–«буква»

 13 ч

Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.

Согласные звуки.

Разграничение понятий «звук»–«буква»

УИПЗЗ

Предметные: звук и буква, гласные и со-гласные звуки, отличие гласного звука от согласного звука,  характеристики согласных звуков(мягкие – твердые), понятие
о словах в единствен- ном и множественном числе; буква строчная и прописная, правила использования прописной буквы
Метапредметные:

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками, давать эмоциональную оценку урока; совместно с учителем и учениками объяснять, для чего нужно контролировать и оценивать свои действия, отбирать в диалоге с учителем работы для «Портфолио».

Познавательные: 
ориентироваться в учебнике, сравнивать, группировать предметы, их образы по заданным признакам, проводить несложные наблюдения по плану, делать самостоятельные выводы; понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями в один-два шага. 

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); устно давать ответ на вопрос; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками, использовать специальные знаки.

Личностные: осуществлять полезные дела, вырабатывать правила поведения, характеризовать свой поступок, оценивать его, прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей

30.09

17

Чтение слогов и слов

с буквами и, г, п, т, р

УЗЗВУ

30.09

18

Гласный звук [o],
буква
о

УИПЗЗ

03.10

19

Чтение слогов и слов

с изученными буквами

 УОСЗ

03.10

20

Упражнения в чтении и письме слов с изучен-

ными буквами. Проверка (техника чтения)

 УОСЗ

07.10

21

Гласный звук [а], буква а

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

07.10

22

Звук [ы], буква ы.

Понятие о словах в единственном и множественном числе

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

10.10

23

Заглавная буква в географических названиях

УИПЗЗ

10.10

24

Заглавная буква И.

Упражнение в чтении и пись-ме

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

14.10

25

Согласные звуки [н], [н’], буква н

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

14.10

26

Согласные звуки [к], [к’], буква к

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

17.10

27

Упражнения в чтении.

Знакомство с местоимениями

УКИЗ

17.10

28

Гласный звук [у],
буквы
У, у

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

21.10

29

Звуки, обозначаемые буквами с, л, м, ш, д, в; Буквы е, ё (йотированные), их особые функции; корень, однокоренные слова, знаки препинания в конце предложения

   25 ч

Работа над интонацией. Точка, вопросительный и восклицательный знаки
в конце предложения

УЗЗВУ

Предметные: интонация, знаки препинания в конце предложения, понятие о предлогах, правило написание заглавной буквы;

 корень, однокоренные слова, характеристики
гласных и согласных звуков;
  знаки препинания в конце предложения, понятие о предлогах, отличие гласного и согласного звуков, написание заглавной буквы; суффикс, приставка, их значение в образовании слов 

Метапредметные:

Регулятивные: определять, формулировать учебную проблему, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками. высказывать своё предположение (версию),

пытаться предлагать способ его проверки; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. объяснять, для чего нужно контролировать и оценивать свои действия; определять совпадение, сходство и различие
своих действий с образцом, отличать верно выполненное задание от неверного; оценивать
(ретроспективно) свою работу по заданным
учителем критериям, используя оценочные шкалы, знаки (+, –, Л, С, Т), предлагать крите- рии для оценки освоенных действий; соотносить свою оценку с оценкой учителя.

Познавательные:
проводить несложные наблюдения по плану, делать самостоятельные выводы; понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями в один-два шага; информации для решения задач с неопределенными условиями
в один-два шага («ловушки»); выделять
и формулировать проблему, отличать неиз-
вестное от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассника-
ми; сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным признакам.

Коммуникативные: 
задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы в группе;  

задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы: в паре, группе: «Ты согласен?», «Ты не возражаешь?», «А как ты думаешь?», «Почему ты так считаешь?», «А это можно доказать?»; работать в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера, выполнять различные роли в группе (лидер, организатор, исполнитель, критик, секретарь, докладчик); стараться договариваться, уступать, находить общее решение.

Личностные:  характеризовать свой поступок, вырабатывать в конфликтных ситуациях
правила поведения, стремиться к взаимопониманию
; уважать иное мнение, не допускать оскорбления людей при работе в группе; оценивать поступки, в том числе неоднозначные; разрешать моральные противоречия на основе важности исполнения роли «хорошего ученика», важности познания учебы и нового; понимать важность бережного отношения человека к природе; осознавать важность исполнения роли «хорошего ученика», познания учебы и нового.

21.10

30

Согласные звуки [с], [с’], буква с

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

24.10

31

Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами

(контроль и оценка знаний)

УОСЗ

24.10

32

Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают
на вопрос «как?»

УИПЗЗ

28.10

33

Согласные звуки [л], [л’], [м],
[м’], буквы
л, м

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

28.10

34

Упражнения в чтении и пись-ме

УЗЗВУ

31.10

35

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы

в географических названиях

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

31.10

36

Упражнения в чтении и пись-ме. Наблюдение над однокоренными словами

(урок-сказка)

УЗЗВУ

11.11

37

Упражнения в чтении

УОСЗ

12.11

38

Упражнение в чтении. Знакомство с новым
знаком препинания в конце предложения – многоточием

УИПЗЗ

13.11

39

Заглавные буквы Л, М. Упражнения в чтении и письме

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

14.11

40

Упражнения в чтении и анализе текста (диагностика

знаний)

УКИЗ

18.11

41

Повторение правописания заглавной буквы в словах

и предложениях

УКИЗ

19.11

42

Согласный звук [ш], буква ш буквосочетание ши

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

20.11

43

Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении заглавной буквы в именах людей, кличках животных

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

21.11

44

Упражнение в чтении и пись-ме (контроль и оценка знаний)

УКИЗ

25.11

45

Формирование навыка различения звуков [с]

и [ш] при чтении

УЗЗВУ

26.11

46

Заглавная буква А. Упражнения в чтении и пись-ме

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

27.11

47

Чтение и анализ текстов

УКИЗ

28.11

48

Согласные звуки [д], [д’], буква д

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

02.12

49

Упражнения в чтении и пись-ме

УКИЗ

03.12

50

Согласные звуки [в], [в’], буква в. Практическое знакомство с суффиксами на
примере суффикса
-ушк-

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

04.12

51

Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами
с безударной гласной в корне

УИПЗЗ

05.12

52

Упражнения в чтении и пись-ме

УКИЗ

09.12

53

Упражнения в чтении и пись-ме (контроль и оценка знаний)

УПОКЗ

10.12

54

Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении и письме

УИПЗЗ

Предметные: суффикс,  приставка, их значение в образовании слов;  понятие о словах, которые отвечают на вопросы «какой?», «какая?»; характеристика звука [ж], правописание ча, ща;  понятие о ъ и ь, алфавит, особенности гласной буквы ю, буквосочетания
ща – щу
Метапредметные:

Регулятивные: определять, формулировать учебную проблему, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками; объяснять, для чего нужно контролировать и оценивать свои действия; определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, отличать верно выполненное задание от невыполненного;

оценивать (ретроспективно) свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы, знаки (+,–, Л, С, Т); предлагать критерии для оценки освоенных действий; соотносить свою оценку с оценкой учителя.

Познавательные: проводить несложные наблюдения по плану, делать самостоятельные выводы; понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями в один-два шага; выделять и формулировать проблему, отличать неизвестное от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками; сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным признакам;

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выделять главное, делать выводы в результате совместной работы класса.

Коммуникативные:

оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); устно давать ответ на вопрос; слушать и понимать речь других, договариваться с одноклассниками,

задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы в группе.

Личностные: характеризовать свой поступок, вырабатывать в конфликтных ситуациях правила поведения, стремиться к взаимо-
пониманию; объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих ценностей; понимать важность бережного отношения человека к природе; определять в многообразии мнений свою позицию; понимать важность различения «красивого» и «некрасивого»; осуществлять полезные дела, вырабатывать правила поведения; понимать важность испол-
нения роли «хорошего ученика», познания учебы и нового.

Медиауроки 1 класс

11.12

55

Упражнения в чтении. Знакомство  с пристав-

кой

УИПЗЗ

12.12

56

Согласные звуки [б], [б’], буква б

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

16.12

57

Звуки, обозначаемые буквами б, з, х, ж, ч, ц, щ, ф, э; буквы я, ю; буквы,
не обозначающие звуки
(ь, ъ)

28 ч

Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части

УЗЗВУ

17.12

58

Упражнение в чтении и письме

УКИЗ

18.12

59

Заглавная буква Б. Упражнения в чтении

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

19.12

60

Согласные звуки [з], [з’], буква з

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

23.12

61

Заглавная буква З. 

Повторение парных
звонких и глухих согласных

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

24.12

62

Строчная гласная буква я и её
звуки

УИПЗЗ

25.12

63

Обозначение мягкости

согласных на письме при по-мощи буквы я

Медиауроки 1 класс

26.12

64

Согласные звуки [х], [х’], буква

УИПЗЗ

13.01

65

Согласный звук [ж],
буква
ж

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

14.01

66

Заглавные буквы Х 

и Ж

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

15.01

67

Слова,
которые отвечают
на вопросы «какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»

(урок-игра)

УИПЗЗ

16.01

68

Согласный звук [ч’], буква ч.

Правописание буквосочетаний ча, чу

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

20.01

69

Заглавная буква Ч. 

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

(урок-игра)

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

21.01

70

Согласные звуки [ц],
[щ], буквы
ц, щ.

Слова, отвечающие  на вопросы «кто?», «что?»

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

22.01

71

Заглавные буквы Ц 

и Щ. Буквосочетания ща–щу 

УИПЗЗ

Медиауроки 1 класс

23.01

72

Согласные звуки [ф], [ф’]

УИПЗЗ

27.01

73

Упражнение в чтении и письме

УКИЗ

28.01

74

Заглавная буква Ф. Повторение

УИПЗЗ

29.01

75

Гласный звук [э].

Заглавная буква Э

УИПЗЗ

30.01

76

Строчная гласная буква ю. Заглавная буква Ю. 

Упражнения в чтении

УИПЗЗ

03.02

77

Буква ь (мягкий знак). Разделительный Ь (мягкий знак) (урок-сказка)

УИПЗЗ

04.02

05.02

78-79

Буква Ъ. (твердый знак). Разделительный Ъ (твердый знак)

УИПЗЗ

06.02

80

Что умею? Чему хочу
научиться?

(контроль и оценка знаний).

Алфавит. Презентация «Чему учились…»

УОСЗ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 49 ч

10.02

1

Попрыгать, поиграть

12 ч

Знакомство с новым учебником по литературному
чтению «Капельки солнца».
Первый урок вежливости. «Как надо здороваться»

УИПЗЗ

Предметные: признаки рассказа и стихотворе-ния, автор, герой, план текста, название, тема, главная мысль изучаемых произведений

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе проверочных работ, представленных в учебнике.

Познавательные:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях); предполагатьна основе названия раздела, какие произведения в нем представлены; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; составлять план произведения.

Коммуникативные: использовать самостоятельно специальные знаки при организации коммуникации между учащимися; работать в паре, выслушивать друг друга

Личностные: понимать и принимать мысль о разнообразии мнений читателей по прочитанному произведению, терпимо относиться к мнению других читателей.

11.02

2

А. Барто «Я выросла»,
Я. Аким «Мой конь», С. Чёрный «Про девочку, которая нашла своего мишку»

УИПЗЗ

12.02

3

В. Драгунский «Друг детства»

УИПЗЗ

13.02

4

В. Берестов «Про машину»; А. Барто «Кукла», «С утра на лужайку»;

С. Маршак «Цирк шапито»

УИПЗЗ

25.02

5

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок)

УИПЗЗ

DVD

26.02

6

Второй урок вежливости. Как надо дарить подарки. Г. Остер «Вредные советы»,

А. Барто «Малыши среди двора»,
И. Демьянов «Скакалочка»

УИПЗЗ

27.02

7

Е. Чарушин

«Никита-охотник»

УИПЗЗ

 03.03

8

Третий урок вежливости.

Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть…»;
И. Токмакова «Плим», «Динь-дон…»;

А. Барто «Игра в слова»; С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон…»

УИПЗЗ

04.03

9

Э. Успенский «Удивительное дело»,

Н. Носов «Приключения

Незнайки» (отрывок)»

УИПЗЗ

05.03

10

Э. Успенский «Крокодил Гена
и его друзья» (отрывок)

УИПЗЗ

DVD

06.03

11

Предъявление результатов и оценка освоения раздела

«Попрыгать, поиграть»
(контроль и оценка знаний
и умений,
 самоконтроль и самооценка)

УПОКЗ

10.03

12

Урок внеклассного
чтения.

С. Маршак. Стихи для детей.
Ю. Мориц «Малиновая кошка» (стихи)

УИПЗЗ

11.03

13

Наш дом

8 ч

Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»

УИПЗЗ

Предметные: критерии правильного, выразительного и осознанного чтения; признаки рассказа и стихотворения, ритм и рифма, текст, части текста; автор, название, герои, тема, главная мысль изучаемых произведений.

Метапредметные:

Регулятивные: вести папку открытий, пользоваться ею в случаях затруднений; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе проверочных работ, представленных в учебнике.

Познавательные: определять тематику и главную мысль произведения; сравнивать произведения по теме, главной мысли; работать над заглавием текста; делать выводы в результате совместной работы класса; участвовать в обсуждении и создании наглядных моделей рассказа и стихотворения. 

Коммуникативные: договариваться совместно с учителем и одноклассниками о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения) 

Личностные: расширять представление о ценности жизни, соблюдать правила жизнебезопасности в школе, классе, стремиться проявлять терпимость и доброту к людям и всему живому.

12.03

14

В. Драгунский «Сестра моя
Ксения»;
А. Барто «Две сестры глядят на брата»;

Я. Аким «Мой брат Миша»

УИПЗЗ

13.03

15

А. Барто «Разлука», «Одиночество»;

Г. Граубин «Окно»;

Э. Мошковская «Трудный путь»

УИПЗЗ

17.03

16

Четвертый урок веж-
ливости.
Г. Остер «Вредные
советы»; Стихи
И. Демьянова; М. Коршунов «Дом в Черемушках»

УИПЗЗ

18.03

17

Б. Заходер «Два и три»; М. Зощенко «Глупая история»; стихотворения
В. Бирюкова «Почему рано встал», О. Григорьева «Обновка»

УИПЗЗ

19.03

 

18

Предъявление результатов и оценка освоения модуля «Наш дом»
(контроль и оценка знаний
и умений)

(самоконтроля и самооценки)

УПОКЗ

20.03

19

«Мой дом»

УИПЗЗ

01.04

20

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
(внеклассное чтение)

УИПЗЗ

DVD

02.04

21

Ребятам о зверятах

11 ч

Б. Заходер «Мохнатая азбука». Разные азбуки

УИПЗЗ

Предметные: автор, название, герои,
тема, главная мысль изучаемых произведений

Метапредметные:

Регулятивные:
работать по плану, предложенному учителем; оценивать (ретроспективно) свою
работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы, знаки (+, –, Л, Т, С); проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе проверочных работ, представленных в учебнике.
 

Познавательные: проводить несложные наблюдения по плану и делать самостоятельные выводы; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; создавать модели работы рассказом, с иллюстрацией.

Коммуникативные: стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение; работать в небольших группах, распределять роли и адекватно оценивать свои умения; слушать и понимать речь других; читать выразительно целыми словами текст и пересказывать его

Личностные: иметь представлении об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями.

03.04

07.04

22-23

М. Пришвин «Медведь».

Стихи
Г. Граубина «У ручья», «Беспокойные мыши».
 С. Черный «Слоник…».

Пятый урок вежливости

УИПЗЗ

08.04

24

Е. Чарушин «Томкины сны».

С. Михалков «Щенок»

УИПЗЗ

09.04

25

Ю. Коваль «Дик
и черника»;
А. Шибаев «Без ужина»

УИПЗЗ

10.04

26

М. Коршунов «Рисунок
с натуры».

М. Коршунов «Дом
в Черемушках» (отрывок)

УИПЗЗ

14.04

15.04

27-28

Д. Хармс «Удивительная кошка»;

И. Токмакова «Котята».

Шестой урок вежливости.

Ю. Мориц «Ворона»;

В. Вересаев «Братишка»

УИПЗЗ

16.04

29

Предъявление результатов и оценка освоения раздела 3 «Ребятам о зверятах»
(контроль и оценка знаний и умений, самоконтроль и самооценка)

УПОКЗ

17.04

30

«Ребятам о зверятах»

УИПЗЗ

21.04

31

Чтение любимых стихотворений,  отрывков прозы.
М. Коршунов «Петька и его, Петькина, жизнь» (рассказы). «Дом в Черёмушках» (повесть)
(вне-классное
чтение)

УИПЗЗ

22.04

32

«Маленькие открытия». Рефлексия. Подведение итогов учебного года

14 ч

Г. Граубин «Сон», «Шишкопад»;

В. Бирюков «Сентябрь»;

Т. Золотухина «Лужи-зеваки»;
В. Песков «Листья
опадают с кленов»

УИПЗЗ

Предметные: автор, название, герои,
тема, главная мысль изучаемых произведений

Метапредметные:

Регулятивные: проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий, опираясь на схему способа; находить ошибки, соотносить их с операциями способа действия; оценивать свои достижения на основе проверочных работ.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст.

Познавательные: классифицировать книги по подтемам; учиться делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; вести наблюдения и записывать их по плану

Личностные: замечать разнообразие
человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.

23.04

33

И. Токмакова «Туман», «Осень»;

Н. Сладков «Почему
ноябрь пегий?»;
Е. Благинина «Улетают, улетели…»;

Т. Золотухина «Метель»;
И. Токмакова «Медведь»

УИПЗЗ

24.04

34

Н. Сладков «Песенки
подо льдом»;
И. Токмакова «Куда в машинах снег везут?»

УИПЗЗ

28.04

35

Н. Сладков «Шапки
долой!»;
И. Токмакова «Весна»

УИПЗЗ

29.04

36

Н. Сладков «Бегство
цветов»;
В. Лапин «Утро»

УИПЗЗ

30.04

37

Г. Новицкая «Зонтик»;
С. Маршак «Дождь»;
А. Чутковская «Ночью дождь на ёлку…»;
К. Паустовский «Приточная трава»

УИПЗЗ

05.05

38

М. Пришвин «Берестяная тру-
бочка

УИПЗЗ

06.05

39

А. Александрова «Лесные
шорохи»;
Г. Скребицкий

  «Лесной голосок»

УИПЗЗ

07.05

40

Ю. Мориц «Что над чем»;
С. Козлов,
 

Г. Цыферов «Где живет солнце» (отрывки из книги)

УИПЗЗ

08.05

41

Предъявление результатов и оценка освоения раздела 4 «Маленькие открытия»
(контроль и оценка знаний
и умений)

УПОКЗ

12.05

42

«Маленькие открытия»

УИПЗЗ

13.05

43

Комплексная письменная работа 

УПОКЗ

14.05

44

Внеклассное чтение «Любимые произведения о природе»

Г. Скребицкий. Рассказы.
Н. Сладков. Рассказы

УИПЗЗ

15.05

45

Заключительный урок по учебнику «Капельки
солнца».

УОСЗ

19.05

20.05

21.05

22.05

46-49

Чтение художественной литературы А.Барто, С.Михалкова, К Чуковского,

С.Маршака

УКИЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на 2014/15 учебный год. Она включает в себя все основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содер...

Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по литературному чтению УМК Школа 2100 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению 3 классОбразовательная система "Школа 2100"по учебнику "В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевойв неделю 2 часа, за год 68 ч....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева (2 класс)...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  (3 класс)...