Урок чтения 2 класс В.Железников "Рыцарь"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Петрикеева Елена Германовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_vo_2_klasse.docx20.85 КБ
Файл prezentatsiya_rytsar.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии развития критического мышления

на уроке чтения во 2 классе УМК «Планета знаний»

Тема:     рассказ В.Железникова «Рыцарь»

Цель:     познакомить с рассказом В.Железникова «Рыцарь», используя приёмы

               критического мышления,

               стимулировать мыслительную деятельность учащихся

Задачи:  1. Познавательные УУД:

 - развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный

   текст;

- развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;

- развивать творческое мышление

                2. Коммуникативные УУД:

-  формировать умение работать в парах;

-  развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

                 3. Регулятивные УУД:

-  учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по

   заданной тематике;

-  формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);

-  формировать умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки

                 4. Личностные УУД:

-  формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания

   героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции

Ход урока:

I. Этап вызова  (постановка темы урока)

1) узнавание темы по словесному описанию

- Тему урока узнаете, если догадаетесь, о ком идёт речь: мужественный, сильный,

 смелый, благородный, в доспехах.

- Да, тема нашего урока – рассказ Владимира Железникова «Рыцарь»

2) Из толкового словаря:

«Слово «рыцарь» появилось в средние века в Европе. Рыцарями называли воинов,

Тяжеловооружённых конных всадников. Для рыцарей обязательными считались

моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство. Позднее это слово

 стало употребляться в переносном значении: им называли самоотверженных,

благородных людей, вставших на защиту слабых и своей Отчизны.

3) – Составьте синквейн с этим словом. Работайте в парах.

4) – Кто хочет прочитать свой синквейн?

5) – У вас получились похожие синквейны.

На экране:     1. Рыцарь

                       2. мужественный, смелый

                       3. защищает, помогает, сражается

                       4. встаёт на защиту слабых

                       5. Воин

II. Этап осмысления (первичное восприятие, анализ первичного восприятия,

вторичное восприятие, анализ содержания текста)

1) Прогнозирование содержания текста по названию:

- Прочитайте название. Как вы думаете, о чём будет этот текст?

2) Чтение текста учителем

3) - Понравился ли вам рассказ?

4) – Сейчас вы будете читать этот рассказ, помечая непонятные слова карандашом.

    -  Подумайте, кого автор называет рыцарем.

 (чтение вслух)

5) – Какие слова были непонятны?

    – Кого автор называет рыцарем?

    - Кто ещё является героем рассказа? (шофёр и бабушка)

   - Что вы можете сказать о шофёре в начале рассказа? Какой он? Найдите в тексте

 подтверждение. (улыбнулся – дружелюбный, доброжелательный)

   - Каким вы увидели его потом? Подтвердите словами из текста. (обругал –

грубый)

    - Что заставило шофёра изменить своё поведение? (Сашин поступок)

    -  Прочитайте, что почувствовал шофёр и о чём задумался после Сашиных слов.

6) – Как автор передаёт душевное состояние бабушки?  (Бабушка испытывала

 гордость за внука, радость, что у неё есть такой защитник.

    -  Вы заметили в тексте многоточие. Что это обозначает? (недосказанность,

что-то пропустили, сократили текст)

    - А хотите узнать, что пропущено в рассказе?

«…у неё в голове вдруг запела старая, забытая песня. Ей хотелось запеть эту песню вслух – так  у неё радостно было на сердце, но она сдержалась. Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы, они почему-то расползлись в улыбку. Никто бы даже не поверил, что бабушка умеет так весело и молодо улыбаться. Пели руки… Так у неё было хорошо на сердце…»

    -  Автор передаёт радость души человека  - через песню. Когда у человека в

 душе радость, ему хочется петь. И говорят «душа поёт», т.е. душа радуется.

7) – Что пережил Саша?

(Мальчик был возмущён поступком шофёра. В его душе вспыхнул гнев и

 переживание. Ему было обидно).

 - Что увидел шофёр в глазах мальчика, что заставило его, взрослого человека,

извиниться? (Боль и обиду).

III. Этап рефлексии.

-  Почему автор называет рыцарем обычного современного мальчика?

(Потому что он поступил благородно, как рыцарь -  защитил бабушку. Он не

испугался сильного взрослого мужчину.)

-  Составьте  синквейн о Саше как рыцаре. Прочитайте свой синквейн.

         1. Рыцарь (Саша)

         2. смелый, благородный

         3. заступился, защитил, отстоял

         4. решительно заступился за бабушку

         5. Защитник.

На экране появляются синквейн, составленный на этапе вызова и синквейн,

составленный на этапе рефлексии:

1. Рыцарь                                                            1. Рыцарь (Саша)

2. мужественный, смелый                                2. смелый, благородный

3. защищает, помогает, сражается                  3. заступился, защитил, отстоял

4. встаёт на защиту слабых                              4. Решительно заступился за бабушку.

5. Воин                                                                5. Защитник.

- Сравните эти два синквейна. Рыцаря – воина сравниваем с маленьким мальчиком.

- Какой можно сделать вывод из всей нашей работы по этому рассказу?

(Даже самый маленький человек может быть настоящим … рыцарем)

- Подумайте о том, как вы относитесь к своим бабушкам, младшим сёстрам и

братикам. Вы для них обидчики или защитники?

- Вспомните когда и как вы защитили или помогли кому-то, об этом расскажете на

следующем уроке.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В. Железников «Рыцарь»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...