План - конспект урока чтения в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
План - конспект урока чтения в 1 классе по УМК "Школа 2100". Тема: "Отношения человека и собаки. Ю.Коваль "Дик и черника", А.Шибаев "Без ужина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_1_klass_urok_17.docx | 48.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Урок 17.
Тема: ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И СОБАКИ
(Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина»).
Цели:
– формируем сознательное, правильное чтение;
– формируем умение разъяснять заглавие текста;
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение различать рассказы и стихотворения.
Символы:
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |||
Ι. Актуализация знаний. | Проверка домашнего задания. 3 1 Дети читают названия, которые они придумали к рассказу. | Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; | |||
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | Ι. Ю. Коваль «Дик и черника». 1 7 1 2 2 1 1. Работа с текстом до чтения. – Откройте с. 142. Рассмотрите иллюстрацию. – Можете ли вы догадаться, о чём будем читать? Свободные высказывания детей, их предположения. – Прочитайте, кто автор рассказа. – Как называется рассказ? – Прочитаем ключевые слова (задание в тетради, с. 37, № I.1). Попробуйте уточнить свои предположения. – Помогли ли вам ключевые слова спрогнозировать, о чём будет текст? – Проверим? 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Дети читают рассказ про себя. 2) Читают вслух. Учитель комментирует и ведёт «диалог с автором». Юрий Коваль «ДИК И ЧЕРНИКА» 1 С нами в избушке живёт пёс, которого звать Дик. Дик – добрый пёс, но обжора. Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под ёлку, чтоб не кусали комары, – вот чего ему надо! (Рыбья требуха – это что? Внутренности рыбы. Вкусно это? А почему Дик ест? (Он обжора.) И он не просто ест, а «набивает живот» – т.е. ест быстро, много и всё подряд.) 2 Раз на болоте я нашёл черничную поляну. Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней. (Покажите, как он ел «пригоршню за пригоршней». А почему не мог оторваться?) Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что это я ем. (Почему это Дик так беспокойно себя ведёт?) – Да черника это, Дик! – объяснял я. – Смотри, как её много. – Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони. («Мигом убрал» – слизнул всю пригоршню: раз – и нет!) – Теперь сам, – сказал я. Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг и толкал в бок носом. (Зачем толкал в бок носом? – Наверное, ещё черники хотел.) 3 Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста. (Представили эту картину? Взрослый человек, на четвереньках... А что значит «ел ягоды прямо с куста»? Догадались? Можете показать...) Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть, и только кустики затрещали. (Дик понял, что ему нужно делать, поэтому аж подпрыгнул от восхищения: еда есть! А что значит «только кустики затрещали»?) 4 Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки (Как вы думаете, хоть одна ягодка осталась?), и я радовался, что не научил его любить смородину и морошку. (А если бы научил?) 3) Вопросы после чтения: а) Какой пёс в этом рассказе? б) Каким человеком представляется рассказчик? в) Какие взаимоотношения связывают этих героев? г) Повторное чтение с озаглавливанием. Дети выполняют задание на с. 143 – придумывают весёлые заголовки к частям рассказа (тетрадь, задание 3, с. 37). 3. Работа с текстом после чтения. 1) Пересказ по частям. – Вспомните и расскажите содержание 1, 2, 3-й части (по желанию детей). 2) Вопросы после пересказа: – Какая часть вам понравилась больше всего? Почему? – Как вы думаете, почему художник закончил с. 143 такой иллюстрацией? – С каким настроением написан этот рассказ? – Как относятся друг к другу герои рассказа? 3) Определение темы рассказа (тетрадь, задание III.4, с. 38). ΙΙ. А. Шибаев «Без ужина». 1 2 3 6 – Ребята, не всегда так хорошо складываются отношения между человеком и собакой. 1. Работа с текстом до чтения. – Рассмотрите иллюстрацию на с. 144. – Что вы можете рассказать? Рассказ детей по иллюстрации. – Как вы думаете, случайно ли художник поместил эту иллюстрацию перед стихотворением, которое мы будем сейчас читать? – Можем ли мы заранее сказать, с каким настроением написано стихотворение? (Да, это будет грустное стихотворение.) – Читаем название и фамилию автора. – Как вы думаете, о чём будет текст? – Проверим наши предположения. 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Дети читают стихотворение про себя. 2) Вопросы после чтения: – О чём это стихотворение? (О щенке, он ничей.) – Опишите этого щенка. (Чудной, с большой головой, весёлый...) – Почему же это стихотворение вызывает у нас грустное настроение? – Каково маленькому щенку одному на улице? – Почему щенок не может громко залаять, позвать кого-нибудь? 3. Повторное чтение стихотворения. – Какие строчки произвели на вас особенно сильное впечатление? – Как вы думаете, почему поэт Александр Шибаев поставил многоточие в конце стихотворения? – Может ли у этого стихотворения быть счастливый конец? – Как вы думаете, почему автор не ввёл в это стихотворение ни одного взрослого героя? – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выражали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре и в группах. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. | |||
ΙΙΙ. Применение нового знания. | Работа с текстом после чтения. 1. Работа в тетради. 3 Определение главной мысли стихотворения (задание 5, с. 38). 2. Обобщение учителя. – Мы прочитали два рассказа и два стихотворения, все они о собаках. А как вы думаете, что ещё объединяет эти произведения? (Любовь авторов к животным.) – А чем отличаются эти произведения? (Томку, Дика и щенка из стихотворения С. Михалкова очень любят, а щенок из стихотворения А. Шибаева – ничей, бездомный и очень несчастный...) – Как вы думаете, почему художник сделал такой рисунок на с. 145? 3. Выразительное чтение стихотворения «Без ужина». При чтении дети должны постараться передать настроение стихотворения. Последним выразительно читает учитель. | ||||
ΙV. Итог. | – Есть ли у вас домашние животные? – Чем они вам дороги? – Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст? 4 | ||||
V. Домашнее задание (по желанию). | – Выучите, кто хочет, стихотворение А. Шибаева «Без ужина» наизусть. А может быть, вы найдёте дома другие стихотворения о собаках? Кто найдёт, подготовьте их выразительное чтение. |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые придумали хорошее название.
ΙΙ. Совместное открытие знаний
Работа в учебнике
* Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.
ΙΙΙ. Применение нового знания
Работа в тетради
* Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.
* Отметить учеников, которые выразительно читали стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока чтения во 2 классе "А.Куприн. Скворцы"
План проведения урока литературного чтения во 2 классе. "Начальная школа XXI века"...
План конспект урока чтения 3 класс УМК Школа России
Учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам геро...
План-конспект урока чтения в 3 классе
План-конспект урока чтения с самоанализом...
План-конспект урока чтения во 2 классе по теме "Про горох"
Коррекционно-воспитательные задачи данного урока : активизировать социальный опыт детей, формировать навыки речевого общения, учебная задача: способствовать развитию у обучающихся фонематического...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....
План-конспект урока чтения в 1 классе. Тема: «Чтение слогов, слов, предложений с буквой в ».
Цели :1) учить соотносить звук с буквой, составлять слоги и слова из усвоенных слоговых структур;2) развивать фонематический слух; зрительное и слуховое восприятие; наглядно-действ...
План - конспект урока чтения в 1 классе. Чтение текста "Шалун Барсик"
Цель урока: способствовать совершенствованию умения читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.Задачи: закреплять умение читать слова и предложения с изученными буквами, обучать связному в...