План - конспект урока чтения в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

План - конспект урока чтения в 1 классе по УМК "Школа 2100". Тема: "Отношения человека и собаки. Ю.Коваль "Дик и черника", А.Шибаев "Без ужина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_1_klass_urok_17.docx48.22 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Урок 17.

Тема: ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И СОБАКИ

(Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина»).

Цели:

– формируем сознательное, правильное чтение;

– формируем умение разъяснять заглавие текста;

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение различать рассказы и стихотворения.

 

Символы:

                    

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.  3   1

Дети читают названия, которые они придумали к рассказу.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Ι. Ю. Коваль «Дик и черника».  1  7  1   2   2   1

1. Работа с текстом до чтения.

– Откройте с. 142. Рассмотрите иллюстрацию.

– Можете ли вы догадаться, о чём будем читать?

Свободные высказывания детей, их предположения.

– Прочитайте, кто автор рассказа.

– Как называется рассказ?

– Прочитаем ключевые слова (задание в тетради, с. 37, № I.1). Попробуйте уточнить свои предположения.

– Помогли ли вам ключевые слова спрогнозировать, о чём будет текст?

– Проверим?

2. Работа с текстом во время чтения.

1) Дети читают рассказ про себя.

2) Читают вслух.

Учитель комментирует и ведёт «диалог с автором».

Юрий Коваль «ДИК И ЧЕРНИКА»

1

С нами в избушке живёт пёс, которого звать Дик. Дик – добрый пёс, но обжора. Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под ёлку, чтоб не кусали комары, – вот чего ему надо! (Рыбья требуха – это что? Внутренности рыбы. Вкусно это? А почему Дик ест? (Он обжора.) И он не просто ест, а «набивает живот» – т.е. ест быстро, много и всё подряд.)

2

Раз на болоте я нашёл черничную поляну. Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней. (Покажите, как он ел «пригоршню за пригоршней». А почему не мог оторваться?) Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что это я ем. (Почему это Дик так беспокойно себя ведёт?)

– Да черника это, Дик! – объяснял я. – Смотри, как её много. – Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони. («Мигом убрал» – слизнул всю пригоршню: раз – и нет!)

– Теперь сам, – сказал я.

Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг и толкал в бок носом. (Зачем толкал в бок носом? Наверное, ещё черники хотел.)

3

Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста. (Представили эту картину? Взрослый человек, на четвереньках... А что значит «ел ягоды прямо с куста»? Догадались? Можете показать...) Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть, и только кустики затрещали. (Дик понял, что ему нужно делать, поэтому аж подпрыгнул от восхищения: еда есть! А что значит «только кустики затрещали»?)

4

Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки (Как вы думаете, хоть одна ягодка осталась?), и я радовался, что не научил его любить смородину и морошку. (А если бы научил?)

3) Вопросы после чтения:

а) Какой пёс в этом рассказе?

б) Каким человеком представляется рассказчик?

в) Какие взаимоотношения связывают этих героев?

г) Повторное чтение с озаглавливанием.

Дети выполняют задание на с. 143 – придумывают весёлые заголовки к частям рассказа (тетрадь, задание 3, с. 37).

3. Работа с текстом после чтения.

1) Пересказ по частям.

– Вспомните и расскажите содержание 1, 2, 3-й части (по желанию детей).

2) Вопросы после пересказа:

– Какая часть вам понравилась больше всего? Почему?

– Как вы думаете, почему художник закончил с. 143 такой иллюстрацией?

– С каким настроением написан этот рассказ?

– Как относятся друг к другу герои рассказа?

3) Определение темы рассказа (тетрадь, задание III.4, с. 38).

ΙΙ.  А. Шибаев «Без ужина». 1   2   3   6

– Ребята, не всегда так хорошо складываются отношения между человеком и собакой.

1. Работа с текстом до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 144.

– Что вы можете рассказать?

Рассказ детей по иллюстрации.

– Как вы думаете, случайно ли художник поместил эту иллюстрацию перед стихотворением, которое мы будем сейчас читать?

– Можем ли мы заранее сказать, с каким настроением написано стихотворение? (Да, это будет грустное стихотворение.)

– Читаем название и фамилию автора.

– Как вы думаете, о чём будет текст?

– Проверим наши предположения.

2. Работа с текстом во время чтения.

1) Дети читают стихотворение про себя.

2) Вопросы после чтения:

– О чём это стихотворение? (О щенке, он ничей.)

– Опишите этого щенка. (Чудной, с большой головой, весёлый...)

– Почему же это стихотворение вызывает у нас грустное настроение?

– Каково маленькому щенку одному на улице?

– Почему щенок не может громко залаять, позвать кого-нибудь?

3. Повторное чтение стихотворения.

– Какие строчки произвели на вас особенно сильное впечатление?

– Как вы думаете, почему поэт Александр Шибаев поставил многоточие в конце стихотворения?

– Может ли у этого стихотворения быть счастливый конец?

– Как вы думаете, почему автор не ввёл в это стихотворение ни одного взрослого героя?

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выражали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?  

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

Работа с текстом после чтения.

1. Работа в тетради.  3

Определение главной мысли стихотворения (задание 5, с. 38).

 2. Обобщение учителя.

– Мы прочитали два рассказа и два стихотворения, все они о собаках. А как вы думаете, что ещё объединяет эти произведения? (Любовь авторов к животным.)

– А чем отличаются эти произведения? (Томку, Дика и щенка из стихотворения С. Михалкова очень любят, а щенок из стихотворения

А. Шибаева – ничей, бездомный и очень несчастный...)

– Как вы думаете, почему художник сделал такой рисунок на с. 145?

3. Выразительное чтение стихотворения «Без ужина».

При чтении дети должны постараться передать настроение стихотворения. Последним выразительно читает учитель.

ΙV. Итог.

Есть ли у вас домашние животные?

– Чем они вам дороги?

– Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст?  4

V. Домашнее задание (по желанию).

– Выучите, кто хочет, стихотворение А. Шибаева «Без ужина» наизусть. А может быть, вы найдёте дома другие стихотворения о собаках? Кто найдёт, подготовьте их выразительное чтение.

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые придумали хорошее название.

ΙΙ. Совместное открытие знаний

Работа в учебнике

                  * Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.

ΙΙΙ. Применение нового знания

Работа в тетради

* Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.

* Отметить учеников, которые выразительно читали стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока чтения во 2 классе "А.Куприн. Скворцы"

План проведения урока литературного чтения во 2 классе. "Начальная школа XXI века"...

План конспект урока чтения 3 класс УМК Школа России

Учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам геро...

План-конспект урока чтения в 3 классе

План-конспект урока чтения с самоанализом...

План-конспект урока чтения во 2 классе по теме "Про горох"

Коррекционно-воспитательные задачи данного урока : активизировать социальный опыт детей, формировать навыки речевого общения, учебная задача: способствовать развитию у обучающихся фонематического...

План-конспект урока чтения в 1 классе. Тема: «Чтение слогов, слов, предложений с буквой в ».

Цели :1) учить соотносить звук с буквой, со­ставлять слоги и слова из усвоенных слоговых структур;2) развивать фонематический слух; зри­тельное и слуховое восприятие; на­глядно-действ...

План - конспект урока чтения в 1 классе. Чтение текста "Шалун Барсик"

Цель урока: способствовать совершенствованию умения читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.Задачи: закреплять умение читать слова и предложения с изученными буквами, обучать связному в...