Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку 1 класс "Спасибо, Азбука, тебе!"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Материал  включает в себя  цель,задачи, предполагаемые результаты, оборудование урока, а также подробный конспект урока с примерными ответами детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературного чтения с русским языком

Тема: «Спасибо, Азбука, тебе!

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний  

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о буквах и звуках русского алфавита.

Задачи:1)Повторить  алфавит.

2)Научиться писать новое словарное слово.

3)Закрепить написание букв, слов, предложений.

4)Развивать красивую и грамотную речь.

Предполагаемые результаты:

Дети обобщат знания о звуках и буквах русского языка, о делении слов на слоги, об ударении, будут учиться  сравнивать и группировать, приобретут умения культурного общения, определят значимость «Азбуки» в жизни первоклассников и чтения в жизни человека (Чему учила «Азбука» и зачем надо читать?)

Оборудование: 

корона для Азбуки

карточки с буквами «аз» и «буки»

удостоверения

учебники «Азбука» (авт. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина), «Литературное чтение» (авторы: Л.Ф.Климанова,В.Г. Горецкий, М.В.Голованова), «Русский язык» (авт.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий),

карточки с пословицами  

плакат «Спасибо, Азбука, тебе!»

 «Лента букв»

карточки с буквами для магнитной доски

компьютер

мультимедиапроектор

интерактивная доска

ученические ноутбуки

буквы, сделанные к проекту «Живая азбука»  

картонные смайлики

фотопрезентация

фонограмма «Учат в школе»

портреты писателей Л.Н.Толстого, Б.В.Заходера, А.Л.Барто

Используемые ресурсы: учебник «Азбука» (авт. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, электронное приложение к учебнику «Русский язык»,nsportal Социальная сеть работников образования.

Ход урока.

І. ВКЛЮЧЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

Учитель (У): 

За окном снежок искрится,

День приветливый такой.

Сегодня праздник в первом классе:

День прощания с «Азбукой»!

-Сегодня у нас необычный урок: в нашем классе гости – ваши родители, бабушки, учителя. Повернитесь, пожалуйста, к гостям, поприветствуйте их, улыбнитесь. Необычен этот урок и потому,  что мы сегодня прощаемся с первой учебной книгой «Азбука».  А сейчас, мы расскажем нашим гостям, чему же научились ученики 1 класса за время обучения в школе?

II.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1.Целеполагание

Учитель: Дети, прочитайте тему урока. (Дети читают: «Спасибо,  Азбука, тебе!»(слайд 1) ) Это урок обобщения и повторения знаний.  Попробуйте определить цель нашего урока.( Д: Повторить то, чему научила нас Азбука и сказать ей за это спасибо) Какие задачи вы поставите для себя? (Дети проговаривают вслух поставленные задачи с помощью заготовок на  интерактивной доске (слайд 2):

Повторить…..(звуки и буквы)

Научиться……(культурному поведению при гостях)

Закрепить……(написание букв, словарных слов, предложений)

Развивать……(красивую и грамотную речь)

2.Актуализация знаний

Учитель: Ребята, давайте расскажем нашим гостям, как вы учились учиться. (Дети читают стихи наизусть)

1 . Поступили осенью  в  школу ты и я.

     Нас считали школьниками с  первого числа.

2.  Ну,  а в 8.10 В школу каждый раз

    Нас пятнадцать школьников  входит в 1 класс.

3. Нас 15 школьников - дружная семья.

    Все шагаем парами  в  первой паре я.

 4. В день осенний, в день чудесный

     В класс несмело мы вошли.

    Азбуку в библиотеке

    В тот же день приобрели.

5.  Вдоль картинок мы шагали,

     По ступенькам – строчкам шли.

    Ах, как много мы узнали,

    Ах, как много мы прочли!

6.  Был наш путь не очень долгим,

     Незаметно дни бегут.

    И уже на книжной полке

    Нас другие книги ждут.

7. Среди ярких толстых книжек

    Неприметна и скромна,

    Но зато читать -  в полгода! –

    Научила нас она.

(Выходит девочка в наряде Азбуки (красный сарафан, украшенный буквами, на голове корона с надписью АЗБУКА).  

Азбука. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я – королева Азбука, а все мои буквы, с которыми вы познакомились на уроках – мои подданные. Все мы жители волшебной страны Букварины. Ребята, а кто-нибудь знает, почему меня так называют?  Что означает мое имя? (Давным - давно у наших предков алфавит открывала буква «А», но называлась она «аз». Вторая буква, так похожа на современную букву «Б», называлась она «буки». «Аз» и «буки» - вот и получилось «Азбука».)

3.Минутка чистописания

У: Напишите себе в тетрадях прописную и строчную буквы. А я вам напомню (На ИД показ начертаний букв Аа,Бб)

Азбука: Я пришла  к вам сегодня не случайно. Сегодня вы отправитесь в далекое путешествие - в страну Букварию  (слайд 3). А я провожу вас.

Мы отправляемся в неведомую даль,

В страну под названием Буквария.

Вход в страну лишь тем открыт,

Кто знает алфавит,

Кто хочет научиться читать,

Кто любит играть и мечтать,

Кто может смеяться

И трудностям не поддаваться!

Такие в классе  есть? (есть)

Тогда в путь друзья!

4..Повторение о звуках и буквах.

У. Что мы делаем с помощью букв? (Д. Обозначаем звуки на письме, читаем, пишем.)

У. Что делаем со звуками? (Д. Произносим, слышим).    

У: А мы сейчас проверим, насколько серьёзно вы их изучили. Попробуйте прочитать, что здесь написано: ( слайд 4 ) (Написано задом наперёд

 «Азбука к мудрости ступенька»  

У: Мы с вами в «Городе Алфавитинск». (слайд 5)

Почему его так назвали? (Д: В нём живут буквы алфавита)

Сколько  всего букв в русском алфавите? (Д: 33)

Какой синоним к слову «алфавит» вы знаете» (Д: Азбука)

Почему в этом городе два этажа? На какие две группы делят все буквы русского алфавита? (Д: На гласные и согласные)

Что вы знаете о гласных?  Почему их так назвали? (Д: Гласные можно пропеть, протянуть, при произношении воздух не встречает преград)

Сколько всего гласных букв?  Назовите. (Д: 10, А,Я,О,Ё,И,Ы,У,Ю,Э,Е)

У: Мы попали в Район Гласных (Слайд 5) А сколько гласных звуков? Назовите их. (Д: 6, А,О,У,И, Ы, Э)

Чем отличаются буквы верхнего ряда от букв нижнего ряда?  (Слайд  6)  

(Д: Буквы верхнего ряда обозначают 1 звук, а буквы второго ряда обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной или Ъ И Ь знаков)

У:  Давайте заглянем в «Район Согласных»(слайд 7) Что вы о них знаете?

Улица парных(слайд 8,9) Назовите пару  

Аллея звонких(слайд 10,11). Почему их так назвали? Как они звучат?

Переулок шипящих (слайд 12,13) Почему буквы ч и щ живут в зеленых окошках?

Тупик глухих (слайд 14,15) А кто здесь живет.

Азбука: А теперь начинаем парад букв (слайд 16)

Ученики (Вывешивают на кнопочки на доске свои буквы, сделанные к проекту «Живая азбука»  и произносят общую фразу хором):

А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж – прикатили на еже

З,И,Й,К,Л,М,Н,О – дружно вылезли в окно

П,Р,С,Т ,У , Ф, Х – оседлали петуха

Ц,Ч,Ш,Щ ,Ъ – нам без вас нельзя никак

Ь, Ы, Э,Ю,Я – все теперь мои друзья!

У:  А кто из вас знает стихотворение С. Я. Маршака  про буквы? Как оно называется? (Д.:« Ты эти буквы заучи») (Чтение стихотворения)

Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишком,

А для тебя они -  ключи

Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку,

В любой рассказ  найдёшь ты путь,

Войдёшь в любую сказку.

Прочтёшь ты книги о зверях,

Растениях и машинах.

Ты побываешь на морях

И на крутых вершинах.

Тебе чудесные края откроет

Путь от «А» до «Я».

5.Физминутка «Капитошка»

6.Работа на ученических ноутбуках

У: А сейчас задание на ноутбуках. Открываем. Включаем. Находим задание в теме «Алфавит» - «Упражнение 2 и 3»: восстановить алфавит, найти место для букв поменять местами  буквы, чтобы получился правильный порядок (задание приготовлено на перемене). Выполняем. По мере выполнения поднимаем руку для проверки. Выключаем и закрываем ноутбуки.

7.Составление и письмо слов

       А) Игра  «Слушай внимательно»

У.  Молодцы! Алфавит запомнили. Предлагаю вам  задание, которое называется «Слушай внимательно». Я читаю вам слова, вы внимательно слушаете, выделяете первый звук в каждом слове и обозначаете его буквой, букву выставляем на наборном полотне на доске. Из этих букв  должно получиться 2 слова. (Дети выставляют  буквы: к,н,и,г,а,б,у,к,в,а)

крот         бабушка

ночь          умница

иволга      кран

грач          волк

астра       азбука

 У. -Какие слова получились? (Д: Книга, буква) Запишите себе в тетрадь в столбик. Выполним звуко-буквенный анализ этих слов: в квадратных скобках запишем звуки и дадим им характеристику. Что общего у данных слов? (Д. В этих словах по 5 звуков: 2 гласных и 3 согласных,  2 слога. Ещё в этих словах ударение падает на первый слог).

8.Словарная работа

1)У: А сейчас  мы проведём с вами словарную работу: вспомним некоторые словарные слова и познакомимся с новым (Работа по интерактивной доске, задание из электронного приложения к учебнику «Русский язык. 1 класс» по теме «Алфавит» - задание «Словарные слова»:

  • Задание 1 и 2
  • Проверочная работа
  • Знакомство с новым словарным словом «ХОРОШО» и его запись в тетрадь.

2).Физминутка «Как живёшь?»

-Как живёшь? Вот так! (Дети показывают движения)

-Как идёшь? Вот так! (Дети показывают движения)

-Как спишь? Вот так! (Дети показывают движения)

-Как шалишь? Вот так! (Дети показывают движения)

-Как берёшь? Вот так! (Дети показывают движения)

-Как даёшь? Вот так! (Дети показывают движения)

-Как бежишь? Вот так! (Дети показывают движения)

-Как сидишь? Вот так! (Дети показывают движения)

У: Какое словарное слово мы показали сейчас жестом в начале физминутки?  (Д: Хорошо)

             

3)Игра «Какая сказка»?(слайд 17)

Ученик: Букв сначала мы не знали,

 Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

У:  Ребята, а хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.

                1.Бабушка девочку очень любила.

                Шапочку красную ей подарила.

                Девочка имя забыла своё,

                Вы подскажите, как звали её?         (Красная Шапочка) (слайд 18)

2.Кто работать не хотел, а играл и песни пел?

К братцу старшему потом прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку, а называется ( Три поросёнка) ( слайд 19)

3.Подарит новое корыто, и новый дом и слуг в придачу,  

 Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача!

Исчезнет всё и в море зыбком растает (Золотая рыбка) (слайд 20)

4.Удивляется народ, едет печка, дым идёт.    

 А Емеля на печи ест большие калачи.

Чай сам наливается по его хотенью,

А сказка называется… (По щучьему веленью) ( слайд 21)

5.Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной,  

Он сам того не ведая несёт её домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда ответь!

Названье этой книжки… (Маша и медведь) (слайд 22)

6.Их приглашают с другом Геной            

На день рожденье непременно.

И любит каждую букашку

Забавный добрый …(Чебурашка) (слайд 23)

7.Укатился он из дома по дороге незнакомой.  

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный, говорливый, простодушный  и румяный … (Колобок) (слайд 24)

                  

8.С букварём шагает в школу  деревянный мальчуган.    

Попадает вместо школы в полотняный балаган.

     Как зовётся эта книжка?

     Как зовётся сам мальчишка?    (Буратино) (слайд 25)

У: Какое правило помните о написании имён? Запишите себе в тетрадь последнюю отгадку.

    4) Игра «Найди себе пару»

У. Давайте поиграем в игру «Найди себе пару». На доске выставлены фразы «мало уметь читать», «кто много читает», «надо уметь думать», «тот много знает».   Нужно соединить фразы, чтобы получились две  известные пословицы, и объяснить их смысл. ( «Мало уметь читать, надо уметь думать», «Кто много читает, тот много знает»).

9.Физминутка «Голубой вагон»

10. Чтение и пересказ текстов из «Азбуки»

У:  Скажите, а чему научила вас « Азбука»? (Д: « Азбука» учила нас дружить, помогать друг другу). Какое произведение отнесём  к этой теме? Покажите его портрет. (Д. Пересказ  рассказа Л. Н. Толстого « Был у Пети конь», с. 94.)

У : А ещё? (Д: Книга эта учила нас быть аккуратными, трудолюбивыми, воспитанными людьми) Назовите автора и произведение, относящееся к этой теме. (Д. Читают по «Азбуке» стихотворение А. Л. Барто «Помощница»,  с. 104)

У. Чему ещё учила «Азбука»? (Д: Азбука учила нас писать и считать) Какие произведения можете назвать? Кто автор? Покажите портрет. Какие роли понадобятся для чтения? (Д. Читают стихотворение  Б.В. Заходера «Два и три» по ролям, с. 107.)

У. На каждом уроке Азбука учила нас уважать друг друга и всех, кто нас окружает, то есть учила быть просто хорошими людьми.

11.Игра «Развивай свою речь» На интерактивной доске по теме «Алфавит» из электронного приложения «Обучение грамоте» два задания «Развивай свою речь»:

  • Соотнести строки с авторами
  • Расположить книги в алфавитном порядке

У: А где нам  может понадобиться алфавитный порядок? (Д: В библиотеке, в составлении каталогов и списков и т.д…)

 Ученик:  Учебник закрывается,

Пора с ним распроститься…

Он верным другом был для нас.

Прощаясь с ним, грустит наш класс.

Но долго нам грустить нельзя:

Другие книги ждут, друзья!

У. Да, это так. Но прежде, чем вы получите новую книгу, я тоже хочу вам сказать спасибо. Спасибо за то, что вы справилась с теми задачами, которые ставила перед вами «Азбука» и её авторы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.  Спасибо, за то, что вы многому научились, работая по этому учебнику.

Ученик:

     Азбуку прочли до корки,

     Хотим учиться на пятёрки.

     Нам сегодня выдают удостоверения

     В том, что азбуку прочли,

     Полный курс наук прошли,

     И теперь без передышки

     Мы прочтём любые книжки.

У. Мы переходим к самой важной, торжественной части нашего праздничного урока – вручению вам удостоверений.  

 

IV.Выдача удостоверений        

УДОСТОВЕРЕНИЕ

Настоящее удостоверение выдано ________________________

в том, что она с 1 сентября_2013 года училась

по книге «Азбука»

в 1 классе

ГБОУ ООШ пос.Приморский

Ставропольского района Самарской области

                                      

                                 За это время изучила все 33 буквы русского алфавита и

                            научилась читать со скоростью ____ слов в минуту.

                 Директор школы________________

                 Учитель    _____________________                 

                 Родители ______________________

       

                                                                       12 марта 2014г.

                 

Учитель: Теперь мы с уверенностью можем заявить, что вы знаете, чему учат в школе. (Исполняется песня «Чему учат в школе в сопровождении фотослайдов работы класса на уроках (слайд 26-35)

         1) Буквы разные писать

    Тонким пёрышком в тетрадь

    Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

    Вычитать и умножать,

    Малышей не обижать –

    Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

2) К четырём прибавить два,

    По слогам читать слова

    Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

    Книжки добрые любить

    И воспитанными быть –

    Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

3)  Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

4) Про глагол и про тире,

И про дождик во дворе

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Крепко-накрепко дружить,

С детства дружбой дорожить

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

У: На следующем уроке вы сдадите «Азбуку» в библиотеку и получите новые учебники «Литературное чтение» и «Русский язык».

III.Рефлексия

У. - Скажите, чему же научила вас Азбука? (Читать, писать, считать, различать буквы и звуки, делить слова на слоги, определять, сколько в слове звуков и букв, какие бывают звуки, что такое алфавит, учила быть добрыми и дружными и др.)

- Давайте за всё это скажем нашему учебнику спасибо!

Д. (хором). За всё, чему ты нас учила, спасибо, Азбука, тебе! ( слайд 36)

 У: А сегодня вам удалось выполнить поставленные задачи? (Дети отвечают по алгоритму на ИД)

 (На ИД учитель выводит слайд с задачами урока (слайд 37):

Повторить…..

Научиться……

Закрепить……

Развивать……

 У: Оцените свою работу на уроке, покажите смайлик. (Дети поднимают заранее подготовленные смайлики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку

На этом уроке дети учатся слушать собеседника, договариваться к распределению роли совместной деятельности, познают новле по данным темам....

Урок по литературному чтению и русскому языку (1 класс)

Интегрированный урок по литератуному чтению и русскому языку в 1 классе УМК "Перспектива"...

Интегрированный урок в 3 классе(математика + русский язык + литературное чтение + технология) Урок обобщения и систематизации полученных знаний по теме:«Сложение и вычитание чисел в пределах 100».

Вид урока – нестандартный, урок-путешествие. Цели урока: • совершенствовать вычислительные навыки; • систематизировать знания о задаче и её решении; • развивать умение рассуждать, делать выводы; • пок...

Открытый интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку во 2 классе

Тема урока: А.А.Прокофьев " Люблю природу русскую" Цель: введение в новую тему по литературному чтению, общение знаний об имени существительном....

Открытый интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку во 2 классе

Тема урока: А.А.Прокофьев "Люблю природу русскую" Цель: введение в новую тему по литературному чтению, обобщение знаний об имени существительном...