Презентация "Волшебник Изумрудного города"
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Фабер Ирина Александровна

Презентация по внеклассному чтению для учащихся 3-4 кл. А.Волков "Волшебник Изумрудного города"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок  внеклассного чтения  в 3  классе

подготовила учитель начальных классов

МОУ "СОШ №76" Фабер Ирина Александровна

Тема:  А. Волков « Волшебник Изумрудного города»

Цели:              Познакомить учащихся с историей написания книги и  творчеством

                        писателя, повышать интерес к чтению.

Задачи:           1. Развивать навыки работы с книгой и умение анализировать,  внимание,

                        память, мышление,  учить краткому пересказу, умение работать в группе.

                        2.Воспитывать чувство товарищества, доброту, взаимовыручку.

Оборудование :

                        1. Рисунки учащихся.

                        2.  Аудиозапись песенки друзей из мультипликационного фильма,

                        аудиокнига   « Волшебник Изумрудного города».

                        3.  Мультимедийная презентация к уроку, компьютер, проектор.

                        4. Выставка книг Волкова и продолжения данной книги.

                                 « В своей сказке я старался показать, что самое лучшее, самое дорогое на свете - это дружба и взаимная выручка.»

                                                                                 А. Волков

 

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель:

Ну, вот мы и снова у сказки в гостях,                                                                      (Слайд 2)
Никто не услышит о том в новостях.
Да мы и не думали шум создавать,
А будем тихонько страницы листать.
Смеяться с героями, переживать,
Грустить, веселиться, о чуде мечтать.
И снова забудем, дружок впопыхах,
Что чудо-то держим с тобою в руках. (Книга)

 II.Объявление темы и целей урока.

   -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас  не совсем обычный урок. Мы совершим увлекательное путешествие по страницам волшебной книги. Эта книга в 2013 году отметит свой 75 юбилей, а её автор в этом году - 122- летний день рождения. (Звучит фрагмент из аудиокниги)

   - Отрывок из какой сказки вы сейчас услышали? Кто её автор?

    Но давайте   сначала познакомимся с биографией автора, замечательного человека и писателя детских книг - Александра Мелентьевича Волкова.

                                                                                                                                        (Слайд 3)

  III.Биография писателя  (рассказывается учениками).

      Александр Мелентьевич Волков родился 14 июля 1891 года в крепости городка Усть-Каменогорска, где служил его отец. Поэтому детство будущего писателя прошло в казарме среди солдат.

     С раннего детства он увлекался литературой. Мальчику не было и четырех лет, когда отец научил его читать.

     Маленький Александр вскоре прочел те несколько книг, которые были в доме у отца, отставного военного. Из русских писателей любил А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова.

                                                                                                                                         (Слайд 4)

     А.М.Волков учился всю жизнь. Он знал латынь, немецкий, французский, старославянский, понимал польский, сербский, итальянский языки. Писателем Волков стал не сразу. Решив изучить английский язык, для практики стал пробовать переводить сказку американского писателя Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз».

                                                                                                                                         (Слайд 5)

     Он прочел ее, рассказал двум своим сыновьям, и решил перевести для русских ребят.  Но в итоге получился не перевод, а переложение книги американского автора. Кое-что писатель переделывал, кое-что добавлял. Например, придумал встречу с людоедом, наводнение и другие приключения.      

     Песик Тотошка у него заговорил, девочку стали звать Элли, а Мудрец из Страны Оз обрел имя и титул — Великий и Ужасный Волшебник Гудвин... Первый раз книгу напечатали в 1939 году.                

                                                                                                                                          (Слайд 6)

      Иллюстрации в книге были чёрно-белые.

      В 1959 году Александр Волков познакомился с начинающим художником Леонидом Владимирским, и «Волшебник Изумрудного города» вышел в свет с новыми иллюстрациями, признанными позднее классическими.

      В руки послевоенного поколения книга попала в начале 60-х, уже в переработанном виде, и с тех пор она постоянно переиздается, пользуясь неизменным успехом. И юные читатели опять отправляются в путешествие по дороге, вымощенной желтым кирпичом.  По той дороге, где когда-то путешествовали и их родители…                                              (Слайд 7)

       Творческое содружество Волкова и Владимирского оказалось длительным и очень плодотворным. Работая бок о бок в течении двадцати лет, они практически стали соавторами книг— продолжений «Волшебника». Леонид Владимирский стал «придворным художником» Изумрудного города, созданного Волковым. Он иллюстрировал все пять продолжений "Волшебника".                                                                                        (Слайд 8)

 

       «Волшебник Изумрудного города» вызвал большой поток писем автору от его маленьких читателей. Дети настойчиво требовали, чтобы писатель продолжил сказку о приключениях доброй маленькой девочки Элли и ее верных друзей — Страшилы, Железного дровосека, Трусливого Льва и смешной собачки Тотошки.                                      (Слайд 9)                                       

        Писатель умер 3 июля 1977 года в Москве. 

 Но его книги о Волшебной стране неустанно переиздаются большими тиражами, радуя все новые поколения юных читателей…

IV.Основная часть.

      - Спасибо, ребята. Но прежде, чем отправиться в путь, я хочу предложить вам немного размяться. Дорога нам предстоит трудная и опасная. Ответьте на следующие вопросы:

-  Как  звали  мать  Элли  и  чем  она  занималась? ( Анна, «хлопотала  по  хозяйству»)

-  Почему  во  время  урагана  Элли  оказалась  в  домике? ( из-за  Тотошки)

-  Как Элли оказалась в Волшебной стране? (её принёс ураган)

-  Где была Родина Элли? ( в Канзасе)

-  Какие четыре волшебницы правили Волшебной страной? (Стелла, Бастинда, Виллина и Гингема)

 -  Как  звали  отца  Элли  и  чем  он  занимался? (Джон, фермер, работал  в  поле)

-  Что  убило  злую  Гингему? ( Летящий  дом  с  Элли )

-  Какая  замечательная  вещь  досталась  Элли  от  Гингемы? ( серебряные  башмачки )

-  Почему Элли пришлось совершить такое трудное и опасное путешествие в Изумрудный город? ( В волшебной книге Виллины было сказано, что она сможет вернуться домой только в том случае, если  выполнит заветные желания трёх существ). Давайте ещё раз прочитаем, как Элли узнала об этом.

                                        (дети читают  отрывок по ролям)

      С какими же тремя существами познакомилась девочка? Угадайте.

Кто придумал эти ноги,                                                                                              (Слайд 10)
          изобрел шаги? 
У него, конечно, были 
          в голове мозги! 
Я шагаю неуклюже - 
          за умом иду. 
Может, что-нибудь не хуже 
          я изобрету!     ( Страшила)                                                                              
(Слайд 11)

 Был я выполнен в металле! 
Закалён, как сталь!
Понимаешь, не додали 
Мне одну деталь!
Я летал бы, словно птица
Всех любил всегда, 
Если б сердце стало биться 
Там, где пустота!    (Дровосек)                                                                                  
(Слайд 12) 

                                                 

Я не меньше Калидаса. 
Помощней  его в плечах. 
Лев, по виду, экстракласса, 
Но совсем зачах! 
Сам не знаю, что такое -
Сжался, будто мышь. 
Где ты, смелость? Далеко ли, 
Близко ли кипишь?  (Трусливый Лев)

-Давайте  вспомним, как они встретились? (Дети пересказывают отрывки из повести)

- Какие жестокие испытания  пришлось перенести нашим героям на пути к заветной цели?

( Элла в плену у Людоеда,

Встреча с саблезубыми тиграми,

Переправа через реку,

 Коварное маковое поле,

Трудная борьба с Бастиндой,

Наводнение,

Неожиданная встреча с Марранами,

Битва с неизвестным зверем)                                                                                    (Слайд 13)

   - Ну а теперь, ребята, давайте отправимся  в Волшебную  страну, которая отделена от всего мира Великой пустыней и цепью огромных гор. Там, под вечно жарким солнцем, обитают милые и смешные маленькие человечки. Они все добрые и благодарные.

      А столица этой страны – Изумрудный город.  Итак, дорогие знатоки сказки,  мы отправляемся в путешествие по «Волшебной стране».                                                                                                  

Звучит  песня. ( физминутка)                                                                                    (Слайд 14)

Мы в город изумрудный идем дорогой трудной,

 Идем дорогой трудной, дорогой непрямой.

Заветных три желания исполнит Мудрый Гудвин,

И Элли возвратится с Тотошкою домой...

- Ребята, к уроку вы получили задание, изучить карту Волшебной страны, узнать, где какой народ живёт, кто ими  правил. Внимательно послушайте описание страны и угадайте её название, её жителей и имя волшебника.

    1.Вокруг расстилалась зеленая лужайка, по краям ее росли деревья со спелыми сочными плодами; на  полянках виднелись клумбы красивых розовых, белых и голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птицы, сверкавшие своим оперением. На ветках деревьев сидели золотисто-зеленые и красногрудые попугаи и кричали высокими странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебристые рыбки.   Жители этой страны, одетые в голубые бархатные кафтаны и узкие панталоны, ростом были не выше Элли; на ногах у них блестели голубые ботфорты с отворотами, но больше всего Элли понравились остроконечные шляпы их верхушки украшали – хрустальные шарики, а под широкими полями нежно звенели маленькие бубенчики. (Голубая страна.  Жевуны.  Гингема).

2. По сторонам дороги появились красивые изгороди, за ними стояли фермерские домики, а на полях работали мужчины и женщины. Изгороди и дома были выкрашены в красивый ярко-зеленый цвет! Жители ростом были не выше Жевунов. На головах у них были такие же шляпы с острым верхом, но без серебряных бубенчиков. Носили они зеленую одежду, и кожа их отливала смугло – зеленоватым оттенком.   (Изумрудный город. Гудвин)

3. Жители этой страны были не очень – то храбры. Они жалостно замигали, и слёзы покатились у них из глаз, но они не осмелились ослушаться приказа своей повелительницы и начали искать оружие. Но так как им никогда не приходилось воевать, то у них не было никакого оружия, и они вооружились кто кастрюлей, кто сковородкой, кто цветочным горшком, а  некоторые  громко хлопали детскими хлопушками. (Фиолетовая страна. Мигуны. Бастинда).

 

4. Взору спутников открылась живописно- плодородная страна. Дома и изгороди были выкрашены в розовый свет, а жители одевались в ярко-розовые платья. Жители были милые, приветливые люди и хорошие работники. У них был единственный недостаток — они страшно любили болтать. Даже находясь в одиночестве, они по целым часам говорили сами с собой. (Розовая страна. Болтуны. Стелла).

   

-   Ну вот мы и подошли к воротам Изумрудного города. Давайте послушаем, каким увидели его наши путешественники. (Дети читают  подходящие отрывки

из книги).                   (Слайд 15)

-В каком обличии предстал Гудвин перед Элли? Перед Страшилой? Перед Железным Дровосеком? Перед Львом? Как вы относитесь к тому, что Гудвин не сразу выполнил желания друзей? А как бы вы поступили на его месте? Почему?

   (Обсуждение в группах, ответы детей)

 -  Итак, наши друзья опять в пути.

Бастинда, хоть и была родной сестрой Гингемы, но была намного злее и страшнее со своим одним глазом, видящим все, что происходит в стране.

 Герои подошли к границе Фиолетовой страны и их встретили: "Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят и ягнят ищет".                                                 (Слайд 16)

"С утра жужжу - цветы бужу, жужжу и жужжу, жужжу и жужжу."     (Слайд 16)

  - А кто еще их встретил? Почему все эти представители животного мира встречают наших героев? Увы, летучие обезьяны побеждают и тут герои повести впервые терпят поражение, но как всегда помогает случай.                             (Слайд 17)

  - Что помогло победить злую Бастинду?

а) волшебная палочка

б) заклинание

в) ведро воды

   (Обсуждение в группах. Ответы детей)                                            (Слайд 18)

   -Добро побеждает зло. После возвращения путников в Изумрудный город, выполняет ли Гудвин свои обещания? Что получают они от него?     (Слайд 19)

 - А нужны ли были эти вещи им? И помогло ли волшебство Гудвина, который сказался не великим Волшебником, а великим обманщиком?              (Слайд 20)

(Обсуждение в группах. Ответы детей)

  -Ум, отзывчивое сердце, мужество нельзя получить даже у волшебника.

V.Подведение итогов урока.   

   
- Почему из всех испытаний наши герои вышли победителями?  Что им помогло?

  (Дружба, взаимовыручка, поддержка)

 - Почему Элли, которая так рвалась, горько заплакала, когда эта возможность ей открылась? (Потому что она нашла настоящих друзей)

 - Ребята, подумайте и скажите, какова основная мысль сказки?

(Волшебной силой победы овладевает умный и смелый, верный в дружбе человек. Без доброго товарищества не могут быть побеждены силы зла).

 - Да, действительно, стать умным, добрым и смелым, заставить поверить в свои силы могут только верные друзья. И это главное! Недаром, расставаясь с Элли, после того как она узнала от Стеллы о волшебной силе своих серебряных башмачков, Страшила, железный Дровосек и Лев благодарят ее за то, что она научила их самому дорогому, что есть на свете... Чему? (Дружбе)

   Чему вас научила эта книга?

  Давайте и мы с вами будем стараться поддерживать друг друга, выручать в трудную минуту и будем учиться дружить!

 - Вот и закончилось наше удивительное путешествие в Волшебной стране, о котором поведал нам замечательный детский писатель Александр Мелентьевич Волков. Наших героев она привела к исполнению желаний, а вас к победе.

- Ребята, а  захотели ли вы ещё раз побывать в Волшебной стране  и узнать о следующих приключениях Элли, Страшилы, Железного Дровосека, Льва и других  её жителей?

  ПОСЛЕСЛОВИЕ   (Письмо к детям А.М.Волкова)

Дорогие, девочки и мальчики!

Прочитанная вами сказочная повесть "Волшебник Изумрудного города” имеет довольно длинную историю. Впервые она была напечатана в 1939 году. А это значит, что еще до войны ее читали ваши мамы и папы и даже бабушки и дедушки.

Написана она по мотивам сказки американского писателя Френка Баума "Мудрец из страны Оз”, но я очень многое в ней изменил, дописал новые главы. В своей сказке я старался показать, что самое лучшее, самое дорогое на свете — это дружба и взаимная выручка. Они помогли Эти и ее друзьям избежать опасностей в Волшебной стране и добиться исполнения их заветных желаний.

У сказки "Волшебник Изумрудного города” — счастливая судьба: ее прочитали миллионы детей во многих странах земного шара. Она была переведена на 13 языков.

А потом получилось так, что Элли, Страшила и другие герои "Волшебника” смело шагнули из этой сказки в другие, навстречу новым путешествиям и приключениям.

Как это вышло?

А вышло это так. Прочитав "Волшебника”, ребята стали писать мне письма, где просили рассказать о том, что случилось с его героями после того, как Элли вернулась домой, а три ее друга стали правителями трех стран.

Таких писем было множество.

"Ведь не может быть, — писали мне юные читатели, — чтобы Элли не побывала снова в Волшебной стране, чтобы она и ее друзья не испытали новых приключений. Расскажите нам о них!”

Возможно, многие из вас читали эти сказки, другим удастся познакомиться с ними в будущем. Мне хотелось, чтоб, став взрослыми, вы сохранили добрые воспоминания об этой книге.

-А я хочу познакомить вас с книгами -продолжениями "Волшебника Изумрудного города"

                                                                                   (Слайды 21, 22,23, 24,25,26)

 

 

 

 

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания к уроку внеклассного чтения по книге "Волшебник Изумрудного города"

конспект урока внеклассного чтения и задания для подготовки к уроку...

А. Волков "Волшебник изумрудного города"

Викторина по произведению А. Волкова "Волшебник изумрудного города"...

Идём в Изумрудный город

Экологическае воспитание школьников....

Литературная викторина по книге А. М. ВОЛКОВА «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА»

Литературная викторина по книге  А. М. ВОЛКОВА «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА». Биография писателя....

Урок - викторина "Путешествие в Изумрудный город" по сказке А.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Урок-викторина (с презентацией) для закрепления знаний учащихся о сказке А.Волкова "Волшебник Изумрудного города"...

Викторина по сказке А.Волков «Волшебник Изумрудного города».

Викторина по сказке "Волшебник Изумрудного города" и презентация к уроку внеклассного чтения во 2 классе....