Тайны, которые содержит само произведение.
статья (чтение) по теме

Романовская Ирина Сергеевна

Литература – сама по себе чудо, способное вызвать интерес.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

            Подтекст – это раскрытие того, что таится за словами и действиями персонажей, что составляет подлинные мотивы их поведения, которые они по тем или иным соображениям пытаются скрыть.

Иными словами, подтекст – это несоответствие внешнего и внутреннего в герое произведения.        Ведь человек не всегда – «душа на распашку». Он часто прячет свои настоящие чувства, маскирует желания.

Разгадывая психологические «загадки», читающий ребёнок вольно или невольно начинает всматриваться в самого себя и в окружающих людей.

Такое открытие "внутренней тайны" автора несёт в себе большой эмоциональный и познавательный заряд, позволяющий питать и поддерживать интерес ребёнка к литературе.

Сотворчество писателя и читателя.

Интерес к чтению и влияние книги на личность оказываются процессами неразрывными. Где начинается одно — начинается и другое. Одно без другого существовать не может. Ведь у каждого ребёнка, как бы мал он ни был, есть запас впечатлений, представлений, переживаний. Книга как бы выманивает из этого запаса те или иные образы, воскрешает их, актуализирует, по-новому структурирует, соотносит с читаемым. Тут и начинается влияние книги.

Творчество писателя и творчество читателя — это единый процесс, взаимно дополняющий друг друга.

Именно он и определяет наслаждение от чтения. Испытав это состояние хоть раз, человек привязывается к чтению. Жажда чтения становится его внутренней потребностью.

Наличие такой особенности восприятия младших школьников как эмоционального отклика на произведение является основой возникновения интересного процесса — процесса сотворчества писателя и читателя.

     Например. Вот перед нами Дениска Кораблёв, герой рассказов В. Драгунского. Он читает: «Тиха украинская ночь… Прозрачно небо. Звёзды блещут...» Что происходит с ним в этот момент? Строки Пушкина постепенно исчезают. и он видит себя, стоящим на крылечке своего дома и созерцающим удивительную красоту: спящий маленький городок, белую церковку, “как она тоже спит и плывёт на кудрявом облачке”, звёзды, которые “стрекочут и насвистывают, как кузнечики”, а рядом щенок и дедушка, который погиб на войне и которого Дениска никогда не видел живым, но очень любил.

Как можно заметить, скупые строки Пушкина в восприятии ребёнка “обросли” деталями. которых нет в тексте. Они породили в сознании читателя целую картину, в которую вписался и он сам. Образы-картины созданы частично из опыта жизненных впечатлений мальчика, частично его воображением, В ней свои звуки и краски, свои ассоциации и воспоминания. Но было бы неправильным утверждать. что эта картина тихой украинской ночи принадлежит только Дениске. Она принадлежит и Пушкину, ибо соткана из нитей его стихотворения. Образы поэта преобразились в образы читателя. Без Пушкина они бы не возникли. В свою очередь, без Дениски строки Пушкина лишились бы одного из оригинальных прочтений. Таким образом, перед нами уникальный результат совместного творчества поэта и читателя, зримый образ слияния одной души с другой, свершившееся чудо преображения.

Так происходит влияние книги на читающего ребёнка. И очень трудно порой выделить главный результат урока: что важнее, — понимание авторской позиции или личные переживания ребёнка по прочитанному? Скорей всего, эти 2 стороны восприятия художественного произведения равноценны. Только одна сторона (литературное восприятие) подчиняется законам литературы, а другая сторона (личное восприятие)  — законам индивидуального развития ребёнка.

Задача учителя — оставить за ребёнком право на уникальность его восприятия, не подавлять её, а исходить из неё и опираться на неё. Ведь по наличию этих качеств мы и можем судить, какова личность ребёнка, каков его творческий заряд.

Поэтому очень важно, чтобы дети знали, что на уроках литературы они не только будут анализировать произведение, делать общий вывод о  нём и его основной идее, но и то, что  все их переживания, образы, мысли и воспоминания, рождающиеся у них в процессе чтения,  не останутся на уроке без внимания (даже если они и не совсем созвучны позиции автора).

Таким образом, из этого следует, что истоки влияния словесных образов на человека надо искать не в самом произведении, не в его логическом анализе, и не в читателе, а в “совмещении” – в акте СО-творчества, СО-переживания. Влияние начинается там, где происходит открытие субъективно значимых, “своих” элементов в тексте, где чужой поэтический образ обрастает плотью собственных читательских представлений. Он не просто отражается в сознании читателя, а преобразуется в нём. И именно тогда духовная энергия классических произведений высвобождается с книжных страниц и начинает работать на развитие личности ребёнка, на раскрытие и обогащение его души.

Определение авторской позиции.

    Учителю нужно четко  различать следующее:

  • что в данном произведении изображается;
  • что познаётся; на что обращает наше внимание автор и ради чего он создаёт своё произведение.

Свою мысль, свою идею автор проводит через художественные образы произведения, которые не только воплощают её, но и ведут к ней своего читателя. Здесь важно обратить внимание детей на те изобразительные средства, которыми пользуется автор, рисуя действующих лиц произведения, показывая характеры героев, их мысли, чувства, взаимоотношения; через речь и выразительное слово он говорит нам о своём отношении к ним. Автор, повествуя о том или ином событии, стремится к тому, чтобы мы увидели в персонажах не только индивидуальные черты героя, но и что-то общее, характерное для многих. Автор надеется, что читатель проникнется, «заразится» его чувствами, мыслями, переживаниями, поймёт идейно-художественный смысл произведения, который он перевёл на язык образов.

Итак, сам литературный материал, предназначенный для чтения детей в начальной школе, удивителен по своей природе. т. к. это уникальное словесное искусство, рассчитанное на ответное творчество читателей, способное захватывать личность ребёнка в целом, заставить играть все струны его души. Воображаемая действительность, созданная великими писателями, открывает ребёнку дверь в реальную, окружающую его действительность, подвигает его к жизни, к людям, к самому себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный файл содержит материал,в котором подробно указаны нормы оценки учащихся начальной школы по основным предметам.

Данный файл содержит материал,в котором подробно указаны нормы оценки учащихся начальной школы по основным предметам....

Исследовательская работа: " Кошка, которая гуляет сама по себе"

В данной работе речь идёт о бездомных кошках....

Герой прозаического произведения В.Драгунского «Тайное становится явным».

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компет...

Сценарий спектакля "Кошка, которая гулялла сама по себе" по сказке Р.Киплинга

Для младших школьников. У нас справились первоклассники. Вот видео нашей постановки: https://vk.com/tinyschool?z=video190607027_456239021%2Fvideos-75909814...

Урок литературного чтения по произведению В. Драгунского «Тайное становится явным»

Данная методическая разработка предназначена для учителей начальных по любой образовательной системе....

Лучшие слова - это те, которые являются сами собой.

laquo;Язык бывает самым верным оружием для основания долговременного владычества, и великие писатели бывают настоящими завоевателями».П.Буаст Если...

Использование приёма «6 шляп» на уроке литературного чтения во 2 классе по произведению В.Драгунского «Тайное становится явным»

Применение приёма «Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения...