Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность
статья по теме
Статья "Формирование ключевых компетенций младших школьников
через проектную деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Дёмина Евгения Витальевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Шелаболихинская СОШ №2»
Формирование ключевых компетенций младших школьников
через проектную деятельность
Главная идея компетентностного подхода: «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определёнными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации», т.е.- 1. воспитание свободной личности, 2. формировать у детей способность самостоятельно мыслить, 3. добывать и применять знания, 4. тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, 5. сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, 6. быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
И именно проектная деятельность служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме,
• формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся
• через ПД осваиваются основы исследовательской деятельности
• создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
Т.О проектная деятельность формирует 1. социальный опыт учащихся в труде и общении, 2. способствует интеллектуальному росту школьников, 3. расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности.
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в образовательной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть решение проектных задач в начальной школе, являющимся стартом для проектной деятельности в дальнейшем.
В связи с этим более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, способствующих формированию:
- умения самостоятельно добывать новые знания,
- собирать необходимую информацию,
- умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Решить эту проблему в начальной школе пытаются, в частности, через организацию проектной деятельности.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ, организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Особую роль играют проектные задачи в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группах, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи.
Таким образом, решение проектных задач способствуют воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной деятельности необходимо проводить подготовительную работу.
- Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов (в рамках кружковой работы)
- Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:
- материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
- информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
- организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет). Разные проекты потребуют разное обеспечение.
Проектная деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
Работая над проектом «Поможем зимующим птицам», мы формировали большинство компетенций участников проекта:
- Учили ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль в окружающем мире, а также своё предназначение(чем мы можем помочь птицам, что мы можем для них сделать), с помощью учителя формулировали цель проекта
- Помогали получить представление картины мира в целом, представленной взаимосвязями и взаимозависимостью человека и фауны.
- Формируя эту компетенцию мы организовывали совместную ( с помощью учителя, родителя) познавательную деятельность;
совместно планировали свою работу;
учились добывать знания непосредственно из окружающей действительности (путём наблюдения);
учились извлекать пользу из опыта;
- Формируя эту К. учились искать необходимую информацию в энциклопедиях, справочниках, Интернет-ресурсах, через просмотр видеозаписей (какие птицы зимуют в нашем крае, их название, чем они питаются), перерабатывать, сохранять и передавать информацию участникам проекта;
- Учились вести дискуссию, слушать и слышать;
уметь сотрудничать и работать в группе;
уметь договариваться;
нести ответственность;
- Выполнение роли «помощник птиц», осознание важности и полезности своей личности в социуме, через изготовление кормушек для птиц.
- Умение организовать свою работу, развитие личностных качеств, таких как доброта, взаимопомощь, ответственность, милосердие и др., воспитывали внутреннюю экологическую культуру
Учебный проект с точки зрения учителя рассматривается как интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.
Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
- Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.
Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...
Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях...
«Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность»
Педагогический проектпо теме: «Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектно-исследовательскую деятельность»...
Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность.
Сущность моей работы состоит в формировании и развитии ключевых компетенций младших школьников путем включения их в активную проектную и исследовательскую деятельность на уровне личного оп...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
Статья по теме "Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность"
В данной статье представлен практический материал из опыта использования проектной деятельности....
Формирование ключевых компетенций младших школьников через творческую деятельность в учебном процессе .
Основные задачи современной школы – раскрытие творческих способностей каждого ученика, чтобы они могли самостоятельно ставить и достигнуть серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ...