Интегрированный урок
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме

Саяпина (Козьмина) Светлана Геннадьевна

Интегрированный урок по обучению гармоте и письму по учебнику Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx55.23 КБ
Файл urok.pptx940.16 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс.

Интегрированный урок по обучению грамоте и письму по учебнику Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.

Тема: «Алфавит. Русская азбука».

Цели: Сравнить современную русскую азбуку с азбукой наших предков, познакомить с текстами старых букварей, учить понимать смысл пословиц, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Ход урока

I. Организационный момент

С добрым утром! Начат день.

Первым делом гоним лень!

Утром надо не зевать,

А проснулся и вставать!

-прочитайте девиз нашего урока. Как вы его понимаете?

-давайте повторим правила поведения на уроке

-посмотрите, у меня на доске солнышки. Каждый ряд будет получать по одному солнышку за хорошее поведение на уроке. Каждый из вас отвечает за свой ряд, не подводите его.

II. Формулирование учащимися темы и цели урока.

слайд         Б

        В        А

        Г        Е

        Д

- Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке. (АБВГДЕ)

-Скажите, что у вас получилось (Мы назвали буквы в алфавитном порядке), и сформулируйте тему сегодняшнего урока (Значит, тема сегодняшнего урока – «Алфавит»).

Чтение детьми (хором) стихотворения про алфавит (вместе)

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В четком равненьи построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все – алфавит.

-правильно, речь сегодня пойдет об алфавите.

  1. Работа по теме

1. Азбука и алфавит

-Последними в алфавите  поселились два брата «Ъ» и «Ь», жителей стало тридцать три. Каждый имел своё жилище и не мог менять его на другое. Такие там строгие были законы. Правил этой страной король АЛФАВИТ и королева АЗБУКА.

     Как- то раз король АЛФАВИТ и королева АЗБУКА решили устроить праздник. Все звуки надели нарядные платья, превратились в буквы, и отправились на главную площадь. Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место по номеру жилища. Королеве АЗБУКЕ очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы АЗБУКА.

-как называется ваша первая учебная книга?

-Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»?

С.72, учебник

-как появилось слово «азбука»?

-какая самая древняя азбука на Руси?

-с.74, посмотрите, какие страницы были в ней.

- запишите это слово

-сделайте разбор слова «азбука» (вместе)

-а эту азбуку учили ваши предки.

-кто такие предки? ( Те, кто жили задолго до настоящего времени)

Приложение № 1

С.72 -73, УЧЕБНИК (чтение цепочкой)

- как назывались первые буквы в древности?

А, вот слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит».

-запишите это слово

-сделайте разбор слова «Алфавит» (самостоятельно, один у доски)

-у кого получилось также? Если также то ставите на полях знак «+», если не получилось – то «-»

Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и тоже; все буквы расположены в установленном порядке.

Каждая буква имеет свое постоянное место и название.

-Перед вами современный алфавит. Запишите буквы, которые здесь пропущены. (карточка).

-проверьте по образцу, оцените себя. Если верно – «+», если нет – «-»

– а теперь давайте правильно прочитаем буквы алфавита (хором)

-вспомним, как называлась буква А , Б, В?

-в какое время легче было учить азбуку?

2. Классификация букв

-на какие группы делятся буквы?

-назовите гласные буквы?

Гласные:       а  и  ы  э  о  у  е  ё ю  я

– Сколько гласных букв? 10

-а ещё на какие группы делятся согласные?

- Сколько согласных букв? 21.

- а как называются  буквы, которые не обозначают звука, они не относятся ни к гласным, ни к согласным? (ъ ь)

Физкультминутка

Антилопе каждый день
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет

.3. Использование алфавита

-Где используется алфавит? (Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка), в классном журнале, где фамилии учеников записаны по алфавиту, в алфавитном порядке располагаются и личные дела учащихся).

-С какой целью слова располагаются в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).

Работа со словарем

-найди слово орудие (40), гвоздика (14), черепаха (72)

-на какой странице нашли слово?

- почему так быстро нашел? С помощью, каких знаний?

Ситуация 1.При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. Попробуйте поставить слова по алфавиту.

Трава, дуб, жир, пальто (работа выполняется коллективно)

Ситуация 2.Обратимся сейчас к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель берёт журнал, чтобы поставить оценку ученику. Быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете: почему? (Дети высказывают свои предположения. Конечно, уже опираются на «алфавит»).

Задание: напишите фамилия наших учеников в алфавитном порядке.

Муляр, Михайлова, Матвиенко.  

-какую фамилию будем писать первую?

-как выйти из ситуации? (если первые буквы слова одинаковые, то мы берем вторую букву слова и смотрим, какая по алфавиту стоит первая, то слово и пишем первым)

-А теперь попробуйте сами. Поставь слова в алфавитном порядке.

1 вариант. Книга, карандаш, корова.

2 вариантМолоко, мороз, май.

 - Поменяйтесь со своим соседом тетрадями. Проверьте друг друга. (Взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями).

-Если ваш сосед выполнил всё верно – «+», если нет – «-»

Творческая работа. Кто сможет построить предложение по схеме (4 слова), чтобы слова стояли в предложении в алфавитном порядке.  Если не могут даю подсказку.

Грушу, Аня, быстро, взяла.

-запиши предложение.

-что надо вспомнить, чтоб записать предложение?

-(самостоятельно) подчеркни гласные одной чертой, согласные – двумя чертами.

- проверьте по образцу, все ли вы верно выполнили? Ели да – «+», если нет – «-».

Физминутка

Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развёл.
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик…

4. Работа над пословицей.

– Прочитайте предложение

Азбука – к мудрости ступенька.

– Как называется это предложение?

(Пословица)

– Кто знает, что такое пословица?

Пословица – это краткое произведение народного творчества, которое используется для яркой характеристики разных сторон жизни.

Издавна пословицы способствовали обогащению языка.

-прочитайте, как говорили в старину

Немного говори и привыкай более слушать; будь кроток, тих, скромен.

-объясните, как вы понимаете?

-можно ли её сейчас использовать в своей речи?

-прочитайте ещё раз девиз нашего урока. Пословица это или нет?

-поднимите руку, кто из вас был сегодня терпелив на уроке. (подвести итог по рядам – солнышки)

  1. Итог:

- О чем поговорили на уроке?

- что нового узнали?

-у кого все «+»? у кого есть 1 «-»? 2 «-»?

-оцените свою работу на уроке (лесенка успеха)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Без терпенья нет ученья!

Слайд 2

Б А В Г Е Д

Слайд 3

Буквы – значки, как бойцы на парад, В чётком равнении построились в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется всё – алфавит.

Слайд 4

Алфавит. Русская азбука.

Слайд 6

Славянская азбука

Слайд 7

Греческий алфавит

Слайд 8

Русский алфавит

Слайд 9

Словари

Слайд 10

Справочники

Слайд 11

Классный журнал

Слайд 12

Трава, дуб, жир, пальто. Дуб, жир, пальто, трава .

Слайд 13

? Муляр, Михайлова, Матвиенко. Матвиенко, Михайлова, Муляр.

Слайд 14

1 вариант – книга, карандаш, корова. 2 вариант – молоко, май, место.

Слайд 15

1 вариант – карандаш, книга , корова . 2 вариант –май , место, молоко.

Слайд 16

Составь предложение Грушу, Аня, быстро, взяла.

Слайд 17

Аня быстро взяла грушу.

Слайд 18

А н я б ы стр о вз я л а гр у ш у .

Слайд 19

Пословица Азбука – к мудрости ступенька.

Слайд 20

Немного говори и привыкай более слушать; будь кроток, тих, скромен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...