Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность
статья по теме

 Дёмина Евгения Витальевна

Статья "Формирование ключевых компетенций младших школьников

через проектную деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Дёмина Евгения Витальевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Шелаболихинская СОШ №2»

Формирование ключевых компетенций младших школьников

через проектную деятельность

        Главная идея компетентностного подхода: «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определёнными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации», т.е.- 1. воспитание свободной личности, 2. формировать у детей способность самостоятельно мыслить, 3. добывать и применять знания, 4. тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, 5.  сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, 6. быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

         И именно проектная деятельность служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме,

 •        формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся

•        через ПД осваиваются основы исследовательской деятельности

•        создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);

Т.О проектная деятельность формирует 1. социальный опыт учащихся в труде и общении, 2. способствует интеллектуальному росту школьников, 3. расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности.

       

    Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в образовательной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть решение проектных задач в начальной школе, являющимся стартом для проектной деятельности в дальнейшем.

В связи с этим более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, способствующих формированию:

  1. умения самостоятельно добывать новые знания,
  2. собирать необходимую информацию,
  3. умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Решить эту проблему в начальной школе пытаются, в частности, через организацию проектной деятельности. 

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ, организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Особую роль играют проектные задачи в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группах, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи.

 Таким образом, решение проектных задач способствуют воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

        Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной деятельности необходимо проводить подготовительную работу.

  1. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов (в рамках кружковой работы)
  2.  Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта.

       Каждый проект должен  быть обеспечен всем необходимым:

  1. материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
  2. информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
  3.  организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет). Разные проекты потребуют разное обеспечение.

  Проектная деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

 

     Работая над проектом «Поможем зимующим птицам», мы формировали большинство компетенций участников проекта:

  1. Учили ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль в окружающем мире, а также своё предназначение(чем мы можем помочь птицам, что мы можем для них сделать), с помощью учителя формулировали цель проекта
  2. Помогали получить представление картины мира в целом, представленной взаимосвязями и взаимозависимостью человека и фауны.
  3. Формируя эту компетенцию мы организовывали  совместную ( с помощью учителя, родителя) познавательную деятельность;

совместно планировали свою работу;

учились добывать знания непосредственно из окружающей действительности (путём наблюдения);

учились  извлекать пользу из опыта;

  1. Формируя эту К. учились искать необходимую информацию в энциклопедиях, справочниках, Интернет-ресурсах, через просмотр видеозаписей (какие птицы зимуют в нашем крае, их название, чем они питаются), перерабатывать, сохранять и передавать информацию участникам проекта;
  2. Учились вести дискуссию, слушать и слышать;

уметь сотрудничать и работать в группе;

уметь договариваться;

нести ответственность;

  1. Выполнение роли «помощник птиц», осознание важности и полезности своей личности в социуме, через изготовление кормушек для птиц.
  2. Умение организовать свою работу, развитие личностных качеств, таких как доброта, взаимопомощь, ответственность, милосердие и др., воспитывали внутреннюю экологическую культуру

            Учебный проект с точки зрения учителя рассматривается  как   интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

  1. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через интегрированное обучение в процессе внедрения новых ФГОС

Переход на новые государственные образовательные стандарты требует дифференциации и интеграции содержания образования, что способствует не только формированию ключевых компетенций, но и развитию неста...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность»

Педагогический проектпо теме: «Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектно-исследовательскую деятельность»...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность.

Сущность моей работы  состоит в формировании и  развитии ключевых компетенций младших школьников путем включения их в активную проектную и исследовательскую деятельность на уровне личного оп...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

Статья по теме "Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность"

В данной статье представлен практический материал из опыта  использования проектной деятельности....