Главные вкладки

    Урок литературного чтения в 4 классе "Сила доброты в повести Лидии Чарской "Записки маленькой гимназистки"
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Заключительный урок

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения в 4а  классе

    (учитель начальных классов высшей квалификационной категории  МБОУ «СОШ № 21»

     г. Салавата, Республики Башкортостан Лощилова Светлана Николаевна)

    Тема: Сила доброты в повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»

    Цели:

    • Предметные:

    формировать правильный тип читательской деятельности;  

    формировать умение  аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, размышлять о характере и поступ

    ках героев, понимать и определять свои эмоции, понимать замысел автора;

    • Метапредметные:

    а) познавательные:

    формирование умения  находить ответы на вопросы в тексте;

    делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    б) регулятивные:

    определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    соотнесение результата с целью и оценивание его.

    в) коммуникативные:

    формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

    донесение своей и понимание чужой позиций, умение общаться в парах, вести диалог.

    • Личностные:
    1. формировать умение работать с текстом: выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;
    2. находить положительные и отрицательные черты характера героев, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
    3. определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним.

    Оборудование: учебник по литературному чтению Р.Н. Бунеева,  Е.В. Бунеевой , презентация, компьютер, проектор, экран

    Ход урока

    Этапы урока

    Действия учителя

    Действия учеников

    Организационный момент.

    Актуализация знаний

    - Прочитайте про себя обрывки текста и ответьте на вопрос «О ком идёт речь?»

    Девочка рано осталась без матери, отца своего любила горячо, но долго не могла смириться с его вторым браком. Несколько раз даже убегала из дома. Закончилось это тем, чтоона вынуждена была уехать в другой город,  чтобы учиться в Павловском женском институте.

    Вдали от дома девочка  начала вести дневник.

    - С чем можно сравнить повесть «Записки маленькой гимназистки»

    -Почему Л.Чарская использовала такой литературный приём, как «повествование от 1-го лица»?

    -Понятно ли из содержания прочитанных глав, как относится автор к своей героине?

    Мы уже создали список качеств Лены, которые помогают ей переживать несправедливые обвинения и трудности

    Сострадание

    Душевная доброта

    Самопожертвование

    Отзывчивость

    Храбрость

    Терпимость

    - Все ли герои повести относятся к Лене одинаково?

    Заполните таблицу на листочках / работа в парах

    С самого начала поддерживали девочку

    Поначалу оттолкнули, не принялидевочку

    • Проводник Никифор Матвеевич
    • Начальница гимназии
    • Первый учитель

    • Матильда Францевна (гувернантка Икониных)
    • Сёстры Нина, Жюли,
    • Братья Толя, Жорж.
    • Тётя Нелли.

    - Эти обрывки могут говорить и о Лене Икониной, и о Л.Чарской, т.к. их судьбы схожи

    - В данном тексте речь идёт о писательнице начала ХХ века Лидии Алексеевне Чарской.

    - С дневником самойЛ.Чарской.

    - Это делает повествование  более искренним и достоверным, писательница ярко описывает события и особенно чувства, переживания девочки, описывает так, как будто это с ней происходило( опирается на свой жизненный опыт )

    -Писательница искренне жалеет Лену, переживает за девочку, наделяет ее        

    только положительнымикачествами

    Работа с текстом до чтения

    -С каким же противоречием мы столкнулись?

    -Как бы вы ответили на этот вопрос?

    - Хорошо, а могут ли люди измениться в течении своей жизни?      Сможете это доказать?

    Постановка цели урока:

    Доказать с помощью героев Л.Чарской,  что люди могут измениться.

    Что помогает измениться?Тема

    - Почему к столь положительному человеку разные люди относятся по разному.

    - Все люди разные, живут в разных семьях, с разными взглядами на одни и те же вещи, события

    - Да

    Работа с текстом во время чтения

    Перечитываниеи  анализ текста

    -Какие эмоции вызвало чтение гл.11?

    Диалог с автором через текст

    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

    -Почему Жорж так необычно вёл себя?

    -Почему он переживает из-за какой-то птицы?

    ……………….

    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием

    -Наблюдали ли мы противоречия в проявлении душевных качеств героев.

    Ролевое чтение гл.11


    -Жалость, негодование, гнев, сопереживание

    -Жорж оказывается умеет дружить, переживать, заботиться о доугих.

    -Т.Нелли может быть и ласковой

    -А Толя не побоялся быть справедливым, жалость к Лене изменило его отношение к ней

    Работа с текстом после чтения

    -Прокомментируйте последние слова главы 11.

    -Что следует изменить в таблице героев повести?

    -Почему Толя пожалел Лену?

    Как вы думаете эта глава последняя в повести Л.Чарской?

    -Почему именно Толя первым из семьи станет другом Лене?

    -Я хочу обратить ваше внимание на высказывание русского писателя и литер-ого критика Виссариона Белинского “Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело”.

    -Чему учат произведения Лидии Алексеевны?

    Действительно, Лидия Чарская делала великое дело – воспитывала и продолжает воспитывать (ведь умирает писатель, но его книги живут)

    -Почему спустя так много лет, книги Л.Чарской вновь доступны для чтения, даже включены в учебную программу?

    -Вам понравилась повесть?(выберите вариант ответа)

    1. Да, интересно.
    2. Не очень.
    3. Что- то понравилось, а что- то нет

    - Друзей у Лены становится больше.

    Скорее нет, наверняка Л.Чарская хотела показать как душевные качества главной героини помогут измениться всем её родным,  внести мир и любовь в их семью

    -Её книги учат дружить, сопереживать, быть добрыми

    -Потому что особенно в наше время важно составлять мнение о человеке по его душевным качествам, а не по тому богат он или беден.

    -Каждый человек может измениться в лучшую сторону, если рядом с ним будут люди, красивые душой

    Домашнее задание

    Рефлексия (подведение итогов)

     (по выбору):

    1. Сочинение –рассуждение: «Хочу ли я иметь такую подругу, как Лена?»

    2.  Письмо Лене

    3. Подобрать пословицы, афоризмы к тексту

    Самооценка

    Что я успел сделать на уроке?

    Чего достиг?

    Что осталось для меня нерешенным?

    Сегодня я узнал(а)…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Я выполнял(а) задание…

    Я понял(а),что…

    Теперь я могу…

    Я почувствовал, что…

    Я приобрёл(а)…

    Я научился…

    У меня получилось…

    Я смог(ла)…

    Я попробую…

    Меня удивило…

    Урок дал мне для жизни…

    Мне захотелось…



    Предварительный просмотр:

    Сила доброты в повести Лидии Чарской

    "Записки маленькой гимназистки"

    Сострадание

    Душевная доброта

    Самопожертвование

    Отзывчивость

    Храбрость

    Терпимость

             

    Заполните таблицу / работа в парах

    С самого начала поддерживали девочку

    Поначалу оттолкнули, не приняли девочку

    -Вам понравилась повесть? (выберите вариант ответа)

    1. Да, интересно.
    2. Не очень.
    3. Что- то понравилось, а что- то нет

    Самооценка

    Что я успел сделать на уроке?

    Чего достиг?

    Что осталось для меня нерешенным?

    Сегодня я узнал(а)…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Я выполнял(а) задание…

    Я понял(а),что…

    Теперь я могу…

    Я почувствовал, что

    Я приобрёл(а)…

    Я научился…

    У меня получилось…

    Я смог(ла)…

    Я попробую…

    Меня удивило…

    Урок дал мне для жизни…

    Мне захотелось…

    Домашнее задание (по выбору):

    1. Сочинение –рассуждение: «Хочу ли я иметь такую подругу, как Лена?»

    2.  Письмо Лене

    3. Подобрать пословицы, афоризмы к тексту


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Девочка рано осталась без матери, отца своего любила горячо, но долго не могла смириться с его вторым браком. Несколько раз даже убегала из дома. Закончилось это тем, что она вынуждена была уехать в другой город, чтобы учиться в Павловском женском институте. Вдали от дома девочка начала вести дневник.

    Слайд 4

    Сострадание Душевная доброта Самопожертвование Отзывчивость Храбрость Терпимость

    Слайд 6

    С самого начала поддерживали девочку Поначалу оттолкнули, не приняли девочку

    Слайд 7

    С самого начала поддерживали девочку Поначалу оттолкнули, не приняли девочку Кондуктор Начальница гимназии Василий Васильевич Матильда Францевна Тётя Нелли Жорж Жюли Нина Толя ,

    Слайд 8

    Сила доброты в повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»

    Слайд 10

    “ Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело ” ( В . Белинский) -Чему учат произведения Л. А. Чарской?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения в 3 классе Л.Н.Толстой .Детство. Главы из повести. Учитель Карл Иванович

    Урок – исследование направлен на совершенствование умений чтения и понимания текста, на развитие интереса к чтению и читательской самостоятельности обучающихся, на формирование навыков исследовательск...

    Урок литературного чтения во 2 классе. "Детская классика. Сказочная повесть Н. Носова «Как Незнайка сочинил стихи»."

    Данный урок направлен на формирование умения осмысленного и выразительного чтения, развития первичных исследовательских навыков: умение анализировать и делать выводы, рассуждать, применять знания на п...

    Урок литературного чтения «Чемодан с четырьмя ручками» (Отрывок из фантастической повести Е. С. Велтистова «Приключения Электроника») 4 класс

    Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы до чтения про себя, осуществляемое как умственное действие, пр...

    Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Понятие о приключенческой повести. Марк Твен "Приключения Тома Сойера"

    Учебное занятие по теме: "Представление о приключенческой повести. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» стоит в разделе «Произведение зарубежных писателей», на данную тему отводится 3 часа, это третий ...

    Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

    Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

    Урок литературного чтения 4 класс Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Характеристика Лены Икониной.

    Цель:1.Учить составлять характеристику героя произведения, сравнивая героев произведений А. И. Куприна, Д. Н. Мамина – Сибиряка, Д. В. Григоровича.2.Формировать правильный тип читательской деятельност...

    Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме " Г. Цыферов Маленький тигр"

    Урок построен на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС...