Идём в Изумрудный город
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Экологическае воспитание школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon word.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нурлатская средняя общеобразовательная школа №2»

Нурлатского  района Республики Татарстан

Обучающий спектакль. III -V классы.

«Идём в Изумрудный город»

подготовила

классный  руководитель 6Б класса

Ахмадиева Лилия Исламгареевна.

г. Нурлат

 2011год

Идем в изумрудный город

    Звучит музыка. Занавес открывается.

   На сцене появляются Элли, соломенное Чучело (Страшило), Железный Дровосек, Собачка (Тотошка).   Танцуют веселый танец. Неожиданно останавливаются.  

   Элли. Что это мы развеселились, а сами не знаем куда идти.

   Чучело. Если мы не найдем великого волшебника Гудвина, в моей голове навсегда останутся опилки.

   Дровосек. А у меня вечно в груди будет биться железное сердце.

   Собачка. А я никогда не стану храбрым, как лев.

   Элли. Я никогда не смогу узнать смысл жизни. Зачем мы живем на планете Земля. (Начинает плакать.)

   Дровосек. Милая девочка, не плачь, нужно что-то придумать.

   Чучело. Я, кажется, придумал. Волшебник Гудвин живет в Изумрудном городе?

   Все. Так! А где этот город?

   Чучело. Изумрудный? Это какой цвет?

   Все. Зеленый!

   Чучело. Вы еще не догадались, что это за зеленый город?

   Все. Лес? Но где он?

Чучело показывает вдаль.

   Элли. Но я не вижу там зеленого цвета, только красный, оранжевый, золотистый…

   Чучело. Элли, ты забыла, что уже осень золотой птицей к нам прилетела!

Звучит песня.

   Элли.   Лес задумчивый овеян голубою дымкою,

                Каждый листик серебрится тонкой паутинкою.

   Чучело.   Листья кленов пестрой стайкой

                    Тихо-тихо падают.

   Дровосек.   От реки притихшей веет

                        Легкою прохладою.

   Собачка.   Молчаливые тропинки

                     Вдаль уходят синюю,

                     Над лесами пролетают

                     Стаи журавлиные.

Элли рада, что попала в лес, поет песню о лесничестве. Все подпевают припев. Идут один за другим. Первым идет Дровосек. Резко останавливается и показывает знак молчание.

   Все. Что случилось?

   Дровосек. Пока ничего, но может, если мы будем шуметь в лесу: потревоженные звери и птицы покинут свои норы и гнезда, а их детеныши и птенцы не всегда успевают за старшими и поэтому теряются и гибнут.

Идут дальше. Элли пытается убежать в сторону.

   Чучело (Элли). Вот же тропинка, по ней и надо идти. Один человек пройдет – оставит след, а тысячи пройдут – вместо леса будет пустыня.

Элли вдруг замечает цветы, улыбается.

   Элли. Посмотрите, какие красивые цветы! Я нарву огромный букет! А вон, в озере, какие великолепные лилии!

  Колокольчик. Остановись, девочка! Если ты сорвешь меня, то не созреют семена и на сведущий год меня, моих братьев и сестер уже не будет. Погляди, подходя ко мне, сколько хрупких растений ты затоптала…  

   Зверобой.    На земле исчезают цветы,

                        С каждым годом заметнее это.

                        Меньше радости и красоты

                        Оставляет нам лето.

   Пион.   Откровенье цветов луговых

                 Вам понятно было едва ли.

                 Беззаботно топтали вы их

                 И безумно, безжалостно рвали.

   Белая кувшинка.  В вас молчало разумное «стой»!

                                  Вам казалось, все мало, все мало.

                                  А потом в толчее городской

                                  Вы охапки тащили устало.

   Колокольчик.   И не видели, как из-под ног

                              Молчаливо, дыша еле-еле,

                              Обреченно глядел василек,

                              Безнадежно гвоздики глядели…

   Собачка.   Если я сорву цветок,

                     Если ты сорвешь цветок,

                     Если все: и я, и ты,

                     Если мы сорвем цветы -  

                     Опустеют все поляны

                     И не будет красоты!      

   Элли. Значит, никакие цветы нельзя рвать?

   Зверобой. Многие растения, которые встречались часто, сейчас стали редкими и поэтому занесены в Красную книгу.

   Элли. Что это – Красная книга.

Дети из зрительного зала объясняют.

   Пион.   Книга называется так потому, что красный цвет сигнал опасности. Остановись, человек!

   Лилия.   Запомни, Элли, нас! Ведь каждую неделю на земле навсегда исчезает один вид растений! Я – лилия!

  Кубышка. Я желтая лилия –  кубышка! В букете мы стоим всего один час, а потом воняем. А несорванные мы цветем в прудах целое лето, раскрывая свои лепестки каждый день в одно и то же время.

   Подснежник, Мать-и-мачеха, Тюльпан.    Осенью нас не увидишь, мы весенние цветы. Человек, за зиму соскучившись по цветам, весной набрасывается на нас и рвет охапками.

   Ландыш.   Мое семечко падает в землю, и должно пройти десять лет, чтобы я зацвел. А человек забывает об этом, рвет меня, топчет.  

   Венерин башмачок.   А я – венерин башмачок, зацветаю лишь на восемнадцатом году жизни!

   Ветреница алтайская.   Я – ветреница алтайская.

   Пион. Я – пион!

   Колокольчик.   Я, колокольчик, тоже занесен в Красную книгу!

   Зверобой. Я – зверобой!

   Элли.   Мы запомним вас, и никогда не будем обижать.

Звучит песня из фильма «Путешествие в Изумрудный город». Герои идут дальше.

   Я натерла ногу (плачет) и не могу идти!

   Дровосек. У меня вот здесь болит (показывает на сердце).

Неужели мое железное сердце заболело?!

   Чучело. Кажется, я простудился! (кашляет)

   Собачка. Я знаю лекарственные растения (убегает и быстро возвращается). Вот держи, Элли, подорожник, он быстро заживит рану! А тебе, Дровосек, капли из валерьяны и ландыша. Они успокоят сердце! А тебе, Чучело, чай из мяты, зверобоя и мать-и-мачехи. Выпей, и простуда сразу уйдет!

   Элли. Спасибо вам, милые растения! Теперь я знаю столько о вас хорошего.

Герои идут дальше под ту же мелодию.

   Давайте подожжем сухую листву, чтобы в лесу стало чисто. Старая трава сгорит, быстрее появится новая.

   Дровосек.   Во-первых, от этого выгорают корни растений и на этом месте, где был костер, три года не растет трава.

   Чучело. Во-вторых, если сжечь листья, почва лишится перегноя, ведь опавшие листья – это удобрение для растений. Листья лучше закопать в землю.

   Собачка. В-третьих, вместе с листьями сгорит много насекомых, лягушек, которые там прячутся, кладки яиц птиц, которые гнездятся на земле.

   Элли.   А зачем нужны эти насекомые? Они только кусаются, и никакой от них нет пользы.

Появляется Лягушка.

Лягушка. В природе все нужно. Исчезнут насекомые – мне нечем будет питаться. А вымрем мы, лягушки, погибнут аисты, они ведь нами питаются. Так это цепочка дойдет и до тебя, Элли!

Элли. Но змеи нам не нужны!

Лягушка. Змей люди не любят, как и меня, а сами из их яда лекарства делают.

Элли. Ну а злые волки, зачем нужны?

Лягушка. Волки – санитары природы, хот они и хищники. Они съедают только ослабленных животных, отставших от стада из-за болезни. Вот и, получается: съест волк больного оленя, и олень не успеет заразить других в стаде.  

Слышен крик совы.

Элли (испугавшись). Ну а сова, зачем нужна? Говорят, она предвещает несчастье?

Лягушка. Какая глупость! Сова – великая труженица! За год она съедает тысячи грызунов, которые портят урожай хлеба.

Элли.    Да, если мы кем-то не очень дружны,

             Мы все-таки очень друг другу нужны.

             А если нам что-нибудь лишним покажется,

             То это, конечно, ошибкой окажется.

Исполняется танец бабочки и мотылька.

Дровосек. Мотылек, как же так?

                  Целый день так летал

                   И совсем не устал!?

Чучело. Расскажи, как ты живешь?

               Что ты ешь? Что ты пьешь?

Собачка. Где твой мир? Где твой дом?

                 Расскажи обо всем!

Мотылек. Я живу на лугах и в садах и в лесах.

                 Я летаю весь день в голубых небесах.

                 Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

                 Мне еда и питье – ароматы цветов,

                 Но живу я не долго – не более дня.

                 Будь же добр со мной и не трогай меня!

Элли пытается поймать бабочку, набрасывает платок.

Бабочка-махаон. Как жаль, что я, бабочка-махаон, родилась такой красавицей. Все, кому не сень, ловят  меня и моих подружек: бабочек – аполлона, адмирала, павлиний глаз.

Эли отпускает бабочку.

Герои идут дальше. Звучит та же мелодия. Элли подходит к дереву.

   Элли. Какое красивое дерево! Давайте на корне нацарапаем наши имена, чтобы все знали, что здесь были мы.

  Чучело. Как можно так говорит! На любой ране, царапине дерева появляются грибы трутовики, которые очень быстро разрушают древесину дерева.

  Элли. Хорошо, что ты мне напомнил о грибах. Давайте их поищем, осенью их много в лесу. Смотрите – гриб! Кто ты?

   Белый гриб. Я стою на ножке толстой,

                        Я стою на ножке гладкой.

                        Под коричневою шапкой

                        С нежной бархатной прокладкой.

Дети в зале отгадывают загадки.

Подберезовики. Серенькие шапки,

                             Рябенькие ножки.

                             Под березой растут.

                             Как их зовут?

Лисички. Растут в лесу сестрички

                 Рыжие… (лисички)

Подосиновик. Я в красной шапочке расту

                         Под стройною осиною,

                         Меня узнаешь за версту,

                         Зовусь я … (подосиновик).

 Опята.  Мы очень дружные ребята

              На пеньке растут в лесу,

              Называют нас … (опята)

Мухомор. Красивый грибочек на беленькой  ножке,

                  Я в красной шляпке,

                  На шляпке горошки!

Боровик. Я царь грибов – боровик! Элли, ты нарушила три правила сбора грибов. Ребята, подскажем Элли правила сбора грибов.

Дети  (по очереди). Грибы надо срезать ножиком, чтобы не повредить грибницу.

  Почву не поднимать, чтобы не повредить грибницу не высохла на солнце.

Ядовитые грибы не губить, они нужны животным. Лоси едят мухоморы. А грибницы поганок питают влагой корни деревьев.

Элли. А червивые, старые грибы,… что с ними делать?

    Боровик. Их лучше срезать и развесить сушиться на ветках. Ветер разнесет кусочки, и от спор появятся новые грибницы

 Элли. Теперь мы все знаем, как вести себя в царстве грибов

Герои идут дальше. Звучит та же мелодия.

Элли. Смотрите, что это за горка? (протыкает палкой  муравейник.)

 Муравей. Это кто такое сотворил?

Старый муравейник разорил!

Муравьишки  бедные остались без жилья,

Многолетняя работа их пропала зря.

Неужели человек не знает,

Что лес без муравейников не бывает.

Здоровым не бывает!

Элли. Ну и что? Какая от вас польза?

Муравей. Мы рыхлим почву, разносим семена растений, уничтожаем  листогрызущих насекомых, а человек из нашей кислоты делает нужный ему муравьиный спирт.

Элли. Муравьи – великие труженики! Ой, смотрите, маленький ежик! Он, наверное, потерял  маму. Давайте возьмем его с собой.

Дровосек. Хоть у меня и нет сердца, но это жестоко. Прийти в гости и утащить из дома хозяина. Не может еж долго прожить у нас, ведь мы не заменим ему мать, и такой пищи, как в лесу, у нас нет. Мать где-то рядом затаилась, она обязательно найдет своего детеныша.

Элли. А птенцов тоже нельзя брать?

Чучело. Ни птенцов, ни яйца нельзя  брать в руки, многие птицы после этого покидают гнездо.

Элли. А посмотреть хотя  бы гнездо можно.

Собачка. Этим ты покажешь гнездо врагам. Ведь птица его маскирует, прячет.

Все. Ой, кажется, мы пришли.

        Громко звучит музыка. Герои  падают на колени перед Гудвином.

Все. Здравствуй, великий Гудвин.

Гудвин. Здравствуйте, чужестранцы. Как только вы вошли в мой Изумрудный город, я незримо присутствовал рядом с вами, видел и слышал все! Ты, Чучело, всегда предлагал умные решения. А ты, Дровосек, хоть у тебя и железное сердце, самый добрый!

Все. Мы хотим попросить у природы прощения, мы не будем загрязнять водоемы, будем бережно относиться к животному и растительному миру.

        Иначе жизнь на земле исчезнет!

        Природа, прости нас!

Список использованной литературы;

Ежемесячный научно-методический журнал     «Начальная школа»2006 №10

Тарасова Т.И. Калашникова П.Т.Экологическое образование школьников во внеклассной работе. Учебное пос.2002г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания к уроку внеклассного чтения по книге "Волшебник Изумрудного города"

конспект урока внеклассного чтения и задания для подготовки к уроку...

А. Волков "Волшебник изумрудного города"

Викторина по произведению А. Волкова "Волшебник изумрудного города"...

Литературная викторина по книге А. М. ВОЛКОВА «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА»

Литературная викторина по книге  А. М. ВОЛКОВА «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА». Биография писателя....

Урок - викторина "Путешествие в Изумрудный город" по сказке А.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Урок-викторина (с презентацией) для закрепления знаний учащихся о сказке А.Волкова "Волшебник Изумрудного города"...

Викторина по сказке А.Волков «Волшебник Изумрудного города».

Викторина по сказке "Волшебник Изумрудного города" и презентация к уроку внеклассного чтения во 2 классе....

Конспект к уроку внеклассного чтения «Путешествие в волшебную страну» по книге А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Цель: Развивать навыки работы с книгой и умение анализировать прочитанное. Мультимедийная презентация используется на этапе знакомства с биографией автора. Урок проводится в форме литературного ...