Урок литературного чтения в 4 классе "Сила доброты в повести Лидии Чарской "Записки маленькой гимназистки"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Заключительный урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4а  классе

(учитель начальных классов высшей квалификационной категории  МБОУ «СОШ № 21»

 г. Салавата, Республики Башкортостан Лощилова Светлана Николаевна)

Тема: Сила доброты в повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»

Цели:

  • Предметные:

формировать правильный тип читательской деятельности;  

формировать умение  аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, размышлять о характере и поступ

ках героев, понимать и определять свои эмоции, понимать замысел автора;

  • Метапредметные:

а) познавательные:

формирование умения  находить ответы на вопросы в тексте;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

б) регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

соотнесение результата с целью и оценивание его.

в) коммуникативные:

формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

донесение своей и понимание чужой позиций, умение общаться в парах, вести диалог.

  • Личностные:
  1. формировать умение работать с текстом: выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;
  2. находить положительные и отрицательные черты характера героев, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  3. определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним.

Оборудование: учебник по литературному чтению Р.Н. Бунеева,  Е.В. Бунеевой , презентация, компьютер, проектор, экран

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент.

Актуализация знаний

- Прочитайте про себя обрывки текста и ответьте на вопрос «О ком идёт речь?»

Девочка рано осталась без матери, отца своего любила горячо, но долго не могла смириться с его вторым браком. Несколько раз даже убегала из дома. Закончилось это тем, чтоона вынуждена была уехать в другой город,  чтобы учиться в Павловском женском институте.

Вдали от дома девочка  начала вести дневник.

- С чем можно сравнить повесть «Записки маленькой гимназистки»

-Почему Л.Чарская использовала такой литературный приём, как «повествование от 1-го лица»?

-Понятно ли из содержания прочитанных глав, как относится автор к своей героине?

Мы уже создали список качеств Лены, которые помогают ей переживать несправедливые обвинения и трудности

Сострадание

Душевная доброта

Самопожертвование

Отзывчивость

Храбрость

Терпимость

- Все ли герои повести относятся к Лене одинаково?

Заполните таблицу на листочках / работа в парах

С самого начала поддерживали девочку

Поначалу оттолкнули, не принялидевочку

  • Проводник Никифор Матвеевич
  • Начальница гимназии
  • Первый учитель

  • Матильда Францевна (гувернантка Икониных)
  • Сёстры Нина, Жюли,
  • Братья Толя, Жорж.
  • Тётя Нелли.

- Эти обрывки могут говорить и о Лене Икониной, и о Л.Чарской, т.к. их судьбы схожи

- В данном тексте речь идёт о писательнице начала ХХ века Лидии Алексеевне Чарской.

- С дневником самойЛ.Чарской.

- Это делает повествование  более искренним и достоверным, писательница ярко описывает события и особенно чувства, переживания девочки, описывает так, как будто это с ней происходило( опирается на свой жизненный опыт )

-Писательница искренне жалеет Лену, переживает за девочку, наделяет ее        

только положительнымикачествами

Работа с текстом до чтения

-С каким же противоречием мы столкнулись?

-Как бы вы ответили на этот вопрос?

- Хорошо, а могут ли люди измениться в течении своей жизни?      Сможете это доказать?

Постановка цели урока:

Доказать с помощью героев Л.Чарской,  что люди могут измениться.

Что помогает измениться?Тема

- Почему к столь положительному человеку разные люди относятся по разному.

- Все люди разные, живут в разных семьях, с разными взглядами на одни и те же вещи, события

- Да

Работа с текстом во время чтения

Перечитываниеи  анализ текста

-Какие эмоции вызвало чтение гл.11?

Диалог с автором через текст

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

-Почему Жорж так необычно вёл себя?

-Почему он переживает из-за какой-то птицы?

……………….

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием

-Наблюдали ли мы противоречия в проявлении душевных качеств героев.

Ролевое чтение гл.11


-Жалость, негодование, гнев, сопереживание

-Жорж оказывается умеет дружить, переживать, заботиться о доугих.

-Т.Нелли может быть и ласковой

-А Толя не побоялся быть справедливым, жалость к Лене изменило его отношение к ней

Работа с текстом после чтения

-Прокомментируйте последние слова главы 11.

-Что следует изменить в таблице героев повести?

-Почему Толя пожалел Лену?

Как вы думаете эта глава последняя в повести Л.Чарской?

-Почему именно Толя первым из семьи станет другом Лене?

-Я хочу обратить ваше внимание на высказывание русского писателя и литер-ого критика Виссариона Белинского “Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело”.

-Чему учат произведения Лидии Алексеевны?

Действительно, Лидия Чарская делала великое дело – воспитывала и продолжает воспитывать (ведь умирает писатель, но его книги живут)

-Почему спустя так много лет, книги Л.Чарской вновь доступны для чтения, даже включены в учебную программу?

-Вам понравилась повесть?(выберите вариант ответа)

  1. Да, интересно.
  2. Не очень.
  3. Что- то понравилось, а что- то нет

- Друзей у Лены становится больше.

Скорее нет, наверняка Л.Чарская хотела показать как душевные качества главной героини помогут измениться всем её родным,  внести мир и любовь в их семью

-Её книги учат дружить, сопереживать, быть добрыми

-Потому что особенно в наше время важно составлять мнение о человеке по его душевным качествам, а не по тому богат он или беден.

-Каждый человек может измениться в лучшую сторону, если рядом с ним будут люди, красивые душой

Домашнее задание

Рефлексия (подведение итогов)

 (по выбору):

1. Сочинение –рассуждение: «Хочу ли я иметь такую подругу, как Лена?»

2.  Письмо Лене

3. Подобрать пословицы, афоризмы к тексту

Самооценка

Что я успел сделать на уроке?

Чего достиг?

Что осталось для меня нерешенным?

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задание…

Я понял(а),что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл(а)…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог(ла)…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…



Предварительный просмотр:

Сила доброты в повести Лидии Чарской

"Записки маленькой гимназистки"

Сострадание

Душевная доброта

Самопожертвование

Отзывчивость

Храбрость

Терпимость

         

Заполните таблицу / работа в парах

С самого начала поддерживали девочку

Поначалу оттолкнули, не приняли девочку

-Вам понравилась повесть? (выберите вариант ответа)

  1. Да, интересно.
  2. Не очень.
  3. Что- то понравилось, а что- то нет

Самооценка

Что я успел сделать на уроке?

Чего достиг?

Что осталось для меня нерешенным?

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задание…

Я понял(а),что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что

Я приобрёл(а)…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог(ла)…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Домашнее задание (по выбору):

1. Сочинение –рассуждение: «Хочу ли я иметь такую подругу, как Лена?»

2.  Письмо Лене

3. Подобрать пословицы, афоризмы к тексту


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Девочка рано осталась без матери, отца своего любила горячо, но долго не могла смириться с его вторым браком. Несколько раз даже убегала из дома. Закончилось это тем, что она вынуждена была уехать в другой город, чтобы учиться в Павловском женском институте. Вдали от дома девочка начала вести дневник.

Слайд 4

Сострадание Душевная доброта Самопожертвование Отзывчивость Храбрость Терпимость

Слайд 6

С самого начала поддерживали девочку Поначалу оттолкнули, не приняли девочку

Слайд 7

С самого начала поддерживали девочку Поначалу оттолкнули, не приняли девочку Кондуктор Начальница гимназии Василий Васильевич Матильда Францевна Тётя Нелли Жорж Жюли Нина Толя ,

Слайд 8

Сила доброты в повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»

Слайд 10

“ Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело ” ( В . Белинский) -Чему учат произведения Л. А. Чарской?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе Л.Н.Толстой .Детство. Главы из повести. Учитель Карл Иванович

Урок – исследование направлен на совершенствование умений чтения и понимания текста, на развитие интереса к чтению и читательской самостоятельности обучающихся, на формирование навыков исследовательск...

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Урок литературного чтения 4 класс Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Характеристика Лены Икониной.

Цель:1.Учить составлять характеристику героя произведения, сравнивая героев произведений А. И. Куприна, Д. Н. Мамина – Сибиряка, Д. В. Григоровича.2.Формировать правильный тип читательской деятельност...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме " Г. Цыферов Маленький тигр"

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС...

Проект урока литературного чтения по теме "Что есть красота? По произведению «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери" 4 класс

Проект комбинированного урока с элементами проектирования.Акцент делается на личностно – ориентированное, развивающее обучение с использованием современных информационных технологий, развитие ис...

Технологическая карта урока литературного чтения "Жанровые особенности сказочной повести. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказочной повести «Маленький принц».Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познаком...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда». 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения  Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда». 3 класс...