Урок литературного чтения по произведению В. Драгунского «Тайное становится явным»
методическая разработка (2 класс)

Данная методическая разработка предназначена для учителей начальных по любой образовательной системе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_liter._chteniya_dragunskiy.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному  чтению,                

проведенного Тумановой И.И.

Тема  урока: В. Драгунский «Тайное становится явным».

Цель  урока: развитие умения прогнозировать содержание произведения в процессе чтения, совершенствование навыка чтения.

Задачи  урока:  совершенствование умения анализировать художественное произведение, развитие речи учащихся, развитие воображения, внимания, творческих способностей – устное составление диафильма к прочитанному, нравственное воспитание учащихся.

Оборудование:

  1.   портрет В. Драгунского,  
  2. фотография с видом на московский Кремль,
  3. толковый словарь С.И. Ожегова,
  4. выставка книг В. Драгунского,
  5. учебник по литературному чтению

Оформление доски

Справа от доски на наборном полотне выставка рисунков к домашнему заданию.

  Ход  урока:

Этапы урока,

учебные

задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационное

начало.(Подготовка учащихся к работе на уроке.) 0,5 мин

Глазами проверили готовность к уроку, тихо сели, проверили посадку. Начинаем урок литературного чтения.

Проверка готовности к уроку. Сели. Проверка посадки за столом.

II.Проверка домашнего задания.(Проверка и контроль.) 5 мин

Перечитывая дома сказку Д.Родари «Солнце и туча», вы сделали замечательные рисунки. Учитель показывает на наборное полотно. Молодцы! Откройте тетради. Подтвердите словами текста, какими же вы изобразили солнце и тучу.  

Сделайте вывод, сравнив характеристики персонажей.

Сказкой Д.Родари закончили чтение произведений по теме: «Много хватать – свое потерять». Чему научили вас эти произведения?

Открывают тетради с.27.

Читают характеристики персонажей, дополняют друг друга.   Солнце – веселое, горделивое, щедрое, а туча – злая, ворчливая, завистливая, грозовое настроение. Характеры персонажей противоположные.  

Жадность наказывается, это плохая черта характера, нужно быть щедрым.

III.Подготовка к первичному восприятию. (Настроить детей на восприятие нового рассказа.) 2 мин

Сегодня начнем новую тему. Откройте учебники с.111, прочитайте название раздела.

Название разделу дал рассказ Виктора Драгунского «Тайное становится явным»

Показ на доске, вывешивается портрет Драгунского.

Драгунский писал произведения о детях, посмотрите на выставку его книг. Показ на доске.

Он написал сборник «Денискины рассказы». В него вошли рассказы о мальчике Дениске Кораблеве и его друзьях. Когда Драгунский писал эти рассказы, он представлял своего сына – Дениса.

Сегодня мы познакомимся с одним из таких рассказов.

1 ученик читает:  «Тайное всегда становится явным».

IV Речевая зарядка. (Отработка чтения трудных и непонятных слов и выражений)

7,5 мин.

Но прежде разберем наиболее трудные слова и выражения. Показ на доске.

Слова 1-ого столбика читайте 1 раз про себя, а второй раз – хором по указке целым словом.

Показ на доске.

Раскромсать – что означает это слово?  

сжимается, обрадовалась, милиционер, интеллигентный (человек) – Какого человека так можно назвать?  Чтение пояснений из словаря С.И.Ожегова.

Послушайте, как С.И.Ожегов объясняет значение этого слова – образованный, культурный.

мусоропровод, фотографироваться.

Уточнение лексического значения слов и сочетаний 2 столбика. Показ на доске.  

Иван Грозный - ИВАН IV Васильевич  -великий князь «всея Руси» первый русский царь, за его суровый нрав ему люди дали прозвище – Грозный. Грозный.  

Грановитая палата – палата, украшенная облицовочным камнем. .

 Палата в средневековой русской архитектуре зал, обычно бесстолпный или с одним поддерживающим своды столпом (Грановитая палата).

Оружейная палата - Дворцовое учреждение, размещавшееся, как правило, в подобных залах. Эти палаты являются сейчас залами музея, расположенного в московском Кремле. Вывешивается фотография Кремля.

Не клевещите –

Хрен. Обратимся опять к словарю С.И.Ожегова – растение с корнем, содержащим едкое эфирное масло, корень этого растения употребляют как острую приправу к пище. (Чтение пояснений из словаря С.И.Ожегова).

 Язвительно рассмеялся- надсмехался.

Пострадавший – человек, получивший неприятности, тот, кто пострадал в чем – либо.

Дети читают.

Разломать, разделить разломить на части.

Дети читают.

Воспитанного, умного, ученого.

Дети читают.

Дети читают по 1 сочетанию (слову.)

- не обманывайте.

V. Первичное восприятие. (Знакомство с произведением.)

10 мин

Слушаем рассказ. Чтение рассказа учителем до слов: «И   я остался с кашей наедине».

-Что может произойти дальше? Подумайте. Посмотрим, подтвердятся ли ваши предположения.

Во время чтения уточняются выражения: глаза на лоб полезли, остановилось дыхание (расширились, стали огромными; перестал дышать).

- Чем по-вашему закончится рассказ?

Дочитайте рассказ про себя.

 По вашим лицам я вижу, что рассказ вам понравился.

Дети слушают.

1-2 ученика отвечают.

Выразительное чтение 2-3 учащимися до слов «В это время вошла мама».

Дети отвечают. .

Чтение учащимися текста до конца( про себя).

VIФизкультминутка

(Релаксация.) 2 мин.

Немного отдохнем. Дети повторяют движения за учителем под музыку. 

Дети повторяют движения за учителем под музыку. Сели за парты.

VII.  Постановка цели урока. (Пробудить потребность в перечитывании и обдумывании текста.) 0,5

Давайте посмотрим, в чем же и как выражается авторское отношение к персонажам.

VIII. Анализ произведения. (Углубление понимания содержания произведения.)

13,5 мин.

- Где и когда происходят события рассказа? Как узнали?

- Кто действует в произведении?

- Какая у Дениски мама? Опишите черты характера. Докажите свое мнение словами текста.

- Опишите, героя рассказа. Какой он?

- Какое событие главное?

Этот самый напряженный момент называется кульминация. Прочитайте этот момент.

- Почему Денис так поступил?

- Представьте, что вы создатели диафильмов. Какие кадры вы нарисуете к кульминации.

-Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?

- Кто вам понравился и не понравился?

Летом в Москве. Объясняют выбор по тексту. (Кремль, одежда, открыто окно).

Денис, мама, милиционер, пострадавший.  

Строгая.

Выборочное чтение учащимися.

Ответы учащихся. (сообразительный, но глупый, не думает о последствиях, совестливый, обманывает маму)

Приход милиционера и пострадавшего.

Выборочное чтение учащимися.

Не любил густую манную кашу, но очень хотел пойти в музей.

1. Милиционер у окна на дальнем плане, на ближнем - за столом довольный Денис с пустой тарелкой и мама стоит встревоженная около стола.

2. На дальнем плане потерпевший, запачканный кашей, на ближнем - за столом грустный Денис с пустой тарелкой и опущенной головой, сердитая мама стоит около сына.

Ответы детей.

Денис, мама, потерпевший.

XI. Итог урока.

 (Обобщение знаний.) 3 мин

Рефлексия

- Какое настроение вызвало у вас прочитанное?

- Веселый или все же грустный рассказ? Почему?

- Рассказы и стихи, в которых герои изображены так, что их поступки вызывают смех, относятся к юмористическим произведениям. Запись на доске «юмористическое».

Смеясь над поступками Дениса, мы выражаем свое отношение к нему, понимаем, как не стоит поступать.

- Как Драгунский относится к Дениске?

- Почему говорят, что тайное становится явным?

- Прочитайте, как автор раскрывает смысл этого выражения.

- Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим детям щедро и талантливо Виктор Драгунский». –Зачитывает учитель.

Показ на доску. - Книги Драгунского продолжают печататься уже много лет, их читали еще ваши родители.  Читайте и вы эти юмористические произведения.

Смех, веселье.  

И то, и другое.

Осуждает его.

Ответы учеников.

Выборочное чтение учащимися. С.111

XII. Домашнее задание. (Подготовка к выполнению рекомендаций учителя.) 1 мин

Вспомните, были ли в вашей жизни такие ситуации, когда тайное становится явным. Страницы 111-114 чтение по ролям. Печатная тетрадь с.28- найти ошибки в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения, 3 класс, В. Драгунский "Тайное становится явным"

Урок литературного чения для обучающихся 3 класса УМК "Начальная школа 21 века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Тип урока- урок открытия нового знания....

Конспект урока литературного чтения Тема В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Конспект урока литературного чтенияТема: В. Ю. Драгунский  «Тайное становится явным»...

Конспект урока литературного чтения Тема: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Конспект урока литературного чтенияТема: В. Ю. Драгунский  «Тайное становится явным»...

Конспект урока литературного чтения по теме: "В. Драгунский «Тайное становится явным"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и от...

Урок литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Тайное становится явным"

Урок изучения нового произведения. Показана работа с текстом до чтения, анализ прочитанного, инсценирование отрывка....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В. Драгунский "Тайное становится явным" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе изучения произведений В. Драгунского.Задачи урокаДидактические:познаком...

Урок литературного чтения по теме: В. Драгунский «Тайное становится явным» 2 класс (УМК «Школа России»)

       В данном ресурсе представлен конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме «В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным». Урок п...