Открытый урок по литературному чтению 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме

Кумбатова Татьяна Алексеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literaturnomu_chteniyu.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по литературному  чтению на тему:

Рассказ  А.И. Куприна "Слон".

(4-й класс, программа "Школа-2100").

Учитель начальных классов - Кумбатова Татьяна Алексеевна

Задачи:

добиваться личностных результатов обучения:

формировать положительное  отношение к познавательной деятельности;

формировать коммуникативные умения;

развивать речь, мышление  учащихся при решении проблемных ситуаций;

развивать регулятивные умения.

Цели: 

  • разобрать и усвоить  прочитанное  на основе разнообразных методов и видов работы;
  • учить работать с текстом, использовать для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу;
  • интеграция уроков литературы с уроками окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, математики, русского языка;
  • создать эмоционально благоприятные условия на уроке;
  • воспитывать сострадание к нуждающимся, активную жизненную позицию.

 

Оборудование: 

     *   Дневник

  • аршин = 0,71 м = 71 см;
  • вершок = 4,4 см = 44 мм;
  • пуд = 16 кг (16,38 кг);

  • Р.Н.Бунеев,   Е.В. Бунеева, учебник “В океане света” (4 класс);
  • Компьютер, интерактивная доска.
  • Карточки для рабочих групп.
  • Словарь Ожегова.

ХОД УРОКА

Человек  действительно уважающий человеческую личность,
должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты,
когда ребенок почувствует свое “Я”.

Д.Писарев

Организационный момент.

Чтение художественной литературы- 5 минут.

Вступительное слово учителя:

-Ребята, какие  худ.книги  вы сегодня читаете?

-В 1 классе этот урок назывался «Чтение», а в 4 классе- «Литературное чтение».

-В чём разница?    (Выросли, не только читаем, но изучаем разные жанры, эпохи, особенности художественных произведений, учимся чему-либо.)

– Кто являются главными действующими лицами на этих уроках? (Автор, читатель.)

– Какое значение имеют эти уроки? Всегда ли мнение автора совпадает с мнением читателя? (Нет, не всегда, любое произведение воспринимается индивидуально, вызывает разные чувства.)

II.Определение  темы и  цели урока учащимися:

На доске написано слово     Слон

*ребята,какие у вас возникли ассоциации, когда вы прочли это слово?

*какие бывают слоны? Где они обитают? Чем питаются?

*На каком уроке мы об этом узнаём? ( на уроке окр. мира)

*А на каком уроке вы можете слышать пение птиц, клич животных…..( на уроке музыки)

*Благодаря какому предмету мы можем узнать размеры слона? (уроку математики)

Откройте дневники на стр. 108 « В стране других мер»  и приблизительно определите рост, длину и вес слона .

*Ребята, какие нам понадобились умения, чтобы на уроке литературного чтения получить более полное  представление об этом животном?  (метапредметные  УМЕНИЯ)

Я допишу автора( А.И. Куприн) …….О чём пойдёт речь на уроке?  ( о произведении А.И. Куприна « Слон».

  • Кто догадался какая будет  тема урока? ( «Слон». А.И.Куприн.)   иллюстрация

– Сегодня мы продолжаем работу над рассказом Куприна “Слон”. Почему данное произведение можно назвать рассказом? (Небольшой объем, мало действующих лиц, взят один случай.)

III.   Цель:

– Так чем же больна девочка Надя? (Ей не интересно жить.)

- Девочка вылечилась? ( Да)

Девочка болела и вылечилась?  Что же нам нужно выяснить на уроке?

Что помогло девочке  вылечиться ?

IV. Размышления

– Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово А П А Т И Я (на доске).

*Ничего не хочется, ничего не интересует….

Апатия (толковый словарь Ожегова) – состояние полного безразличия, равнодушия.

– Подтвердите точный диагноз доктора из рассказа (с. 209  1 гл., последний абзац).

V. Работа с текстом

1. Чтение по ролям (гл. 2 с. 209)

– Что чувствует мама? Надя?

2. Докажите, что Надя не капризничает, не притворяется, с ней действительно что-то не в порядке (сон девочки).

3. Cтр.210 – используя в основном  глаголы из текста, попробуйте доказать стрессовое состояние отца девочки:

  • быстро ходит;
  • курит, курит;
  • садится на край кровати;
  • тихо поглаживает ноги Нади;
  • встает, отходит к окну;
  • плечи трясутся;
  • торопливо прикладывает платок к глазам;
  • бегает из угла в угол;
  • курит, курит, курит.

(Растерян, нервничает, переживает, не знает как помочь.)

– “Игрушечный слон – вот выход”, – думает папа.

4. Найдите и прочитайте описание игрушки (с.211).

– Почему игрушечный слон не устраивает Надю? (Как живой, но он мёртвый.)

– Кто в трудную минуту всю ответственность берет на себя? (Папа, мама только переживает, но ничего не делает.)

5. Словесный портрет мечты.

– Нарисуйте мечту больной девочки. (с. 216).

Цитаты:

– “настоящий, живой…”
– “маленького, но живого…”
– “хоть слоненышка…”
– “мне бы слоника, настоящего…”

("Живой", однокоренное слово – "жизнь".)

VI. Слово учителя

– Папа озадачен. (Он в отчаянии – что делать? )

- Ребята, слоны живут в России? Где их можно увидеть?

– Что же он предпринимает? (Идет в зверинец и оживляется только в тот момент, когда появляются слоны.)

VIII. Работа в больших  группах ( звучит мелодия песни «Розовый слон»)

 Откройте дневники на стр. 108 « В стране других мер»  

– Посчитайте  какая была высота, длина и масса слона и

выразите в современных  единицах  измерения

  • I ряд – высота (2м 30см 6мм)
  • II ряд – длина (4м 90см 5мм)
  • III ряд – масса (1т 792кг)

– Почему папа в первую очередь обращает внимание на рост?

IX. Работа с текстом - просмотровое чтение

Описание слона – с.216 (читают учащиеся).

– Какой литературный прием использовал Куприн? (Сравнение, приведите примеры: ноги – столбы, хобот – змея…)

– Что помогло папе убедить немца? (У хозяина зверинца тоже есть дочь.)

– Почему слона везут ночью?

– Как рисует автор шествие слона?

– Какие другие строчки вам вспоминаются? (“По улицам слона водили…”)

– Где автор улыбается, рассказывая, как заманивали слона на 2-й этаж?

– Приведите пример цитаты: с.215 “Однако немец оказался хитрее…” (Действие немца с тортом.)

– Каким Надя хочет видеть слона? (Добрым, смешным.)

– Надя сама протягивает руку, о чем это говорит? (Доверие.)

– От чего получает удовольствие Томми? Только ли от съеденной булочки? (От общения.)

– Почему, описывая обед автор по очереди смотрит то на Надю, то на слона? (Они вместе, им хорошо.)

Х I  Диалог с автором.  Стр.219-221 выборочно

ХII   Сравнить иллюстрации на стр. 210 и 219.

Какой была Надя до встречи со слоном и какой после?

Благодаря чему вылечилась девочка?

Почему А.И. Куприн не взял героем своего рассказа собачку или пони, а именно огромного слона?  ( Родители на всё готовы ради своего ребёнка)

Что на свете дороже всего ? (семья)

Чтение стихотворения :

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной Земле?!

Достигли ли мы поставленной цели на уроке? (ДА)

– Увидятся ли еще Надя и слон? Как вы думаете?

XII. Сообщение о Куприне (2 ученика)

Интерактивная доска -  портрет

1. Современники писали о Куприне как о мускулистом силаче с зоркими глазами, человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом.
Он жил в постоянном движении, поиске: в 43 года начал учиться плавать у мирового рекордсмена Романенко, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме.
А однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и попал в авиационную катастрофу

. Он любил жизнь, любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и близкие знакомые были удивительными людьми: борец Иван Поддубный, дрессировщик Анатолий Дуров, клоун Жакомино, певец Федор Шаляпин….

 Но не все из них знали, каким было детство.

2. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище, до этого жил с матерью во вдовьем доме.
“Бывало в раннем детстве вернешься после долгих летних каникул в пансион.

 Все серо, казарменно, пахнет свежей масляной краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день еще крепишься кое-как… Но когда настанет вечер и возня в полутемной спальне уляжется…

0 , какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой душой! Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь…”

– Почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе?
– В чем их важность?

Вывод. Рассказ Куприна потому такой светлый, наполненный любовью к детям, что и он сам когда-то испытывал потребность в подобной любви и в том, чтобы его детские мечты могли сбыться.

XIII. Работа над эпиграфом

– Предлагаю вам прочитать слова Д.Писарева, написанные на доске. (Дети читают.)

– Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое  Я … (Д.Писарев)

– Как вы понимаете эти слова?

– О каком герое можно сказать, что он уважает человеческую личность? (Папа, немец, доктор…)

– Докажите. (Папа исполняет мечту; немец понимает папу; доктор советует порадовать Надю.)

– У вас были моменты, когда взрослые считались с вашими желаниями, с вашим “Я”?

– Приведите примеры.

X IV  Итог урока

– Какова главная мысль рассказа? (Доверительные, искренние отношения между папой и дочкой; умение видеть в ребенке личность и уважать ее.)

– Какие краски вы бы взяли, чтобы, передать настроение рассказа  в самом начале  ( холодные) и в конце   ? (Теплые, светлые, яркие.)

– Совпало ли мнение автора и читателя? (Да,  рассказ переполнен  добром, теплотой, искренностью ,которых не было в детстве у самого А. Куприна…)

XV  Рефлексия

*Встаньте все, кто считает свою работу на уроке  удовлетворительной…

*Приготовьте  смайки  и оцените своё настроение во время урока…

ХVI  Домашнее задание

 Увидятся ли еще Надя и слон? Как вы думаете?

Придумать продолжение рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики 3 класс, по программе М.И. Моро, УМК «Школа России» Урок № 46 Сводная таблица умножения. .

Открытый урок математики в З классе (с презентацией) по теме "Сводная таблица умножения" Сценарий урока разработан по известному мультфильму "Приключение кота Леопольда". Следуя за сюжетом дети на уро...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь.  Набирайтесь ума....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.2.Развивать навыки выразительного чтения.3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.4. Учить подробно пересказывать художес...

Открытый урок во 2 классе по теме "Состав слова".Технологическая карта урока.

Урок разработан в ссответствии с ФГОС и, надеюсь,кому-то поможет в работе....

Математика. Открытый урок во 2 классе. Тема урока: Угол. Виды углов. УМК «Школа России»

МатематикаОткрытый урок во 2  классе Тема урока: Угол. Виды углов.УМК «Школа России»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель:  познакомить учащихся с понятием «угол», сформировать ...

Открытый урок в 4 классе"Рожество в Великобритании"по английскому языку. Урок соответствует требованиям ФГОС.

Урок `Рождество в Великобритании`соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок английского языка по данной теме в начальной школе, в 4 классе, познакомит с симв...

Открытый урок в 4 классе по английскому языку в рамках внутришкольного семинара "Применение инновационных технологий на уроке" в МАОУ "Лицей № 37" г. Саратов

Данный урок разработан по линии УМК "Спотлайт Английский в фокусе" в 4 классе  и содержит материал по применению здоровьесберегающих технологий и методик в рамках урока нового знания. ...