Конспект урока по литературному чтению "Сравниваем прошлое и настоящее. Масленица"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Стрюкова Елена Сергеевна

 

Это урок - праздник. Такая форма мною выбрана не случайно. Ведь   праздник Масленицы - это один из видов формирования исследовательской деятельности на основе личных наблюдений младших школьников, которые вовлекают каждого ученика в ситуацию успеха  и делают процесс познания более эффективным, доступным в  в сотрудничестве с учителем.Урок  нацелен на  формирование у детей чувства прекрасного и развитие эстетических чувств на основе знакомства с живописью Кустодиева, а также воспитание любви к неизменным вечным ценностям, таким как народные традиции, человеческие чувства и музыкальные произведения.  

На занятии была проведена работа в парах, где дети совместно исследовали каждую деталь картины, помогая друг другу.

Результатом исследования стала  работа в группах, где  "Умельцы" смастерили чучело Масленицы; группа "Мастерская художников"изобразили Масленицу гуашью;  "Творцы"собрали в пазлах репродукцию картины; "Экскурсоводы" подготовили рассказ о Масленице по картине с теми подарками, которые смастерили в группах.На занятии была проведена работа в парах, где дети совместно исследовали каждую деталь картины, помогая друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx38.8 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок. Литературное чтение. Кружок "Музейный Дом".

Тема урока: Сравниваем прошлое и настоящее. "Музейный Дом". Б. Кустодиев. Масленица.

Цель: На материале литературных, живописных и музыкальных произведений показать, что меняется в жизни людей, а  что остается неизменным.

Образовательные задачи:

              1.Выяснить, что дети знают о Масленице.

              2.Организовать работу по выделению фрагментов картины, соответствующие разным темам, с помощью лупы и  рамочки;

              3. Учить оформлять в устных  высказываниях свои наблюдения и выводы.

Развивающие задачи:

1. Создать условия для интеллектуального, личностного развития учащихся;

2. Активизировать  деятельность учащихся через  работу в парах; в группах;

3. Развивать умение оценивать собственную работу на уроке и работу товарищей;

4. Развивать умение пробовать себя в роли экскурсовода.

Воспитательные задачи:

            1.Выяснить, за счет чего художнику удалось создать впечатление чудесного  зимнего дня и атмосферу    праздничных гуляний;

            2 .В ходе обсуждения подвести детей к выводу, что сохранилось очень многое: природа, архитектура, традиции.

 3. Воспитание любви к неизменным вечным ценностям, таким как народные традиции, человеческие чувства.   .

Форма организации обучения:   в статичных парах и группах.

Тип урока: Урок - праздник.

Музыка: Н.Римский - Корсаков из оперы "Снегурочка",  фрагмент из пролога "Проводы Масленицы"; фрагмент из балета И. Стравинского "Петрушка", "Народные гуляния на Масленой".

                      Оборудование:

  • картина Б.М. Кустодиева “Масленица”;
  • портрет художника;
  • лупа и специальная рамка для рассматривания фрагментов картины;
  • компьютер, экран, презентация;
  • музыка, видеофрагмент из "Снегурочки" "Проводы Масленицы";
  • входной лист со словарной статьей и заданиями.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

Будут сформированы:

  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с живописью Кустодиева.

Регулятивные УУД:  Научится:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные УУД:

Научится:

  • Ориентироваться в жанре картины.
  • Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  особенности  композиционного решения художником поставленной задачи;
  • Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
  • Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить  указанные детали, а затем самостоятельно открывать  подробности, характеризующие предмет изображения;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;
  • Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

Научится:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • Строить понятные  высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • Задавать вопросы;
  • Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

                                     

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Психологический настрой.

- Пожелайте друг другу удачи.

- Скажите, какие правила нужно соблюдать, чтобы урок прошел плодотворно?

Создание благоприятной обстановки в классе.

Устав  работы в парах.

  1. Уважайте своего товарища.
  2. Слово серебро-молчание золото!
  3. Не согласен – предлагай!

2.Мотивационное начало урока.

- Вы узнали это здание? 

- Я хочу вас пригласить в необычный музей. В его залах мы встретимся с писателями, музыкантами и людьми, которые пишут картины. Мы будем учиться раскрывать свою душу для красоты, учиться смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное!

Чтобы посетить этот музей, необходимо заполнить входной билет, который лежит у каждого на парте.

На слайде  Музей Хрусталя нашего города.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Заполняют входной билет.

3.Определение цели и

постановка проблемы.

- А что на этом слайде?

- Что такое музей? ( Это учреждение, которое собирает и хранит экспонаты)

- С какой целью мы часто посещаем наш Музей?

(Чтобы увидеть и узнать много из истории настоящего и прошлого)

- Рассмотрите рисунки на слайде. Расскажите, что видите.

- Сравните рисунки.

- Многое о чем не могли мечтать наши бабушки и дедушки - для нас обычные вещи. Школа с комфортными классами, интересные учебники,

одежда,  компьютер....  

Дети рассматривают фотографии из зала Музея, который мы посещали не раз. Отвечают на поставленные вопросы.

Дети сравнивают рисунки. (Как раньше учились и как учатся дети сейчас)

- Время бежит - жизнь меняется, мы меняемся.... А что же остается неизменным?    

- Вернемся к этой проблеме в конце урока.

Дети высказывают свои предположения.

4. Выход на тему урока.

- Мы с вами совершим путешествие в далекое прошлое и сравним с настоящим. Назовем его урок - праздник. А вот какой праздник нам поможет исследовать тему, мы можем проследить, когда посмотрите отрывок из "Снегурочки".

- Вы узнали этот традиционный праздник?

-Понимаете,  какой праздник нам поможет сравнить прошлое и настоящее?

Дети просматривают видеоролик.

Н.Римский - Корсаков из оперы "Снегурочка",  фрагмент из пролога "Проводы Масленицы";

Учащиеся  формулируют тему урока.

5.   Сопоставление личных наблюдений и описание Масленицы в литературных и народных произведениях.

- Что поняли из фильма, как в прошлом отмечали Масленицу?

- А что это за праздник такой - Масленица, вы знаете?

- Что нового узнали из рассказов детей?

- В нашей местности в конце зимы празднуют Масленицу? Что можно наблюдать во время масленичных гуляний?

- Прочитайте отрывок на карточке и ответьте, что вы лично наблюдали во время празднования в нашем городе из прочитанного.

         Масленица - это праздник в честь проводов зимы и встречи весны. Во время этого праздника принято водить хороводы вокруг костра, на котором сжигают чучело Масленицы, символизирующую уходящую зиму. Проводятся катания на лошадях, разные зимние забавы (катание с ледяных и снежных гор на санках, игра в снежки, перетягивание каната, кулачные бои, взятие снежного городка). Одним из обязательных развлечений во многих местностях является лазание на шест (гладкий высокий столб), на верху которого установлен приз - это, как правило, клетка с живым петухом. К Масленице приурочена и ярмарка - установленные палатки и деревянные лавки, где торгуют пряниками, игрушками и всякой мелочью. Празднование Масленицы сопровождается большим количеством выпечки с обязательными блинами. Нередко в блины кладут разные "припеки": лук, грибы, сыр, икру, овощи, сметану, мед.

Многие русские писатели описывали этот веселый праздник:

И. Шмелев "Лето господне",

А.Н. Островский "Снегурочка",

А.Н. Толстой "Петр Первый",

А слова русского писателя Н.С.Лескова "Сыт и весел, как на масленицу", - уже давно считают народной пословицей.

-Много стихов и песен сложено об этом национальном празднике.

- Вот послушайте несколько строк.

- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

 Рассказы детей об истории празднования Масленицы.

Работа с текстом. Учащиеся читают  и сравнивают его со своими наблюдениями.

Праздник Масленицы в литературных произведениях.

Два ученика читают стихотворение о Масленице

6. Постановка учебной задачи.

- Совершим поход в "Музейный Дом". Поможет нам лучше почувствовать и понять, как отмечали Масленицу на Руси картина русского художника Б. Кустодиева, народные стихи и музыка Стравинского. Работать будете в парах, помогая друг другу. Соблюдайте правила поведения в музее. Говорить тихо. Итогом же нашего занятия должна стать подготовка экскурсоводов для первоклассников к празднику Масленицы.

- Что нам понадобится для исследования?

- При рассматривании картины вам встретятся незнакомые слова. Где можно найти их толкование?

Учащиеся работают в парах.

Приготовлены инструменты: лупа и рамки.

7. Учимся работать с различными источниками информации.

 Во входном листе указано толкование слов из словаря Ожегова .

Прочитайте слова : возница, «архитектура», традиции,

- Объясните значение этих слов. Назовите источник информации.  

АРХИТЕКТУРА,  -ы, ж. 1. Искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество.  2. Стиль постройки. А. здания.

ВОЗНИЦА,  -ы, м. Тот, кто правит лошадьми в запряжке.

ШАТЕР, -тра, м. I. Большая палатка, крытая тканью, коврами. 2. Высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен)

ТРАДИЦИИ, -и, ж. 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. обычаи).

ЦЕННОСТИ -и, ж.. Картина большой ценности. 3.  Ценный предмет, явление. Хранение ценностей. Культурные ценности. Духовные ценности.

- Эти слова мы будем употреблять при исследовании картины Б. Кустодиева.

Учащиеся работают с информацией во входном билете.

(из словаря Ожегова)

8. Работа над темой   урока.

- Перу этого художника принадлежит много прекрасных картин.  Б.М. Кустодиев родился в 1878 году в Астрахани. Отец его был кандидатом богословия, преподавал в духовной семинарии. Отец умер, когда Кустодиеву исполнился 1 год. Борис Михайлович учился сначала в духовном училище, затем продолжил учебу в семинарии. Там он увлекся рисованием и оставив семинарию, в 1896 году уехал в Петербург, где поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. В 1898 году стал работать в мастерской И.Е. Репина, обучился мастерству по написанию портретов. Его работы были признаны во всем мире, Кустодиев неоднократно участвовал в международных выставках. За работу “Портрет И.Я. Билибина” был удостоен малой золотой медали. В 1909 году художник получил звание академика живописи. В результате тяжелой болезни в 1916 году был прикован к креслу-каталке, его мучили страшные боли. Но Б.М. продолжал работать. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он в инвалидном кресле продолжал посещать выставки, театры, совершал поездки по стране. В последние годы своей жизни он работал на холсте, подвешенном практически горизонтально над ним. Его любовь к жизни отразилась на всех картинах художника.

Учащиеся получают новую информацию о художнике.

9.  Совместное открытие знаний. Исследование картины

 в парах.

- Исследуем, как проводился праздник на основе картины.

- Исследуйте рельеф и природу изображенной местности. Можно ли назвать эту местность холмистой?

- С помощью большой рамки выделите горизонтальный фрагмент, который подтвердит ваше мнение. ( Если поставить рамку в правый нижний угол репродукции, в нее сразу войдут три холма.)

- Какую площадь в обозримом пространстве занимают деревья? Можно ли считать местность лесистой?

- Много ли выпало снегу?

-Какие предметы, покрытые снегом, вас в этом убеждают?

- Глубокий ли снег?

-Найдите на картине и покажите с помощью круглой рамки конкретные детали, которые могут подтвердить ваше мнение. (Глубокие следы)

- Сделайте вывод, Изменилась ли природа с тех пор?

- Рассмотрите архитектурные постройки: это город или деревня?

- Современный или древний город изображен на картине?

- Почему вы так решили?

- Этот город не существовал на самом деле. Б. Кустодиев написал эту картину под впечатлением нескольких старинных русских городов, которыми он любовался во время своего путешествия по России. А в старину считалось, что чем больше в городе христианских храмов, церквей и соборов, тем богаче и сам город.

- Какие постройки, кроме церквей, вы видите: деревянные и каменные дома? Многоэтажные дома?

- Удалось ли вам обнаружить Торговые ряды?

- Как они выглядят в настоящее время в нашем городе? (На слайде)

- Сколько храмов входит в поле зрения художника? Не торопитесь с ответом - Возьмите лупу и исследуйте задний план. Учтите, что очертания некоторых храмов нечеткие.  

- Сделайте вывод: Сохранилась ли архитектура в прошлом и настоящем?

- Сколько саней с лошадками насчитали? Учтите: некоторые из них можно рассмотреть только в лупу. ( восемь саней с лошадками)

- Можно ли назвать упряжки лошадей праздничными?

- Какова одежда возниц? ( одинаковая)

- Исследуйте, что делается на площади, недалеко от монастырской стены.

- Сколько российских флагов украшают масленичные постройки?

- Можно ли сказать, что у детей свои развлечения, отличные от развлечений взрослых? ( Дети играют в снежки и катаются с горки на санях

- Верно ли, что дети играют в снежки не только на горке?

- Найдите с помощью лупы мальчишек, играющих в снежки совсем в другом месте.

- Возьмите рамочку. Выделите с ее помощью горизонтальные фрагменты, которые можно было бы назвать: " Храмы древнего города", " Детские забавы", "Катание на лошадях". - Кто главные герои фрагмента?

- Какие чувства по — вашему испытывают ребята во время катания на горе
(азарт, удаль, веселье, разгул, бесшабашность, радость, задор)

- А ощущаете ли вы те же самые чувства, когда дружно играете  на улице?

-Значит, кроме рельефа, памятников архитектуры и общих народных традиций, что еще осталось у людей неизменным даже спустя тысячелетия?

(человеческие эмоции и чувства)

- А теперь выделите вертикальные фрагменты с такими названиями "Березы после снегопада", "Хорошо звучит гармонь", " Птицы в небе"

-Удалось ли художнику создать впечатление чудесного зимнего дня?

- Удалось ли художнику передать атмосферу праздничных гуляний?

- Не только художнику Б. Кустодиеву удалось передать атмосферу праздничных гуляний, но и писателям, музыкантам.

- Можно ли с помощью музыки создать впечатление народного гулянья, оживленных разговоров, катания на санях, зимних игр, веселья, смеха?

- Вот послушайте фрагмент из балета И. Стравинского "Петрушка". "Народные гулянья на Масленой". А потом попробуйте ответить на этот вопрос.

Праздник Масленицы в живописном произведении.

Учащиеся по заданию учителя  с помощью инструментов  находят детали картины и на слайде проверяют себя. Указывают местоположение детали словами, (в левом нижнем углу,  в глубине картины, в центре, на переднем плане и т.д.) как можно точнее характеризуют каждую подробность.

На доске табличка.

На доске табличка.

На доске табличка.

Предположения детей.

Праздник Масленицы в музыкальных произведениях.

Дети слушают музыку, отвечают на поставленный вопрос

10.

Сравнение прошлого и настоящего. Обобщение.

- Эту картину Б.Кустодиев написал почти 100 лет назад.

- Как вы думаете, что изменилось в жизни таких городов, как этот,  в наше время?( В наше время появились новые постройки: многоэтажные дома, торговые центры, предприятия, школы. Появилось телевидение, Интернет. У людей появились новые возможности для того, чтобы общаться друг с другом, встречаться, путешествовать).

- А что сохранилось, осталось неизменным?

Это вопрос, поставленный мною в начале урока.

- Природа, памятники культуры, традиции и обряды, любовь к праздникам, стремление общаться друг с другом - все это осталось неизменным.

- Сохранилась ли традиция празднования Масленицы?

- Получается, что сохранилось очень многое, что и хотелось доказать в ходе исследования.

-Природа, архитектура, традиции....

- Это настоящее богатство! Это наши вечные ценности!

-Выразите свое отношение  к картине во входном билете.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, формулируют выводы.

Учащиеся заполняют текст "Мое отношение к картине" во входном билете.

Можно начать так:

« Я согласен ( или не согласен) с художником, который назвал свою картину «Масленица».  Автор изобразил…………

« Сегодня мы рассматривали репродукцию картины …………………… . Она вызвала во мне ощущение………………  (спокойствия, праздника, уюта, бодрой  радости,  ясности, мягкости  и воздушности, праздника,  сказочности русского старинного города), которое исходит от увиденных на картине праздничных гуляний....................................

Больше всего ………

11. Творческая работа.

      Работа в  группах.

  Чтобы экскурсоводы пришли к малышам не с пустыми руками, вы выполните вместе с ними творческое задание.

Группа "Мастерская художников": изобразить Масленицу гуашью.

Группа "Творцы": собрать в пазлах репродукцию картины.

Группа "Умельцы": смастерить Масленицу.

Группа "Мастера слова": собрать поговорки о Масленице

Группа "Знатоки": заполнить викторину о Масленице.

Группа "Экскурсоводы": подготовить рассказ о Масленице по картине для первоклассников".

Учащиеся работают в группах, выполняя свое творческое задание.

12. Рефлексия. Представление результатов работы в группах.

Дается возможность каждой группе представить результат работы в группе.

- Что узнали нового?

- Как будете готовиться к празднованию Масленицы?

- В какие игры будете играть?

- Дайте оценку своей работе по группам.

- Теперь вы многое можете рассказать первоклассникам о том, как раньше встречали праздник Масленицы,  и как сейчас. У вас для этого есть необходимая подготовка.

Группы представляют готовый продукт своего труда выполненного задания.

Учащиеся сравнивают, делают выводы, что многое узнали и будут особенно готовиться к празднику.

Дают оценку работы в группах, закрашивая красным, желтым или зеленым цветом круг во входном билете.

13. Домашнее задание.

По выбору: 1) Записать своё высказывание в альбом. 2) Узнать есть ли у Кустодиева ещё картины о зиме? 3) Подобрать или сочинить стихотворение  к картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по кубановедению : «Без прошлого нет настоящего »

Формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого....

Урок русского языка "Из прошлого - в настоящее" 4 класс Программа Гармония

Урок по русскому языку. На котором организовано наблюдение за безударными  личными окончаниями глаголов....

Конспект урока "История рассказывает о прошлом" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока по предмету окружающий мир для 2 класса...

Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока для 4-го класса по Русскому языку.Тема: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам"УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Когда рождаются настоящие герои и выдумщики. Н.С. Гумилев «Капитаны». Образ капитанов в стихотворении. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Цели деятельности учителя: -  рассмотрение средств литературы, которые показывают формирование героев;расширение читательского кругозора учащихся;прививание интереса к книге, к слову.Планируемые...

Открытый урок по литературному чтению "М.Пляцковский «Настоящий друг». В.Орлов «Я и мы»."

М. Пляцковский «Настоящий друг».Цель: познакомить с произведением о дружбе, настоящем друге....