Формирование УУД на уроках чтения через проектную деятельность
статья (чтение) по теме

Презентацию можно использовать на МО в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.pptx1.61 МБ
Файл proektnaya_deyatelnost.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование УУД на уроках чтения через проектную деятельность.

Слайд 2

2 Проект Это план, замысел, в результате которого автор должен получить что- то новое: продукт, программу, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – одна из форм исследовательской работы.

Слайд 3

3 Проект – это способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Проект - совокупность учебно-познавательных приёмов.

Слайд 4

4 Учебная деятельность строится по принципу «Все из жизни, все для жизни» Ребенок тогда будет учиться, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить

Слайд 5

Проект – это 6 «П» Проблема Планирование Портфолио Поиск информации Продукт Презентация ПРОЕКТ

Слайд 6

6 Этапы работы 1. Выбор проблемы, определение темы, уточнение целей. 2. Распределение ролей в команде. 3. Самостоятельная работа детей. Сбор информации. 4. Разработка собственного варианта решения проблемы. 5. Реализация плана действий команд. 6. Презентация проекта. 7. Рефлексия (анализ).

Слайд 7

7 Правила успешной проектной деятельности В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Команды не соревнуются. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Слайд 8

8 Виды проектов индивидуальные, коллективные (парные, групповые); кооперативные, состязательные, конкурсные; Моно - предметные, межпредметные , сверхпредметные ; непосредственные (твердый или гибкий), скрытые; короткие , средней длительности , длительные ; информационные,ознакомительные , приключенческие, художественные, конструкционные .

Слайд 9

9 Исследовательские проекты; Творческие проекты; Игровые проекты; Информационные проекты; Учебно - телекоммуникационные проекты.

Слайд 10

10 Результат проектной деятельности словарик; морфологический портрет слова; энциклопедия одного слова; сборник иллюстраций; сборники собственных творческих работ; стенгазета; видео- или слайд-фильм;

Слайд 11

11 лингвистический анализ текста; публикация; буклет; презентация. сочинение сказки. театрализованное представление. книжка-малышка и т.д.

Слайд 12

12 Личностные : генерируют идеи. Регулятивные : находят решение, оценивают ход и результаты деятельности, адекватно анализируют свою роль в коллективном труде. Познавательные : самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные : сотрудничают, помогают друг другу, сами получают помощь, отвечают на незапланированные вопросы перед одноклассниками и т.д.



Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках литературного чтения через проектную деятельность.

В настоящее  время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, умение выстраивать эффективные отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. В этой связи ФГОС определяет личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Новые цели требуют новых подходов их реализации.

Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

Вот поэтому в обучении в начальных классах используют метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам более подробно остановиться на   технологии «Проектной деятельности»

Проект-  план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом.
Метод проектов, используемый в школе, - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. У учащихся появляется возможность использовать полученные знания на практике, что готовит их к взрослой жизни. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна индивидуальная, самостоятельная, групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. 
Уроки литературного чтения дают богатый материал для использования проектного метода, позволяют создавать различные проекты. Каждый ребенок становится активным участником проекта, развивается познавательный интерес, творчество и самостоятельность.

Учебная деятельность строится по принципу

«Все из жизни, все для жизни»

Ребенок тогда будет учиться, когда содержание учения  исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.

Проект - это 6 П. (на слайде)

Отсюда вытекают следующие этапы работы над проектом.

-Выбор проблемы, определение темы, уточнение целей.

- Распределение ролей в команде.

- Самостоятельная работа детей. Сбор информации.

-Разработка собственного варианта       решения проблемы.

-Реализация плана действий команд.

-Презентация проекта.

-Рефлексия (анализ)

Детям во время работы над проектом можно представить следующие правила:

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  2. Команды не соревнуются.
  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

В начальной школе, учитывая разные подходы к классификации проектов в педагогической литературе, предлагают различать их за целым рядом параметров:

  • составом участников проектной деятельности: индивидуальные, коллективные (парные, групповые);
  • характером партнерских взаимодействий между участниками проектной деятельности: кооперативные, состязательные, конкурсные;
  • уровнем реализации межпредметных связей: моно предметные, межпредметные, сверхпредметные;
  • характером координации проекта: непосредственный (твердый или гибкий), скрытый;
  • длительностью: короткие, средней длительности, длительные;
  • целью и характером проектной деятельности: информационные, ознакомительные, приключенческие, художественные, науково-поисковые, конструкционные и тому подобное.

Но существует и такая классификация :

-Исследовательские проекты,

- Творческие проекты,

- Игровые проекты,

-Информационные проекты,

- Учебно – телекоммуникационные проекты.

Результатом проектной деятельности на уроках чтения могут быть:

  •  словарик;
  • морфологический портрет слова;
  • энциклопедия одного слова;
  • сборник иллюстраций;
  • сборники собственных творческих  работ;
  • стенгазета;
  • видео- или слайд-фильм;
  • лингвистический анализ текста;
  • публикация;
  • буклет;
  • презентация.
  • сочинение сказки.
  • театрализованное представление.
  • книжка-малышка и т.д.

В процессе выполнения проекта предусматривается формирование у учащихся УУД:

 В процессе выполнения проекта предусматривается овладение учениками начальной школы такими проектными компетенциями: исследовательскими (генерировать идеи, находить решение); социальными (сотрудничать, помогать и получать помощь); оценочными (оценивать ход и результаты деятельности); информационными (самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации); презентационными (выступать перед одноклассниками отвечать на незапланированные вопросы, использовать наглядность); рефлексивними (адекватно анализировать свою роль в коллективном труде).

Вывод. Заключительное слово.

Работа над проектом способствует формированию у младших школьников умений отбирать и анализировать информацию, работать со словарями, энциклопедиями справочниками, специальной литературой, использовать возможности информационных технологий и тому подобное. Во время проектирования ученики приобретают умения проводить наблюдение, систематизировать и обобщать полученную информацию, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.

Результаты поисков и исследований  могут широко использоваться в учебной и внеурочной деятельности, которая приносит удовольствие младшим школьникам. Кроме того, дети с повышенной учебной мотивацией могут предложить тему проекта, которая их заинтересовала и нуждается в последующем исследовании. Важным аспектом проектной деятельности младших школьников есть формирование стойкого интереса и прогнозирование результатов собственного умственного труда. В ходе презентации – кульминации в работе над проектом,  младшие школьники учатся четко и убедительно выкладывать информацию, защищать свою точку зрения, ставить вопрос, слушать друг друга.

Участники проекта приобретают позитивный опыт групповой работы, видят значимость деятельности каждого для результата общего дела. Участие в проектировании развивает в детей исследовательские и творческие способности, способность к самоопределению, умению самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, презентовать собственные результаты. Работа над проектами является одним из видов инновационной педагогической деятельности, поскольку дает возможность современной начальной школе внедрять элементы исследовательской работы, которая способствует активизации познания младших школьников.

Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс задач.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем.  

На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя.

Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность

Статья "Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектную деятельность"...

Методическая разработка "Формирование социальной культуры младших школьников через проектную деятельность"

Проблема  формирования социальной культуры подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. От того, как пройдёт социализация зависит будущее детей, а значит и будущее страны. Актуальн...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новы...

Статья по теме "Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность"

В данной статье представлен практический материал из опыта  использования проектной деятельности....

Формирование адекватной самооценки младших школьников через проектную деятельность.

   При всём многообразии форм обучения и педагогических учреждений, возникающих в настоящее время, основными по прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этим...