Урок литературного чтения. Н.Некрасов "Славная осень!..."
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Рациборская Марина Викентьевна

Урок проводится в 3 классе по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока литературного чтения

3 класс              УМК «Школа России»

Тема: Н.А.Некрасов «Славная осень…»

Цели:

Образовательные:

  1. Познакомить с произведением Н.А.Некрасова «Славная осень!»
  2. Формировать и совершенствовать навык сознательного, выразительного чтения.
  3. Формировать первоначальные навыки литературоведческого анализа произведения.

Развивающие:

  1. Обогащать словарный запас учащихся, добиваться усиления коммуникативных свойств речи.
  2. Учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
  3. Способствовать пониманию учащимися поэтического произведения, уметь находить красочные средства изображения.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать познавательную активность учащихся.
  2. Учить детей вглядываться в картины родной природы, чувствовать, понимать и любить окружающую природу.

Этапы урока

Ход урока

Результаты:

формируемые УУД

1.

Организационный момент.

Эмоциональное начало урока.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

 - И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом и  желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

Коммуникативные:

Формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.

Речевая разминка.

-Прочитайте стихотворение на доске.

Слайд № 1.

Заглянула осень в сад,

Птицы улетели,

Целый день в саду шуршат

Жёлтые метели.

     Под ногами первый лёд

     Крошится, ломается.

     Воробей в саду вздохнёт,

     А запеть стесняется.

                     В.Степанов

-Прочитайте вслух.

-Как вы понимаете первую строчку стихотворения?

-Почему метели жёлтые?

-Какое слово помогает нам услышать шорох листьев?

-Отчего вздыхает воробей?

-Сформулируйте тему этого стихотворения.

-Правильно, в этом стихотворении говорится о наступлении осени.

-А кто из вас любит осень? За что?

   (Уточняю, какой период осени дети любят больше всего и почему).

-Прочитайте стихотворение медленно, нараспев, чётко произнося звуки.

-Первое четверостишие прочитайте радостно, весело, а второе грустно, печально.

Познавательные:

Выработка четкого произношения, правильной артикуляции, внимания, выразительности, единого темпа чтения, памяти; обогащение речи.  

Коммуникативные:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.

Актуализация знаний. Введение в тему.

-Как вы думаете, о чём будет стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке?

-А вот чтобы узнать, кто автор этого стихотворения, разгадаем кроссворд. Все задания в нём будут связаны с осенью.

Слайд №2.

                                                (Кроссворд)

  1. Дождь и слякоть, грязь и ветер.

Осень, ты за всё в ответе!

Мёрзнет, мёрзнет человек,

Выпал первый белый …..     Снег

  1. Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?

                            Сентябрь

  1. Слёзки капают из тучи –

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник –

Хлюпает по лужам …..    

                                          Дождик

  1. Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

                              Октябрь

  1. По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует – оно задрожит.

                                Лужа

  1. Листья жёлтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковёр ложатся!

Что за жёлтый снегопад?

Это просто …..            Листопад

  1. Для сентября – внук,

Для октября – сын,

А зиме родной брат.

                 Ноябрь

  1. Тучи нагоняет, воет, задувает.

По свету рыщет, поёт, да свищет.

                       Ветер

-Какое слово у нас получилось?

Некрасов

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

-Правильно, сегодня на уроке  мы будем читать стихотворение Н.А.Некрасова об осени.

 Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Формулирование темы урока, умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

 

4.

Рассказ о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.

Слайд № 3.

(Портрет писателя)

     Н.А.Некрасов родился в начале 19 века в местечке Немирово на Украине. Через 3 года семья переехала в Грешнёво, где и прошло детство будущего поэта.

     Отец поэта  принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Он был человеком строгим и суровым. Крестьян, работавших у него, жестоко наказывал за любую провинность: бил их розгами, был спор и на кулачную расправу. Неизвестно, что могло стать с маленьким Некрасовым в такой обстановке. Но его спасло то,  что рядом была мать – женщина удивительно добрая, мягкая хорошо образованная. Всю свою любовь она отдала детям (у Некрасова были брат и сестра). Она занималась с ними, играла на фортепиано, читала.

     Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, но проучился там только до 5 класса. Он уехал в Петербург, для того чтобы поступить в дворянский полк, т.к. его отец хотел видеть сына военным. Но, вопреки воле отца, Некрасов поступает в университет. С этого времени начинают печататься его стихи.

     В своих стихах поэт описывал тяжёлую долю крестьян, жалел обиженных и угнетённых, призывал бороться за свободу и счастье народа.

     Очень любил он  и родную природу: красоту полей, рек, лугов. Много стихов поэта посвящены природе и написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.

     

 -Сегодня мы познакомимся с вами с одним из стихотворений Некрасова об осени.

Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, понимать других.

Личностные:

Формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

Деятельности.

5.

Знакомство со стихотворением Н.А.Некрасова «Славная осень!»

mp 3 + слайд-шоу

-Кому понравилось это стихотворение? Что понравилось?

Личностные :

Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

6.

Словарная работа.

-В стихотворении встречаются слова, значения которых могут быть непонятны.

                           Работа в парах.

-У вас на партах лежат карточки. Объясните значения выделенных слов, подобрав к ним синонимы.

          (Ребята работают в парах).

Карточка.

Выберите из данных слов синонимы к выделенному слову и подчеркните их.

  1. Ядрёный воздух – прозрачный, бодрящий, свежий, влажный.
  2. Воздух бодрит – теплеет, оживляет, обволакивает, восстанавливает.
  3. На речке студёной – мелкой, холодной, глубокой, мёрзлой.
  4. Листья не успели поблёкнуть – обветшать, постареть, завянуть.

Проверка:

Ядрёный  - свежий, бодрящий.

Бодрит – оживляет, восстанавливает.

На студёной речке – на холодной, на мёрзлой.

Поблёкнуть – завянуть.

-Прочитайте стихотворение   и скажите, какие слова вам ещё непонятны.

Познавательные:

Формирование  умения на основе анализа объектов делать выводы;

 умения обобщать и классифицировать по признакам; обогащение словарного запаса.

Коммуникативные:

Формирование  умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре.

Регулятивные:

Формирование  умения высказывать своё предположение на основе личного опыта.

Личностные:

Формирование  умения выражать   свои эмоции.

7.

Языковой анализ стихотворения.

-Прочитаем стихотворение вслух.

       (Один ученик читает стихотворение).

-Чтобы выразить состояние своей души,  поэты и писатели  используют различные художественно-изобразительные средства, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать в стихотворении.

А для начала вспомним:

- Какие художественно – изобразительные средства вы знаете?     (Олицетворение, сравнение, эпитет) – вывешиваю карточки на доску.

                 

- Что такое эпитет? (Слова – прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какие? какое?)

-Что такое олицетворение? (Олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ)

- Что такое сравнение? (Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.)

-В своём стихотворении автор рисует разные образы.  Давайте посмотрим,  с помощью каких художественно – изобразительных средств он создаёт эти  образы.

                      Эпитеты.            

-  Какая осень?

 (Славная.)

-Что значит славная?

 ( Хорошая, тихая, спокойная). 

-Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (Эпитет) 

-Это определение осени поэт употребляет дважды:  в начале и в конце стихотворения, как вы думаете, зачем он это делает? (Показывает своё отношение к этому времени года – он восхищается, любит её.)

- Следующий невидимый образ – воздух. Какой воздух?

( Здоровый, ядрёный)

- Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (Эпитет)

- Далее автор описывает лёд. Какой он?

 (Неокрепший) 

-Почему автор даёт ему такую характеристику?

 ( В это время года лёд ещё очень хрупкий).

- А речку автор называет студёной.  Почему?

 (Вода в реке в это время года очень холодная.)

-Дни автор называет ясными, тихими. Почему?

(Эти определения передают спокойное состояние природы.) 

-Автор использует такое выразительное средство как эпитет. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Она отдыхает от напряжённой весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Именно это заметил и автор этого стихотворения.

                   Сравнения.

-Найдите все сравнения в этом стихотворении.

     (Дети работают в парах).

-Какие сравнения вы нашли? Объясните, почему так?

           лёд как  тающий сахар (непрочный, рыхлый, белый)

           лес как мягкая постель (опавшая листва как мягкая постель)

           листья как ковёр (их много, они устилают землю)

                   Олицетворение.

-Кто найдёт в стихотворении приём олицетворения?

      (Воздух усталые силы бодрит).

- Так для чего же  поэт использует сравнения, эпитеты и другие художественно-выразительные средства в своих произведениях? (Чтобы сделать образ более точным, выразительным, красочным, чтобы мы могли легче представить описываемый предмет).

Познавательные:

Формирование  умения  извлекать информацию из   текста;  представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов;  на основе анализа объектов делать выводы,  обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться  в учебнике.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и понимать других;  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Личностные:

Формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Определение  основной мысли.

-Что выражено в названии стихотворения: тема или основная мысль? Почему?

    (Основная мысль. Главное в стихотворении – показать какая славная и красивая  осень.)

9.

Подготовка к выразительному чтению.

Выразительное чтение стихотворение.

- Чтобы прочитать это стихотворение выразительно,  подчеркните слова, на которые вы бы сделали логические ударения. Наклонной чертой отметьте паузы. (Дети работают самостоятельно).

-Проверим выполнение работы.

- Как мы должны прочитать это стихотворение?

 (Предложения с восклицательными знаками мы читаем с восторгом, с восхищением.  Для сравнений, которые использует автор,  выберем   интонацию загадочности. Обращаем внимание на то, что в конце стихотворения  нет законченности предложения,  стоит многоточие, тембр голоса  снижаем и останавливаемся, как бы с недосказанной мыслью.)

-Кто хочет прочитать стихотворение вслух?

-Давайте послушаем несколько человек и определим, у кого выразительное чтение получилось лучше?

Познавательные:

Формирование  умения представлять информацию в виде схемы.

Регулятивные:

Формирование  умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

Формирование  умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

10.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

1). -С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

-Что запомнили об авторе?

2). -Воспользуйтесь карточкой  и продолжите фразу, которую выберете.

Сегодня на уроке  я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

Познавательные:

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; осознание важности учения и знаний , полученных на данном уроке.

Личностные:

Умение адекватно понимать причины успеха (неуспеха) на уроке.

Коммуникативные:

Умение формулировать и аргументировать своё мнение.

11.

Домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок литературного чтения "Уж небо осенью дышало"

Цели:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Уж небо осенью дышало»; на основе элементов анализа через различные формы ди...

Конспект урока литературного чтения: Г. Скребицкий «Осень» (УМК "Начальная школа XXI века")

Конспект урока с использованием технологии интегрированного обучения, развития творческого мышления учащихся...

Урок литературного чтения М.Пришвин "Осеннее утро"

Урок учит любить природу, видеть прекрасное в каждой минуте....

Самоанализ урока литературного чтения "Такая разная осень".

3 класс. УМК "Школа 2100". Самоанализ урока литературного чтения по теме "Такая разная осень"....

Урок литературного чтения. 2 класс. Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи

Урок литературного чтения во 2  классе с применением ИКТ разработан по программе УМК "Перспектива". Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На вс...

Конспект урока литературного чтения "Михаил Лермонтов «Осень»"(УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Лермонтова, со стихотворением «Осень»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, уме...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "Золотая осень", 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Цели деятельности учителя: формирование представления о сказочном герое через изучение произведения Б.Л. Пастернака «Золотая осень»...