Литературное чтение. Тема урока: «Наш театр». 2 класс. (Программа «Перспектива»)
учебно-методический материал по чтению (2 класс) по теме

Данный урок является составной частью проекта «Наш театр», который реализуется в течение учебного года. Содержание урока направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов образования, даёт возможность формировать универсальные учебные  действия (УУД) на каждом этапе. Урок имеет практическую ценность и социальную значимость. Для проведения урока понадобится оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска. Данный урок может быть использован учителями начальной школы, как в урочной, так и внеурочной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чусова Галина Александровна

ГБОУ СОШ № 630

e-mail: galina.tchusova@yandex.ru

Конкурс «Открытый урок»

Номинация «Начальная школа»

Литературное чтение. Тема урока: «Наш театр». 2 класс. (Программа «Перспектива»)

        Данный урок является составной частью проекта «Наш театр», который реализуется в течение учебного года. Содержание урока направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов образования, даёт возможность формировать универсальные учебные  действия (УУД) на каждом этапе. Урок имеет практическую ценность и социальную значимость. Для проведения урока понадобится оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска. Данный урок может быть использован учителями начальной школы, как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Тема урока: «Наш театр». 2 класс. (Программа «Перспектива»)

Форма проведения: урок.

 Методическая разработка представленного материала

  1. Цели и задачи урока.

Цель: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» и освоить художественную идею произведения.

Задачи урока:

  1. Создать условия для формирования системы читательских и речевых умений;
  2. Создать условия для повышения уровня культуры учащихся;
  3. Создать условия для формирования у учащихся способности оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей;
  4. Способствовать развитию воображения, эмоциональной чуткости к слову и мышления ребёнка.

Планируемые достижения учащихся:

  1. Умение определять особенности басни;
  2. Умение выделять главную мысль басни;
  3. Умение голосом передавать характеристику героя;
  4. Умение делить текс на диалоги и текст автора;
  5. Умение выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли.
  1. Содержание учебного материала урока  и этапы урока с описанием видов деятельности учителя и учащихся.

п/п

Этапы

урока

Содержание учебного материала

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1

Организационный момент  

(1 мин.)

- Проверьте, свою готовность к уроку.

Решение технических вопросов.

Самостоятельная

проверка организации рабочего места (наличие учебника, тетради, пенала; аккуратность расположения учебных материалов и письменных принадлежностей)

Регулятивные УУД:

умение оценивать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей.

2

Актуали

зация

знаний

(3 мин.)

- Ребята, внимательно прочитайте информацию представленную на слайде.

Слайд №1

Эзоп

?

Иван Андреевич Крылов

Лев Николаевич Толстой

Сергей Владимирович Михалков

 - Что объединяет этих людей?

- Прочитайте высказывание С. В. Михалкова.

Слайд №2

С. В. Михалков писал: «Вот пишешь про зверей, про птиц и насекомых, а попадаешь всё в знакомых» [3]

-  О какой особенности басни говорится в этом высказывании?

- Кто согласен с этим мнением?

-Какие ещё особенности басни вы можете назвать?

Проведение эвристической беседы.

Демонстрирует слайды № 1-2.

Читают информацию, высказывают своё мнение, слушают своих товарищей; выражают своё согласие или аргументируют свою точку зрения.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других.

Регулятивные УУД:

умение работать с информацией.

3

Определение темы урока

(3 мин)

- Чтобы определить автора, произведение которого мы будем изучать сегодня: вам нужно вспомнить: памятник какому баснописцу  мы видели в Летнем саду?

- Я предлагаю вам, ребята, следующее задание выполнить в паре. Если вы правильно составите из букв слова, то сможете назвать героев этого произведения.

з

о

с

т

р

е

к

а

м

е

р

у

й

в

а

- Я вижу, что вы закончили работу.

- Назовите героев произведения.

-Сложным ли было это задание?

Организует работу в паре, проверку.

Отвечают на вопрос;

работают в паре, составляя слово. (У каждой пары одно слово)

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре, умение слушать и понимать других

Регулятивные УУД:

умение оценивать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей; умение работать с информацией.

- Ребята, прочитайте информацию представленную на слайде.

Слайд №3

Афиша

Внимание! Внимание!

Сегодня состоится премьера спектакля «Стрекоза и муравей» (автор И. А. Крылов).

Исполнители: ученики 2«а» класса

-Попробуйте сформулировать тему урока.

-Кто смог выполнить это задание? Кому было сложно?

Демонстрирует слайд №3.

Задаёт вопросы, выслушивает ответы детей, по мере необходимости корректирует высказывания.

Читают текст, высказывают свои предположения о теме урока, слушают ответы товарищей.

4

Постановка целей и задач урока

(5 мин.)

-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

- Сформулируйте  основную задачу урока.

-Совершенно верно.

Слайд №4

Задача урока – инсценировать басню.

-Кто смог выполнить это задание? Кому было сложно?

- Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы инсценировать басню?

- Прочитайте  план работы, представленный на слайде.

 Слайд №5

Основные этапы инсценирования басни:

  1. Чтение  басни;
  2. Распределение ролей;
  3. Отбор средств для создания образов;
  4. Инсценирование;
  5. Рефлексия.

-Вы согласны с таким планом работы?

Демонстрирует слайд №4, 5.

Задаёт вопросы, выслушивает ответы детей, по мере необходимости корректирует высказывания

Формулируют основную задачу урока, составляют план действий для решения задачи, определяют этапы подготовки к инсценированию произведения

Регулятивные УУД:

умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других.

5

Первичное ознакомление с текстом

(4 мин.)

- Прослушайте аудиозапись басни И. А. Крылова в исполнении Валентина Гафта. [ 4 ]

- Кому вы сочувствовали, слушая басню?

- Кого осуждали?

- Нравятся ли вам поступки Стрекозы? Муравья?

Задаёт вопросы, выслушивает ответы детей.

Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы, выслушивают мнение товарищей

Личностные УУД:

умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

6

Вторичное знакомство с текстом

(3мин.)

- Откройте учебник на с.132.[ 1 ]

-Прочитайте текст, подчеркните простым карандашом слова, значение которых вы не  поняли.

-Перечислите способы, как можно получить информацию о лексическом значении этих слов?

-Значение каких слов вам не понятно?

-Закройте учебник, положите на край стола.

Формулирует задание.

Задаёт вопрос.

 Выслушивает ответы детей, при необходимости корректирует и дополняет.

Объясняет значение слов.

Самостоятельно читают текст, подчёркивают простым карандашом слова, лексическое значение которых не поняли.

Отвечают на вопрос, выслушивают мнение одноклассников.

Называют способы поиска информации.

Познавательные УУД:

умение работать с информацией,

умение ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные УУД:

умение оценивать  деятельность в соответствии с поставленной задачей.

7

Физкультминутка

(1 мин)

-Знаете ли вы, что такое пантомима?

- Изобразите Стрекозу летом.

-Заметили, кому удалось передать настроение и чувства Стрекозы?

- Изобразите Стрекозу в конце басни.

-Заметили, кому удалось передать настроение и чувства Стрекозы?

Выясняет, что такое пантомима. Предлагает учащимся изобразить Стрекозу в разных ситуациях.

Высказывают свои предположения, выслушивают мнения других.

Изображают Стрекозу. Выбирают наиболее удачные изображения.

Личностные УУД:

умение выражать свои эмоции.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других.

8

Подготовка к инсценированию басни

(10 мин.)

- Откройте тетради на с.58.[ 2 ]

- Готовиться к инсценированию басни вы будете в группах, назовите основные правила, которые надо выполнять.

-На выполнение работы вам даётся 5 минут. Желаю удачи!

Работа в группах.

-Выслушаем отчёт каждой группы.

-Справились ли группы с заданием?

Организует работу в группах, выдаёт карточки с заданием: распределить роли, подготовиться к инсценрованию и дополнитеьно

(1 группа: делит текст на части, выделяя слова автора, Стрекозы и Муравья;

2 и 5 группы: находят в тексте слова, характеризующие Стрекозу;

3 и 6 группы: находят в тексте слова, характеризующие Муравья;

4 и 7 группы: доказывают, что это басня, называя специфические особенности басни).

. По мере необходимости оказывает помощь.

Вспоминают правила работы в группах. Работают с текстом басни, определяя, где слова автора и персонажей басни.  Отвечают на вопросы: Какой вам представляется Стрекоза? Каким вам представляется Муравей? Подчеркивают слова в тексте, которые характеризуют Стрекозу, Муравья.

Распределяют роли.

Готовятся к инсценированию.

Выступает один представитель от группы

Познавательные УУД:

умение ориентироваться на развороте тетради, извлекать информацию из текста, умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

умение работать в группе.

Регулятивные УУД:

умение оценивать  деятельность в соответствии с поставленной задачей.

9

Инсценировка басни

(5 мин)

- Наступил долгожданный момент. Мы в театре.

- Какие правила надо соблюдать в театре?

- Встречайте, наши актёры.

- Выскажите своё мнение о выступлении.

- Какой совет вы бы дали актёрам?

- Встречайте, второй состав актёров.

- Выскажите своё мнение о выступлении.

- Какой совет вы бы дали актёрам?

-Ребята, вы увидели две инсценировки басни. Какая из них понравилась вам больше? Объясните.

-Совершенно верно, если выучить свою роль наизусть, то можно использовать и жесты, и позы.

Выделяет 2 группы учащихся:

1-ая – дети, которые прочитают басню выразительно;

2-ая – учащиеся, которые знают басню наизусть.

Демонстрирует слайд № 3

 Вспоминают правила поведения в театре. Читают басню наизусть; слушают товарищей, высказывают своё мнение, дают советы; сравнивают выступления 2-х групп; делают выводы.

Познавательные УУД:

умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других.

Регулятивные УУД:

умение оценивать  деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

10

Рефлек

сия

(4 мин.)

Слайд №6

Старый друг лучше новых двух.

Делу время потехе час.

Друг познаётся в беде. [1]

- Какая пословица соответствует морали этой басни? Докажите.

-Почему авторы учебника включили басню «Стрекоза и Муравей» в раздел «Мы - друзья»?

Демонстрирует слайд № 6

Выбирают пословицу, соответствующую морали басни. Анализируют, высказывают мнение, слушают товарищей.

Регулятивные УУД:

умение осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других

11

Подведе

ние итогов

(3 мин.)

- Ребята, удалось ли нам выполнить поставленную задачу?

- Все этапы подготовки инсценирования были на уроке?

-Кто доволен своей работой на уроке?

- Кого бы вы сегодня похвалили? Кому бы дали совет?

- Я хочу поблагодарить всех за работу на уроке.

- Актёры получают отметку «5».

Демонстрирует слайды № 4-5

Анализируют, проверяют выполнение всех этапов подготовки инсценирования; делают вывод, что задача урока решена.

Самооценка, оценка работы товарищей.

Регулятивные УУД:

умение осуществлять личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других

12

Домаш

нее задание

(2 мин.)

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Слайд №7.

Т. с. 58, выр. чт.

- Ребята, вы выполняете задание в группах:

создаёте билеты; подбираете детали для костюмов актёров.

- Подумайте, кому вы бы хотели показать инсценировку басни.

 - Урок закончен.

Демонстрирует слайд № 7. Комментирует задание.

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

  1. Тема урока: «Наш театр». 2 класс. (Программа «Перспектива»)

Ход урока.

1. Организационный момент  

- Проверьте, свою готовность к уроку.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, внимательно прочитайте информацию представленную на слайде №1. (Презентация. Приложение №1)

 - Что объединяет этих людей?

- Прочитайте высказывание С. В. Михалкова. (Слайд №2) С. В. Михалков писал: «Вот пишешь про зверей, про птиц и насекомых, а попадаешь всё в знакомых» [3]

-  О какой особенности басни говорится в этом высказывании?

- Кто согласен с этим мнением?

-Какие ещё особенности басни вы можете назвать?

3. Определение темы урока.

- Чтобы определить автора, произведение которого мы будем изучать сегодня: вам нужно вспомнить: памятник какому баснописцу  мы видели в Летнем саду?

- Я предлагаю вам, ребята, следующее задание выполнить в паре. Если вы правильно составите из букв слова, то сможете назвать героев этого произведения. (Работа в парах. Задание в Приложении №2)

- Я вижу, что вы закончили работу.

- Назовите героев произведения.

-Сложным ли было это задание?

- Ребята, прочитайте информацию представленную на слайде №3.

-Попробуйте сформулировать тему урока.

-Кто смог выполнить это задание? Кому было сложно?

4. Постановка целей и задач урока

-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

- Сформулируйте  основную задачу урока.

-Совершенно верно. (Демонстрация слайда №4.)

-Кто смог выполнить это задание? Кому было сложно?

- Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы инсценировать басню?

- Прочитайте  план работы, представленный на слайде №5.

-Вы согласны с таким планом работы?

5. Первичное ознакомление с текстом.

- Прослушайте аудиозапись басни И. А. Крылова в исполнении Валентина Гафта. [ 4 ]

- Кому вы сочувствовали, слушая басню?

- Кого осуждали?

- Нравятся ли вам поступки Стрекозы? Муравья?

6. Вторичное знакомство с текстом.

- Откройте учебник на с.132. [ 1 ]

-Прочитайте текст, подчеркните простым карандашом слова, значение которых вы не  поняли.

-Перечислите способы, как можно получить информацию о лексическом значении этих слов?

-Значение каких слов вам не понятно?

-Закройте учебник, положите на край стола.

7. Физкультминутка.

-Знаете ли вы, что такое пантомима?

- Изобразите Стрекозу летом.

-Заметили, кому удалось передать настроение и чувства Стрекозы?

- Изобразите Стрекозу в конце басни.

-Заметили, кому удалось передать настроение и чувства Стрекозы?

8. Подготовка к инсценированию басни.

- Откройте тетради на с.58. [ 2 ]

- Готовиться к инсценированию басни вы будете в группах, назовите основные правила, которые надо выполнять.

-На выполнение работы вам даётся 5 минут. Желаю удачи! (Работа в группах. Задание в Приложении № 3) .

-Выслушаем отчёт каждой группы.

-Справились ли группы с заданием?

9. Инсценировка басни.

- Наступил долгожданный момент. Мы в театре. (Демонстрация слайда № 3)

- Какие правила надо соблюдать зрителю?

- Встречайте, наши актёры. (1 группа читает басню)

- Выскажите своё мнение о выступлении.

- Какой совет вы бы дали актёрам?

- Встречайте, второй состав актёров. (2 группа читает басню наизусть)

- Выскажите своё мнение о выступлении.

- Какой совет вы бы дали актёрам?

-Ребята, вы увидели две инсценировки басни. Какая из них понравилась вам больше? Объясните.

-Совершенно верно, если выучить свою роль наизусть, то можно использовать и жесты, и позы.

10. Рефлексия.

Демонстрация слайда №6.

- Какая пословица соответствует морали этой басни? Докажите.

-Почему авторы учебника включили басню «Стрекоза и Муравей» в раздел «Мы - друзья»?

11. Подведение итогов.

- Ребята, удалось ли нам выполнить поставленную задачу?

- Все этапы подготовки инсценирования были на уроке?

-Кто доволен своей работой на уроке?

- Кого бы вы сегодня похвалили? Кому бы дали совет?

- Я хочу поблагодарить всех за работу на уроке.

- Актёры получают отметку «5».

12. Домашнее задание.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание. Демонстрация слайда №7.

- Ребята, вы выполняете задание в группах: создаёте билеты; подбираете детали для костюмов актёров.

- Подумайте, кому вы бы хотели показать инсценировку басни.

 - Урок закончен.

  1. Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке.

Формы: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Методы: наблюдение, проектирование, анализ продуктов деятельности учащихся.

  1. Технические средства обучения:  компьютер, проектор, интерактивная доска.
  2. Текст методической разработки материалов.

     Данный урок является составной частью проекта «Наш театр», который реализуется в течение учебного года. Содержание урока направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов образования, даёт возможность формировать универсальные учебные  действия (УУД) на каждом этапе. Урок имеет практическую ценность и социальную значимость. Для проведения урока понадобится оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска. Данный урок может быть использован учителями начальной школы, как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Примечание:

В уроке использован текст басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

VII. Библиографический список литературы:

1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждний. В 2 ч. Ч.1 / Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

2. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс. Пособие для общеобразоват.        учреждний. Т.Ю. Коти; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

3. Уроки чтения. 2 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.В. Бойкина; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2009.

4. Аудиозапись басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» в исполнении Валентина Гафта http://deti-online.com/basni/basni-krylova/strekoza-i-muravei/

VIII.  Самоанализ:

     Содержание урока направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов образования, даёт возможность формировать универсальные учебные  действия (УУД) на каждом этапе. На уроке использованы индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы. Все структурные компоненты урока соответствуют типу урока и обеспечивают достижение цели. Задачи урока выполнены, планируемые результаты получены. На уроке были использованы презентация, раздаточный материал, аудиозапись басни, мотивирующие учащихся на активную деятельность.  Учащиеся получили дифференцированное домашнее задание. На уроке были использованы компьютер, проектор, интерактивная доска. Данный урок имеет практическую ценность и социальную значимость.

Приложение 1. Раздаточный материал. Карточки. «Деформированные слова»

з

о

с

т

р

е

к

а

м

е

р

у

й

в

а

Приложение 2. Презентация. «Наш театр. И. А. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

Слайд №1

Эзоп

?

Иван Андреевич Крылов

Лев Николаевич Толстой

Сергей Владимирович Михалков

 Слайд №2

С. В. Михалков писал: «Вот пишешь про зверей, про птиц и насекомых, а попадаешь всё в знакомых»

Слайд №3

Афиша

Внимание! Внимание!

Сегодня состоится премьера спектакля «Стрекоза и муравей» (автор И. А. Крылов).

Исполнители: ученики 2«а» класса

Слайд №4

Задача урока – инсценировать басню.

Слайд №5

Основные этапы инсценирования басни:

  1. Чтение  басни;
  2. Распределение ролей;
  3. Отбор средств для создания образов;
  4. Инсценирование;
  5. Рефлексия.

Слайд №6

Старый друг лучше новых двух.

Делу время потехе час.

Друг познаётся в беде.

Слайд №7.

Т. с. 58, выр. чт.

Приложение 3. Карточки с заданием для проведения работы по группам

Задание для группы №1

1.Разделите текст на части, выделяя слова автора, Стрекозы и Муравья.

2.Распределите роли и подготовьте выразительное чтение басни.

Задание для группы №2

1.Найдите в тексте слова, характеризующие Стрекозу.

2.Распределите роли и подготовьте выразительное чтение басни.

Задание для группы №3

1.Найдите в тексте слова, характеризующие Муравья.

 2.Распределите роли и подготовьте выразительное чтение басни.

Задание для группы №4

1.Докажите, что это произведение – басня. 2.Распределите роли и подготовьте выразительное чтение басни.

Задание для группы №5

1.Найдите в тексте слова, характеризующие Стрекозу.

2.Распределите роли и подготовьте выразительное чтение басни.

Задание для группы №6

1.Найдите в тексте слова, характеризующие Муравья.

2.Распределите роли и подготовьте выразительное чтение басни.

Задание для группы №7

1.Докажите, что это произведение – басня. 2.Распределите роли и подготовьте выразительное чтение басни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Презентация к уроку литературного чтения Хантыйская сказка «Идэ» 2 класс Программа «Перспектива»

Презентация к уроку литературного чтения Хантыйская сказка «Идэ» 2 класс Программа «Перспектива» ...

Рабочая программа по литературному чтению с КТП для 3 класса УМК "Перспектива" Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий

Представленна программа по литературному чтению для 3 класса. В программу входят: РП, КТП, обеспечение и аннотация....

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема урока Картины родной природы. Б. Заходер «Что такое стихи». УМК "Перспектива"

.Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомство с новым разделом и процессе чтения и анализа стихотворения Б. Захо...