Рабочая программа .Литературное чтение . 2 класс. УМК "Перспектива".
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Программа: Перспектива. Литературное чтение. Л.Ф.Климанова; Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий.  Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г.

 Учебник:  «Литературное чтение» 2 класс  в 2  частях, авторы : Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская, издательство  Москва «Просвещение» 2011 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc92.5 КБ
Microsoft Office document icon liter_chtenie.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №51 г. Казани»

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №

От «___» ____________20__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УР

_________________ /_________/


«___» _______________ 20___ г.

              «УТВЕРЖДАЮ»          Директор МОУ «СОШ №51»          ____________________/_______/


    «___» _____________ 20___ г.

 

Рабочая программа учителя начальных классов

Литературное чтение . 2 класс

учитель: Мотова Л.Ю.

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 51

Рабочая программа

на 2013-2014 учебный год

Предмет: литературное чтение. 2 класс.

Учитель: Мотова Л.Ю.

Система обучения: традиционная.

Программа: Перспектива. Литературное чтение. Л.Ф.Климанова; Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий.  Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г.

 Учебник:  «Литературное чтение» 2 класс  в 2  частях, авторы : Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская, издательство  Москва «Просвещение» 2011 год

Количество часов в неделю по программе                                 2

Количество часов в неделю по учебному плану                        3

Количество часов в год                                                                 102

Из них:

* Н.Р.К.                                                                                              4

* произведения наизусть                                                               6

* проза                                                                                            

Пояснительная записка

к рабочей программе по  предмету «Литературное чтение»

       Рабочая программа  по предмету «Литературное чтение»  2 класс  составлена на основе следующих нормативных документов  и   методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации №373 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях  на 2012/2013 учебный год»;
  • Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан № 3934/11 от  02.08.2011 г «Об утверждении базисного  и примерных планов на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования».
  • Примерная программа начального общего образования;
  • Учебный план образовательного учреждения на 2012/2013 учебный год;
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ СОШ № 51 Вахитовского района г.Казани.

  Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;

— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.

Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззрен-ческий принципы построения программы  и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения  с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими

переживаниями,  открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.   В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

         Цели обучения

Программа направлена на достижение следующих целей:
          • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.            

                                                                 

Основные задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.        

Актуализация обучения младших школьников: 


• Углублять читательский опыт детей.
• Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:                                        

                   1. Развитие навыков чтения:
- развитие навыка осознанного и правильного чтения,
- выработка плавного чтения целыми словами,
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
- развитие темпового чтения.
                                                                               

              2.Развитие выразительности чтения и речи:
- чтение вслух и чтение про себя,
- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,
- произносить скороговорки и чистоговорки,
- обучение орфоэпическому чтению,
- обучение чтению по ролям.

Обогащение опыта творческой деятельности: 
1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  • приобщение к литературе как искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Основные содержательные линии

Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 2 класса и программы, которая включает следующие разделы:

   1. «Круг детского чтения. Тематика».

2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».

3. «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».

4. «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».

Круг детского чтения. Тематика.

1. Вводный раздел. «Приглашение в страну Литературию»; «Книга — друг и советчик».

2. Жанровый блок. Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных

стран).

Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов).

Литература — искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей.

3. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.

— Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.

— Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 50—60 слов в минуту.

— Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших

текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.

— Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации.

— Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя).

— Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.

— Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя).

— Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

— Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.

— Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.

— Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.

— Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.

— Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.

— Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов

искусства и наблюдений за окружающим миром

1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

— Развитие способности воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.

— Формирование умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков.

— Развитие умения наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе.

— Развитие умения воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному.

— Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.

2. Слушание художественных произведений.

— Слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова.

— Слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов.

— Заучивание наизусть стихотворений классиков русской литературы, посвященных разным временам года.

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.

— Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.

— Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.

— Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.

— Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.

— Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).

— Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).

— Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа)

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Воспроизведение сказочных сюжетов (или отдельных эпизодов) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи.

— Развитие умения сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке.

— Придумывание (коллективное) продолжения сюжета сказки или рассказа, обсуждение и выбор лучших вариантов.

— Умение определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»).

— Формирование умения различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный)

— Умение различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

— наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;

— 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;

— имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.

Учащиеся должны уметь:

— читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов;

— читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;

— читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;

— практически различать сказку, рассказ и стихотворение;

— объяснять заглавие прочитанного произведения;

— высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;

— устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;

— пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;

— делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

— отгадывать загадки;

— находить в тексте слова, характеризующие поступки

героя;

— различать слова автора и героев;

— определять тему произведения по заглавию;

— различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;

— находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;

— ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;

— составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.

Учащиеся должны  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • самостоятельно выбирать и читать книги;
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
  • определять содержание книги по заглавию, аннотации;
  • находить в словаре значение неизвестного слова.

Критерии оценок:

В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

  • Способ чтения: чтение целыми словами.
  • Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
  • Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
  • Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.  

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.  Темп чтения не менее 35 слов в минуту в I полугодии, во втором полугодии - 50 слов в минуту.

Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  • Выразительное чтение текста;
  • Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
  • Выразительное чтение наизусть;
  • Составление простого плана;
  • Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
  • Работа с детской книгой и т.д.

В ходе фронтального  опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Оценка «5» -ставится ученику, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на собственный опыт, чувства, отношения. При чтении во 2 классе читает по слогам, отдельные простые слова читает целиком, в словах не допускает искажений, замены , перестановки букв и слогов в словах, правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения: умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно предать содержание прочитанного, твёрдо знает текст для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.

Оценка «4»- понимает основное содержание прочитанного.Во 2 классе  в I полугодии читает плавно, целыми словами, темп не менее 30 слов в минуту, во II полугодии не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударения и при соблюдении пауз и интонации в конце предложения, правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, знает наизусть стихотворение, но допускает перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет ошибки.

Оценка «3»- ставится ученику, если он разбирается в прочитанном произведении только с помощью учителя. Во 2 классе  в I полугодии читает отрывисто по слогам со скоростью не менее 25 слов в минуту, во II полугодии читает плавно по слогам не менее 40 слов в минуту, допускает 3-5 ошибок на замену слов, пропуск , перестановку слогов и букв, не соблюдает пауз между  словами и предложениями, знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживается нетвёрдое усвоение текста.

 Оценка «2» - ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.

 

Литература и средства обучения.

Литературное чтение.

  1. «Литературное чтение» учебник, 2 класс в 2 частях,  авторы Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий, Л. А.Виноградская,  издательство Москва «Просвещение» 2012 год.
  2. «Этимологический словарь» (Популярное пособие для начальной школы) В.Волина. АСТ – пресс (2007 г.)                  
  3. «Пословицы. Поговорки. Загадки. (Сборник). Издательство «Современник» г. Москва 1986 г.
  4. «Хоббиты, добывайки, гномы и прочие». И.Г.Сухин

(Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания» Издательство  М.1997 г.

  1. «Словарь антонимов русского языка» М.Р. Львов. Москва, 2004 г.
  2. «Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие». И.Г.Сухин

 Литературные викторины для младших школьников. Изд. Москва 1996 г.



Предварительный просмотр:

N

Тема урока.

Кол-во часов.

Тип урока.

Планируемые результаты учебной деятельности.

Виды контроля и измерители.

Домашнее задание.

Дата проведения.

______________

План.        Факт.

1 четверть.

1

Тема: «Любите книгу"


Введение. Знакомство с учебником. Урок-игра «Крестики-нолики».

1

УИПЗЗ

Знают структуру учебника и ориентируются в нем.         Умеют                                           находить в учебнике нужную информацию и работать с ней;                                     распределять книги по разным основаниям;                    отвечать на поставленные вопросы к тексту.

Презентация любимой книги.

2

Знакомство с названием раздела.  Ю.Энтин «Слово про слово». В.Боков. «Книга – учитель…». 

1

УИПЗЗ

Знают структуру учебника и ориентируются в нем.         Умеют                                           находить в учебнике нужную информацию и работать с ней;                                     распределять книги по разным основаниям;                    отвечать на поставленные вопросы к тексту.

Работа в паре: ответы на вопросы.

3

Г.Ладонщиков «Лучший друг». Пословицы о книге. М.Горький о книгах.

1

УИПЗЗ

Умеют                                         находить в учебнике нужную информацию и работать с ней;                                     распределять книги по разным основаниям; отвечать на поставленные вопросы к тексту.

Выразительное чтениеРабота в паре: ответы на вопросы.

4

Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек.

Рукописные книги Древней Руси.                        

1

УИПЗЗ

Умеют: планировать свою деятельность (составлять план урока под руководством учителя); осмысленно воспринимать текст на слух; находить в тексте ключевые слова;самостоятельно составлять высказывание по теме произведения.

Определение ключевых слов в тексте учебника.

5

Н. Кончаловская «В монастырской келье».

1

УИПЗЗ

Умеют: планировать свою деятельность (составлять план урока под руководством учителя); осмысленно воспринимать текст на слух; находить в тексте ключевые слова;самостоятельно составлять высказывание по теме произведения.

Ответы на вопросы.

6

Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей.

1

УИПЗЗ

Умеют: группировать книги по разным основаниям;     подбирать книгу длявыставки, презентовать книгу;

Работа со словарём.

7

Мои любимые художники-иллюстраторы:В.Лебедев, А.Пахомов, Е.Чарушин

1

КУ

Знают профессиональные особенности художников-иллюстраторов.                     Умеют соотносить иллюстрацию с текстом; использовать иллюстрацию как источник информации о содержании текста.            Умеют участвовать в коллективной беседе. Испытывают потребность  в самостоятельном чтении.

Отвечают на вопросы учебника.                      

8

Самостоятельное чтение. Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». Главная мысль стихотворения. Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

1

КУ

Знают профессиональные особенности художников-иллюстраторов.                     Умеют соотносить иллюстрацию с текстом; использовать иллюстрацию как источник информации о содержании текста.            Умеют участвовать в коллективной беседе. Испытывают потребность  в самостоятельном чтении.

Работают на пословицами: определяют смысл, лексическое значение незнакомых слов. Записывают наиболее понравившиеся пословицы в «Копилку мудрых мыслей».

9

Тема: « Краски осени».


Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: сравнение. Сборник.

1

УИПЗЗ

Знают структуру учебника и ориентируются в нем.         Умеют                                           находить в учебнике нужную информацию и работать с ней;                                     распределять книги по разным основаниям;                    отвечать на поставленные вопросы к тексту.

Самостоятельно читают произведение С.Аксакова, отвечают на вопросы.

10

Осень в художественных произведениях А.Пушкина, С.Аксакова.

1

КУ

Эмоционально воспринимают стихотворный и прозаический текст на слух.Умеют участвовать в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному.Умеют создавать свой текст ( под руководством учителя).Умеют сравнивать произведения живописи и литературы.

Сравнивают произведения А.С.Пушкина и  С. Аксакова.    

11

Осень в произведениях живописи В.Поленова. А.Куинджи.

1

КУ

Эмоционально воспринимают стихотворный и прозаический текст на слух. Умеют участвовать в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному.Умеют создавать свой текст ( под руководством учителя).Умеют сравнивать произведения живописи и литературы.

Сравнивают произведения А.С.Пушкина и  С. Аксакова.    

12

А.Майков «Осень». С.Есенин «Закружилась листва золотая …». Ф.Васильев «Болото в лесу».

1

УИПЗЗ

Умеют:  сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и по настроению;  различают и используют в речи средства художественной выразительности;   умеют находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение.

Самостоятельно читают произведение, отвечают на вопросы.

13

И.Токмакова «Опустел скворечник…»,А.Плещеев «Осень наступила»

1

УИПЗЗ

Умеют:  сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и по настроению;  различают и используют в речи средства художественной выразительности;   умеют находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение.

Работа в паре: подбор слов из стихотворения, которые созвучны осеннему настроению.

14

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.

1

УИПЗЗ

Умеют:  сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и по настроению;  различают и используют в речи средства художественной выразительности;   умеют находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение.

Работа в паре: сочинение осенних загадок.

15

Народные приметы. Осенние загадки.

1

УИПЗЗ

Умеют:  сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и по настроению;  различают и используют в речи средства художественной выразительности;   умеют находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение.

Работа в паре: сочинение осенних загадок.

16

Мы идём в библиотеку. Сборник стихотворений и рассказов о природе.

1

УИПЗЗ

Умеют:  сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и по настроению;  различают и используют в речи средства художественной выразительности;   умеют находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение.

Работа в паре: определение ключевых слов в стихотворении.

17

Самостоятельное чтение. С.Маршак «Сентябрь», «Октябрь». Н.Сладков «Сентябрь». Л.Яхнин «Осень в лесу»

1

КУ

Умеют: классифицировать книги по разным основаниям; презентовать понравившуюся книгу;   находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты); находить опорные слова, позволяющие осмыслить содержание текста и создать иллюстрацию.

Подобрать слова-ассоциации к слову осень. 

18

Семейное чтение. С.Образцов «Стеклянный пруд». Создание текста по анологии.

1

УИПЗЗ

Умеют: правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте;                         коллективно обсуждать прочитанное;                читать текст по ролям.

Работа в паре: определение ключевых слов в стихотворении. Работа в паре: определение ключевых слов в стихотворении.

19

Наш театр. Инсценирование произведения Н.Сладкова «Осень». Маленькие и большие сек-реты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

УИПЗЗ

Умеют: правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте;                         коллективно обсуждать прочитанное;                читать текст по ролям.

Инсценирование произведения Н Сладкова «Осень».

20

Контрольная работа.

1

КУ

Контроль знаний.

Контрольный урок.

21

Тема: «Мир народной сказки»


Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.


1

УИПЗЗ

Умеют: классифицировать книги по различным основаниям; рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций.

Создание иллюстраций к сказке.

22

Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль.

1

УИПЗЗ

Умеют: давать характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями; находить в сказках отражение быта, традиций культуры определённого народа, сочинившего сказку;        выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Сравнить главных героев русской народной сказки и корякской сказки.

23

Русская народная сказка «Заячья избушка».

1

УИПЗЗ

Умеют: давать характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями; находить в сказках отражение быта, традиций культуры определённого народа, сочинившего сказку;        выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Выразительное чтение по ролям.

24

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

1

УИПЗЗ

Умеют: давать характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями; находить в сказках отражение быта, традиций культуры определённого народа, сочинившего сказку;        выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Выразительное чтение по ролям.

25

Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказки.

1

УИПЗЗ

Умеют: давать характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями; находить в сказках отражение быта, традиций культуры определённого народа, сочинившего сказку;        выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Выразительное чтение по ролям.

26

Русская народная сказка «Зимовье». Чтение сказки по ролям.

1


УИПЗЗ


Умеют: выделять главную мысль в тексте;           характеризовать героев на основе текста и иллюстраций;    составлять план текста и подробно пересказывать по плану; сравнивать и обобщать;

Определить авторские пометы, которые помогут правильно прочитать реплики героев.

27

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки.

1

УИПЗЗ

Умеют: выделять главную мысль в тексте;           характеризовать героев на основе текста и иллюстраций;    составлять план текста и подробно пересказывать по плану; сравнивать и обобщать;

Выразительное чтение по ролям.

2 четверть.

28

Мы идем в библиотеку. Русские народные сказки.

1

УЗНЗВУ

Умеют: работать с тематическим каталогом, находить книги по различным основаниям; самостоятельно находить ответы на заданные вопросы.

Выразительное чтение по ролям.

29

Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка «Идэ».Главная мысль сказки.

1

УИПЗЗ


Знакомство с русскими народными сказками в библиотеке. Выбор книги на основе тематического каталога. Самостоятельное чтение хантыйской сказки «Идэ».

Выделить основные эпизоды сказки, составить план своего рассказа.

30

Семейное стение. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

УИПЗЗ

Работа с выставкой прочитанных ранее книг сказок. Определение области, где жили нанайцы. Работа с заголовком и иллюстрацией. Слушание сказки. Высказывают предположения о том, чему учит сказка.

Работа с выставкой прочитанных ранее книг сказок. Определение области, где жили нанайцы. Работа с заголовком и иллюстрацией. Слушание сказки. Высказывают предположения о том, чему учит сказка.

31

Нанайская сказка «Айога».Выразительное чтение диалога.

1

УЗНЗВУ

Работа с выставкой прочитанных ранее книг сказок. Определение области, где жили нанайцы. Работа с заголовком и иллюстрацией. Слушание сказки. Высказывание предположений о том, чему учит сказка.

Создание иллюстраций

32

Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки.

1

УИПЗЗ

Работа с заголовками и иллюстрациями. Слушание сказки. Высказывание предположения о том, чему учит сказка.

Пересказ понравившейся сказки

33

Наш театр. Сказка «Лиса и журавль».Инсценирование сказки.

1

УИПЗЗ

Формулировка основной задачи урока, основных шагов. Определение профессий, необходимых для постановки  спектакля. Слушание сказки. Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки. Рефлексия на сыгранную роль.

Инсценирование сказки.

34

Наш театр. Сказка «Лиса и журавль».Инсценирование сказки.

1

УИПЗЗ

Формулировка основной задачи урока, основных шагов. Определение профессий, необходимых для постановки  спектакля. Слушание сказки. Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки. Рефлексия на сыгранную роль.

Инсценирование сказки.

35

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работа со сказками.КВН по сказкам.

1

УЗНЗВУ

Чтение раздела. Деление всех изученных сказок на группы. Работа с выставкой прочитанных книг, классификация сказок.

Описание любимых сказочных героев.

36

Тема: «Весёлый хоровод»


Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: закличка. Небылица. Прикладное искусство, перевод.Б Кустодиев «Масленица2. Устное сочинение по картине.

1

УЗНЗВУ

Прогнозирование содержания урока. Работа над лексическим значением непонятных слов.  Работа с выставкой книг.

Викторина

37

Проэкт «Мы идём в  музей народного творчества.» Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

1

УЗНЗВУ

Работа с репродукцией картины   Б. Кустодиева «Масленица». Знакомство с экспозицией музея .Знакомство с малыми произведениями малых фольклорных жанров. Знакомство с закличками. Чтение приговорок, потешек, перевёртышей.

Выразительное чтение по ролям. Сравнение авторских произведений с произведениями фольклора

38

Переводная литература. Небылицы, перевёртыши. Весёлые стихи. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных.. Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей. Самостоятельное чтение. Д.Хармс «Весёлый старичок», «Небывальщина».

1

УЗНЗВУ

Сравнивание  авторских произведений с фольклорными работами.  

Сравнение авторских произведений с произведениями фольклора.

39

Маленькие и большие секреты страны Литературии.обобщение по разделу. Семей ное чтение. К Чуковский «Путаница». Небылица.Проэкт. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод».

1

УЗНЗВУ

Работа с выставкой книг. Ответы на вопросы, определение этапов выполнения заданий и выполнение их. Выделение главных слов в названии праздника, подбор к нему ассоциации. Определение цели проекта. Распределение на группы, определение темы презентации в каждой группе.

Конкурс «Кто больше придумает загадок о животных» Подготовка к празднику.

40

Тема: «Мы – друзья.»


Знакомствос названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе. Михаил Пляцковский «Настоящий друг».

В.Орлов       «Я и мы».

1

УЗНЗВУ

Рассуждение о том, кого можно назвать настоящим другом. Ознакомление с пословицами о дружбе. Игра в игру «Доскажи пословицу». Знакомство с книгой В.Даля «Пословицы русского народа». Работа в паре: чтение по ролям диалога Вани и Ани. Ознакомление с произведением М. Пляцковского «Настоящий друг». Прослушивание песни в исполнении артиста. Выразительное чтение стихотворения.

Работа в паре: определить, какие из пословиц о дружбе.

41

Н.Носов     «На горке».Подробный пересказ от имени героя. Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

УЗНЗВУ

Чтение рассказа Н.Носова «На горке». Воспроизведение рассказа по серии сюжетных картинок. Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Работа в группе: воспроизведение текста по иллюстрациям. Выбор лучшего рассказчика в группе.

Рассказать о самом смешном или самом грустном эпизоде из рассказа.

42

Самостоятельное чтение.С.Михалков  «Как друзья познаются».Главная мысль. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».обсуждение прорблемы «Как найти друзей».

1

УЗНЗВУ

Ознакомление с особенностями жанра басни. Самостоятельное чтение басни С.Михалкова «Как друзья познаются». Работа по вопросам учебника. Воспроизведение басни. Знакомство с произведением Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Ответы на вопросы.  Знакомство с выставкой книг.

Назвать специфические особенности басни в произведении. Создание каталожной карточки на книгу.

43

Семейное чтение. А.Гайдар «Чук и Гек». Обсуждение содержания рассказа.Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей».Маленькие и большие секреты страны Литературии».Обобщение по разделу.

1

УЗНЗВУ

Рассказ об особенностях басни, знакомых из прошлых уроков. Работа с выставкой книг И.А.Крылова. Ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей». Подготовка к инсценированию басни, отбор выразительных средств. Инсценирование басен.

Объяснить, почему басня «Стрекоза и Муравей» включена в данный раздел. Работают в группе: составляют текст беседы по опорным словам

44

Контрольная работа за 1 полугодие. Урок-игра «Поле чудес»

1

КУ

Контроль знаний.

Контрольный урок.

45

Тема: « Здравствуй, матушка Зима!»


Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: выразительное чтение. Проект. Готовимся к новогоднему празднику.

1

УЗНЗВУ

Подбор ассоциаций к словосочетанию «Новый год». Создание программы праздника. Распределение на группы. Подготовка к празднованию Нового года в соответствии с выбором группы: отбор стихотворений, песен, игр.

Участвуют в работе группы, обсуждают проблемы группы.

46

Лирические стихотворения о зиме. А.С.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…» Ф.Тютчев    «Чародейкою Зимою…» С.Есенин   «Поёт зима, аукает…»;  «Берёза».

1

УЗНЗВУ

Знакомство с особенностями поэтического произведения. Чтение стихотворения А.С.Пушкина, ответы по содержанию. Подготовка к выразительному чтению, и чтение стихотворения. Знакомство с произведением Ф.Тютчева, ответы на вопросы, повторное перечитывание. Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов. Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов. Знакомство с произведениями С.Есенина.

Сделать разметку  стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения. Работа в паре: создание своего стихотворения о зиме

(синквейна).

3 четверть.



47

Праздник Рождества христова.С.Чёрный «Рождественское». Ф.Фофанов

 «Ещё те звёзды не погасли...». Рассказх о празднике. К.Бальмонт «К зиме».

1

УЗНЗВУ

Знакомство с произведениями С.Чёрного и Ф.Фофанова. Сравнение стихотворений. Знакомство со стихотворениями К.Бальмонта. Выразительное чтение.

Найти в стихотворении олицетворения.

Выразительное чтение.

48

С.Маршак «Декабрь».Средства художественной выразительности: олицетворение. А.Барто  «Дело было в январе...» С.Дрожжин «Улицей гуляет…» Выразительное чтение.

1

УЗНЗВУ

Знакомство со стихотворениями С.Маршака. Знакомство с произведениями А.Барто, С.Дрожжина. Ответы на вопросы учебника.                            Сравнение стихотворений.

Выразительное чтение. Нарисовать своё настроение.

49

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. Проект «Праздник начинается, конкурс предлагается».

1

УЗНЗВУ

Работа над лексическим значением слова «Загадка». Чтение загадок. Выделение в тексте слов, на которые указывает загадка. Подбор слов-ассоциаций к отгадке. Чтение понравившихся загадок.

Работа в паре: составление загадки о зиме.

50

Тема: Чудеса случаются».


Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: литературная сказка.мои любимые писатели . Сказки А.С.Пушкина.

1

УЗНЗВУ

Знакомство со сказкой А.С. Пушкина. Работа с книгами, представленными на выставке.  

В чём отличие народной сказки от литературной?

51

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки. Особенности литературной сказки.чему учит сказка?

1

УЗНЗВУ

Знакомство со сказкой А.С. Пушкина. Работа с книгами, представленными на выставке.  Определение строчек стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации. Определение, сколько раз в сказке повторяется одна и та же ситуация.  Знакомство со сказкой А.С. Пушкина.  Определение строчек стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации. Определение, сколько раз в сказке повторяется одна и та же ситуация.  

Почему рыбка не выполнила последнюю просьбу старухи?

Выразительное чтение.

52

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».Выставка книг. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Герои сказки.Чему учит сказка?

1

УЗНЗВУ

Работа с выставкой книг по теме: «Литературные сказки». Анализ представленных книг. Чтение присказки, особенности присказки. Чтение сказки. Сравнение зайца из сказки с зайцами в других сказках. Составление портрета зайца из русских народных сказок.

Описать сказительницу Игра «Собери сказки о зайцах»

53

Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса». Особенности литературной сказки. Д.Мамин-Сибиряк. Дж.Харрис. Сравнение литературных сказрок.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с книгой Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Выразительное чтение.

Игра «Собери сказки о зайцах»

54

Э.Распе. Из книги «Приключения Барона Мюнхаузена». Особенности литературной сказки.Мы идём в библиоьтеку. Литературные сказки. Мои Любимые писатели. Сказки К.Чуковского.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с э.Распе и его творчеством. Чтение в учебнике статьи о Распе , работа с выставкой книг. Знакомство с К. Чуковским и его творчеством. Чтение в учебнике статьи о Чуковском, работа с выставкой книг.

Сравнить приключения Бибигона с приключениями барона Мюнхгаузена

55

Самостоятельное чтение. К.Чуковский  . Из книги « Приключения Бибигона». Семейное чтение. Л.Толстой «Два брата».

1

УЗНЗВУ

Знакомство с К. Чуковским и его творчеством. Чтение в учебнике статьи о Чуковском, работа с выставкой книг.

Выразительное чтение.

56

Наш театр. Инсценирование сказки К.Чуковского «Краденое солнце».Маленькие и большие секреты страны литературии. Обобщение по разделу.


Контрольная работа.

1

УЗНЗВУ

Знакомство со сказкой «Краденое солнце». Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценировки сказки.                      Инсценирование сказки.

Рефлексия на сыгранную роль.

57

Тема: Весна, весна! И всё  ей радо!



Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: олицетворение, воображение. Ф.Тютчев   «Зима недаром злиться…» Приём контраста лирическом стихотворении.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с темой урока: определение опорных слов, подбор слов-ассоциаций. Чтение диалога Ани и Вани, чтение сообщения профессора Самоварова. Чтение стихотворения Ф.Тютчева. Определение симпатий автора, выражение свих симпатий. Самостоятельное чтение стихотворений по группам.

Выразительное чтение.

58

Веска в лирических произведениях И.Никитина«Весна».  А.Плещеева  «Весна».  Т.Белозёрова «Подснежники» и в произведениях живописи А.Куинджи.

1

УЗНЗВУ

Определение симпатий автора, выражение свих симпатий. Самостоятельное чтение стихотворений по группам.

Выразительное чтение.

59

Картины весны в произведениях А.Чехова. А.Фета, А.Барто. Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с произведением А.Чехова «Весной». Перечитывание текста с дополнительными вопросами. Сравнение произведения со стихотворениями А.Фета и А.Барто.  

Выразительное чтение.

60

Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С.Маршак, И Токмакова. Саша Чёрный.

1

УЗНЗВУ

Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне: выбор жюри, объяснение критериального аппарата (соответствие теме, выразительность при чтении). Подведение итогов конкурса, определение победителя.

Выразительное чтение.

61

Устное сочинение по картине И.Левитан Ранняя весна».

1

УЗНЗВУ

Знакомство с книгами о весне на выставке. Выбор и презентация своей книги. Путешествие по картине: подбор слов, которые помогут представить реку, небо, снег. Самостоятельное знакомство с произведением С.Маршака «Март». Знакомство с репродукцией картины Левитана «Ранняя весна».

Создание небольшого текста по картине И.Левитана.

Самостоятельная работа по картине.

62

Семейное чтение А.Майков «Христос воскрес». К.Крыжицкий «Ранняя весна».

1

УЗНЗВУ

Определение симпатий автора, выражение свих симпатий. Самостоятельное чтение стихотворений по группам.

Выразительное чтение

63

Наш театр. С.Маршак «Двенадцать месяцев».

1

УЗНЗВУ

Определение этапности подготовки к инсценированию

произведения (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлекси.я).

Работа в группе: подготовить театральные программки и театральные билеты.

64

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Самостоятельная работа.

1

УЗНЗВУ

Работа с выставкой книг по теме: «Литературные сказки». Анализ представленных книг. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

65

Тема: Мои самые близкие и дорогие.


Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела:семья, согласие, ответственность.



1

УЗНЗВУ

Рассматривание фотографии (стр.69), беседа по фотографии. Представление своей домашней фотографии в классе

Осознание значимости в жизни человека  близких и дорогих людей – родителей

66

Стихи о маме и папе. Роберт Рождественский          «На земле хороших людей немало», Ю.Энтин, Б.Заходер.  Выразительное чтение.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с темой урока, чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова.  Рассматривание фотографии (стр.69), беседа по фотографии. Представление своей домашней фотографии в классе. Чтение стихотворения Р.Рождественского «На земле хороших людей немало».

Осознание значимости в жизни человека  близких и дорогих людей – родителей Создание текста о маме.

67

А.Барто  «Перед сном».Р.Сеф «Если ты ужасно гордый». Рассказ о маме. Дж. Родари «Кто командует?»Главная мысль.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с произведением Дж.Родари «Кто командует?» Работа по вопросам учебник. Знакомство с выставкой книг, работа в библиотеке.                 Выбор книг по желанию, презентация своей книги.   Составление каталога на тему: «Книги о маме».

Нарисовать иллюстрацию к произведению «Кто командует?»

68

Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с выставкой книг, работа в библиотеке.                 Выбор книг по желанию, презентация своей книги.   Составление каталога на тему: «Книги о маме».

Самостоятельная работа.

69

Самостоятельное чтение. Если был бы девчонкой… Э.Успенский «Разгром». Б Заходер «Никто».

1

УЗНЗВУ

Знакомство с произведениями Э.Успенского. Игра для мальчиков «Представьте себе…». Чтение стихотворения «Если был бы я девчонкой…». Знакомство со стихотворением «Разгром».

Перечитывание с дополнительными вопросами.

70

Семейное чтение. Л. Толстой «Отец и сыновья». «Старый дед и внучек»

1

УЗНЗВУ

Чтение стихотворение Б.Заходера «Никто». Сравнение стихотворений «Разгром» и «Никто».

Выразительное чтение.

71

Наш театр. Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить».Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения: чтение произведения, распределение ролей, отбор средств выразительности для создания образа. Работа в группе.

Рефлексия на сыгранную роль.

72

Тема: Люблю всё живое.



Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: сочувствие, сопереживание.

1

УЗНЗВУ

Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Создание текста поздравительной открытки. Коллективное редактирование созданных текстов. Создание иллюстрации к поздравительной открытке.

работать с книгами, отбирать необходимый материал из книг.

73

Саша Чёрный «Жеребёнок». Авторское отношение к изображаемому.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с названием нового раздела. Чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова. Знакомство с произведением Саши Чёрного «Жеребёнок», выразительное чтение.

Работа в паре: определить в стихотворении слова, которые помогают представить жеребёнка.

74

С.Михалков «Мой щенок». Дополнение содержания текста.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с названием нового раздела. Чтение диалога Ани и Вани. Знакомство со стихотворением С.Михалкова «мой щенок».

Выразительное чтение стихотворения.

75

С.Снегирёв «Отважный пингвинёнок» Поступки героев.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с произведением Г.Снегирёва «Отважный пингвинёнок». Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Составление таблицы вопросов по осмыслению художественного произведения. Определение главной мысли произведения.

Подготовка к созданию текста

76

М.Пришвин «Ребята и утята».Составление плана.

1

УЗНЗВУ

Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Составление таблицы вопросов по осмыслению художественного произведения. Определение главной мысли произведения. Анализ пословиц (стр.93). Знакомство с произведением М.Пришвина «Ребята и утята».

Выразительное чтение

4 четверть


77

Е.Чарушин «Страшный рассказ».Составление плана по основе опорных слов.

1

УЗНЗВУ

Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами произведения Е.Чарушина «Страшный рассказ». Работа по вопросам учебника. Сравнение произведений.

Пересказ по плану

78

Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Н.Рубцов «Про зайца». Заяц (Энциклопедия)

1

УЗНЗВУ

Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н.Рубцов «Про зайца2. Заяц (энциклопедия)

Описать встречу писателя с зайцем.

79

Проект «Создание фото альбома о природе». В Берестов «С фотоаппаратом».

1

УЗНЗВУ

Знакомство с произведением

Н.Некрасова

 «Дедушка Мазай и зайцы».

типа текста. : участвовать в коллективной беседе;                       создавать собственные произведения, альбомы о животных.


Выразительное чтение.


80

Мы идём в библиотеку. Сказки и рассказы о природе В.Бианки.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с книгами В.Бианки на выставке. Определение, что объединяет эти книги. Деление книг на группы. Выбор книги из представленных, рассказ о книге.

Составление каталожной карточки

81

Мои любимые писатели.  В.В.Бианки. В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка».Составление плана на основе опорных слов.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с жизнью и творчеством В.В.Бианки.  Знакомство с произведениями В.Бианки на книжной выставке. Знакомство с жизнью и творчеством В.В.Бианки.  Знакомство с произведениями В.Бианки на книжной выставке. Чтение произведения «Хитрый лис и умная уточка». Определение жанра произведения.  

Работа в группе: найти опорные слова и составить план рассказа.

82

Семейное чтение. В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?»

1

УЗНЗВУ

Знакомство с книгами В.Сухомлинского, рассматривание. Составление каталожных карточек.

Нарисовать иллюстрацию.

83

Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н.Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с темой урока. Определение этапности подготовки к инсценированию произведения. Работа в группе: распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Драматизация рассказа.

Сравнение данного произведения  с русской народной сказкой

84

Г.Снегирёв «Куда улетают на зиму птицы». Постановка вопросов к тексту.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с темой урока. Определение этапности подготовки к инсценированию произведения. Работа в группе: распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Драматизация рассказа.

Работа в группе: найти опорные слова и составить план рассказа.

85

Наш театр. В.Бианки «Лесной колобок – Колючий Бок». Инсценирование.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с темой урока. Определение этапности подготовки к инсценированию произведения. Работа в группе: распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Драматизация рассказа.

Рефлексия на сыгранную роль.

86

Шутки-минутки. В.Берестов «Заяц-барабанщик», «Коза».

1

УЗНЗВУ

Знакомство с темой урока. Определение этапности подготовки к инсценированию произведения. Работа в группе: распределение ролей. Отбор средств выразительности.

Выразительное чтение.


87

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с понятием жанра рассказа, научно-познавательного текста. Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе.          

Создание иллюстрации к отзыву.

88

Тема: Жизнь дана на добрые дела.



Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: взаимопонимангие. Трудолюбие, честность, сочувствие.

1

УЗНЗВУ

Создание отзыва на книгу, представленную на выставке. Коллективное редактирование получившихся текстов. Презентация своих работ.

Выразительное чтение.


89

Какие дела самые важные. С.Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах».

1

УЗНЗВУ

Поиск добрых дел,  о которых говорится в стихотворении С.Баруздина «Стихи о человеке и его делах». Коллективное редактирование текстов.

Работа в паре: чем различаются слова добрый и добренький.

90

Л.Яхнин «Пятое время года», «Силачи». Заголовок.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с произведением Л.Яхнина «Пятое время года». Создание небольшого текста на тему. Коллективное редактирование текстов.

Закончить предложение: «Герой рассказа очень хотел совершить добрые дела, но только…»

91

В.Осеева «Просто старушка».Смысл заголовка.

1

УЗНЗВУ

Чтение произведения В.Осеевой «Просто старушка».Коллективное редактирование текста. Осознание нравственных понятий на основе чтения различных текстов. Умение определять главную мысль произведения. Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения.

Рассказать о мальчике из произведения В.Осеевой «Просто старушка».

92

Кого можно назвать сильным человеком.Э.Шим    «Не смей!»

1

УЗНЗВУ

Знакомство с произведением Э.Шима «Не смей!» Коллективная работа со словом совесть

Составить предложение со словом совесть.

93

А.Гайдар «Совесть». Е.Григорьева «Во мне сидят два голова». Соотнесение  содержания рассказа, стихотворения с пословицей.

1

УЗНЗВУ

Сравнение произведений. Знакомство с произведением А.Гайдара «Совесть». Коллективная работа со словом совесть. Осознание нравственных понятий на основе чтения различных текстов. Умение определять главную мысль произведения. Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения.

Выразить своё отношение к Нине. Объяснить заголовок рассказа.

94

Работа со словарём. Дискуссия на тему «Что  значит поступать по совести».В.Осеева «Три товарища».

1

УЗНЗВУ

Осознание нравственных понятий на основе чтения различных текстов.

Знакомство с рассказом В.Осеевой «Три товарища».

Рассказать о своем товарище.

95

И.Пивоваров «Сочинение».

1

УЗНЗВУ

Осознание нравственных понятий на основе чтения различных текстов.

Знакомство с рассказом И.Пивоварова «Сочинение».

Пересказ текста.

96

Составление рассказа на тему  «Как я помогал маме».

1

УЗНЗВУ

Создание текста «Как я помогал маме». Коллективное редактирование работ. Создание иллюстрации к сочинению.

Представление своих работ.

97

Мы идём в библиотеку. Рассказы Н.Носов.

1

УЗНЗВУ

   Знакомство с творчеством писателя. Самостоятельное ознакомление с произведением «Затейники».

Опрос: как найти произведения Н.Носова в библиотеке?

98

Самостоятельное чтение Н.Носов «Затейники». Подбор заголовка.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с выставкой, выбор книги из представленных книг. Знакомство с творчеством писателя. Самостоятельное ознакомление с произведением «Фантазёры».

Работа в паре: прочитать рассказ в лицах.

99

Н.Носов  «Фантазёры». Чтение по ролям.

1

УЗНЗВУ

Знакомство с выставкой, выбор книги из представленных книг. Знакомство с творчеством писателя. Самостоятельное ознакомление с произведениями «Затейники», «Фантазёры». Определение, почему эти книги включены в раздел «Жизнь дана на добрые дела».

Работа в паре: прочитать рассказ в лицах.

100

Контрольная работа.

1

КУ

Проверить знания детей.

Контрольный урок.

101

Наш театр. С.Михалков «Не стоит благодарности».

1

УЗНЗВУ

Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения С.Михалкова «Не стоит благодарности». Чтение произведения. Работа в группе. Распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Выразительное чтение по ролям.  

Рефлексия на сыгранную роль.

102

Семейное чтение. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Смысл басни.

1

УЗНЗВУ

Обобщение знаний по разделу.         Уметь: создавать тексты на основе интерпретации художественных текстов.       Освоение системы нравственно-этических ценностей в ходе прочтения произведения.

Работа в паре: обсудить смысл пословицы: «Красив тот, кто красиво поступает»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...