Игры к урокам обучения грамоте
статья по чтению (1 класс) на тему

Прорешкина Ольга Николаевна

ИГРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_obucheniyu_gramote.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Прорешкина Ольга Николаевна

учитель начальных классов

Сызранский филиал государственного
бюджетного специального (коррекционного)
образовательного учреждения для обучающихся,
воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат №2
г.о.Жигулёвск

г.Сызрань Самарской области

ИГРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ.

Правильное, сознательное чтение и безошибочное письмо требуют предварительного овладения необходимыми фонетическими и графическими умениями и навыками.

В данный раздел включены игры, которые помогут решению следующих образовательных задач:

  • формирование умения делить слова на слоги, определять их количество в слове;
  • упражнение учащихся в подборе слов с определенным количеством слогов, составлении и преобразовании слов из названных слогов;
  • формирование умения определять и называть ударный слог.

      Первым продуктивным способом чтения, которым овладевает начинающий читатель, является плавное слоговое чтение, т. е. чтение по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения будет способствовать специальная подготовительная работа, которая начинается задолго до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к переводу графической (буквенной) формы слова в звуковую. Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. В результате учащиеся осознают, что основная произносительная единица речи — слог, что правильное звучание слова достигается правильной передачей его слоговой структуры с выделением ударного слога (в повседневном живом говорении дети над этим не задумываются).

Соединяя аналитико-синтетическую работу с графическими обозначениями, т. е. упражняя учащихся в проговаривании слов по слогам с опорой на схему-модель слова, мы осуществляем так называемую пропедевтику чтения, помогаем им «вживаться» в процесс слогового чтения. Дети практически осваивают то действие, которое продолжительное время, на протяжении почти всего периода обучения грамоте, будет служить им руководящим принципом чтения: «Читай по слогам!»

   Работа по формированию названных умений и навыков осуществляется с момента знакомства с соответствующими языковыми явлениями постоянно, и для поддержания к ней интереса шестилеток требуется много игрового материала, часть которого и представляют дидактические игры данного раздела.

Последний слог в слове — за тобой.

Описание игры. Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.

Например: ко… {-ни, -зы, -тик, -жа, -сы, -мар, -ра, -чан).

Побеждает тот, кто последним называет слог.

Цепочка слогов.

Описание игры. Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слова.

Например: аст-ра, ра-ма, ма-ши-на, На-та-ша, ша-ры, ры-ба, ба-ран, ран-ка, ка-пус-та, та-рел-ки, ки-но, но-ги и т. д.

Закончи предложение.

Описание игры. Учитель читает предложение, не договаривая последний слог последнего слова.

Например:

Мама пошла в мага... (зин).

Таня учит уро ... (ки).

Птицы вьют гнез... (да).

Вызванный ученик произносит предложение целиком и называет слог, который не договорил учитель.

Лото.

Оборудование: большие карты с изображением одного предмета, названием которого является односложное, двухсложное или трехсложное слово, и тремя пустыми квадратами под ним; предметные картинки.

Описание игры. Класс разбивается на группы. Каждая группа получает большие карты, по одной на каждого ученика, и набор предметных картинок, лежащих изображениями вверх. Каждый находит среди картинок те, слоговой состав которых совпадает со слоговым составом названия предмета на большой карте, и закрывает ими пустые квадраты на карте. Побеждает тот, кто сделает это раньше других.

Прыгай точно!

Оборудование: две скакалки, предметные картинки.

Описание игры. Дети делятся на две команды. От каждой команды выходит по одному ученику. Учитель показывает предметную картинку. Дети определяют количество слогов в слове - названии предмета, изображенного на картинке, и прыгают через скакалку соответствующее количество раз. Ученик, сделавший это раньше других, получает фишку. Затем вызывается следующая пара. Побеждает команда, собравшая больше фишек.

Передай по телеграфу.

Описание игры. Учитель произносит слово, дети хором произносят его по слогам, сопровождая произнесение слова хлопками в ладоши.

Может быть и такой вариант игры: Дети «телеграфируют» слово по рядам: каждый ряд называет по одному слогу.

Куда положим палочку?

Оборудование: слоговые схемы слов, предметные картинки, счетные палочки.

Описание игры. На наборном полотне установлены предметные картинки, под ними — слоговые схемы слов. Вызванный ученик произносит слово с выделением ударного слога; определяет его порядковый номер и кладёт фишку на соответствующий слог в схеме.

Может быть и такой вариант игры: Класс делится на группы. Каждая группа получает набор предметных картинок и соответствующих слоговых схем. Учащиеся соотносят слоговой состав слов со схемами и папочкой отмечают ударный слог. Побеждает группа, выполнившая задание раньше других.

Эстафета.

Оборудование: предметные картинки, два флажка.

Описание игры. Дети выстраиваются в две колонны перед столом, на котором лежат две стопки предметных картинок. Впереди стоящие держат флажки. По сигналу учителя они берут по одной картинке из набора, произносят слово-название предмета, изображенного на ней, по слогам и указывают количество слогов (.ма-ши-на, в этом слове три слога). Выполнив задание, первые игроки передают флажки стоящим за ними, а сами отправляются в конец колонны. К выполнению задания приступает вторая пара игроков. Побеждает та команда, которая быстрее проанализирует свои слова.

Может быть и такой вариант игры: Дети произносят слово- название картинки с выделением ударного слога и называют его: машина, ударный слог -ши.

Считай слоги, придумывай слова.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Вызванный ученик, берет предметную картинку, определяет количество слогов в названии предмета, изображенного на ней, и придумывает свое слово, которое состоит из такого же количества слогов.

Телеграф.

Оборудование: фуражка телеграфиста, молоточек.

Описание игры. Телеграфист (его роль сначала выполняет учитель) стучит молоточком по столу один, два или три раза и просит угадать, какое слово он передал по телеграфу. Дети называют одно-, двух-, трехсложные слова. Чтобы ограничить направление поиска слов, перед началом игры учитель указывает тему для телеграмм: «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т. д.

Может быть и такой вариант игры: дети называют слова, а телеграфист отстукивает молоточком их слоговой состав — «отправляет» телеграммы.

Поезд.

Оборудование: картонный поезд с вагончиками, к которым прикреплены кармашки, предметные картинки.

Описание игры. Вызванный к доске ученик выбирает предметную картинку, определяет количество слогов в названии животного на картинке и «сажает» его в вагон. Порядок посадки следующий: в первый вагон нужно посадить животных, название которых состоит из одного слога, во второй — из двух, в третий — из трех слогов.

Контролеры (класс) хором произносят названия животных по слогам и таким образом проверяют, свои ли места занимают пассажиры.

Может быть и такой вариант игры: меняется порядок посадки в вагоны. В первый вагон садятся животные с первым ударным слогом в названии, во второй - со вторым ударным слогом, в третий — с ударением на третьем слоге.

Слоговые часы.

Оборудование: модель циферблата, на котором вместо цифр по кругу расположены картинки.

    Описание игры. Учитель вызывает к доске «часовщика», который по заданию учителя называет слово, состоящее из определённого количества слогов (или начинающееся с указанного учителем слога), и устанавливает часовую стрелку напротив соответствующей картинки.

Почтальон.

Оборудование: конверты с вложенными в них предметными картинками, фуражка и сумка почтальона.

Описание игры. Почтальон проходит по рядам «улицам» и разносит «письма» — конверты с предметными картинками. Ученик, получивший конверт, достает картинку, проговаривает по слогам название предмета, изображенного на ней, и указывает количество слогов.

Вариант 1. Предметные картинки наклеены на конвертах. Получить «письмо» сможет тот, кто правильно проговорит по слогам название предмета, изображенного на картинке  Вариант 2. Для получения письма необходимо назвать ударный слог в названии рисунка.

Сколько слогов?

Оборудование: схемы слогов разной слоговой структуры, счетные палочки, карточки с цифрами.

Описание игры. Учитель называет слова, дети показывают количество слогов в них счетными палочками или соответствующей схемой. Для проверки вызванный ученик проговаривает слово по слогам.

Дети могут показывать палочками или цифрами порядковый номер ударного слога или соответствующую схему слова с ударением.

Необычные цветы.

Оборудование: карты с контурами шестилепестковых цветов, наборы лепестков с изображением животных, птиц, растений и т. д.

Описание игры. Дети получают по одной карточке с контурами цветка и конверт с набором лепестков. К цветку необходимо подобрать лепестки таким образом, чтобы на них находились предметы, названия которых имеют определенное количество слогов (один, два или три).

Вариантом игры может быть следующий: на лепестках цветка должны быть предметы, в названиях которых ударным является названный учителем слог (первый, второй или третий).

Учим куклу говорить.

Оборудование: кукла, предметные рисунки.

Описание игры. Учитель знакомит детей с игровой ситуацией:

«Наша кукла совсем малышка и разговаривает так, как маленькие дети. Она называет только начало слова, первый слог. Давайте научим ее говорить правильно, будем договаривать за нее остальные части слов». Ученик с куклой в руке показывает предметную картинку и произносит первый слог ее названия. Дети хором заканчивают слово.

Игра может проводиться и без предметных рисунков. Учащиеся должны самостоятельно придумать конец слова. По заданию учителя кто-нибудь договаривает оставшуюся часть слова, а потом повторяет все слово целиком.

Рассели животных.

Оборудование: трехэтажный картонный дом с окнами - кармашками, картинки животных.

Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Животные  заселяют новый дом. На первом этаже поселятся те из них, названия которых состоят из одного слога, на втором - из двух, на третьем - из трех слогов». Учащиеся, подходя к столу учителя, берут картинки, проговаривают названия животных по слогам и в соответствии со слоговой структурой слова помещают картинки в том или ином окне дома.

Другим вариантом игры может быть такой: этаж для животного выбирается в соответствии с порядковым номером ударного слога слова-названия.

Угадай слово.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. На наборном полотне тыльной стороной к учащимся выставлены предметные картинки. Учитель снимает одну из них, не показывая детям, и произносит первый слог названия предмета. Дети придумывают слова, которые начинаются с названного слога. Когда кто-нибудь отгадает название предмета, то получает право загадать следующее слово.

Дети могут загадывать слова и по своим картинкам, которые получают от учителя перед уроком.

Что лишнее?

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Учитель выставляет на наборное полотно четыре предметные картинки. На трех из них предметы, названия которых состоят из двух слогов, на четвертой — предмет, названием которого является трехсложное слово. Задача заключается в том, чтобы найти лишний предмет, тот, название которого отличается от названий других предметов слоговой структурой. Вызванный ученик объясняет свой выбор, проговаривая слово- название по слогам.

Лишним может считаться слово с иным порядковым номером Ударного слога.

Птичий рынок.

Оборудование: игрушки-животные.

Описание игры. Учитель объясняет детям игровую ситуацию: «Вы пришли на рынок, где можете купить собаку, кота, птичку или рыбок. Чтобы купить того, кто вам нравится, необходимо придумать животному кличку, которая состояла бы из двух (трех) слогов». Учащиеся подбирают слова и, если делают это правильно, получают право играть с «купленной» игрушкой на протяжении дня.

Может быть и такой вариант игры: кличка должна быть с ударением на указанном учителем слоге

Магазин.

Оборудование: карточки с цифрами, предметные картинки.

Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Мама послала вас в магазин за продуктами. Купить то, что нужно, вы сможете тогда, когда правильно проговорите слово — название продукта по слогам и покажете их количество цифрой на карточке. Этой карточкой вы «расплатитесь за покупку».

Может быть и такой вариант игры: цифрой на карточке показывается порядковый номер слога в названии продукта.

Не ошибись.

Оборудование: предметные картинки, схемы слов разной слоговой структуры.

Описание игры. На доске вразброс размещены предметные картинки и соответствующие слоговые схемы слов-названий. Необходимо соединить мелом картинки со слоговыми схемами. Вариативность обеспечивается использованием схем слов с обозначением места ударения.

Чья шапочка?

Оборудование: бумажные плоскостные шапочки, по краям которых даны слоговые схемы слов, картинки (игрушки) животных, птиц.

Описание игры. На наборном полотне выставлены шапочки. Учитель объясняет игровую ситуацию: «Животные были в театре, сдавали в гардероб головные уборы. Спектакль окончен звери, идут домой. Где чья шапочка?» Учащиеся берут со стола учителя картинку, проговаривают слово — название животного по слогам и подбирают шапочку с соответствующей слоговой схемой.

Найди свой домик.

Оборудование: три картонных домика, в окна которых вставлены слоговые схемы слов: в первом — схема односложного слова, во втором - двухсложного, в третьем - трехсложного; предметные картинки.

Описание игры. Домики со схемами размещаются в разных местах класса. Дежурные быстро раздают детям предметные картинки. Учащиеся определяют количество слогов в названии предмета и подбегают к домику с соответствующей схемой.

Вместо предметных картинок могут использоваться слоговые схемы слов с обозначением ударного слога.

Собери букет.

Оборудование: два листа бумаги с нарисованными на них вазами и одинаковым количеством стебельков, над которыми сделаны прорези; вырезанные из почтовых открыток цветы.

Описание игры. Учитель сообщает игровую задачу: «Каждый ряд (группа) должен собрать свой букет. Первый ряд собирает его из цветов, название которых состоит из двух слогов, второй - из цветов с трехсложными названиями». По сигналу учителя учащиеся каждого ряда по очереди подбегают к наборному полотну, снимают с него нужные цветы и устанавливают их в прорези над стебельками. Побеждает тот ряд, который первым соберет свой букет.

При проведении игры следует помнить, что названия цветов используют в единственном числе: роза, ромашка, пион, ландыш, василек, сирень, нарцисс и др.

Вариант 1. Учитель может назначить садовников - контролеров, которые проверяют правильность составления букетов, проговаривая слова по слогам.

Вариант 2. Цветы размещаются в вазах в зависимости от места ударения в слове.

Кто подберет больше?

Оборудование: слоговые схемы слов.

Описание игры. Учитель выставляет на наборном полотне схему двухсложного (трехсложного) слова и предлагает подобрать слова, слоговой состав которых будет соответствовать данной схеме. Победителем является ряд (группа или отдельный ученик), который назовет наибольшее количество слов.

Где твой круг?

Описание игры. Дети образуют два круга: в один круг становятся те из них, имена которых имеют ударение на первом слоге (Вера, Толя, Катя и т. д.), во второй — на втором (Сережа, Данила, Ирина и т. д.). Учитель предлагает подумать, как нужно изменить свое имя, чтобы можно было перейти из одного круга в другой (Ната - Наташа, Вова - Володя, Ира - Ирина, Мария - Маша, и т. д.). По сигналу учителя дети переходят из круга в круг, выразительно произнося свои имена и выделяя в них голосом ударный слог.

Заговори, кубик!

Оборудование: 4—5 кубиков с наклеенными на гранях предметными картинками.

Описание игры. Учитель (позже это будет вызванный ученик) подбрасывает кубик. Дети произносят по слогам название предмета, изображенного на верхней грани кубика, и определяют количество слогов.

Дети могут произносить слово с выделением ударного слога и называют его порядковый номер.

Поймай рыбку.

Оборудование: коробка-аквариум, предметные картинки с прикрепленными к ним канцелярскими скрепками, удочка с магнитом вместо крючка  

Описание игры. Дети по приглашению учителя магнитной удочкой вылавливают из «аквариума» предметные рисунки, произносят название предмета по слогам, определяют их количество и место ударения в слове.

Эхо.

Описание игры. Игровая ситуация: «Поиграем в "Эхо"». Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.

Выставка игрушек.

Оборудование: различные игрушки.

Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Сегодня мы откроем выставку наших игрушек. Экспонаты выставки разместим на трех полках». Детям предлагается подойти к доске, выбирать игрушку, проговорить ее название по слогам и поставить на полку, руководствуясь следующим правилом: на первой полке выставляются игрушки, название которых состоит из одного слога, на второй полке - из двух, на третьей полке - из трех слогов.

Учащиеся произносят названия игрушек, выделяя ударный слог, и в зависимости от его порядкового номера ставят игрушку на соответствующую полку. Вместо игрушек могут использоваться картинки.

Чудесный мешочек.

Оборудование: мешочек из плотной ткани, игрушки, предметные картинки.

Описание игры. Учитель заранее помещает в мешочек различные игрушки или предметные картинки. Во время игры он достает их из мешочка. Дети хором произносят названия игрушек (предметов) по слогам и пальчиками показывают количество слогов.

Учитель может предложить учащимся подойти к мешочку, достать игрушки, произнести их названия по слогам, называть количество слогов и ударный слог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игры на уроках обучения грамоте"

В презентации представлены несколько игровых приёмов обучения чтению слогов, составлению слов из слогов, развитию внимания, зрительной памяти....

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Материал содержит подборку игр, которые можно использовать начиная с первых уроков обучения грамоте...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы. С другой – решают дидактическую задачу: изуче...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

В работе описаны дидактические игры, которые можно использовать на уроках обучения грамоте....

Дидактическая игра на уроках обучения грамоте и русского языка.

Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных  способностей детей младшего школьного возраста....

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Дидактические игры на уроках обучения грамоте в первом классе...

Игры на уроках обучения грамоте

Дидактические игры с буквами и звуками русского алфавита, со слогами, словами, предложениями, используемые на уроках обучения грамоте в 1 классе....