рабочая программа 3 класс чтение Перспектива
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Для усителей ,раблтающих по системе Перспектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_chtenie_3_klass.docx96.53 КБ

Предварительный просмотр:

             Календарно-тематическое планирование

 уроков литературного чтения

 3 класс

на 2013-2014 учебный год

(136 часов)

№п\п

№ в теме

Тема урока

Планируемые результаты

(предметные)

Характеристика видов деятельности обучающихся

Домашнее задание

Дата

план

факт

I четверть (32 ч)

1

1

Вводный урок

Познакомить с условными обозначениями, содержанием учебника

Рассмотреть учебные пособия, объяснять условные обозначения, ориентироваться в учебнике.

Подготовить читательский дневник

02.09.

0309

1 раздел Книги – мои друзья (4 ч)

Познавательные результаты

самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной   цели.

умение  структурировать  знания; умение  осознано  и  произвольно  строить речевое  высказывание.

постановка  и  формулирования  проблемы; выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

формулирование  проблемы; самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

Коммуникативные результаты:

оформлять свои мысли в устной речи.

уметь строить сообщения в соответствии с учебной задачей;

уметь слушать собеседника;

вести диалог, излагать свое мнение;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные результаты:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

контролировать и оценивать свои знания, действия;

следовать установленным правилам;  

Личностные результаты:

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

 Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

2

1

Вводный урок по содержанию раздела. Наставления детям Владимира Мономаха.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе

Определять смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Работая в паре, выслушивать мнения ребят.

У.с. 4-5

Вопросы 1-3

РТ с. 4-5

03.09.

04.09

3

2

Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров.

Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга.

Обсуждать с друзьями наставления и изречения из Библии. Составлять свою Книгу наставлений. На основе текста Б.Горбачевского,

Ус .с. 6-8

Вопрос 1

04.09.

05.09

4

3

Первая «Азбука» Ивана Федорова. Наставления Библии.

Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления из Библии.

описывать первую печатную книгу, на основе опорных слов строить свое высказывание.

У.с. 9

РТ с. 6

05.09

09

5

4

Проект. Мы идем в музей книги

Формировать умение определять тему;

учить извлекать информацию из различных источников.

Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения.

У.с. 10-11

Составить кроссворд

09.09

10

2 раздел «Жизнь дана на добрые дела» (17 часов) 

Познавательные результаты:

самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной   цели.

умение  структурировать  знания; умение  осознано  и  произвольно  строить речевое  высказывание.

постановка  и  формулирования  проблемы; выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

формулирование  проблемы; самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

Коммуникативные:

Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями ( в процессе учебы, во внеклассной деятельности);

Учиться монологической  и диалогической речи.

Договариваться, приходить к общему решению.

Уметь использовать в общении правила вежливости; допускать существование различных точек зрения. уметь слушать собеседника;

вести диалог, излагать свое мнение и позицию;

уметь договариваться, приходить к общему решению;

Регулятивные

Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным , словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Формирование выполнять задание в соответствии с целью;

 ориентироваться в тетради и учебнике;

адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа;

контролировать и оценивать свои знания, действия;

следовать установленным правилам;

Личностные

Формирование эстетических чувств.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6

1

Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг.

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми  сталкиваетесь в жизненных ситуациях.

Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову.

У.с. 12

РТ с. 7

Составить каталог книг по теме

10.09.

12

7

2

Пословицы разных народов о человеке и его делах.

Расширять знания об устном народном творчестве

Объяснять, что такое верность слову, честность, рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа.

У.с. 13

Подобрать пословицы

11.09.

13

8

3

В..И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа

Выявить связь поговорки  и пословицы с устным народным творчеством;

Обогатить словарный запас

Пользоваться словарями и справочной литературой.

Знакомство с книгой В. Даля  «Пословицы и поговорки русского народа».

У.с. 14

РТ с. 8-9

12.09

16

9

4

Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка.

Рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа.

Знакомство с рассказом Н. Носова «Огурцы».  Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.  

У.с. 15-18

Вопросы 1-6

16.09.

17

10

5

Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя

Объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку.

Знакомство с рассказом Н. Носова «Огурцы».  Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.  

У.с. 19

Вопросы 7-10

17.09

19

11

6

Создание рассказа по аналогии на тему: «Что такое добро».

Развивать творческие способности ; продолжать формировать умение связно излагать мысли.

Рассуждать о нравственных понятиях.

РТ с. 11

Творческое задание

18.09

20

12

7

М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка.

Развивать внимание к авторскому слову; умение работать с текстом

Рассуждать о действиях героев рассказа.

У.с. 20-25

Вопросы 1-5

19.09.

23.09.

13

8

М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ.

Развивать  внимание к точности употребления слов

Знакомство с рассказом М. Зощенко «Не надо врать». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.

РТ с. 12

У.с.25 вопросы 7-9

23.09.

24.09

14

9

Л.Каминский. Сочинение. Анализ рассказов.

Формировать представление о том, что такое художественный образ.

У.с. 26-28

Проанализировать

Вопросы 1-6

24.09

26.09

15

10

Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе.

Продолжить работу по развитию представлений о жанрах.

Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на прочитанную книгу.

РТ с.13-14

25.09.

27.09.

16

11

М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя.

Формировать умение понимать смысл текста, отвечать на вопросы по содержанию

Объяснять название текста, заглавие. Анализировать действия героев рассказа.

У.с. 30-33

Вопросы 1-3

26.09

30.09.

17

12

Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях.

Развивать навык осознанного , правильного чтения.

Определять тему и название выставки книг. Представлять выбранную книгу.

У.с. 34

Выбор книги по теме

30.09

01.10

18

13

Самостоятельное чтение.

Н. Носов. Трудная задача.

Развивать навыки самостоятельного чтения, прививать любовь к чтению

Читать про себя и вслух. Рассуждать над нравственными понятиями.

У.с. 35-38

РТ с. 15

01.10

03.10

19

14

Семейное чтение. Притчи.

Уточнить знания о притчах

Читать про себя и вслух. Рассуждать над нравственными понятиями.

У.с. 39

рассказать

02.10

04

20

15

Наш театр. В. Драгунский. Инсценирование.

Инсценировать произведение.

Распределять роли, договариваться друг с другом.

РТ с. 16-17

03.10

07

21

16

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

У.с. 46-47

Вопросы 7-9

07.10

08.10

22

17

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

РТ с. 19-21

08.10

10.10

3 раздел «Волшебные сказки»(15 часов)

Познавательные результаты:

самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной   цели.

умение  структурировать  знания; умение  осознано  и  произвольно  строить речевое  высказывание.

постановка  и  формулирования  проблемы; выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

формулирование  проблемы; самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

Коммуникативные:

Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями ( в процессе учебы, во внеклассной деятельности);

Учиться монологической  и диалогической речи.

Договариваться, приходить к общему решению.

Уметь использовать в общении правила вежливости; допускать существование различных точек зрения. уметь слушать собеседника;

вести диалог, излагать свое мнение и позицию;

уметь договариваться, приходить к общему решению;

Регулятивные

Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным , словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Формирование выполнять задание в соответствии с целью;

 ориентироваться в тетради и учебнике;

адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа;

контролировать и оценивать свои знания, действия;

следовать установленным правилам;

Личностные

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и

историю России.

 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

23

1

Вводный урок. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

Познакомить с жанром  «сказка»; классифицировать понятия.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: народные сказки, присказки, сказочные предметы.

У.с. 48-49

РТ с. 22

09.10

11.10

24

2

Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки.

Понимать прочитанное, выявлять особенности. сказки

Читать вслух и про себя. Определять особенности волшебной сказки.

У.с. 50-59

Вопросы 1-6

РТ с. 23

10.10

14.10

25

3

Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Характеристика героя.

Составлять характеристику героев с использованием текста

Определять из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Определять какие предметы являются сказочными.

У.с. 60-61

Вопросы 7-12

14.10

15

26

4

В. Васнецов. Иван Царевич на Сером Волке. Рассказ по картине.

Сопоставлять художественный и сказочный вымысел

Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине.

У.с. 61

Вопросы 13-15

РТ с. 24

15.10

17

27

5

Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки.

 устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения,

Читать вслух и про себя. Определять особенности волшебной сказки.

У.с. 62-72

Читать

Вопросы 1-4

16.10

18

28

6

Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки.

делить текст на части, составлять простой план, подробно пересказывать текст  сказки.

Определять из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Определять какие предметы являются сказочными.

У.с. 73

Вопросы 5-12

17.10

21.10

29

7

Мы идём в библиотеку. Сборник сказок. Тематический каталог.

Развивать навык выразительного чтения

Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

У.с. 74-75

Сборник сазок (выбор)

21.10

22

30

8

Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко.  Характеристика героев сказки.

работать с текстом определять главную мысль, последовательность событий в тексте, устанавливать их взаимосвязь.

Составлять план текста, делить текст на части, характеризовать героев.

У.с. 76-79

РТ с. 25

22.10.

24

31

9

Русская сказка. Морозко. Пересказ

Находить отрывок из текста, обогащать словарный запас.

Делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.

У.с. 80

Вопросы 8,9

23.10

25

32

10

Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки.

определять главную мысль, последовательность событий в тексте

Определять из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка.

У.с. 81-85

Вопросы 1-4

24.10

28

II четверть (32 часа)

33

11

Русская сказка. Белая уточка. Пересказ.

делить текст на части, составлять простой план, подробно пересказывать текст  сказки.

Составлять план текста, пересказывать текст на основе плана.

У.с. 85

Пересказ по вопросам 5-7

06.11

29

34

12

По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения.

Ориентироваться в прочитанном тексте; пользоваться выборочным чтением.

Распределять роли, договариваться друг с другом.

У.с. 86-93

РТ с. 26-27

07.11

31

35

13

По щучьему велению. Инсценирование произведения.

Отрабатывать навык перевоплощения

Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы.

Инсценирование сказки

РТ с. 28

11.11.

01.11

36

14

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки.

Выполнять анализ произведений

Выполнять  задания учебника.  

У.с. 94

Вопросы 1-5

12.11.

11.11

37

15

Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».

Формировать навык активного слушания; пользоваться справочными материалами

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Проиллюстрировать сказку;

Подготовить вопросы 6-9

13.11.

12.11

4 раздел «Люби всё живое»» (20 часов)

Познавательные:

самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной   цели.

умение  структурировать  знания; умение  осознано  и  произвольно  строить речевое  высказывание.

постановка  и  формулирования  проблемы; выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

формулирование  проблемы; самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

Коммуникативные

Уметь задавать вопросы и отвечать по теме урока.

Уметь использовать в общении правила вежливости; допускать существование различных точек зрения.

Уметь слушать собеседника; вести диалог, излагать свое мнение и позицию;

уметь договариваться, приходить к общему решению;

Регулятивные

Воспринимать предложения учителя, родителей, товарищей.

 Формирование выполнять задание в соответствии с целью;  

ориентироваться в тетради и учебнике; адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа;

контролировать и оценивать свои знания, действия;

следовать установленным правилам

Личностные

Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть

положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

38

1

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела.

Осмыслить виды текстов; цели и условия передачи информации в тексте.

Предполагать на основе названия раздела какие произведения будут рассматриваться: определять смысл понятий

У.с. 96

14.11

14

39

2

Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.

Ориентироваться в справочной литературе.

Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература.

У.с. 96-97

Справочная литература, познавательные рассказы.

18.11

15

40

3

К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста.

Находить ответы на вопросы по содержанию текста.

Энциклопедии и справочная литература.  Представление книги. Написание отзыва.

У.с. 98-101

Вопросы 5-7

19.11.

18

41

4

К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Текст «Барсук» из справочника.

Соблюдать алгоритм пересказа; следить за порядком действий; сохранить энциклопедичекий смысл.

Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать.

РТ с. 29

У.с. 102

20.11.

19  

42

5

В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение.

Отрабатывать навык чтения юмористических стихов

Выявлять особенности юмористического произведения.

У.с. 103-104

РТ с. 30

21.11.

21

43

6

Б. Заходер. «Вредный кот».Смысл названия стихотворения.

Уточнить темп чтения стихов.

Определять смысл названия произведения.

У.с. 105-106

Вопросы-1-3

25.11.

22.11

44

7

В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке Бианки.

Формулировать идею произведения;

Определять правду и вымысел в произведениях.

У.с. 107-114

Вопросы 1-3

26.11.

25

45

8

Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой.

Находить опорные слова в тексте и использовать их в рассказе.

Особенности художественного текста. Мастерская писателя. Создание текста по аналогии.

РТ с. 31-32

27.11.

26

46

9

О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ.

Сравнивать разные виды текстов; составлять краткий пересказ

Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература.

У.мс. 115-116

Вопрос 3

28.11.

28

47

10

Тим Собакин. Песни бегемотов .Постановка вопросов к тексту стихотворения.

Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения.

Выразительно читать произведение. Задавать самостоятельно вопросы, оценивать вопросы.

У.с. 117

Подготовить вопросы по тексту

02.12.

29.11

48

11

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению.

Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

У.с. 118

Сборник по выбору

03.12.

02.12

49

12

Периодическая печать .Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька».

Познакомить учащихся с различными детскими журналами; узнавать книги, журналы по обложке;

сравнивать разные книги;

Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале

У.с. 119

Презентовать журнал

04.12.

03.12

50

13

Самостоятельное чтение .Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста .Его особенности.

Обеспечить глубокое понимание смыла текста;

Характеризовать героев рассказа, выявлять особенности героя.

У.с. 120-127

Вопросы 1-4

РТ с.38

05.12.

05.12.

51

14

Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Пересказ.

Делить текст на смысловые части для пересказа.

Делить  рассказ на смысловые части, озаглавливание каждой части.

У.с. 127

Подготовить пересказ задание 8

09.12.

06.12

52

15

Семейное чтение. Н. Носов. Карасик .Смысл поступка героя.

Формировать умение анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков.

Выразительно читать произведение, определять смысл поступка героя.

У.с. 128-134

Вопросы 1,2

10.12.

09

53

16

Н. Носов. Карасик. Характеристика героев произведения.

Выявлять связь между  героями  произведения и героями жизненных ситуаций.

Характеризовать героев рассказа, выявлять особенности героя.

Характеристика героя (выбор)

11.12.

10

54

17

Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов.

Ориентироваться в прочитанном тексте, подобрать слова для персонажей.

Подготовиться к инсценированию произведения. Работать в «Творческой тетради».  

У.с. 135-138

РТ с. 33-35

12.12.

12

55

18

Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование.

Разыграть спектакль; оценить работу.

Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы.

РТ с. 36-37

16.12.

13

56

19

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу (проверочная работа).

Подвести итоги по прочитанному

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

У.с. 140-141

Работа по содержанию

Вопросы 3-8

17.12.

16

57

20

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.

Высказать свою позицию к героям произведений.

Определять свою позицию по отношению к героям произведения.

У.с. 139

Задание  1,2

18.12.

17. 12

5 раздел «Картины русской природы»  (12 часов)

Познавательные

Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Формирование эстетических чувств.

Коммуникативные

Уметь выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках.

Уметь использовать в общении правила вежливости; допускать существование различных точек зрения.

Уметь слушать собеседника; вести диалог, излагать свое мнение и позицию;

уметь договариваться, приходить к общему решению;

Регулятивные

Воспринимать предложения учителя, родителей, товарищей.  

Формирование выполнять задание в соответствии с целью;  

ориентироваться в тетради и учебнике;

адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа;

контролировать и оценивать свои знания, действия;

следовать установленным правилам

Личностные

Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

 Формирование эстетических чувств.

58

1

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.

Познакомиться со смысловыми понятиями раздела

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.

У.с.142

Работа по словарю

19.12

59

2

Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине.

Формировать умение прогнозировать содержание на основе иллюстраций

Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине

У.с. 143

РТ с. 39

23.12.

19.12

60

3

Н. Некрасов. Славная осень.  Средства художественной выразительности: сравнение.

Пробуждать интерес к творчеству писателя.

Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить  изображённую автором картину.

У.с. 144-145

Вопросы 3,4

24.12.

20

61

4

М. Пришвин. «Осинкам холодно». Прием олицетворения как средство создания образа.

Уточнить знания о выразительных средствах языка: олицетворение

Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Ус. 146

Вопросы 1,2

25.12.

23

62

5

Ф. Тютчев. «Листья». Контраст как средство создания образа.

Уточнить знания о выразительных средствах языка: контраст

Объяснять используемые в тексте выражения. Читать вслух и про себя.

У.с. 146-147

Вопросы 1-3, наизусть (выбор)

26.12.

24

63

6

А. Фет. «Осень».  Настроение стихотворения.  

Находить возможность употребления художественных оборотов произведения в жизни.

Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.

Объяснять используемые в тексте выражения.

У.с. 148

Наизусть, проиллюстрировать

26

64

7

И. Бунин. «Первый снег». В. Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи.

Отрабатывать навык чтения стихов с разной интонацией и темпом.

Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

У.с. 149

Чтение с разной интонацией

27

III четверть (40 часов)

65

8

Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.

Находить произведения о природе в различных сборниках

Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

У.с. 150

Выбор произведения по теме

13.01.

09

66

9

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа.

Самостоятельно определять средства выразительности в стихах.

Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить  изображённую автором картину.

У.с.151

Вопросы 1,2

14.01.

10

67

10

Семейное чтение. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени.

Пользоваться выборочным чтением для подтверждения суждений

Наблюдать картины в художественном тексте, находить слова, которые помогают увидеть эти картины.

РТ.с.40-42

15.01.

13

68

11

Картины природы в произведениях живописи .И. Остроухов. Парк. А. Саврасов

Объяснять используемые в тексте выражения.

Сравнивать произведения литературы и живописи.

Рассматривать картину, описывать картины, рассказывать о картине.

У.с. 153

Рассказ по картине

16.01.

14

69

12

Маленькие и большие секреты  страны Литературии .Обобщение по разделу.

Обобщить знания о художественных и научно-познавательных текстах (знать особенности их построения, героев, основные отличительные черты их характера).

Выполнять  задания учебника.  Оценивать свои достижения

РТ с. 40-42

20.01.

16

6 раздел «Великие русские писатели»  (30 часов)

Познавательные

Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

Коммуникативные

Уметь выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках.

Уметь использовать в общении правила вежливости; допускать существование различных точек зрения.

Уметь слушать собеседника; вести диалог, излагать свое мнение и позицию;

уметь договариваться, приходить к общему решению;

Регулятивные

Воспринимать предложения учителя, родителей, товарищей.  

Формирование выполнять задание в соответствии с целью;  

ориентироваться в тетради и учебнике;

адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа;

контролировать и оценивать свои знания, действия;

следовать установленным правилам

Личностные

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

70

Ч.2

1

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация.

Разобрать смысл понятий раздела; объяснить значение слова «великий»

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: сказка в стихах, басня, иллюстрация.

У.с.4

Подготовить сообщение о творчестве Пушкина

21.01.

17

71

2

Великие русские писатели. В. Берестов об А. С. Пушкине. Краткий пересказ.

Познакомить с биографией Пушкина; с особенностями его творчества

Читать вслух и про себя; находить слова, необходимые для краткого пересказа.

У.с.5

22.01.

23

72

3

А.С. Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы. Настроение стихотворения.

Воспринимать красоту поэтического слова, вдумываться в значение слов

Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину.

У.с. 6-7

Вопросы 2,3

23.01.

23

73

4

И. Грабарь. Зимнее утро. Сравнение стихотворения и произведения живописи.                

Формулировать особенности изображения природы в стихах и в живописи.

Анализировать  произведения. Сравнивать  стихотворения с произведением живописи.

Ус.6

Подбор иллюстраций

27.01.

27

74

5

А.С. Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

Проводить сравнительную нить  в стихах Пушкина

Ус. 8-9

Сравнить с описанием

28.01.

24

75

6

 Ю. Клевер. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и живописи.

Формулировать особенности изображения природы в стихах и в живописи.

Анализировать  произведения. Сравнивать  стихотворения с произведением живописи.

Ус.8-9

Анализ произведений живописи (выбор)

29.01.

27

76

7

А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета…Сравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж.  

Развивать интерес к чтению лирических текстов. сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и фотографии.

Анализировать  произведения. Сравнивать  стихотворения с произведением живописи.

У.с. 10-11

Вопросы 6

30.01.

самостоят

77

8

В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.

осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи

Создавать сочинение по картине

У.с. 7

Устное сочинение по картине

03.02.

самостоят

78

9

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

узнавать сказки Пушкина; сравнивать народную сказку с литературной.

работать с текстом сказки в поэтической форме

У.с. 12-30

Выразительное чтение

04.02.

04.02

79

10

Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Нравственный смысл.

Формировать нравственные ценности, отражённые в поэтической сказке А. С. Пушкина.

Определять нравственный смысл текста.

У.с. 31-41

Выразительное чтение

05.02.

06.02.

80

11

 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».Особенности сюжета. Структура сказочного текста.

Определять нравственный смысл текста.

Определять отличительные особенности сказки; наблюдать как построена сказка.

У.с. 41-42

Вопросы 5, 10

06.02.

07.02

81

12

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».Характеристика героев сказки.

Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения.

Характеризовать героев произведения.

У.с.41

Вопросы 1,2,9

10.02.

10.02

82

13

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».Особенности языка литературной сказки.

работать с текстом сказки в поэтической форме

Наблюдать, как построена сказка.

У.с. 42

Вопросы 10,11

11.02.

11.02

83

14

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».Прием звукозаписи для создания образов моря, комара, шмеля, мухи.

Обсуждать , когда используется приём звукозаписи.

Озаглавливать иллюстрации.

Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля.

У.с. 41 вопрос 3

Озаглавить иллюстрации

12.02.

13.02

84

15

Урок работы с книгой. Сказки А.С.Пушкина.

ориентироваться в художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Выставка книги разных изданий , сравнение в оформлении

13.02.

14.02

85

16

И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

Уточнить смыл слова «художник –иллюстратор»

Соотносить иллюстрации и художественный текст.

У.с. 43

РТ с. 43-44

17.02.

04.02.

86

17

Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ. Викторина «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?».

Осмысление нравственных ценностей, которые даны в баснях И. Крылова.

Рассказывать об особенностях басни    И. Крылова. Объяснять смысл басен И. Крылова.

У.с. 44-47

РТ с. 45-46

18.02.

17.02

87

18

И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

Определять в басне «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ»

Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации.

У.с. 48-49

Работа по вопросам, наизусть (выбор)

19.02.

18

88

19

И. А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни.

Выявлять структурные особенности басни, характеристика героев басни; определение морали.

Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

У.с. 49

Работа по вопросам, наизусть (выбор)

20.02.

20

89

20

Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи.

Осмысливать  базовые ценностей: благородство, дружба, понимание, сочувствие

Кратко пересказывать научно-познавательную статью.

У.с. 50-51

Пересказ статьи, сообщение о писателе (выбор)

24.02.

21

90

21

Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета.

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

У.с. 52-53

Вопросы  2,5

25.02.

24

91

22

Л.Н. Толстой. Лебеди. Составление плана.

Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.

Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.

У.с. 54-55

Задание 2,3

РТ с.47

26.02.

25

92

23

Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана.

Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

У.с. 56-58

Задание 4,5

27.02.

27

93

24

Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов.

Формировать интерес к творчеству Л. Толстого.

У.с. 59

Подбор произведений

03.03.

28

94

25

Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой. Волга и Вазуза.. Особенности жанра.

Осознание понятий «благородство», «честность», «любовь»;

Самостоятельное чтение вслух и про себя.

Ус. 60-61

Читать вслух, про себя, пересказ (выбор)

04.03.

03

95

26

Л.Н. Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра.

Определить смысл понятия «познавательный рассказ»

Пересказывать кратко научно-познавательную статью. Объяснять смысл названия рассказа.

У.с. 61

пересказ

05.03.

04

96

27

Наш театр. И. Крылов. Квартет. Инсценирование.

создавать мизансцены, используя различные средства.

Инсценировать басни; распределять роли. Соотносить отрывки басен И .Крылова с книгами басен.

У.с. 63-64

Чтение по ролям, инсценирование (выбор)

06.03.

06

97

28

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Создание текста-рассуждения.

Формировать позицию вдумчивого, любознательного читателя.

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев,

У.с. 65

Задание 1, У.с. 62

10.03.

07

98

29

Маленькие и большие секреты страны Литературии Что такое согласие.

Выяснить смысл понятия «согласие»

определять свою позицию по отношению к героям произведения.

У.с. 66-67

РТ с. 50-51

11.03.

11.03

99

30

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение(проверочная работа)

Самостоятельное чтение произведений русских писателей, включение их в свой круг чтения.

Проверять себя и самостоятельно оценивать.

У.с. 66 вопросы 4-6

12.03.

13

7 раздел «Литературная сказка» (19 часов)

Познавательные

инструментально освоить алфавит  для свободной ориентации в корпусе учебных словарей и быстрого поиска нужной словарной статьи; ориентироваться в учебной книге : уметь читать язык условных обозначений;

Коммуникативные

Уметь выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках.

Уметь использовать в общении правила вежливости; допускать существование различных точек зрения.

Уметь слушать собеседника; вести диалог, излагать свое мнение и позицию;

уметь договариваться, приходить к общему решению;

Регулятивные

Воспринимать предложения учителя, родителей, товарищей.  

Формирование выполнять задание в соответствии с целью;  

ориентироваться в тетради и учебнике;

адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа;

контролировать и оценивать свои знания, действия;

следовать установленным правилам

Личностные

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и

историю России.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Осознавать историко-культурное значение страны;

100

1

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.

Выявление особенностей  литературной и народной сказок. Выведение следствий.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: народные сказки, присказки, сказочные предметы.

У.с. 68-69

13.03.

14

101

2

В.И. Даль. Девочка Снегурочка .Сравнение с народной сказкой

Формировать понятие «литературная сказка»; сравнивать литературную и народную сказку.

Определять отличительные особенности литературной сказки.

У.с.70-74

Вопросы 8,9

17.03.

17

102

3

В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки.

работать с повествовательным текстом.

Определять, как построена сказка.

У.с. 74

Вопросы 1-3

18.03.

18

103

4

В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко»

Усвоить понятие «литературная сказка» учить работать с повествовательным текстом.

Определять особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие.

У.с. 76-84

Знакомство с текстом

19.03.

20

104

5

В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев.

Осмысление литературоведческих понятий; осмысление авторской сказки, её основных особенностей, понимание главной мысли.

Характеризовать героев произведения.

Определять нравственный смысл текста

У.с. 85

Вопросы 2-5, 6-8 выбор

20.03.

21

IV четверть (32 часа ).

105

6

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

Познакомить с авторской сказкой Д. Мамина-Сибиряка  работать с повествовательным текстом.

Определять отличительные особенности литературной сказки

У.с. 86-93

Вопросы 2-4

01.04.

106

7

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения.

Характеризовать героев произведения; поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и художественной книге.

Сравнивать героев произведения на основе поступков Характеризовать героев произведения.

Работа в группе вопросы 10-11

У.с. 94

02.04.

107

8

Переводная литература для детей. Выставка книг.

Формировать понятие «переводная литература»;

Называть произведения переводной литературы

У.с. 95

Выставка книг

03.04.

108

9

Б.Заходер «Винни-Пух». Особенности переводной литературы.

познакомить с авторской сказкой А. Милна «Вини-Пух и все-все-все», переводной литературой

Выявлять особенности переводной литературы

У.с. 96-97

Подготовить вопросы

07.04.

109

10

Р. Киплинг «Братья Маугли». Особенности переводной литературы.

.

Познакомить с литературной сказкой Р. Киплинга «Маугли»

У.с.97-110 выразительное чтение

08.04.

110

11

Р. Киплинг «Братья Маугли». Герои произведения.

осмысливать понятие «человек»;

обсудить, какие человеческие

качества были присущи Маугли.

Характеризовать героев произведения.

Определять нравственный смысл текста

У.с. 110

Вопросы 1-3

09.04.

111

12

Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы.

Формировать понятие «переводная литература»; познакомить с литературной сказкой

Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других.

У.с. 111-116

Знакомство с текстом

10.04.

112

13

Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного окончания сказки.

Познакомить с умением сочинять

Сочинять возможный конец сказки.

У.с. 116

РТ с. 52

14.04.

113

14

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

работать с текстом зарубежных сказок. Обобщить знания о русских сказках

Определять тему и название выставки книг.

Группировать книги по подтемам.

Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

У.с. 117выбор произведения

15.04.

114

15

Самостоятельное чтение. Тим Собакин «Лунная сказка»

Выявить небычность стихов, обратить внимание на средства художественной выразительности

Определить схожесть со сказкой

У.с. 118-119

РТ с. 53 задание 2

16.04

115

16

Семейное чтение Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе.

Познакомить с новым произведением ; расширить словарный запас

Определить жанр произведения

У.с. 120-127

РТ с. 53 задание 3,4

17.04.

116

17

Наш театр. С. Михалков. Упрямый козлёнок. Подготовка к инсценированию.

Выделить диалоги и воспроизвести

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение.

У.с. 128-134

РТ с. 54

21.04

117

18

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение сказки.

Отобразить персонажей противоположных по поступкам

Сочинить сказку, используя особенности

У.с. 135 задание 6

22.04.

118

19

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение (проверочная работа)

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Самостоятельное чтение произведений русских писателей,

включение их в свой круг чтения.

У.с. 135-137

2,3,4,7 вопросы

23.04.

8 раздел «Картины родной природы»  (17 часов)

Познавательные

инструментально освоить алфавит  для свободной ориентации в корпусе учебных словарей и быстрого поиска нужной словарной статьи; 

ориентироваться в учебной книге :

уметь читать язык условных обозначений;

Коммуникативные

Уметь выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках.

Уметь использовать в общении правила вежливости; допускать существование различных точек зрения.

Уметь слушать собеседника; вести диалог, излагать свое мнение и позицию;

уметь договариваться, приходить к общему решению;

Регулятивные

Воспринимать предложения учителя, родителей, товарищей.  

Формирование выполнять задание в соответствии с целью;  

ориентироваться в тетради и учебнике;

адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа;

контролировать и оценивать свои знания, действия;

следовать установленным правилам

Личностные

Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть

положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

119

1

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение

У.с. 138

24.04.

120

2

Б. Заходер. Что такое стихи? Особенности поэтического жанра.

 формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана;

Называть особенности поэтического творчества

У.с. 139

Выбрать ключевые слова

28.04.

121

3

И. Соколов – Микитов. Март в лесу. Лирическая зарисовка. Устное сочинение на тему: «Мелодии весеннего леса».

анализировать лирический текст.

Выявлять особенности текста-описания

У.с. 140

РТ с. 55-56

29.04.

122

4

А. Майков. Весна. Е. Волков. В конце зимы. Е Пурвит. Последний снег. Прием контраста в изображении зимы и весны.

сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и фотографии.

Находить средства художественной выразительности в тексте

У.с. 141-142

Наизусть, вопросы 1-3 (выбор)

30.04.

123

5

. С. Есенин «Сыплет черёмуха…». В. Борисов – Мусатов. Весна.  Сравнение произведений литературы и живописи.

сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и живописи

Сравнивать произведения литературы и живописи.

У.с. 143

Вопросы 1,2, наизусть (выбор)

05.05.

124

6

С. Есенин. С добрым утром. Выразительное чтение.

Развивать интерес к чтению лирических текстов.

Находить слова, которые помогают увидеть образы

У.с. 144

Словарная работа

06.05.

125

7

Ф. Тютчев Весенняя гроза. Прием звукозаписи как средство создания образа.

понимать настроение стихотворения; определять свое собственное отношение.

Выявлять особенности текста-описания.

У.с. 145

Вопросы 6,7

07.05.

126

8

Сравнительный анализ произведений живописи             А. Васнецова. После дождя,       И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу.

Сравнивать произведения живописи, находить общие признаки

Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук.

У.с. 146

Анализ произведения живописи

08.05.

127

9

О. Высотская. Одуванчик. З Александрова. Одуванчик. Сравнение образов.

Выявить приемы описания объектов; найти человеческие черты

Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему.

У.с. 147

сравнение

12.05

128

10

М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текста.

Найти отличительные черты поэтического и прозаического текста.

Находить средства художественной выразительности в художественном тексте.

У.с. 148

РТ с. 56

13.05

129

11

А. Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому.

определить авторское отношение к описываемому объекту

Передавать авторское отношение при чтении

У.с. 149

Вопросы 2,3

14.05

130

12

Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом»  и произведения живописи             А. Рылова «Зелёный шум».

Рассматривать иллюстрации, отражать свое отношение

Сравнивать произведения литературы и живописи.

У.с. 150-151

РТ с.57

15.05.

131

13

Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи          А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки».

Развивать внимательность, комментировать выразительное чтение

Выразить свое отношение к картине в рассказе

У.с. 152

РТ с. 58

19.05.

132

14

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.

обобщать представленный материал; составление собственного текста по итогам исследования.

Узнавать книги по обложке; сравнивать разные книги, классификация их;

У.с. 153 выбор произведения

20.05.

134

15

Самостоятельное чтение. Г. Юдин. Поэты.

наблюдать слово в художественном тексте.

Употреблять средства художественной  выразительности в своей речи.

У.с. 154

словарная работа

21.05.

135

16

Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Очерковая литература.

Познакомить с произведениями вида «очерковая литература»

Рассуждать о роли литературы в жизни

У.с. 155

РТ с. 63

26.05

136

17

Обобщающий урок. Праздник читательских удовольствий.

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению.

Презентация понравившихся произведений.

РТ с.60-62

27.05.

Пояснительная записка

         Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373
  • Примерной образовательной программы УМК «Перспектива»
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2032-2043 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2013-2014 учебный год»
  • Учебного плана общеобразовательного процесса на 2013-2014 учебный год
  • Положения о рабочей программе школы

Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;

— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

 Цели обучения:

           • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи: 

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы – основывается на общечеловеческой жизни, на осознании себя частью природы. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как к среде обитания человека и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно – популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как к виду искусства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально – позитивного отношения к семье, близким, чувствам любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Общая характеристика курса

Литературное чтение как систематический курс идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.

Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

  • Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
  • Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
  • Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
  • Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно – исторической ценности.

Разделы:

  1. «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения».
  2. «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».
  3. «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность».
  4. «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  • приобщение к литературе как искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Основные содержательные линии

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.

        Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

        Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.

Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:

  • целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
  • свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
  • приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
  • формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
  • обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
  • научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
  • развивать интерес к литературному творчеству;
  • духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.

Общие принципы, реализующие указанные цели:

  • принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
  • принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
  • принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
  • принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
  • принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
  • культурно-исторический принцип;
  • принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.        

Место учебного предмета в учебном плане

      Примерная программа по предмету рассчитана на 136 часов. Во 3 классе на обучение литературному чтению отводится 34 недели (136 ч, по 4 часа в неделю).

Название раздела

План

1

Книги – мои друзья.

5 часов

2

Жизнь дана на добрые дела.

17 часов

3

Волшебные сказки.

15 часов

4

Люблю всё живое.

20 часов

5

Картины русской природы.

12 часов

6

Великие русские писатели.

30 часов

7

Литературная сказка.

19 часов

8

Картины родной природы.

18 часов

136

Результаты изучения курса

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и

историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств.

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть

положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения

        В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится: инструментально освоить алфавит  для свободной ориентации в корпусе учебных словарей и быстрого поиска нужной словарной статьи; ориентироваться в учебной книге : уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст  по страницам "Содержание" и "Оглавление";  быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах  нужную информацию; работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, "Рабочей тетрадью", учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)

        В области регулятивных УУД обучаемый научится: подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения и приблизиться к пониманию того, что разные точки зрения имеют разные основания.

        В области коммуникативных УУД обучаемый научится: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; - в рамках коммуникации  как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

        

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.

Учебники

  1. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.
  2. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.

Пособия для учащихся

  1. Литературное чтение: Волшебная сила слов: Рабочая тетрадь по развитию речи: 3 класс / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти, А. В. Абрамов.
  2. Литературное чтение: Творческая тетрадь: 3 класс / Т. Ю. Коти.

Методические пособия

  1. Литературное чтение: Уроки чтения: 3 класс / М. В. Бойкина.

Книги для учителей

  1. Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность.
  2. Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника: Книга для учителя.

В программе определены цели начального курса литературного чтения; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся.

Методический аппарат учебников ориентирует учащихся на формирование важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать, составлять план).

В пособиях рассматриваются теоретические основы обучения чтению, даются общие рекомендации по организации уроков литературного чтения и поурочные разработки к учебникам.

В пособиях рассматриваются требования к обучению творческому чтению и подходы к формированию читательской активности младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Литературное чтение"2 класс УМК "Перспектива" ФГОС

1титульный лист2 пояснительная записка 3 общая характеристика  предмета4 содержание предмета (краткое описание тем курса с указанием часов на разделы)5.текущий и промежуточный контроль и т.д...

Рабочая программа .Литературное чтение . 2 класс. УМК "Перспектива".

Программа: Перспектива. Литературное чтение. Л.Ф.Климанова; Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий.  Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г. Учебник:  «Лит...

Рабочая программа по чтению, 4 класс, УМК "Перспектива"

Программа разработана по УМК "Перспектива"...

Рабочая программа по чтению. 3 класс. Перспектива

Рабочая программа содержит пояснитнльную записку, подробное ТП и КТП с УУД на каждый урок....

Рабочая программа по чтению 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с ФГОС и на основании программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф. М.. Данная программа реализуется в р...

Рабочая программа. Литературное чтение. "Перспектива"

Рабочая программа. Литературное чтение. "Перспектива"...