Упражнения на развитие темпа чтения
материал по чтению по теме

Евстратова Марина Викторовна

Упражнения на развитие темпа чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_na_razvitie_tempa_chteniya.odt22.53 КБ

Предварительный просмотр:

 

Отслеживая технику чтения своих учеников, заметила некоторые факторы, мешающие быстрому чтению:

 Регрессия – возвратные движения глаз.

 Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию), т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. У нетренированного чтеца, например, за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае – слово. На книжной строке такой читатель делает 12-16 фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2-3-х. Можно сделать вывод: быстрее читать, значит «шире глядеть», т.е. одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов

 Неумение найти главное в тексте. Для большинства читателей в тексте «все главное», они не умеют пропускать через «фильтр» избыточную информацию, быстро находить нужное.

 Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки)

Для развития периферического зрения использую следующую таблицу

х п о

м  я  и

с   м   и

т    ь    б

ф     ы     в

а      п      р

Двигаясь взглядом по вертикальной центральной линии сверху вниз, надо назвать буквы, размещенные на боковых линиях

Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Щульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке учащиеся считывают их за 4-5 секунд. Таблицы изготавливают сами дети на уроках труда или с помощью родителей (в 1-м классе). У каждого ученика карточка, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 10 до 20 (1-й класс) и от 1 до 25 (2-ой-3-ий классы).

По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Упражнения выполняются в положении стоя или сидя. Ученики считывают про себя, указывая карандашом цифры (или буквы). В работе с таблицей я использую памятку.

 

Памятка

 

1.     Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.

2.     Старайся запомнить расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.

3.     Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю ее целиком.

Работая над текстом на уроках чтения, я использую следующие упражнения: «чтение-спринт», чтение со счетом слов. Эти упражнения ввожу во втором классе.

Чтение-спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают «про себя» незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после чтения отвечают на вопросы к тексту.

Во время чтения поторапливаю детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей», добавляя при этом: «Читать нужно все».

Это упражнение проводится перед чтением текста вслух.

Перед чтением следует подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!» При обучении «чтению-спринт» пользуюсь следующей памяткой.

 

Памятка

 

1.     Плотно сожми губы и зубы

2.     Читай только глазами

3.     Читай как можно быстрей

4.     Ответь на вопросы к тексту

Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая «про себя» слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Цель этого упражнения - загрузить уши учащихся посторонней работой – счетом слов. В этом случае школьники лишены возможности произносить текст «про себя». Они приучаются читать только глазами. К этому упражнению применяю следующую памятку.

Памятка

 

1.     Плотно сожми губы и зубы

2.     Читай только глазами

3.     Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста

4.     Ответить на вопросы к тексту.

Первый вопрос к учащимся – о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2%, хорошим - удовлетворительным -5 – 10%, при условии, что дети ответили на вопросы по содержанию текста. Упражнение можно усложнить, считая тройки слов, пары, а на уроках русского языка можно предлагать прочитать текст упражнения со счетом слов на определенное правило.

Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идет обычная работа над выразительным чтением, пересказом и т.д.

Считаю, что ценность данных упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).

Наряду с основными упражнениями использую и другие:

 Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники читают глазами незнакомый текст, а после прочтения отвечают на вопросы по содержанию.

 Чтение страницы текста при условии, что закрыто линейкой 3 буквы слева, потом 3 буквы справа. Учащиеся догадываются, о чем там написано.

 Чтение в парах, групповое чтение (слабо читающему ученику помогает «чтение за диктором» (учителем или хорошо читающим учеником)).

 Чтение с убыстрением темпа

 «Жужжащее» чтение

Одновременно с работой над скорочтением стремлюсь развивать память и воображение учащихся:

1.     Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения. Это хорошо развивает долговременную память учащихся.

2.     При изучении стихотворных произведений стараюсь, чтобы учащиеся уже на уроке заучивали четверостишие.

3.     Игра «Синонимы» («Антонимы») хорошо развивает как память, так и воображение. Суть игры в том, что дети подбирают синонимы (антонимы) к словам, которые я называю из изучаемого на уроке текста.

4.     Игра «А ну-ка, выручи поэта – досочини стихи про это». Например, по данной рифме предлагаю сочинить стихотворение:

…… не обижаю

…… приглашаю

…… угощаю

…… играю

5.     Задания – шарады (не произнося ни слова, показать строку стихотворения так, чтобы ее узнали).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития скорости чтения

Чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства.Поэтому цель научить учащихся беглому и осознанному чтению текста. Упражнения данной статьи помогут учителю и родителям развить скорост...

Упражнения для развития техники чтения

Упражнения , помогающие развивать технику чтения у детей....

Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"

Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....

Упражнения для развития скорости чтения

Работа на уроке чтения с пословицами и фразеологическими оборотами позволит расширить словарный запас учащихся, повысит уровень техники чтения, даст хорошие знания в олимпиадах по презмету...

Упражнения для развития темпа (скорости) чтения.

Приёмы, способствующие развитию беглости чтения....

Как приучить ребенка к чтению. Система упражнений для развития навыка чтения.

Современные дети практически не читают книг. Они предпочитают сидеть в планшете, в компьютере. Как привить своему ребенку любовь к чтению? Если школьник читать не хочет, с каждым классом проблемы буду...

Повышаем скорость чтения или 10 волшебных упражнений для развития техники чтения.

Скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать. Для этого предлагаю 10 интересных упражнений для развития техники чт...