рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа (чтение, 2 класс) на тему

Жилкина Александра Васильевна

рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_programma_vosstanovlen2_b.docx116.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 362

Московского района Санкт-Петербурга

«Принято»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Педагогический совет ГБОУ школы

№ 362

Протокол № ____

От__ ________2013г.

Заместитель

директора по УВР ГБОУ школы № 362

____________________  

_____________ ______

____  ___________2013 г.

Директор ГБОУ школы № 362

_________________

Серова Т.Н.

«____»___________2013 г.

Приказ № __  от  ___ _____2013г.

Рабочая программа по литературному чтению

для 2 б класса

Срок реализации программы:  2013 – 2014 учебный год.

Автор -  разработчик: Жилкина А.В.

Санкт-Петербург

2013 год

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  (Приказ Минобрнауки  от 22.12.2009 № 373)  и в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

 Создана на основе авторской рабочей программы по литературному чтению Н.Ф.Виноградовой, И.С.Хомяковой, И.В.Сафоновой (УМК «Начальная школа XXI века», М. «Вентана-Граф» 2012 г.)

Концепция (основная идея) программы  рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.

Особенностью программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

 

Цели и задачи обучения

        Основная цель – сформировать основы читательских и речевых умений.

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения  направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной           отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического  отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений  вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи:

- отрабатывать навык правильного,  осознанного, плавного чтения,

- развивать интерес к чтению,

- воспитывать нравственно –эстетические представления о гражданственности и человечности,

- учить работать с текстом, учебной и детской книгой,

-обеспечивать правильную организацию восприятия, понимания и воспроизведения читаемого или прослушанного текста,

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

- развивать поэтический слух,

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

- обогащать чувственный опыт ребёнка,

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Общая характеристика курса литературного чтения

Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, уроков слушания, обобщающих уроков, уроков обучающего чтения, уроков творчества, библиотечных уроков, уроков-утренников, контрольных уроков.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

Уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай».

Вводится аналитическое чтение, рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.

Продолжается накапливание представления школьников об авторах различных произведений.

Развивается основный вид речевой деятельности - говорение.

Методы и приемы обучения:

-выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения;

-реконструкция эпизодов картины сюжета, описание героев и т.п.;

-комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения;

-практическая работа: подчеркивание, пометы, перегруппировка текста;

-изобразительная деятельность: рисование, аппликация, раскрашивание;

-игровые приемы: работа с кроссвордами, дидактические литературные игры;

-письмо: дописывание, списывание, сочинение;

-устная речь: составление высказываний, описание, сравнительная характеристика, пересказ, отзыв о книге.

Формы творческих работ: индивидуальные, групповые, работа в парах.

 Во 2 классе на курс «Литературное чтение» отводится 136 часов в год (4 часа в неделю).

Планируемые результаты обучения литературному чтению

К концу обучения во 2 классе ученик достигнет следующих результатов, научится:

  • читать осознанно небольшие тексты вслух и про себя;
  • восстанавливать текст по нарушенной последовательности иллюстраций;
  • проговаривать скороговорки, потешки с разным темпом и разной интонацией;
  • различать разные виды сказок;
  • различать рассказ и сказку;
  • пересказывать по плану (части текста), полно, выборочно (небольшие тексты);
  • озаглавливать разные части текста;
  • рассказывать по иллюстрациям: восстанавливать сюжет, заканчивать (начинать) рассказ с учетом изображенных событий;
  • характеризовать героя (с использованием текста произведения;
  • соотносить произведение с его автором.

К концу обучения во 2 классе ученик может достичь следующих результатов, научиться:

  • читать с учетом поставленных учебных задач (вслух, про себя, с продолжением, выборочно);
  • характеризовать особенности разных видов сказок;
  • сравнивать различные тексты по теме, средствам художественной выразительности;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • осуществлять самоконтроль восприятия текста, прочитанного про себя, удерживать в памяти последовательность событий текста, прочитанного про себя и при чтении с продолжением;
  • определять лексическое значение слова (работать со словарной статьей);
  • читать по ролям, разыгрывать небольшие представления на основе литературных произведений.

 

Личностные результаты

1)        формирование основ российской гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2)        формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)        использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;  

9)        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  3. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  3. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Критерии оценивания различных видов деятельности обучаемых.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме этого учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста, умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы, небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.  

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  1. искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  2. неправильная постановка ударений (более двух);
  3. чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  4. непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  5. неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  6. неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  7. нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  8. нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  9. монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  1. не более двух неправильных ударений;
  2. отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  3. осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  4. неточности при формулировке основной мысли произведения;
  5. нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Оценка "5" ставится ученику, если он:

  1. понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами .
  2. читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;
  3. верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения;
  4. умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка "4" ставится ученику, если он:

  1. понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком;
  2. допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения;
  3. правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
  4. знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.

Оценка "3" ставится ученику, если он:

  1. осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;
  2. читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 10 слов в минуту (1полугодие);
  3. читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту (2 полугодие);
  4. допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;
  5. пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
  6. знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.

Оценка "2" ставится ученику в том случае, если он:

  1. читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
  2. при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.

Критерии оценки

Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны, прежде всего, показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определённых обязательным минимум содержания в начальной школе. Показатели обученности по литературному чтению, которые соответствуя целям курса, подлежат проверке и оцениванию:

  1. навык чтения (умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения - ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
  2. начитанность (знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, знание книг и произведений из круга детского чтения);
  3. умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам, знание элементов книги);
  4. навыки и умения собственно читательской деятельности.

Виды проверочных и контрольных заданий: комплексные разноуровневые работы, литературные диктанты, тестовые задания, диагностические задания.

Инструментарий для оценивания результатов.

Тестовые задания  - требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Объём заданий во 2 классе – 10. Выполненное задание оценивается  в 1 балл. Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):

«5» - без ошибок;

«4» - верно выполнено ¾ заданий;

«3» - верно выполнено ½ заданий;

«2» - не выполнено больше половины заданий.

Литературные диктанты – форма проверки литературной эрудиции. Условно можно разбить на 3 вида: лексические, информационные, литературоведческие. Количество слов во 2 классе – 5-10. Проверка проводится учащимися самостоятельно с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учащиеся проверяют и оценивают свою работу, например, так: «У меня всё верно», «У меня одна ошибка, но я её нашёл» и т.д. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:

«5» - если в работе нет ошибок;

«4» - ели в работе одна ошибка;

«3» - если в работе две ошибки;

«2» - если в работе более двух ошибок.

Диагностические задания  - динамичная форма проверки, направленная на выявление уровня усвоения учебного материала и сформированности учебной и читательской деятельности. Диагностические задания выполняются учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах. Для 2 класса составляется тест из 10 заданий.  Отметки за выполнение диагностических заданий:

0 баллов – задание не выполнено;

1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;

2 балла – задание выполнено верно.

Проверка навыков чтения и понимание прочитанного служит средством проверки овладения способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее 50 слов в минуту).

«5» - ученик читает целыми словами, отчётливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 50 слов в минуту; соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, даёт полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

«4» - ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передаёт содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок..

«3» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передаёт содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

«2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».

Проверка навыков выразительного чтения – контроль может быть текущим, периодическим, итоговым.

 «5» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствует содержанию произведения.

«4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает своё отношение к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

«3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но не темп и тон чтения не соответствует содержанию произведения.

 «2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».

Система контроля по курсу литературное чтение 2  класса включает  проведение проверочных работ в форме тестирования и итоговую комплексную работу.

Содержание курса «Литературное чтение» включает следующие образовательные  линии:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания текста и специфики литературной формы. Выявление точки зрения писателя, читателя.
  2. Система работы над навыками чтения.
  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
  4. Формирование литературоведческих представлений.
  5. Расширение круга чтения учащихся.

Основные принципы отбора материала:

- учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;

- интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;

- дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;

- учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;

- тематический и жанрово-тематический отбор произведений с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворений и прозаической речи), об этих авторах;

-жанровый и авторский: одновременное рассмотрение нескольких   произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах;

- эмоционально-эстетического восприятия произведения:  воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя,  развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств;

- системности, преемственности, перспективности.


Содержание курса.

Содержательная                             линия

Учебный                            материал

Кол-во часов

О нашей Родине

Произведения о Родине. Рифмующие слова. Рифма. Диалог. Летопись.

Выборочное чтение. Чтение частей текста в соответствии с учебной задачей: выбор эпизодов, которые отражены в иллюстрациях, нахождение описания.

Народная мудрость (устное народное творчество)

Сходство и отличие произведений малых фольклорных форм.

Обогащение словаря, формирование навыков чтения.

Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений.

Воспроизведение последовательности событий прослушанного небольшого по объему произведения.

Эмоциональный отклик на прослушанное. Осознание собственного эмоционального состояния, которое рождается при восприятии произведения.

О детях и для детей

 Развитие устных читательских навыков, умения выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения.

Развитие восприятия художественного произведения.

Рассказ как повествование о жизни людей, животных, «зеркало» жизни.

Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности.

Развитие умения пересказывать текст по картинному плану.

Развитие навыка чтения по ролям.

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать).

Воспроизведение последовательности событий прослушанного небольшого по объему произведения.

Эмоциональный отклик на прослушанное. Осознание собственного эмоционального состояния, которое рождается при восприятии произведения

13ч

Мир сказок

Народные и авторские сказки

Сходство и различие сказок разных жанров, народных от авторских.

Общность тем в народных и авторских сказках.

Жанры сказок.

Главная мысль сказки, определяющая ее значение для воспитания.

Средства художественной выразительности в сказках: эпитеты, сравнения. Диалог в сказке.

Эмоциональный отклик на прослушанное. Осознание собственного эмоционального состояния, которое рождается при восприятии произведения.

6 ч

«Уж небо осенью дышало…»

Произведения о родной природе

Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность.

Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи.

Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности.

Воспроизведение последовательности событий прослушанного небольшого по объему произведения.

Особенности стихотворных произведений: рифма, ритм, выразительные средства.

«Снежок порхает, кружится…»

Произведения о зимней природе

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к прочитанному).

Особенности стихотворных произведений: рифма, ритм, выразительные средства.

Развитие навыков творческой деятельности.

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора).

Развитие речи учащихся, умения составлять текст по теме.

Развитие навыков чтения, читательских умений, слушания произведения.

Развитие речи учащихся.

Воспроизведение последовательности событий прослушанного небольшого по объему произведения.

18ч

Здравствуй, праздник новогодний

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений.

Выборочное чтение. Чтение частей текста в соответствии с учебной задачей: выбор эпизодов, которые отражены в иллюстрациях, нахождение описания.

10ч

О братьях наших меньших

Разножанровые произведения о животных

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений.

Выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения.

Работа с текстом.

Воспроизведение последовательности событий прослушанного небольшого по объему произведения.

Эмоциональный отклик на прослушанное. Осознание собственного эмоционального состояния, которое рождается при восприятии произведения.

Выборочное чтение. Чтение частей текста в соответствии с учебной задачей: выбор эпизодов, которые отражены в иллюстрациях, нахождение описания.

12ч

«Лис Миккель и другие»

Зарубежные сказки

Развитие читательских навыков.

Работа с текстом.

Жанры сказок.

Главная мысль сказки, определяющая ее значение для воспитания.

Средства художественной выразительности в сказках: эпитеты, сравнения. Диалог в сказке.

13ч

Семья и я

Рассказы, стихи, сказки о семье

Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей.

Определение и проверка уровня начитанности, читательских умений; формирование основ читательской самостоятельности.

Эмоциональный отклик на прослушанное. Осознание собственного эмоционального состояния, которое рождается при восприятии произведения.

Особенности стихотворных произведений: рифма, ритм, выразительные средства.

Выборочное чтение. Чтение частей текста в соответствии с учебной задачей: выбор эпизодов, которые отражены в иллюстрациях, нахождение описания.

15ч

Весна, весна красна!..»

Произведения о родной природе

Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения.

Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев).

Моделирование обложки для книги.

Определение уровня сформированности учебной читательской деятельности.

Воспроизведение последовательности событий прослушанного небольшого по объему произведения.

Особенности стихотворных произведений: рифма, ритм, выразительные средства.

24ч

«Там чудеса…»

Волшебные сказки

Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев).

Жанры сказок.

Главная мысль сказки, определяющая ее значение для воспитания.

Моделирование обложки для книги.

Средства художественной выразительности в сказках: эпитеты, сравнения. Диалог в сказке.

Примерное тематическое планирование курса

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»2 класс

п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

(в т.ч. УУД)

Страницы

учебника, рабочей тетради

Элементы
дополнительного содержания

1

О нашей
Родине

(5 ч)

Произведения о Родине. Ф. Савинов « Родина»

Отвечать на вопросы по тексту прослушанного произведения: основные события, герои, главная мысль. Оценивать свое эмоциональное состояние, возникшее во время слушания. Представлять в воображении картины, описанные в прослушанном тексте.

4 - 5

Понятие «рифма»

2

Стихи о Родине.

И. Никитин «Русь»

6 - 7

Понятие «диалог».

3

  Рассказы о Родине.

С.Романовский «Русь»

 7 - 9

Понятие «летопись»,

«летописец»

4

Произведения о Родине.

С. Романовский «Слово о Русской земле»

 10 - 13

5

Стихи современных поэтов о Родине.

С. Прокофьев.

«Родина».

Дополнительное чтение:

Н. Рубцов. «Россия, Русь – куда я ни взгляну...»

14

6

Народная мудрость (устное народное творчество)
(6 ч)

Произведения фольклора. Народная песня «Я с горы на гору шла…»

Ориентироваться в выразительной стороне речи, игре слов.

Объяснять крылатые выражения, встречающиеся в произведении и понятные по контексту.

Высказывать суждения о значении пословиц, крылатых слов и выражений, употребляемых в тексте.

15 - 16

Понятия «фольклор», «загадка»

7

Загадки

17 - 18

  8

Былины «Как Илья Муромец богатырем стал»

 18 - 24

Понятия «сказ», «былина» (былинный сказ)

 9

Былины «Три поездки Ильи Муромца»

25 - 30

Понятия «герой», «былинный герой».  рассказ

10

Шутка, считалка, потешка, пословицы. Дополнительное чтение: песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки. Пословицы, поговорки, загадки

30 - 33

Составить рассказ
о Родине
(с использованием пословиц)

11

Обобщение по теме.

Книжная полка.

Проверь себя.

34 - 35

12

О детях и для детей.

(13 ч)

Стихи о детях.

А. Барто «Катя».

Дополнительное чтение: Б. Заходер «Перемена»

Отвечать на вопросы по тексту прослушанного произведения: основные события, герои, главная мысль. Оценивать свое эмоциональное состояние, возникшее во время слушания. Представлять в воображении картины, описанные в прослушанном тексте.

 

Узнавать характер героя по интонации чтения.

Читать с учетом поставленных учебных задач: вслух, про себя. С продолжением, выборочно.

Контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении. Читать с разными интонациями.

Анализировать текст.

36 - 37

Составить рассказ о Кате

13

Произведения С. Баруздина о детях.

«Стихи о человеке и его словах».

 А. Рубинов. «Ступенька».

37 - 38

Понятия «юмор», «герой литературного произведения» (персонаж). Подбор пословиц к произведению

14

Произведения С. Баруздина о детях. «Как Алешке учиться надоело»

38 - 44

15

Произведения о детях. Е.Пермяк «Смородина».

Дополнительное чтение: С. Михалков «Прогулка»

44 - 47

Понятие «рассказ».

16

Слушание произведений о детях.

Н. Носов «Заплатка».

Доп. чтение: Н. Носов. «На горке»;

П. Воронько. «Мальчик Помогай».

47 - 51

Подбор пословиц на тему «Труд, трудолюбие»; понятие «скороговорка»

17

Г. Сапгир «Рабочие руки».

Дополнительное чтение: нанайская сказка «Айога»

51 -52

18

Басни. И. Крылов «Лебедь, щука и рак».

Л. Толстой «Страшный зверь».

53 - 56

Понятие «басня», «мораль», «баснописец». Сравнение басен поэтической и прозаической

19

Слушание произведений о детях.

М. Зощенко «Самое главное» Дополнительное чтение:

Я. Аким «Жадина»

Читать диалоги в сказках, передавая особенности разных персонажей.

Читать присказки в сказках, соблюдая нужный темп речи и основной тон чтения.

57 - 64

Задавать вопросы к тексту

20

В. Сутеев «Кто лучше?».

Дополнительное чтение: Л. Осеева «Волшебная иголочка»

64 - 66

21

Произведения о детях.

А. Митта «Шар в окошке».

Е. Пермяк «Две пословицы».

Дополнительное чтение:

В. Берестов «Прощание с другом»

66 - 72

Понимание предложения (по заданию)

22

Произведения для детей.

Л. Пантелеев «Две лягушки».

Дополнительное чтение:

В. Катаев «Цветик-семицветик»

72 - 74

Сочинение сказки

о лягушках

23

В. Беспальков «Совушка». Литературные (авторские) сказки

74 - 79

24

В. Сутеев«Снежный зайчик»

80 - 85

Сочинение сказки о Сером волке

25 - 26

Мир сказок (6 ч)

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Доп. чтение: Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

86 - 88

Понятие «сказка», «бытовая сказка», «народная сказка»

27

Братья Гримм «Маленькие человечки».

Доп. чтение: Братья Гримм. «Три брата».

89 - 94

28

Авторские сказки. Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине»,«Пятеро из одного стручка»

94 - 99

Умение сравнивать сказки, готовить рассказ

29

Литературные (авторские) сказки.

Б. Гримм «Семеро храбрецов» 

Б. Заходер. «Серая Звёздочка».

100 - 105

30

Проверь себя

106 - 107

Разгадывание кроссворда

31

«Уж небо осенью дышало…»

(6 ч)

Произведения о родной природе.

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Г. Скребицкий «Осень».

Дополнительное чтение: М. Пришвин «Осеннее утро»

Отвечать на вопросы по тексту прослушанного произведения: основные события, герои, главная мысль. Оценивать свое эмоциональное состояние, возникшее во время слушания. Представлять в воображении картины, описанные в прослушанном тексте

Узнавать характер героя по интонации чтения.

Читать с учетом поставленных учебных задач: вслух, про себя. С продолжением, выборочно.

Контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении. Читать с разными интонациями.

Анализировать текст.

Читать наизусть стихотворные тексты, используя необходимые выразительные средства. Соблюдать паузы. Размечать паузы в тексте.

Высказывать предположение о теме и событиях произведения по обложке книги и иллюстрациям.

108 - 111

Сравнение произведений

32

Произведения о родной природе.

Э. Шим «Белка и ворон», Е. Трутнева «Осень»

111 - 114

Составить загадки о белке и вороне.

33

Слушание произведений о родной природе.

А. Сладков «Эхо».

Дополнительное чтение: А. Твардовский «Начало осени»

114 - 115

Понятие «диалог»; игра «Эхо»

34

Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…».

М. Пришвин «Недосмотренные грибы»

116 - 119

35

Произведения о природе.

Э. Шим «Храбрый опенок».

К. Бальмонт. «Осень"».

Дополнительное чтение: А. Майков

«Осень»

119 - 124

Сочинить рассказ по иллюстрации с. 12.

36

Проверь себя

125 - 127

Сочинить рассказ об осенней природе

37

Снежок порхает, кружится.

(18 ч)

З. Александрова «Зима»

К. Ушинский. «Проказы старухи – зимы».

Отвечать на вопросы по тексту прослушанного произведения: основные события, герои, главная мысль. Оценивать свое эмоциональное состояние, возникшее во время слушания. Представлять в воображении картины, описанные в прослушанном тексте.

Узнавать характер героя по интонации чтения.

Читать с учетом поставленных учебных задач: вслух, про себя. С продолжением, выборочно.

Контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении. Читать с разными интонациями.

Анализировать текст.

Читать наизусть стихотворные тексты, используя необходимые выразительные средства. Соблюдать паузы. Размечать паузы в тексте.

Рассказывать небольшие по объему сказки и рассказы, рассказывать по иллюстрациям. Восстанавливать сюжет.

Составлять словесный портрет героя, используя опорные слова.

Описывать картинки природы (по аналогии с текстом).

128 - 129

Деление текста на части (по готовому плану)

38

С. Иванов «Каким бывает снег».

Дополнительное чтение: С. Есенин «Пороша»

129 -132

39

Произведения о зимней природе.

И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»

133 - 134

Составление рассказа по иллюстрации

40

Э. Шим «Всем вам крышка».

К. Ушинский «Мороз не страшен»

134 - 139

41

Произведения о родной природе. Русская сказка «Дети Деда Мороза».

Дополнительное чтение:

Немецкая сказка «Бабушка Метелица»

140 - 141

42

Произведения о родной природе.

М. Пришвин «Деревья в лесу»

 142

43

Стихи русских поэтов.

И. Суриков «Детство»

  Коллективная творческая работа «Зимние забавы».

143 - 144

Умение составлять текст о своих детских забавах

44 - 45

Литературные сказки.

В. Даль «Девочка Снегурочка»

144 - 151

46 - 47

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка»

Дополнительное чтение:

Японская сказка «Журавлиные перья»

151 - 155

Сравнение русской народной сказки «Снегурочка» и сказки И. Даля «Девочка Снегурочка»

48 - 49

Стихи русских поэтов.

Н. Некрасов
«Саша».

Дополнительное чтение:

В. Одоевский
«В гостях у дедушки Мороза»

156 -157

50

Научно-познавательные рассказы.

Г. Скребицкий,
В. Чаплина «Как
белочка зимует»

157 -  159

51

И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

И.Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?»

159 - 161

52

Л. сл. В. Одоевский. «Мороз Иванович»

53

Урок коллективного творчества «Царство Мороза Ивановича».

54

Комплексная контрольная работа

55

Здравствуй, праздник новогодний.

(10 ч)

Стихи современных поэтов.

С. Михалков «В снегу стояла елочка»

Читать наизусть стихотворные тексты, используя необходимые выразительные средства. Соблюдать паузы. Размечать паузы в тексте.

162 - 163

Умение сочинить загадку о елке

56

Л. сл. Х.-К. Андерсен. «Ель» (в сокращении).

Книги Х.-К. Андерсена.

57 - 58

Рассказы для детей.

А. Гайдар «Елка
в тайге».

164 - 168

59

Стихи современных поэтов С. Маршак «Декабрь».

Книги С. Маршака

168 - 169

Умение соотнести иллюстрации и текст

60

С. Городецкий. «Новогодние приметы».

Коллективная творческая работа «Приметы Нового года».

169

61

Обобщение по теме.

Проверь себя.

171

62

Стихи о природе. Урок-конкурс.

Книжная полка

170

63

Библиотечный урок.

Книги о Новом годе для детей.

64

Урок-утренник «Здравствуй, праздник новогодний!»

65

О братьях наших меньших.

Произведения о животных.

(12 ч)

Народная песня «Буренушка».

В. Жуковский «Птичка».

Дополнительное чтение:

К. Коровин. «Баран, заяц и еж».

Отвечать на вопросы по тексту прослушанного произведения: основные события, герои, главная мысль. Оценивать свое эмоциональное состояние, возникшее во время слушания. Представлять в воображении картины, описанные в прослушанном тексте.

Узнавать характер героя по интонации чтения.

Читать с учетом поставленных учебных задач: вслух, про себя. С продолжением, выборочно.

Контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении. Читать с разными интонациями.

Анализировать текст.

Читать наизусть стихотворные тексты, используя необходимые выразительные средства. Соблюдать паузы. Размечать паузы в тексте.

Объяснять крылатые выражения, встречающиеся в произведении и понятные по контексту.

Высказывать суждения о значении пословиц, крылатых слов и выражений, употребляемых в тексте.

Рассказывать небольшие по объему сказки и рассказы, рассказывать по иллюстрациям. Восстанавливать сюжет.

Составлять словесный портрет героя, используя опорные слова.

Описывать картинки природы (по аналогии с текстом).

Предполагать действия, которые могут произойти в воображаемых ситуациях.

Разыгрывать небольшие сценки по тексту сказок, исполнять разные по характеру роли.

Ориентироваться в каталоге: выбирать книгу по фамилии автора.

Высказывать предположение о теме и событиях произведения по обложке книги и иллюстрациям.

4 - 5

66

Разножанровые произведения о животных.

К. Ушинский «Кот Васька».

Е. Благинина «Голоса леса».

М. Пришвин. «Как поссорились кошка с собакой (в сокращении).

6 - 8

Сочинить рассказ о своем животном

67

Рассказы и стихи о животных.

М. Пришвин «Старый гриб».

Дополнительное чтение: Н. Рубцов «Про зайца»

9 - 11

68

Рассказы о животных. К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»

П. Комаров. «Олененок».

Доп. чтение: Е. Чарушин. «Перепелка».

11 - 13

Сочинение загадок о животном

69

В. Бианки «Еж спаситель».

Дополнительное чтение: М. Пришвин «Журка»

13 - 16

70

Произведения о животных.

М. Дудин «Тары-бары…».

Дополнительное чтение: В. Бианки «Хвосты»

17 - 18

71

Литературные (авторские) сказки.

К. Ушинский «Плутишка кот».

Дополнительное чтение: К. Паустовский «Барсучий нос»

18 - 23

72

Народные сказки.

Русская народная сказка «Журавль и

цапля».

Дополнительное чтение: африканские сказки «О том, как лиса обманула гиену»

24 - 26

Пересказ от лица одного из героев

73

Русские народные сказки.

Сказка «Зимовье зверей»

Доп. чтение: Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь».

26 - 31

74

Литературные (авторские) сказки.

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»

Доп. чтение: Р. Киплинг. «Откуда у кита такая глотка».

32 - 33

75

Народные сказки.

Русская народная сказка «Белые перышки»

34 - 36

76

Библиотечный урок.

Сказки о животных.

Книжная полка.

Проверь себя.

37

77 - 78

Зарубежные сказки

(13 ч)

Народные сказки.

Украинская сказка

«Колосок».

Дополнительное чтение: французская сказка «Волк, улитка и осы»

Узнавать характер героя по интонации чтения.

Читать с учетом поставленных учебных задач: вслух, про себя. С продолжением, выборочно.

Контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении. Читать с разными интонациями.

Анализировать текст.

Читать диалоги в сказках, передавая особенности разных персонажей.

Читать присказки в сказках, соблюдая нужный темп речи и основной тон чтения.

Рассказывать небольшие по объему сказки и рассказы, рассказывать по иллюстрациям. Восстанавливать сюжет.

Составлять словесный портрет героя, используя опорные слова.

Описывать картинки природы (по аналогии с текстом).

Предполагать действия, которые могут произойти в воображаемых ситуациях.

Разыгрывать небольшие сценки по тексту сказок, исполнять разные по характеру роли.

38 - 42

Сравнение сказок

разных народов

79 - 80

Народные сказки.

Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать»

43 - 48

81 -82

Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе».

Доп. чтение: Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг».

48 - 52

Словесная характеристика героя

83 -84

Сказки зарубежных писателей.

Братья Гримм «Бременские музыканты»

53 - 61

85 - 86

Сказки народов мира.

Английская народная сказка «Сказка про трех поросят»

61 - 69

87

Зарубежные сказки.

Повторение.

88

Библиотечный урок.

Дорогами сказок.

Книжная полка

70

89

Проверка уровня обученности. Обобщение.

Проверь себя.

71 - 72

90

Рассказы, стихи, сказки о семье.

(15 ч)

Произведения о семье.

Л. Толстой «Лучше всех»

Отвечать на вопросы по тексту прослушанного произведения: основные события, герои, главная мысль. Оценивать свое эмоциональное состояние, возникшее во время слушания. Представлять в воображении картины, описанные в прослушанном тексте.

Узнавать характер героя по интонации чтения.

Читать с учетом поставленных учебных задач: вслух, про себя. С продолжением, выборочно.

Контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении. Читать с разными интонациями.

Анализировать текст.

Читать наизусть стихотворные тексты, используя необходимые выразительные средства. Соблюдать паузы. Размечать паузы в тексте.

Рассказывать небольшие по объему сказки и рассказы, рассказывать по иллюстрациям. Восстанавливать сюжет.

Составлять словесный портрет героя, используя опорные слова.

Описывать картинки природы (по аналогии с текстом).

Высказывать предположение о теме и событиях произведения по обложке книги и иллюстрациям.

73 - 74

91

Пословицы.

Народная песня «Колыбельная».

74 - 75

92

Произведения о семье.

М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…»

75 -76

93

Произведения о семье.

Е. Пермяк «Случай с кошельком».

А. Аксаков «Моя сестра»

76 - 79

94

Л. Осеева «Сыновья».

Пословицы

79 -81

95

А. Майков. «Колыбельная песня».

Пословица

81 - 83

96

Л. Толстой «Отец и сыновья».

Дополнительное чтение: И. Панькин «Легенда о матерях»

83 - 84

97

Рассказы и стихи
о мамах.

А. Плещеев. «Дедушка»;

Л. Воронкова. «Катин подарок».

84 - 85

98

Ю. Коринец. «Март»;

А. Плещеев. «Песня матери».

86 - 87

99

Сказки народов России.

Татарская сказка «Три сестры».

Дополнительное чтение:  Русская народная сказка «Белая уточка».

87 - 89

Рассказывание сказки от лица одного из героев

100

Л. сл. С. Михалков. «А что у вас?»

101

В. Солоухин «Деревья»

Доп. чтение: Б. Заходер. «Сморчки».

90 - 91

102

С. Михалков. «Быль для детей».

91 - 94

 

103

С. Баруздин. «Салют».

Л. сл. К. Курашкевич. «Бессмертие».

94 -95

 104

Обобщение по теме.

Повторение.

Проверь себя.

96

105

«Весна, весна, красная…»

(24 ч)

Народная песня «Весна, весна красная!».

А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

Отвечать на вопросы по тексту прослушанного произведения: основные события, герои, главная мысль. Оценивать свое эмоциональное состояние, возникшее во время слушания. Представлять в воображении картины, описанные в прослушанном тексте.

Узнавать характер героя по интонации чтения.

Читать с учетом поставленных учебных задач: вслух, про себя. С продолжением, выборочно.

Контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении. Читать с разными интонациями.

Рассказывать небольшие по объему сказки и рассказы, рассказывать по иллюстрациям. Восстанавливать сюжет.

Составлять словесный портрет героя, используя опорные слова.

Описывать картинки природы (по аналогии с текстом).

Анализировать текст.

Высказывать предположение о теме и событиях произведения по обложке книги и иллюстрациям.

Читать наизусть стихотворные тексты, используя необходимые выразительные средства. Соблюдать паузы. Размечать паузы в тексте.

Предполагать действия, которые могут произойти в воображаемых ситуациях.

Разыгрывать небольшие сценки по тексту сказок, исполнять разные по характеру роли.

97 - 99

106 - 107

Стихи и рассказы
о родной природе.

А. Чехов. «Весной»;

Г. Скребицкий «Весна-художник»

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

99 - 103

108

Произведения о родной природе.

М. Сладков «Снег и ветер».

Дополнительное чтение: М. Сладков из цикла «Лесные шорохи»

103

109

Сравнение произведений о природе.

С. Маршак «Весенняя песенка»

Э. Шим «Чем пахнет весна»

104 - 106

110

Сравнение произведений о природе.

Е. Баратынский «Весна, весна!».

Дополнительное чтение: В. Маяковский «Тучкины штучки»

106

111

Произведения о родной природе.

Ф. Тютчев «Зима недаром злится».

Дополнительное чтение: М. Пришвин. «Лесная капель».

107 - 108

112

Произведения о животных весной.

А. Куприн «Скворцы», Н. Сладков «Скворец-молодец»

108 - 112

113

Произведения современных писателей. Н. Сладков «Апрельские шутки»

Доп. чтение: Н. Сладков. «Весенний разговор».

113 - 114

114

А. Барто. «Апрель».

Доп. чтение: Н. Сладков. «Ивовый пир» (из цикла «Лесные шорохи»).

114 - 115

115

Г. Скребицкий. «Жаворонок».

Доп. чтение: П. Воронько. «Журавли».

116 - 118

116

Фольклор: песенка-закличка, загадка

118 - 120

117

Закличка.

Загадки

118 - 120

118

В. Жуковский. «Жаворонок».

Доп. чтение: В. Бианки. «Что увидел Жаворонок, когда вернулся на родину» (отрывок).

120 - 121

119

Стихи и рассказы  о родной природе.

О. Высоцкая «Одуванчик», М. Пришвин «Золотой луг»

121 - 123

120

Произведения о родной природе.

П. Дудочкин «Почему хорошо на свете».

Дополнительное чтение: Э. Шим «Муравейник»

123 - 127

121

Рассказы и стихи
о природе. Н. Сладков «Весенний гам», А. Барто «Воробей».

 

127 - 129

Проверка внимания (не существующий ответ на вопрос
в тексте)

122

Рассказы о детях
и для детей.

М. Пришвин «Ребята и утята»

130 - 133

123

Сказки в стихах.

Б. Заходер «Птичья школа»

Доп. чтение: М. Горький. «Воробьишко».

133 - 136

Иллюстрирование книжки-самоделки

124

Произведение о родной природе.

К. Ушинский «Утренние лучи».

136 - 137

125

Стихи о родной природе.

А. Барто «Весна, весна на улице» Доп. чтение: Р. Сеф. «Чудо».

138

126

Комплексная контрольная работа.

127

Библиотечный урок.

Книги о родной природе.

128

Обобщение по теме.

Проверь себя.

139 - 140

129

Волшебные сказки.

(8 ч)

Л. сл. Русская народная сказка «Чудо-чудное, Диво-дивное».

Книги с волшебными сказками.

Читать диалоги в сказках, передавая особенности разных персонажей.

Читать присказки в сказках, соблюдая нужный темп речи и основной тон чтения.

Рассказывать небольшие по объему сказки и рассказы, рассказывать по иллюстрациям. Восстанавливать сюжет.

Составлять словесный портрет героя, используя опорные слова.

Описывать картинки природы (по аналогии с текстом).

Предполагать действия, которые могут произойти в воображаемых ситуациях.

Разыгрывать небольшие сценки по тексту сказок, исполнять разные по характеру роли.

130

Волшебные сказки.

Русская народная сказка «Хаврошечка»

141 - 148

131 - 132

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Дополнительное чтение:  Доп. чтение: Индийская народная сказка «Золотая рыба».

148 - 158

133 - 134

Ш. Перро «Кот в сапогах».

Доп. чтение: А. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

158 - 168

Сравнение моделей обложек

135

Обобщение по теме.

Книжная полка.

Проверь себя.

169 - 171

 

136

Л. сл. Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес».

Летнее чтение.

Класс: 2 «Б»

Учитель: Жилкина А.В.

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Литературное чтение».

(4 часа в неделю – 136 ч).

Автор: Л. А. Ефросинина.

Программа: «Начальная школа XXI века».

2 класс (1 – 4).

Тема.

Стр.

учебн.

Стр.

Хрестом.

Дата

предпо-лагаемая

Дата фактиче-ская

О нашей Родине (5 ч).

1.

Ф. Савинов. «Родина».

4 – 5

02.09

2.

И. Никитин. «Русь» (отрывок).

6 – 7

03.09

3.

С. Романовский. «Русь» (в сокращении).

7 – 9

04.09

4.

Л. сл. С. Романовский. «Слово о русской земле».

10 – 13

05.09

5.

А. Прокофьев. «Родина».

Доп. чтение: Н. Рубцов. «Россия, Русь - куда я ни взгляну…»

14

I. 10 – 11

09.09

Народная мудрость

(устное народное творчество) (6 ч).

6.

Русская народная песня «Я с горы на гору шла».  

Доп. чтение: Народная хороводная песня «Я посею, я посею…»                   

15 – 16

I. 3

10.09

7.

Загадки народные. Викторина «Разгадайка».

17 – 18

11.09

8.

Л. сл. Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал».

18 – 24

12.09

9.

Былины. «Три поездки Ильи Муромца» (в пересказе А. Нечаева);

«Три поездки Ильи Муромца» (отрывок).

25 – 30

16.09

10.

Шутка, считалка, потешка, пословицы.

Доп. чтение: Песенки, заклички, небылицы, пословицы, поговорки, загадки.

30 – 33

I. 4 – 9

17.09

11.

Обобщение по теме.

Книжная полка. Презентация «Из глубины веков».

Проверь себя.

34 – 35

18.09

О детях и для детей (13 ч).

12.

А. Барто. «Катя».

Доп. чтение: Б. Заходер. «Перемена».

36 – 37

I. 117 – 119

19.09

13.

С. Баруздин. «Стихи о человеке и его словах».

Доп. чтение: А. Рубинов. «Ступенька».

37 – 38

I. 153 – 154

23.09

14.

С. Баруздин. «Как Алешке учиться надоело».

38 – 44

24.09

15.

Е. Пермяк. «Смородинка».

Доп. чтение (слушание): С. Михалков. «Прогулка».

44 – 47

I. 142 – 144

25.09

16.

Н. Носов. «Заплатка».

Доп. чтение: Н. Носов. «На горке»;

П. Воронько. «Мальчик Помогай».

47 – 51

I. 138 – 141;

152 – 153

26.09

17.

Г. Сапгир. «Рабочие руки».

Скороговорки.

Доп. чтение: Нанайская народная сказка «Айога».

51 – 52

I. 119 – 123

30.09

18.

Басни. И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»; Л. Толстой. «Страшный зверь».

53 – 56

01.10

19.

Л. сл. М. Зощенко. «Самое главное».

Доп. чтение: Я. Аким. «Жадина».

57 – 64

I. 135 – 137

02.10

20.

В. Сутеев. «Кто лучше?».

Доп. чтение: В. Осеева. «Волшебная иголочка».

64 – 66

I. 123 – 135

03.10

21.

А. Митта. «Шар в окошке»;

Е. Пермяк. «Две пословицы».

Доп. чтение: В. Берестов. «Прощание с другом».

66 – 72

I. 86 – 87

07.10

22.

Л. Пантелеев. «Две лягушки».

Доп. чтение: В. Катаев. «Цветик – семицветик».

72 – 74

II. 3 – 17

08.10

23.

Л. сл. В. Беспальков. «Совушка».

Книжная полка.

74 – 79

09.10

24.

В. Сутеев. «Снежный зайчик». Презентация детских работ «Мое любимое произведение».

80 – 85

10.10

Мир сказок (6 ч).

25 – 26.

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Доп. чтение: Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

86 – 88

II. 25 – 40

14.10

15.10

27.

Братья Гримм. «Маленькие человечки».

Доп. чтение: Братья Гримм. «Три брата».

89 – 94

II. 125 – 128

16.10

28.

Х. К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка».

Доп. чтение: Х.-К. Андерсен. «Принцесса на горошине».

94 – 99

II. 85 – 88

17.10

29.

Братья Гримм. «Семеро храбрецов».

Доп.чтение (слушание): Б. Заходер. «Серая Звёздочка».

100 – 105

II. 88 – 103

21.10

30.

Обобщение по теме.

Книжная полка. Презентация детских мини-сказок.

Проверь себя.

106 – 107

22.10

Уж небо осенью дышало… (6 ч).

31.

А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…»;

 Г. Скребицкий. «Осень» (отрывок).

Доп. чтение: М. Пришвин. «Осеннее утро».

108 – 111

I. 11 – 12

23.10

32.

Э. Шим. «Белка и Ворон»;

Е. Трутнева. «Осень».

111 – 114

24.10

33.

Н. Сладков. «Эхо».

Доп. чтение: А. Твардовский. «Начало осени».

114 – 115

I. 12 – 13

28.10

34.

Н. Рубцов. «У сгнившей лесной избушки…».

Загадки.

М. Пришвин. «Недосмотренные грибы».

116 – 119

29.10

35.

Э. Шим «Храбрый Опенок»;

К. Бальмонт. «Осень"».

Доп. чтение: А. Майков. «Осень».

119 – 124

I. 13 – 14

30.10

36.

Обобщение по разделу.

Книжная полка. Конкурс чтецов «Унылая пора…».

Проверь себя.

125 – 127

31.10

Снежок порхает, кружится… (18 ч)

37.

З. Александрова. «Зима».

Доп. чтение (слушание): К. Ушинский. «Проказы старухи – зимы».

128 – 129

I. 16 – 19

11.11

38.

С. Иванов. «Каким бывает снег».

Доп. чтение: С. Есенин. «Пороша».

129 – 132

I. 14 – 16

12.11

39.

И. Соколов – Микитов. «Зима в лесу».

133 – 134

13.11

40.

Л. сл. Э. Шим. «Всем вам крышка».

К. Ушинский. «Мороз не страшен».

134 – 139

14.11

41.

Русская народная сказка «Дети Деда Мороза».

Доп. чтение: Немецкая народная сказка «Бабушка Метелица».

140 – 141

I. 52 – 59

18.11

42.

М. Пришвин. «Деревья в лесу».

Доп. чтение: Е. Пермяк. «Четыре брата».

142

I. 155 – 156

19.11

43.

 И. Суриков. «Детство» (отрывок).

Коллективная творческая работа «Зимние забавы».

143 – 144

20.11

44 – 45.

Л. сл. В. Даль. «Девочка Снегурочка».

144 – 151

21.11

25.11

46 – 47.

Русская народная сказка «Снегурочка».

Доп. чтение: Японская народная сказка «Журавлиные перья».

151 – 155

II. 59 – 68

26.11

27.11

48 - 49.

Н. Некрасов. «Саша» (отрывок из поэмы).

Доп. чтение (слушание): В. Одоевский. «В гостях у дедушки Мороза».

156 – 157

I. 20 – 22

28.11

02.12

50.

Г. Скребицкий, В. Чаплина. «Как белочка зимует».

157 – 159

03.12

51.

И. Соколов – Микитов. «Узоры на снегу»;

И. Беляков. «О чем ты думаешь, снегирь?».

159 – 161

04.12

52.

Л. сл. В. Одоевский. «Мороз Иванович»

I. 28 – 46

05.12

53.

Урок коллективного творчества «Царство Мороза Ивановича».

09.12

54.

Комплексная контрольная работа.

10.12

Здравствуй, праздник новогодний!

(10 ч)

55.

С. Михалков. «В снегу стояла елочка».

162 – 163

11.12

56.

Л. сл. Х.-К. Андерсен. «Ель» (в сокращении).

Книги Х.-К. Андерсена.

II. 111 – 124

12.12

57 - 58.

А. Гайдар. «Елка в тайге» (отрывок).

164 – 168

16.12

17.12

59.

С. Маршак «Декабрь».

Книги С. Маршака.

168 – 169

18.12

60.

С. Городецкий. «Новогодние приметы».

Коллективная творческая работа «Приметы Нового года».

169

19.12

61.

Обобщение по теме.

Проверь себя.

171

23.12

62.

Стихи о природе. Урок-конкурс.

Книжная полка.

170

24.12

63.

Библиотечный урок.

Книги о Новом годе для детей.

25.12

64.

Урок-утренник «Здравствуй, праздник новогодний!»

26.12

О братьях наших меньших (произведения о животных) (12 ч).

65.

Русская народная песня «Буренушка»;

В. Жуковский. «Птичка».

Доп. чтение: К. Коровин. «Баран, заяц и еж».

4 – 5

I. 74 – 78

09.01

66.

К. Ушинский. «Кот Васька».

Произведения фольклора (считалки, загадки).

Е. Благинина. «Голоса леса».

Доп. чтение: М. Пришвин. «Как поссорились кошка с собакой (в сокращении).

6 – 8

I. 54 – 56

13.01

67.

М. Пришвин. «Старый гриб».

Доп. чтение: Н. Рубцов. «Про зайца».

9 - 11

I. 78 – 79

14.01

68.

К. Ушинский. «Лиса Патрикеевна»;

П. Комаров. «Олененок».

Доп. чтение (слушание): Е. Чарушин. «Перепелка».

11– 13

I. 47 – 51

15.01

69.

В. Бианки. «Еж – спаситель».

Скороговорки.

Доп. чтение: М. Пришвин. «Журка».

13 - 16

I. 51 – 54

16.01

70.

М. Дудин. «Тары-бары…»

Доп. чтение: В. Бианки. «Хвосты».

17 – 18

I. 93 – 100

20.01

71.

Л. сл. К. Ушинский. «Плутишка кот».

Доп. чтение: К. Паустовский. «Барсучий нос».

18 – 23

I. 79 – 86

21.01

72.

Русская народная сказка «Журавль и цапля».

Доп. чтение: Африканская народная сказка «О том, как лиса обманула гиену».

24 – 26

I. 68 – 72

22.01

73.

Русская народная сказка «Зимовье зверей».

Доп. чтение: Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь».

26 – 31

I. 57 – 58

23.01

74.

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (отрывок).

Доп. чтение: Р. Киплинг. «Откуда у кита такая глотка».

32 – 33

I. 87 – 93

27.01

75.

Русская народная сказка «Белые перышки».

34 – 36

28.01

76.

Библиотечный урок.

Проект «Мой питомец».

Книжная полка.

Проверь себя.

37

29.01

«Лис Миккель и другие»

(зарубежные сказки) (13 ч).

77 - 78.

Л. сл. Украинская народная сказка «Колосок».

Доп. чтение: Французская народная сказка «Волк, улитка и осы».

38 – 42

I. 65 – 68

30.01

03.02

79 - 80.

Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать».

43 – 48

04.02

05.02

81 - 82.

Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе».

Доп. чтение: Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг».

48 – 52

I. 72 – 74

06.02

10.02

83 – 84.

Л. сл. Братья Гримм. «Бременские музыканты».

53 – 61

11.02

12.02

85 – 86.

Английская народная сказка «Сказка про трех поросят».

61 – 69

13.02

17.02

87.

Сказки Джанни Родари.

Повторение.

18.02

88.

Библиотечный урок.

Дорогами сказок.

Книжная полка.

70

19.02

89.

Проверка уровня обученности. Обобщение.

Проверь себя.

71 – 72

20.02

Семья и я (15 ч).

90.

Л. Толстой. «Лучше всех».

73 – 74

24.02

91.

Пословицы.

Народная песня «Колыбельная».

74 – 75

25.02

92.

М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный…»

75 – 76

26.02

93.

Е. Пермяк. «Случай с кошельком»;

С. Аксаков. «Моя сестра».

76 – 79

27.02

94.

В. Осеева. «Сыновья».

Пословицы.

79 – 81

03.03

95.

А. Майков. «Колыбельная песня».

Пословица.

81 – 83

04.03

96.

Л. Толстой. «Отец и сыновья».

Доп. чтение: И. Панькин. «Легенда о матерях».

83 – 84

I. 147 – 152

05.03

97.

А. Плещеев. «Дедушка»;

Л. Воронкова. «Катин подарок».

84 – 85

06.03

98.

Ю. Коринец. «Март»;

А. Плещеев. «Песня матери».

76 – 77

11.03

99.

Татарская народная сказка «Три сестры».

Доп. чтение: Русская народная сказка «Белая уточка».

87 – 89

II. 128 – 135

12.03

100.

Л. сл. С. Михалков. «А что у вас?» Презентация «Все профессии важны…»

I. 144 – 146

13.03

101.

В. Солоухин. «Деревья».

Доп. чтение: Б. Заходер. «Сморчки».

90 – 91

II. 18 – 21

17.03

102.

С. Михалков. «Быль для детей».

91 – 94

06.05

103.

С. Баруздин. «Салют».

Л. сл. К. Курашкевич. «Бессмертие».

94 – 95

II. 22 – 24

07.05

104.

Обобщение по теме.

Повторение. Проверь себя. Презентация «День Победы».

96

08.05

Весна, весна красная… (24 ч)

105.

Народная песня «Весна, весна красная!»;

А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

97 – 99

18.03

106 – 107.

А. Чехов. «Весной»;

А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…»;

Г. Скребицкий. «Весна-художник».

99 – 103

19.03

108.

Н. Сладков. «Снег и Ветер».

Доп. чтение: Н. Сладков. «Проталина» (из цикла «Лесные шорохи»).

103

I. 59 – 64

20.03

109.

С. Маршак. «Весенняя песенка»;

Э. Шим. «Чем пахнет весна».

104 – 106

01.04

110.

Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..»

Доп. чтение: В. Маяковский. «Тучкины штучки».

106

I. 22 – 23

02.04

111.

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…».

Доп. чтение: М. Пришвин. «Лесная капель».

107 – 108

I. 23 – 25

03.04

112.

Л. сл. А. Куприн. «Скворцы» (отрывок).

Н. Сладков. «Скворец-молодец».

108 – 112

07.04

113.

Н. Сладков «Апрельские шутки».

Доп. чтение: Н. Сладков. «Весенний разговор».

113 – 114

I. 102 – 104

08.04

114.

А. Барто. «Апрель».

Доп. чтение: Н. Сладков. «Ивовый пир» (из цикла «Лесные шорохи»).

114 – 115

I. 25 – 27

09.04

115.

Г. Скребицкий. «Жаворонок».

Доп. чтение: П. Воронько. «Журавли».

116 – 118

I. 104 – 105

10.04

116.

Л. сл. Заклички-веснянки.

Загадки. Конкурс стихов «Весенняя фантазия».

118 – 120

14.04

117.

Закличка.

Загадки.

118 – 120

118.

В. Жуковский. «Жаворонок».

Доп. чтение: В. Бианки. «Что увидел Жаворонок, когда вернулся на родину» (отрывок).

120 – 121

I. 105 – 112

15.04

119.

О. Высотская. «Одуванчик»;

М. Пришвин. «Золотой луг».

121 – 123

16.04

120.

Л. сл. П. Дудочкин. «Почему хорошо на свете».

Доп. чтение: Э. Шим. «Муравейник».

123 – 127

I. 101 – 102

17.04

121.

Н. Сладков. «Весенний гам»;

А. Барто. «Воробей».

127 – 129

21.04

122.

М. Пришвин. «Ребята и утята».

130 – 133

22.04

123.

Л. сл. Б. Заходер. «Птичья школа».

Доп. чтение: М. Горький. «Воробьишко».

133 – 136

I. 112 – 116

23.04

124.

К. Ушинский. «Утренние лучи».

136 – 137

24.04

125.

А. Барто. «Весна, весна на улице…».

Доп. чтение: Р. Сеф. «Чудо».

138

I. 28

28.04

126.

Комплексная контрольная работа.

29.04

127.

Библиотечный урок.

Книги В.Бианки.

30.04

128.

Обобщение по теме.

Проверь себя.

139 – 140

05.05

«Там чудеса…»

(волшебные сказки) (8 ч).

129.

Л. сл. Русская народная сказка «Чудо-чудное, Диво-дивное».

Книги с волшебными сказками.

II. 40 – 52

12.05

130.

Русская народная сказка «Хаврошечка».

141 – 148

13.05

131 – 132.

А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Доп. чтение: Индийская народная сказка «Золотая рыба».

148 – 158

II. 69 – 76

14.05

15.05

133 – 134.

Ш. Перро. «Кот в сапогах».

Доп. чтение: А. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

158 – 168

II. 77 – 85

19.05

20.05

135.

Обобщение по теме.

Книжная полка. Литературная викторина «Мы - читатели».

Проверь себя.

169 – 171

21.05

136.

Л. сл. Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес».

Летнее чтение.

II. 135 –157

22.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета, курса .

  • Программа «Литературное чтение» к УМК «Начальная школа 21 века», М., Вентана-Граф, 2012г.
  • Ефросинина Л. А.  Литературное чтение: учебник для 2 кл. в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  •  Ефросинина Л. А.  Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 2 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Ефросинина Л. А. «Книгочей». Словарь - справочник по литературному чтению для младших школьников– М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Ефросинина Л. А. «Методическое пособие для учителя» М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Ефросинина Л. А. «Литературное чтение в начальной школе. Оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания». В 2 ч. М., Вентана-Граф, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая прграмма политературному  чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана на основе авторской программы Л.А.Ефрос...