Конспект урока по литературному чтению "Сравниваем прошлое и настоящее. Масленица"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Это урок - праздник. Такая форма мною выбрана не случайно. Ведь праздник Масленицы - это один из видов формирования исследовательской деятельности на основе личных наблюдений младших школьников, которые вовлекают каждого ученика в ситуацию успеха и делают процесс познания более эффективным, доступным в в сотрудничестве с учителем.Урок нацелен на формирование у детей чувства прекрасного и развитие эстетических чувств на основе знакомства с живописью Кустодиева, а также воспитание любви к неизменным вечным ценностям, таким как народные традиции, человеческие чувства и музыкальные произведения.
На занятии была проведена работа в парах, где дети совместно исследовали каждую деталь картины, помогая друг другу.
Результатом исследования стала работа в группах, где "Умельцы" смастерили чучело Масленицы; группа "Мастерская художников"изобразили Масленицу гуашью; "Творцы"собрали в пазлах репродукцию картины; "Экскурсоводы" подготовили рассказ о Масленице по картине с теми подарками, которые смастерили в группах.На занятии была проведена работа в парах, где дети совместно исследовали каждую деталь картины, помогая друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 38.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок. Литературное чтение. Кружок "Музейный Дом".
Тема урока: Сравниваем прошлое и настоящее. "Музейный Дом". Б. Кустодиев. Масленица.
Цель: На материале литературных, живописных и музыкальных произведений показать, что меняется в жизни людей, а что остается неизменным.
Образовательные задачи:
1.Выяснить, что дети знают о Масленице.
2.Организовать работу по выделению фрагментов картины, соответствующие разным темам, с помощью лупы и рамочки;
3. Учить оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.
Развивающие задачи:
1. Создать условия для интеллектуального, личностного развития учащихся;
2. Активизировать деятельность учащихся через работу в парах; в группах;
3. Развивать умение оценивать собственную работу на уроке и работу товарищей;
4. Развивать умение пробовать себя в роли экскурсовода.
Воспитательные задачи:
1.Выяснить, за счет чего художнику удалось создать впечатление чудесного зимнего дня и атмосферу праздничных гуляний;
2 .В ходе обсуждения подвести детей к выводу, что сохранилось очень многое: природа, архитектура, традиции.
3. Воспитание любви к неизменным вечным ценностям, таким как народные традиции, человеческие чувства. .
Форма организации обучения: в статичных парах и группах.
Тип урока: Урок - праздник.
Музыка: Н.Римский - Корсаков из оперы "Снегурочка", фрагмент из пролога "Проводы Масленицы"; фрагмент из балета И. Стравинского "Петрушка", "Народные гуляния на Масленой".
Оборудование:
- картина Б.М. Кустодиева “Масленица”;
- портрет художника;
- лупа и специальная рамка для рассматривания фрагментов картины;
- компьютер, экран, презентация;
- музыка, видеофрагмент из "Снегурочки" "Проводы Масленицы";
- входной лист со словарной статьей и заданиями.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
Будут сформированы:
- Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с живописью Кустодиева.
Регулятивные УУД: Научится:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные УУД:
Научится:
- Ориентироваться в жанре картины.
- Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями, особенности композиционного решения художником поставленной задачи;
- Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
- Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения;
- Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;
- Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
- Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
Научится:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- Задавать вопросы;
- Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Психологический настрой. | - Пожелайте друг другу удачи. - Скажите, какие правила нужно соблюдать, чтобы урок прошел плодотворно? | Создание благоприятной обстановки в классе. Устав работы в парах.
|
2.Мотивационное начало урока. | - Вы узнали это здание? - Я хочу вас пригласить в необычный музей. В его залах мы встретимся с писателями, музыкантами и людьми, которые пишут картины. Мы будем учиться раскрывать свою душу для красоты, учиться смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное! Чтобы посетить этот музей, необходимо заполнить входной билет, который лежит у каждого на парте. | На слайде Музей Хрусталя нашего города. Дети отвечают на поставленные вопросы. Заполняют входной билет. |
3.Определение цели и постановка проблемы. | - А что на этом слайде? - Что такое музей? ( Это учреждение, которое собирает и хранит экспонаты) - С какой целью мы часто посещаем наш Музей? (Чтобы увидеть и узнать много из истории настоящего и прошлого) - Рассмотрите рисунки на слайде. Расскажите, что видите. - Сравните рисунки. - Многое о чем не могли мечтать наши бабушки и дедушки - для нас обычные вещи. Школа с комфортными классами, интересные учебники, одежда, компьютер.... | Дети рассматривают фотографии из зала Музея, который мы посещали не раз. Отвечают на поставленные вопросы. Дети сравнивают рисунки. (Как раньше учились и как учатся дети сейчас) |
- Время бежит - жизнь меняется, мы меняемся.... А что же остается неизменным? - Вернемся к этой проблеме в конце урока. | Дети высказывают свои предположения. | |
4. Выход на тему урока. | - Мы с вами совершим путешествие в далекое прошлое и сравним с настоящим. Назовем его урок - праздник. А вот какой праздник нам поможет исследовать тему, мы можем проследить, когда посмотрите отрывок из "Снегурочки". - Вы узнали этот традиционный праздник? -Понимаете, какой праздник нам поможет сравнить прошлое и настоящее? | Дети просматривают видеоролик. Н.Римский - Корсаков из оперы "Снегурочка", фрагмент из пролога "Проводы Масленицы"; Учащиеся формулируют тему урока. |
5. Сопоставление личных наблюдений и описание Масленицы в литературных и народных произведениях. | - Что поняли из фильма, как в прошлом отмечали Масленицу? - А что это за праздник такой - Масленица, вы знаете? - Что нового узнали из рассказов детей? - В нашей местности в конце зимы празднуют Масленицу? Что можно наблюдать во время масленичных гуляний? - Прочитайте отрывок на карточке и ответьте, что вы лично наблюдали во время празднования в нашем городе из прочитанного. Масленица - это праздник в честь проводов зимы и встречи весны. Во время этого праздника принято водить хороводы вокруг костра, на котором сжигают чучело Масленицы, символизирующую уходящую зиму. Проводятся катания на лошадях, разные зимние забавы (катание с ледяных и снежных гор на санках, игра в снежки, перетягивание каната, кулачные бои, взятие снежного городка). Одним из обязательных развлечений во многих местностях является лазание на шест (гладкий высокий столб), на верху которого установлен приз - это, как правило, клетка с живым петухом. К Масленице приурочена и ярмарка - установленные палатки и деревянные лавки, где торгуют пряниками, игрушками и всякой мелочью. Празднование Масленицы сопровождается большим количеством выпечки с обязательными блинами. Нередко в блины кладут разные "припеки": лук, грибы, сыр, икру, овощи, сметану, мед. Многие русские писатели описывали этот веселый праздник: И. Шмелев "Лето господне", А.Н. Островский "Снегурочка", А.Н. Толстой "Петр Первый", А слова русского писателя Н.С.Лескова "Сыт и весел, как на масленицу", - уже давно считают народной пословицей. -Много стихов и песен сложено об этом национальном празднике. - Вот послушайте несколько строк. - Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? | Рассказы детей об истории празднования Масленицы. Работа с текстом. Учащиеся читают и сравнивают его со своими наблюдениями. Праздник Масленицы в литературных произведениях. Два ученика читают стихотворение о Масленице |
6. Постановка учебной задачи. | - Совершим поход в "Музейный Дом". Поможет нам лучше почувствовать и понять, как отмечали Масленицу на Руси картина русского художника Б. Кустодиева, народные стихи и музыка Стравинского. Работать будете в парах, помогая друг другу. Соблюдайте правила поведения в музее. Говорить тихо. Итогом же нашего занятия должна стать подготовка экскурсоводов для первоклассников к празднику Масленицы. - Что нам понадобится для исследования? - При рассматривании картины вам встретятся незнакомые слова. Где можно найти их толкование? | Учащиеся работают в парах. Приготовлены инструменты: лупа и рамки. |
7. Учимся работать с различными источниками информации. | Во входном листе указано толкование слов из словаря Ожегова . Прочитайте слова : возница, «архитектура», традиции, - Объясните значение этих слов. Назовите источник информации. АРХИТЕКТУРА, -ы, ж. 1. Искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество. 2. Стиль постройки. А. здания. ВОЗНИЦА, -ы, м. Тот, кто правит лошадьми в запряжке. ШАТЕР, -тра, м. I. Большая палатка, крытая тканью, коврами. 2. Высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен) ТРАДИЦИИ, -и, ж. 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. обычаи). ЦЕННОСТИ -и, ж.. Картина большой ценности. 3. Ценный предмет, явление. Хранение ценностей. Культурные ценности. Духовные ценности. - Эти слова мы будем употреблять при исследовании картины Б. Кустодиева. | Учащиеся работают с информацией во входном билете. (из словаря Ожегова) |
8. Работа над темой урока. | - Перу этого художника принадлежит много прекрасных картин. Б.М. Кустодиев родился в 1878 году в Астрахани. Отец его был кандидатом богословия, преподавал в духовной семинарии. Отец умер, когда Кустодиеву исполнился 1 год. Борис Михайлович учился сначала в духовном училище, затем продолжил учебу в семинарии. Там он увлекся рисованием и оставив семинарию, в 1896 году уехал в Петербург, где поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. В 1898 году стал работать в мастерской И.Е. Репина, обучился мастерству по написанию портретов. Его работы были признаны во всем мире, Кустодиев неоднократно участвовал в международных выставках. За работу “Портрет И.Я. Билибина” был удостоен малой золотой медали. В 1909 году художник получил звание академика живописи. В результате тяжелой болезни в 1916 году был прикован к креслу-каталке, его мучили страшные боли. Но Б.М. продолжал работать. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он в инвалидном кресле продолжал посещать выставки, театры, совершал поездки по стране. В последние годы своей жизни он работал на холсте, подвешенном практически горизонтально над ним. Его любовь к жизни отразилась на всех картинах художника. | Учащиеся получают новую информацию о художнике. |
9. Совместное открытие знаний. Исследование картины в парах. | - Исследуем, как проводился праздник на основе картины. - Исследуйте рельеф и природу изображенной местности. Можно ли назвать эту местность холмистой? - С помощью большой рамки выделите горизонтальный фрагмент, который подтвердит ваше мнение. ( Если поставить рамку в правый нижний угол репродукции, в нее сразу войдут три холма.) - Какую площадь в обозримом пространстве занимают деревья? Можно ли считать местность лесистой? - Много ли выпало снегу? -Какие предметы, покрытые снегом, вас в этом убеждают? - Глубокий ли снег? -Найдите на картине и покажите с помощью круглой рамки конкретные детали, которые могут подтвердить ваше мнение. (Глубокие следы) - Сделайте вывод, Изменилась ли природа с тех пор? - Рассмотрите архитектурные постройки: это город или деревня? - Современный или древний город изображен на картине? - Почему вы так решили? - Этот город не существовал на самом деле. Б. Кустодиев написал эту картину под впечатлением нескольких старинных русских городов, которыми он любовался во время своего путешествия по России. А в старину считалось, что чем больше в городе христианских храмов, церквей и соборов, тем богаче и сам город. - Какие постройки, кроме церквей, вы видите: деревянные и каменные дома? Многоэтажные дома? - Удалось ли вам обнаружить Торговые ряды? - Как они выглядят в настоящее время в нашем городе? (На слайде) - Сколько храмов входит в поле зрения художника? Не торопитесь с ответом - Возьмите лупу и исследуйте задний план. Учтите, что очертания некоторых храмов нечеткие. - Сделайте вывод: Сохранилась ли архитектура в прошлом и настоящем? - Сколько саней с лошадками насчитали? Учтите: некоторые из них можно рассмотреть только в лупу. ( восемь саней с лошадками) - Можно ли назвать упряжки лошадей праздничными? - Какова одежда возниц? ( одинаковая) - Исследуйте, что делается на площади, недалеко от монастырской стены. - Сколько российских флагов украшают масленичные постройки? - Можно ли сказать, что у детей свои развлечения, отличные от развлечений взрослых? ( Дети играют в снежки и катаются с горки на санях - Верно ли, что дети играют в снежки не только на горке? - Найдите с помощью лупы мальчишек, играющих в снежки совсем в другом месте. - Возьмите рамочку. Выделите с ее помощью горизонтальные фрагменты, которые можно было бы назвать: " Храмы древнего города", " Детские забавы", "Катание на лошадях". - Кто главные герои фрагмента? - Какие чувства по — вашему испытывают ребята во время катания на горе - А ощущаете ли вы те же самые чувства, когда дружно играете на улице? -Значит, кроме рельефа, памятников архитектуры и общих народных традиций, что еще осталось у людей неизменным даже спустя тысячелетия? (человеческие эмоции и чувства) - А теперь выделите вертикальные фрагменты с такими названиями "Березы после снегопада", "Хорошо звучит гармонь", " Птицы в небе" -Удалось ли художнику создать впечатление чудесного зимнего дня? - Удалось ли художнику передать атмосферу праздничных гуляний? - Не только художнику Б. Кустодиеву удалось передать атмосферу праздничных гуляний, но и писателям, музыкантам. - Можно ли с помощью музыки создать впечатление народного гулянья, оживленных разговоров, катания на санях, зимних игр, веселья, смеха? - Вот послушайте фрагмент из балета И. Стравинского "Петрушка". "Народные гулянья на Масленой". А потом попробуйте ответить на этот вопрос. | Праздник Масленицы в живописном произведении. Учащиеся по заданию учителя с помощью инструментов находят детали картины и на слайде проверяют себя. Указывают местоположение детали словами, (в левом нижнем углу, в глубине картины, в центре, на переднем плане и т.д.) как можно точнее характеризуют каждую подробность. На доске табличка. На доске табличка. На доске табличка. Предположения детей. Праздник Масленицы в музыкальных произведениях. Дети слушают музыку, отвечают на поставленный вопрос |
10. Сравнение прошлого и настоящего. Обобщение. | - Эту картину Б.Кустодиев написал почти 100 лет назад. - Как вы думаете, что изменилось в жизни таких городов, как этот, в наше время?( В наше время появились новые постройки: многоэтажные дома, торговые центры, предприятия, школы. Появилось телевидение, Интернет. У людей появились новые возможности для того, чтобы общаться друг с другом, встречаться, путешествовать). - А что сохранилось, осталось неизменным? Это вопрос, поставленный мною в начале урока. - Природа, памятники культуры, традиции и обряды, любовь к праздникам, стремление общаться друг с другом - все это осталось неизменным. - Сохранилась ли традиция празднования Масленицы? - Получается, что сохранилось очень многое, что и хотелось доказать в ходе исследования. -Природа, архитектура, традиции.... - Это настоящее богатство! Это наши вечные ценности! -Выразите свое отношение к картине во входном билете. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, формулируют выводы. Учащиеся заполняют текст "Мое отношение к картине" во входном билете. Можно начать так: « Я согласен ( или не согласен) с художником, который назвал свою картину «Масленица». Автор изобразил………… « Сегодня мы рассматривали репродукцию картины …………………… . Она вызвала во мне ощущение……………… (спокойствия, праздника, уюта, бодрой радости, ясности, мягкости и воздушности, праздника, сказочности русского старинного города), которое исходит от увиденных на картине праздничных гуляний.................................... Больше всего ……… |
11. Творческая работа. Работа в группах. | Чтобы экскурсоводы пришли к малышам не с пустыми руками, вы выполните вместе с ними творческое задание. Группа "Мастерская художников": изобразить Масленицу гуашью. Группа "Творцы": собрать в пазлах репродукцию картины. Группа "Умельцы": смастерить Масленицу. Группа "Мастера слова": собрать поговорки о Масленице Группа "Знатоки": заполнить викторину о Масленице. Группа "Экскурсоводы": подготовить рассказ о Масленице по картине для первоклассников". | Учащиеся работают в группах, выполняя свое творческое задание. |
12. Рефлексия. Представление результатов работы в группах. | Дается возможность каждой группе представить результат работы в группе. - Что узнали нового? - Как будете готовиться к празднованию Масленицы? - В какие игры будете играть? - Дайте оценку своей работе по группам. - Теперь вы многое можете рассказать первоклассникам о том, как раньше встречали праздник Масленицы, и как сейчас. У вас для этого есть необходимая подготовка. | Группы представляют готовый продукт своего труда выполненного задания. Учащиеся сравнивают, делают выводы, что многое узнали и будут особенно готовиться к празднику. Дают оценку работы в группах, закрашивая красным, желтым или зеленым цветом круг во входном билете. |
13. Домашнее задание. | По выбору: 1) Записать своё высказывание в альбом. 2) Узнать есть ли у Кустодиева ещё картины о зиме? 3) Подобрать или сочинить стихотворение к картине. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по кубановедению : «Без прошлого нет настоящего »
Формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого....
Урок русского языка "Из прошлого - в настоящее" 4 класс Программа Гармония
Урок по русскому языку. На котором организовано наблюдение за безударными личными окончаниями глаголов....
Презентация к уроку русского языка "Из прошлого - в настоящее".
Презентация к уроку....
Конспект урока "История рассказывает о прошлом" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока по предмету окружающий мир для 2 класса...
Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам" 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока для 4-го класса по Русскому языку.Тема: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам"УМК "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Когда рождаются настоящие герои и выдумщики. Н.С. Гумилев «Капитаны». Образ капитанов в стихотворении. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Цели деятельности учителя: - рассмотрение средств литературы, которые показывают формирование героев;расширение читательского кругозора учащихся;прививание интереса к книге, к слову.Планируемые...
Открытый урок по литературному чтению "М.Пляцковский «Настоящий друг». В.Орлов «Я и мы»."
М. Пляцковский «Настоящий друг».Цель: познакомить с произведением о дружбе, настоящем друге....