Рабочая программа курса "Литературное чтение", 1 класс, авт.В.А.Лазарева
календарно-тематическое планирование (чтение, 1 класс) по теме

Костюченко Марина Васильевна

Рабочая программа с развёрнутым КТП уроков по литературному чтению в  1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_lit._cht.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 1      

  г. Светлограда Петровского района Ставропольского края

Рабочая программа по литературному чтению

для 1 «в» и 1 «г»  класса  начального общего образования (базовый уровень)

Разработчик:

Костюченко М.В.,

учитель начальных классов.

квалификационная категория:

высшая по должности

«учитель»

г. Светлоград, 2012г

Содержание

I. Пояснительная записка:                                                                       стр.    

- УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета в данном классе;

– цели и задачи изучения учебного предмета;

– место учебного предмета в решении общих целей и задач;

– особенности организации учебного процесса по предмету в ОУ;

--обоснование выбора учебно-методического комплекса для реализации рабочей учебной программы;

формы и методы, технологии обучения; 

–формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения.

II. Содержание учебного предмета, курса                                             стр

III.Учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся                                                     стр.

IV. Требования к уровню подготовки учащихся к концу курса.         стр.

V. Перечень учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса                                               стр.      

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета "Литературное чтение" для четырехлетней начальной школы разработана в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта  начального общего   образования (Москва, 2009), в основу положена авторская  программа, разработанная   В.А. Лазаревой. (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Составители Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров» , 2011 г.; В.А. Лазарева «Литературное чтение», 1 класс). Программа составлена в соответствии с дидактическими принципами системы Л.В. Занкова для начальной школы. Имеет гриф Министерства образования Российской Федерации.

Курс «Литературное чтение»  рассчитан на послебукварный период и составляет 40 часов, 4 часа в неделю.

Цель курса:        нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе развития способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения основ теории литературы, практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности.

Задачи курса:

- формирование беглого, осознанного  и выразительного чтения разных видов текста; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;

- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной;

- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;

- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных  ценностей и качеств ребёнка и формирование нравственных понятий.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Программа предмета «Литературное чтение» для начальной школы разработана в контексте системы начального обучения Л.В. Занкова, нацеленной на общее развитие учащихся, развитие «ума, воли и чувств», т.е. развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности ученика.

Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок, а его освоение учениками-читателями будет способствовать присвоению ими нравственных ценностей, созданных человечеством. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями: добром , справедливостью , правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения , формирует личностные качества человека , характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

        

Решение этих задач зависит от уровня сформированности у ребенка навыка чтения. Основы этой учебной деятельности закладываются при изучении азбуки. На уроках литературного чтения продолжается освоение ребенком механизма чтения, развитие технических навыков и совершенствование качества чтения, особенно таких, как осознанность и выразительность. Хорошая техника чтения, приобретение навыка работы с текстами способствуют успешности дальнейшего обучения по всем предметам.                                                         В начальной школе необходимо научить детей приёмам работы с художественным текстом, сформировать первоначальные навыки его анализа, на практическом уровне, без введения сложного понятийного аппарата заложить основы читательской грамотности. Размышляя, почему именно так действуют герои произведения, оценивая их поступки, сопоставляя со своими представлениями, своим жизненным опытом, дети учатся при анализе художественного текста самостоятельно извлекать из него нравственные уроки.  Читательское развитие учащихся напрямую связано с их общим развитием. В процессе этой деятельности происходит формирование основных читательских умений, первостепенными из которых являются:

· умение представить картину, нарисованную автором;

· умение сопереживать героям произведения;

· умение понять авторскую мысль.

Развитие ученика-читателя идёт путём усложнения читательской деятельности: от обучающего анализа, через анализ текста «по образцу» до самостоятельного анализа незнакомого художественного текста и даже создания собственного.

Основной методический путь формирования навыков анализа — вдумчивое чтение и перечитывание текста с остановкой на «трудных» словах. Главная работа на уроке ведётся вокруг непонятного, «странного» слова, идёт через осознание необходимости именно этого слова в тексте, его смысловой нагрузки, эмоциональной силы, его важности для автора и заканчивается любованием словом. Перечитывание текста — непременный и очень важный технологический приём работы над художественным произведением, отражающий особенности его восприятия читателем. Учитель организует и направляет читательскую деятельность учащихся как человек, который уже проанализировал произведение, знает методику и технологию анализа текста, но понимает, что он такой же читатель, как и его ученики, которые имеют право на собственную интерпретацию текста.

Для реализации рабочей учебной программы  выбран курс «Литературное чтение» для 1-го класс(авт. В.А.Лазарева).В учебнике этого автора  изложены необходимые учащимся начальные знания об особенностях художественного текста, даны аналитические и творческие задания к произведениям, направленные на формирование читательских навыков, постепенно и с учетом возрастных особенностей детей вводятся литературоведческие понятия.  Понимая, что процесс перехода от обучения грамоте к полноценному чтению художественного текста для ребёнка очень сложен, в  учебник введены упражнения, которые одновременно решают задачи и развития техники чтения, и литературного развития учащихся. В учебник заложена система отслеживания читательского развития ребёнка. Это самостоятельные работы, которые, по сути, являются контрольными, поскольку позволяют учителю увидеть, как учащиеся поняли учебный материал и как владеют определёнными навыками анализа текста.

        Контроль в развивающей системе обучения не является репродуктивным воспроизведением знаний, топтанием на месте, а становится шагом вперёд, так как контролировать сформированность навыка анализа текста можно и на новом материале.

В методике работы с учащимися 1 класса преобладают задания занимательные, подчас игровые, но помогающие решать серьезные учебные задачи высокого уровня трудности. В курсе литературного чтения первого года обучения предусмотрены самостоятельные работы, позволяющие пошагово отслеживать результаты освоения знаний и уровень сформированности читательских умений.

Педагогические технологии

- игровые технологии;

- технология создания ситуации успеха на уроке;

- личностно-ориентированные   (разноуровневые задания);

- здоровьесберегающие (тематические  физминутки);

- информационные технологии.

      Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, в малых группах,  коллективное.

Контроль уровня обученности.

         Проводится 2 раза в год по окончанию полугодий в форме проверки скорости, правильности, выразительности и осознанности чтения учащихся 1 класса. В курсе литературного чтения  предусмотрены самостоятельные работы, позволяющие пошагово отслеживать результаты освоения знаний и уровень сформиорованности читательских умений. Результаты заносятся в лист успешности каждого учащегося, и вкладывается в портфолио

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 КЛАСС (40 часов)

Первый год обучения литературному чтению - самый важный, поскольку едва освоившие чтение дети в короткий послебукварный период должны научиться читать художественный текст, открыть его для себя как особый способ изображения действительности, как источник знаний о мире, о жизни, о людях и их отношениях, и в конечном итоге, о себе. Продолжается начатая еще в букваре работа по формированию читательской компетентности, таких универсальных учебных действий, как понимание детьми при чтении фактического содержания текста, и таких качеств  чтения,

как правильность и осознанность. Но в этом учебном году ученики-читатели знакомятся и со свойствами художественного текста - изобразительностью и выразительностью.

Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением, и дети должны научиться не только извлекать эмоционально-образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся.

Дети при чтении художественных текстов должны научиться работать с самым сложным для восприятия видом информации эмоционально-образной. В 1 классе закладывается фундамент читательской грамотности, дети получают начальные представления о художественном тексте, о способности автора словами нарисовать картину и передать чувство и настроение, донести до читателя авторскую идею. Так начинают формироваться основные читательские умения. Эта логика заложена в структуре учебника.

Одно из главных направлений в работе над осмыслением образной природы художественного текста - понимание многозначности художественного слова. Это особенно ярко проявляется в лирике, поэтому в учебнике 1 класса много стихотворений. Вопросы и задания к текстам помогают учителю организовать работу. Поскольку она не просто новая для учащихся, но и объективно очень непростая, в учебнике предусмотрен такой вид работы, как предварительное чтение, когда учащиеся постигают смысл трудных слов через словообразование или этимологию. Кроме того, в учебнике есть несколько видов словарей: обычный толковый, разъясняющий детям значение незнакомых и непонятных слов, и несколько специальных словарей, помогающих найти точное слово для обозначения чувств и настроений, отношений людей и нравственных оценок. Все это способствует расширению словаря учащихся, а значит, и развитию их речи. В процессе работы над художественными произведениями ученики на практике, без введения сложных литературоведческих терминов (например, «тропы» или «эпитеты»), получают первоначальные представления о следующих литературоведческих понятиях: художественный текст, устное народное творчество, автор, стихотворение, рифма, ритм. Освоение понятий идет

на практическом уровне и в занимательной форме, дети сами открывают «секреты» художественного текста в процессе читательской деятельности.

Размышляя над содержанием произведений, изучаемых в 1 классе, дети начинают задумываться о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, забота. Этому способствует подбор текстов учебника и

характер вопросов и заданий. Задача учителя - так организовать работу над текстом, чтобы учащиеся осмысливали и оценивали поступки героев эпических произведений и сопереживали им. Читая и рассказывая стихи, дети будут испытывать сильное эмоциональное воздействие художественного текста, волноваться, радоваться и огорчаться, только тогда произойдет их личностное восприятие и освоение нравственных ценностей и нравственных уроков произведений. Так, уже в 1 классе в процессе полноценного восприятия художественных произведений, сопереживания и осмысления закладываются основы формирования и развития таких нравственных качеств ребенка, как доброта, сострадание всему живому, решительность, смелость, настойчивость и ответственность.

Круг детского чтения

1. «Ведь это чудо из чудес -   когда из слов вдруг вырос лес!»

«Тело лисицы оченьподвижное…» (По В.Волкову); К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»; Д.С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна...»; Н.А. Некрасов «Савраска, запряженныйв сани...»; А.С. Пушкин «Под голубыми небесами...»; Г.М. Новицкая «Береза»; Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» (описание); В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (отрывок); В.Н. Викторов «Волшебство»; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»; Тим Собакин «Уходит тихо Лето...»; М.Я. Бородицкая «Разговор с пчелой»; А.А. Усачев «Шуршащая песня»; А.А. Шибаев «Переполох»; А.Л. Барто «Игра в слова»; Т.М. Белозеров «Тучка»; С.Я. Маршак «Разговор лягушек».

2. «Над вымыслом слезами обольюсь»

Г.А. Ладонщиков «Зимняя радость»; И.П. Токмакова «Это ничья кошка…», «Осень», «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова…»; А.А. Фет «Мама! Глянь- ка из окошка...»; И.С. Никитин «Встреча зимы»; В.Д. Берестов «Заяц- барабанщик»; Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).

3. «Складно да ладно»

«Весна-красна» (по И.С. Соколову_Микитову); А.Н. Плещеев «Весна»; Дж. Чиарди «Похожие хвосты» (перевод Р. Сефа); Считалки; А. Милн «Хвосты» (в переводе С.Я. Маршака); Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Н.В. Гернет, Д.И. Хармс «Очень_очень вкусный пирог».

4. «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...»

С.Я. Маршак «Дремота и Зевота»; Ю. Тувим «Чудеса»; Б.В. Заходер «Приятная встреча»; Д. Биссет «Орел и овечка»;М.Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется»; Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Б.В. Заходер «Моя Вообразилия»; И.П. Токмакова «Голубая страна»; Э.Э. Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем...».

5. «Чтение  вот лучшее учение»

Л.Н. Толстой «Косточка» (быль), «Старый дед и внучек» (басня), «Лев и мышь» (басня), «Отец и сыновья» (басня); И.А. Крылов «Чиж и Голубь» (басня); К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»;

«Лиса и козел», «Лиса и заяц», «Глупый волк» (русские народные сказки);

Пословицы и поговорки; загадки; скороговорки; В.А. Осеева «Сыновья», «Хорошее»; Б.В. Заходер «Товарищам детям».

В рубрике «Проверь себя»: К.Г. Паустовский «…Мелкий грибной дождь…»; А.Н. Плещеев «Скучная картина!..»; Ю. Тувим «Про пана Трулялинского» (в переводе Б.В. Заходера); Э.Э. Мошковская «Хитрые старушки»; В.А. Осеева «Хорошее».

1 класс (40 часов) Расчасовка по темам.

Вводный урок. Знакомство с учебником

и предметом. Первоначальные

представления детей о книге 1 ч

Глава 1. «Ведь это чудо из чудес, когда из слов вдруг вырос лес!» 8 ч

Изобразительная природа художественного текста

Изобразительные возможности художественного текста. 2ч

Способы изображения 4 ч

Звукопись как способ изображения 2 ч

Глава 2. «Над вымыслом слезами обольюсь» (А.С. Пушкин) 4 ч

Выразительность художественного текста 2 ч

Отработка навыков выразительного чтения 2 ч

Глава 3. «Складно да ладно» 5 ч

Особенности поэтических текстов 2 ч

Расширение представлений учащихся о рифме 2 ч

Отработка способов рифмовки в поэтическом тексте 1 ч

Глава 4. «…А если я глаза закрываю,

мне видно все, чего не бывает…» 7 ч

Фантастические образы в художественных произведениях 1 ч

Способы художественного воплощения фантастического 2 ч

Реальная основа фантастической картины в художественном тексте 2 ч

Роль фантастического элемента в художественном тексте 2 ч

Глава 5. «Чтение - вот лучшее учение» (А.С. Пушкин) 13 ч

Нравственное содержание произведений, их поучительный смысл 2 ч

Нравственная проблематика и идея произведения 2 ч

Чтение и анализ русских народных сказок 4 ч

Малые жанры фольклора: загадки, пословицы и поговорки, скороговорки 5 ч

Завершение работы над учебником

для 1 класса, список книг

для чтения летом, задачи нового

учебного года 2 ч


№ п/п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кл-во часов

№ стр.

Дата

Предметные

Метапредметные         и личностные (УУД)

1.

Первоначальные представления детей о книге

Знать

автора учебника, название учебника.

Уметь

ориентироваться в учебнике; различать условные обозначения.

Рассматривание иллюстраций.

Работа с условными обозначениями.

1

3-4

Раздел 1. Ведь это чудо из чудес — когда из слов вдруг вырос лес!  (8 ч)

2.

Изобразительная природа художественного текста. К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

Знать

литературоведческие понятия «художественный текст»;

«изобразительная природа художественного текста»;

«способы создания художественного образа»;

«рисующие» слова, звукопись.

Уметь

читать осознанно текст художественного произведения;

определять тему и главную мысль произведения;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

сопоставлять художественный и нехудожественный тексты на одну тему;

выявлять простейшие способы художественного изображения.

Личностные:

-проявление интереса к литературному чтению

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя;

Познавательные:

1.Общеучебные:

-находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;

-отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Логические:

-пересказывать небольшие тексты, называть их тему

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной речи;

-умение задавать вопросы.

Творческая работа

«Рисование картин на основе художественного текста».

Сопоставление изображения действительности в литературе и живописи.

Сочинения по картине.

Заучивание наизусть стихотворений.

Поиск информации в энциклопедии.

Описание лошади.

Работа со словарём.

Чтение по ролям стихотворения.

Работа в паре (инсценировка)

Игра «Повтори звуки»

Работа в группе.

1

5-8

3.

Изобразительная природа художественного текста. Д. С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна..»

Н. А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани…»

1

9-10

4.

Изобразительные возможности художественного текста. А. С. Пушкин «…Под голубыми небесами».

Г. М. Новицкая «Береза».

1

11-12

5.

Способы изображения художественного образа.

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве ».

В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре».

1

12-14

6.

Способы изображения художественного образа. В.Е. Викторов «Волшебство»

А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает..»

Тим Собакин «Уходит тихо лето».

1

15-17

7.

Звукопись как способ изображения художественного образа

М. Я. Бородицкая «Разговор с пчелой».

А. А. Усачев «Шуршащая песня».

1

18-19

8.

Звукопись как способ изображения художественного образа

А. А. Шибаев «Переполох

А.Л.Барто «Игра в слова»

1

20-22

9.

Изобразительные возможности художественного текста.

Т. М. Белозеров «Тучка».

С. И. Ожегов «Статья из толкового словаря о дожде».

К. Г. Паустовский «Мелкий грибной дождь».

1

23-24

Раздел 2. Над вымыслом слезами обольюсь. (4 ч)

1

10.

Выразительность художественного текста.

Г. А. Ладонщиков «Зимняя радость».

И. П. Токмакова «Это ничья кошка».

Знать

термин «проза», «рифма»;

изобразительные средства: эпитет, сравнение, олицетворение.

Уметь

 подбирать темп чтения и интонацию, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев лирического произведения;

заучивать поэтические тексты;

находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

пересказывать небольшие по объёму тексты.

Личностные:

-проявление учебно-познавательного интереса к литературному материалу;

- первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения.

Регулятивные:

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

-сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Познавательные:

1.Общеучебные:

-делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Логические:

-пересказывать небольшие тексты, называть их тему;

- пользоваться словарём учебника.

Коммуникативные:

-читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы;

-уметь формулировать собственное мнение и позицию;

- принимать участие в обсуждении прочитанного.

Заучивание наизусть стихотворения по желанию.

Поиск информации.

Разыгрывание сценок с использованием фразы  с разной интонацией.

Работа со словарём.

Анализ отличительных особенностей поэтического текста.

Прослушивание текста.

Работа с иллюстрациями.

1

25-27

11.

Выразительность художественного текста.

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка …»

И.П. Токмакова «Осень»

И.С.Никитин «Встреча зимы»

1

28-31

12.

Выразительное чтение.

В. Д. Берестов «Заяц барабанщик».

И. П. Токмакова «Крокодила», «Я ненавижу Тарасова»

1

32-34

13.

Выразительное чтение.

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети».

А. Н. Плещеев «Скучная картина»

1

35-37

Раздел 3. Складно да ладно. (5 ч)

14.

 Особенности поэтически хтекстов.

«Весна-красна» по И. Соколову-Микитову.

А. Н. Плещеев «Весна».

Д. Чиарди «Об удивительных птицах».

Знать

 жанр произведения «стихотворение»;

начальные представления о рифме, ритме;

стихотворение наизусть.

Уметь

пересказывать небольшие тексты;

находить в тексте рифмы;

определять персонажей и героев (главных действующих лиц);

отличать прозаический текст от поэтического текста;

передавать интонацию при чтении произведений;

выразительно читать диалог;

определять созвучие и подбирать рифму.

Личностные:

-ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности на уроках литературного чтения

Регулятивные:

-выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Познавательные:

1.Общеучебные:

-произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

-делать выводы в результате совместной работы всего класса;

2. Логические:

- составлять простой план небольшого текста-повествования.

Коммуникативные:

-читать вслух и про себя тексты учебников и при этом;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с одноклассниками.

Работа с информационными источниками (учебником, тетрадью на печатной основе, словарём).

Отработка техники чтения.

Заучивание наизусть.

Выразительное чтение.

Соревнование «Кто больше знает считалок».

Выразительное чтение 1диалогов в рассказе.

Составление характеристики героя.

1

38-41

15.

Особенности поэтических текстов.

А. Милн.  «Хвосты».

Считалки.

1

42-45

16.

Рифма. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок)

1

46-48

17.

Рифма. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок).

Н. В. Гернет , Д. И. Хармс «Очень-очень вкусный пирог».

1

49-51

18.

 Способы рифмовки в поэтическом тексте. Ю.Тувим «Про пана Трулялинского»

1

52-53

Раздел 4. А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает. (7 ч)

19.

Фантастические образы в художественных произведениях.

С. Я. Маршак «Дремота и зевота»

Знать

литературоведческие понятия «автор», «герой произведения», «идея», «сюжет».

Уметь

находить реальные детали в фантастической картине;

выборочно читать;

придумывать и рисовать иллюстрации к тексту, доказывая текстом своё видение;

называть некоторые качества характера героев произведения;

вести беседу о прочитанном.

Личностные:

-проявление интереса к литературному чтению;

- формирование читательской рефлексии, анализ своих переживаний  и представлений.

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя;

Познавательные:

1.Общеучебные:

-находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке

-отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Логические:

-пересказывать небольшие тексты, называть их тему

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной речи;

-умение задавать вопросы;

-

Словарная работа.

Иллюстрации к тексту.

Выборочное чтение текста.

Пересказ текста.

Чтение по ролям.

Игра «Веришь – не веришь».

Поиск информации.

Восстановление цепочек слов.

Выставка рисунков и поделок «Наша классная Вообразилия».

Отработка техники чтения.

1

55-56

20.

Способы художественного воплощения фантастического.

Ю. Тувим «Чудеса».

Б. В. Заходер «Приятная встреча»

1

57-58

21.

Способы художественного воплощения фантастического.

Д. Биссет «Орел и овечка».

1

59-61

22.

Реальная основа фантастической картины в художественном образе. М. Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется».

1

62-63

23.

 Реальная основа фантастической картины в художественном образе. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок)

1

64-68

24.

Роль фантастического элемента  в художественном тексте. Б. В. Заходер «Моя Вообразилия».

1

69-71

25.

Роль фантастического элемента  в художественном тексте. Э.Э Мошковская «Хитрые старушки».

1

72-74

Раздел 5. Чтение - вот лучшее учение. 13 ч

26.

Нравственное содержание произведений, их поучительный смысл. Л. Н. Толстой «Косточка».

Знать

жанр произведения «басня», «сказка», малые жанры фольклора:  «загадки», «пословицы», «поговорки», «скороговорки»

 

Уметь

кратко пересказывать  текст;

пересказывать текст по плану;

находить главную мысль текста с помощью учителя;

делить текст на смысловые части с помощью учителя;

самостоятельно извлекать нравственную идею произведения;

составлять план с помощью учителя;

выразительно читать диалоги;

находить ключевые слова в тексте, озаглавливать части текста;

составлять характеристику героя;

создавать словесные картины, читать рассказ по законченным частям;

Личностные:

-ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности на уроках литературного чтения;

- осознавать себя хорошим сыном или дочерью.

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя;

Познавательные:

1.Общеучебные:

-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;

-отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Логические:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму;

-составлять простой план текста

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной речи;

-умение задавать вопросы;

-слушать собеседника, принимать чужую точку зрения.

Краткий пересказ текста.

Работа со словарями.

Составление плана текста.

Создание «картинного» плана произведения.

Парная работа по придумыванию загадок.

Игра «Всех скороговорок не перескороговоришь не перевыскороговоришь».

Восстановление пропущенных слов в цепочке.

Творческая работа «Придумать концовку басни».

Поиск информации в учебнике, Интернете.

Пересказ текста по плану.

Инсценирование отрывка из сказки С.Я. Маршака «Теремок».

Работа по группам. Изображение животных (позой, мимикой, жестами).

Разыгрывание ситуаций, подходящих к какой-либо пословице.

Упражнения в технике чтения.

Тренировка в чтении трудных слов.

1

75-77

27.

Нравственное содержание произведений, их

 поучительный смысл.

В.А. Осеева «Сыновья»

1

78-79

28.

Нравственная проблематика и идея произведения. И. А. Крылов «Чиж и Голубь» (Басня).

1

80-81

29.

Нравственная проблематика и идея произведения. Л. Н. Толстой «Лев и мышь», «Отец и сыновья»

1

82-85

30.

Чтение и анализ русских народных сказок. «Лиса и козел» (Русская народная сказка).

1

85-88

31.

Авторская сказка. К. Д. Ушинский «Жалобы зайки».

1

89-91

32.

«Лиса и заяц» (Русская народная сказка).

1

92-94

33.

 «Лиса и заяц» (Русская народная сказка).

1

95-98

34.

«Глупый волк» (Русская народная сказка).

1

99-103

35.

 Малые жанры фольклора: загадки.

1

104-106

36.

Малые жанры фольклора: пословицы.

1

107

37.

Малые жанры фольклора: скороговорки.

1

109

38.

Нравственное содержание произведений, их

 поучительный смысл.

В.А. Осеева

1

110-111

39.

Проверка сформированности навыка чтения.

Знать

содержание произведений разделов и их авторов

Уметь

анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту, читать по строфам;

выразительно  читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение.

Выразительное чтение.

Самостоятельное чтение текста.

Работа над текстом. (самостоятельно)

1

40.

Заключительный урок  «Секреты художественного текста». Б.В. Заходер «Товарищам детям».

1

113


IV. Планируемые результаты освоения обучающимися программы по литературному чтению

Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– положительное отношение к предмету «Литературное чтение»;

– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;

– первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность);

– первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к учебному материалу;

– мотивации к успешности учебной деятельности;

– основы для эмоционального переживания художественного текста;

– любви к природе родного края, интереса к произведениям народного творчества;

– умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных

произведений;

– умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя засчет целенаправленного развития произвольности психических процессов;

– принимать позиции слушателя и читателя, доступных по жанру литературных произведений;

– выполнять учебные действия на основе алгоритма действий.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать цель и смысл выполняемых заданий;

– понимать важность планирования своей деятельности;

– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

– работать со словарем и материалом предварительного чтения;

– понимать принятую в учебнике систему значков;

– осуществлять первоначальный контроль своих действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– читать тексты и понимать их фактическое содержание;

– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

– выделять события, видеть их последовательность в произведении;

– пользоваться словарем учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

– выделять в тексте основные части;

– выполнять логические действия (анализ, сравнение);

– воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;

– различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

– сравнивать разные тексты (художественный и научно-популярный);

– работать с сопоставительными таблицами;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

– принимать участие в обсуждении прочитанного.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять интерес к общению и групповой работе;

– преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

– входить в коммуникативную игровую ситуацию и принимать воображаемую роль игровой деятельности.

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

– читать доступные для данного возраста произведения; понимать фактическое содержание текстов, выделять в них основные части;

– пересказывать небольшие по объему тексты;

– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

– оценивать героя литературного произведения по его поступкам;

– понимать изобразительную природу художественного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

– выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;

– определять главную мысль литературного произведения;

– отвечать на вопросы по содержанию текста;

– соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

– строить высказывание по заданному образцу.

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

– отличать художественные книги от научно-популярных;

– определять автора книги и ее название;

– называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;

– пользоваться значками для ориентировки в учебнике;

– находить в учебнике то или иное произведение;

– ориентироваться в учебнике по содержанию.

Обучающийся получит возможность научиться:

– пользоваться словариками (в том числе словариком настроения) в учебнике;

–осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе;

– ориентироваться в сборнике сказок;

– участвовать в организации выставки книг в классе;

– объяснять назначение художественных книг;

– выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

– сопоставлять небольшие по объему тексты: художественный и научно-популярный;

– понимать следующие понятия: автор, текст, тема художественного произведения, «рисующие» слова, «картинный» план;

– различать произведения малых фольклорных жанров.

Обучающийся получит возможность научиться:

– находить рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись;

– видеть реальное и фантастическое в художественном тексте;

– отличать произведения устного народного творчества: сказка, загадка, пословица, считалка, скороговорка;

– эмоционально воспринимать традиционное изображение характера героя в сказке;

– видеть в художественном произведении поступок героя как проявление его характера, понимать смысл нравственного урока произведения.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

– подбирать иллюстрации к литературному произведению;

– создавать рисунки иллюстрации к произведениям;

– выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– читать по ролям стихотворения;

– выражать чувства, передавать настроение в стихотворении;

– передавать эмоциональное содержание художественных текстов;

– выделять особенности характера животных – героев народных сказок.

В результате изучения литературного чтения в 1 классе, учащиеся должны знать:

  • наизусть 4 – 5 стихотворений разных авторов;

иметь представление:

  • о тематическом многообразии литературы разных времён;
  • об отличии художественного текста от научного;
  • об отличии поэтического  текста от прозаического;
  • об отличительных особенностях сказки, рассказа, стихотворения;
  • об отличии фольклорного текста от литературного;

 уметь:

  • определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); находить рифмы;
  • задавать и отвечать на вопросы по тексту произведения;
  • находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение);
  • читать  плавно, безотрывно по слогам и целыми словами (темп чтения 40 – 50 слов).

        

V. Методическое и материально-техническое сопровождение программы.

Список литературы.

Основная:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта.
  2.  Лазарева В.А. Литературное чтение : Учебник для 1 класса  - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.
  3. 2. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
  4. ФНМЦ им. Л.В.Занкова «Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова»; примерная программа по русскому языку (авт. Н.В. Нечаева), Самара, изд-во «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2011 год.      

Дополнительная:

  1. Сабельникова С.И. Сборник текстов для проверки навыков чтения 1

класс. – М. ВАКО, 2011.

Специфическое сопровождение (оборудование):

  1. портреты писателей;
  2. репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
  3. иллюстрации к литературным произведениям;
  4. детская периодика.

Интернет-ресурсы.

1. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа:    http:// nsc. 1 september.гu/urok

2.  Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://  nachalka. info|about |193 .

3.  Официальный сайт Система Л.В.Занкова - Режим доступа: zankov.ru е

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение

Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...