Главные вкладки

    Открытый урок по кубановедению : «Без прошлого нет настоящего »
    план-конспект урока (3 класс) по теме

    Супруненко Елена Викторовна

    Формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bez_proshlogo_net_nastoyashchego_-urok_3_klass.docx38.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Краснодарский  край

    Город Новороссийск

    МАОУ гимназии № 6

     

     Открытый урок по  кубановедению :

    «Без прошлого нет настоящего »

                                           

                                                                                             Разработан   учителем  

     МАОУ  гимназии №   6

                                                                                     Е. В. Супруненко

            

                                             

    Конспект урока кубановедения  в 3 классе

    Урок с использованием ТРКМЧП.

    Учебник  

    Учитель:  Елена Викторовна  Супруненко  МАОУ гимназии № 6, города Новороссийска

    Тема урока: « Без прошлого нет настоящего»

    Основные цели:  формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.

    Тип урока: урок – поиск.

    Оборудование урока:  использование мультимедиа технологий , презентация,  каравай , шляпы для детей, карточки, корзина, музыкальна  физминутка.

     

    Задачи:

    1. Формирование чувства ответственности за сохранение истории родного края, чувство гордости за свою малую Родину.
    2. Показать роль личности Екатерины Великой в истории России и Краснодарского края.
    3. Развивать умение регулировать свое поведение в группе, устанавливать контакт со сверстниками.

     Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.

     

    1. Познавательные:

    ·                     формировать умение формулировать цель занятия;

    ·                     формировать умение перерабатывать и обобщать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы в группе;

    ·                     формировать умение адекватно, осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

    ·                     учить смысловому чтению;

    2. Коммуникативные:

    1. формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в группе;
    2. умение слушать и слышать учителя и одноклассников;

    3. Регулятивные:

    1. формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
    2. развивать умение контролировать свое поведение в группе;

    4. Личностные:                                                                                                                                                                                                                                            

    1. формировать чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину, историю своей страны и края.

     Технология:  развитие критического  мышления через чтение и письмо.

    Приёмы:

    1. корзина идей;
    2. таблица -инсерт ;
    3. синквейн;

    Для эмоционального настроя и  создания заинтересованности учащихся выбрана нестандартная форма проведения урока  - урок  поиск-представление.  Исполнение песни,  минисценки  развивают творческие способности учащихся, повышают мотивацию.  

      Ход урока  

    1. Организация на урок.

         Звенит звонок,

    Начинаем наш урок.

    Нам надо многое понять,

    чтобы историю Кубани знать!

    - Поздоровайтесь с гостями .

    Учитель:

    - Мы с вами изучаем историю Кубани через фольклор. Уже 3 год выступаем с песнями, хороводами. Они знакомят нас традициями нашего края,

    Здравствуйте дорогие гости!

    (Распахиваются двери, заходят ребята в костюмах народов мира)

    Учитель:  Добрый день вам господа!

    Вы откуда и куда?

    1-й гость      

     Добрый день и всем привет!

    Мы объехали весь свет

    По морям, по океанам,

    Побывали в разных странах

    2- й гость  

        Мы хотим у вас узнать

    Как ваш край нам называть?

     И как город  величать?

    Вас попросим рассказать.

    Песня «Мы с тобой казаки»

    - Солист Виталий Естегнеев

    Мы с тобой казаки
    Дети русского поля
    Наша родина здесь
    У Кубани реки.
    Наш устав и закон:
    Честь, свобода и воля,
    Мы с тобой казаки,
    Мы с тобой казаки.

    Любим землю свою
    Мы, как мать, без обмана,
    Хотя служба и жизнь
    Нам порой не с руки,
    Казаки - это Русь,
    Что не ведает пана,
    Слава Боже тебе,
    Что мы есть казаки.

    Пусть бывает порой
    Мы немного не правы,
    Да простит нас Господь,
    Да простят старики.
    Мы - священная Русь,
    Мы - опора державы,
    Мы с тобой казаки,
    Мы с тобой казаки.

    Девочка в кубанском наряде:

    Гостей мы любим, уважаем

    И к нам радушно приглашаем

    Про Кубань нашу расскажем

    И себя покажем!     ( каравай гостям урока)

    1-й ученик:

    И предлагаю оглянуться ,

    Всмотреться в дым веков-

    И перед   нами развернуться

    Полки отважных казаков!

    Учитель: 

     Судьба кубанского казачества отразилась в исторических песнях. Песенный край . Через песню можно проследить разные исторические события.        

       Песня

    1. А как в столице в Петербурге, над речкою, над Невой

    Припев: Пра, пра, правда, люди, над речкою над Невой

    1. А над речкою, да над Невой, стоял Зимний дворец

    1. А российского да государя, всё Романова царя

    1. А там гвардейцы службу служат, при дверях всегда стоят.

    1. А государь часто подходит, нам «Здорово» - говорит.

    1. «А вы, здорово ж, вы донцы, вы гвардейцы молодцы»

    1. «А мы гвардейцы служить рады, мы за жизнь не постоим».

    Слайд 1 («Корзина идей», )

       Стадия вызова.

    Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На данном уроке используется прием «Корзина идей». Идет составление корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?». Дети называют известные  им события ,даты.

     –Мы сегодня пополняем нашу «Корзину идей» Здесь лежит идея , которую мы реализовали , участвуя в проекте « Недаром помнит вся Россия».

    И мы получили сертификат. И вот сейчас следующая идея.

    -  Ребята , о чём может рассказать история? (предположения детей)

    (о прошлом, о войне , о том как жили раньше, о настоящем , о будущем.. т. д.)

        -Вернёмся к Вашим идеям в конце урока.

    1. Осмысление.

    И начнем мы с истории..  

    -Работать будете в группах, у каждой группы на столе листы с текстами, рассказывающими о различных исторических этапах  на Кубани.

    Слайд  2

    Работа по таблице

    *Чтение текста по методу инсерт.

    – Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях.

    Таблица "Инсерт" 

       " V "
       поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

       " + "
       поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

       " - "
       поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

       " ? "
       поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.


       Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

    - Даются тексты

    1. Основание  Кубани.

    В те далекие времена Россией правила императрица Екатерина II.

    Это очень выдающаяся личность.  

    После войны с Турцией Императрица Екатерина задумалась об условиях мирного договора. Южные границы расширены, нужно было  позаботиться о заселении новых земель. Екатерина вспомнила, как князь Григорий Потёмкин представлял ей казаков. За военные заслуги Екатерина II решила даровать казакам Кубанские земли.

    Казачья делегация прибыла в Петербург и 1 апреля 1792 года попала на приём к императрице. На приёме черноморские казаки сумели расположить к себе Екатерину, и через некоторое время решение об их переселении на кубанские земли было принято окончательно. Казакам  была  вручена грамота о владении южных земель.

    Мудрый дипломат, атаман Антон Головатый и Захарий Чепега благодарили императрицу за оказанную казакам милость и пообещали воздвигнуть на Кубани города, населить сёла и сохранить безопасность границ.      

         

    1. Основание  первого города.

     

    В честь посещения Екатеринодара была построена Триумфальная Александровская арка. Перебравшись на правый берег Карасуна, казаки очутились в густом дубовом лесу, с трех сторон охваченном водами быстрой Кубани. Это место называлось Карасунский кут. Своенравная река здесь круто изгибалась, делая кут неприступным для неприятеля с трех сторон. С военной точки зрения лучшего места для поселения не найти. Здесь и решили построить главный войсковой город, ставший на защиту границ Кубани и южных рубежей России.

    Города, как и люди, имеют собственные уникальные судьбы и такой неповторимой биографией славен город, носивший в прошлом имя Екатерины II, а сегодня именуемый Краснодаром.

     А  наши предки казаки осознанно нарекли столицу Кубани Екатеринодаром, чтобы навсегда увековечить память о славных делах императрицы для своих потомков.

    1. Основание города Новороссийска.

    Рождение Новороссийска стало возможным в результате победы России над Турцией.

    12 сентября 1838 на берег высадился первый десант во главе с вице-адмиралом Михаилом Петровичем Лазаревым и генерал-лейтенантом Николаем Николаевичем Раевским. Им историей было определено заложить новый город. Сначала это было укрепление с гордым названием – Новороссийск. Через 10 лет он стал именоваться городом.

     Эскадрой, осуществлявшей эту операцию и состоявшей из одиннадцати различных кораблей, командовал известный русский флотоводец вице-адмирал М. П. Лазарев. В его штабе, размещавшемся на линейном корабле "Силистрия", находились генерал-лейтенант Н. Н. Раевский, командовавший десантом и будущий начальник первого отделения Черноморской береговой линии контр-адмирал Л. М. Серебряков, явившийся одним из строителей крепостных сооружений, а затем и самого города. Военное укрепление, построенное по проекту разработанному под руководством Н. Н. Раевского, состояло из системы фортификационных сооружений. Оно размещалось на пологих склонах гор, на месте нынешнего центра города, примыкало к морю и по периметру составляло 2100 саженей, или около четырех с половиной километров.

    4.Великая Отечественная война

    Была величайшим испытанием для Новороссийска.

    Он явился несокрушимым бастионом на пути фашистских полчищ.Враг так и не смог воспользоваться морским портом. Ни один фашистский корабль не вошел в Цемесскую бухту.

    Отгремела канонада сражений и взорам людей раскрылась картина страшных разрушений. Трудно было поверить, что год назад, на этих истерзанных берегах Цемесской бухты был удивительно уютный, цветущий город. Теперь здесь лежали груды пепла и развалин. Города практически не стало…

    Во время 2 мировой войны Новороссийск стал последней линией обороны, остановившей вторжение немецких войск, и не позволил им прорваться к Кавказу. Высадка десанта и захват плацдарма, позже  названном "Малая Земля", сыграло огромную роль в обороне Новороссийска. За доблесть и мужество своих защитников Новороссийску было присвоено звание Города-героя. В память о тех героях день освобождения города от захватчиков – 16 сентября 1943 г. - традиционно отмечается как День рождения города . Героизм народа увековечен во многих памятниках и монументах из камня и металла. За время своей истории Новороссийск был трижды разрушен и каждый раз восстанавливался из руин и возвращался к жизни с помощью промышленности . Треть всех товаров, экспортируемых из России, проходят через Новороссийск.
    Сейчас это город – красавец. Здесь живёт и прошлое , и настоящее. А все мы думаем о будущем.

    Учитель:

    -Молодцы, ребята! Вы смогли понять и рассказать нам главные исторические события Кубани. (оценка детей)

    ФИЗМИНУТКА  (музыкальная)

    Слайд 3

    1. Итог урока .Рефлексия:

    Ребята , давайте вернёмся к «Корзине идей»

    -Что мы узнали на уроке?

    -Как казаки ходили за грамотой, какой был первый город , О войне в Новороссийске.

    - И подводя итог нашему уроку, предлагаю…

    - Давайте составим синквейн о нашей малой родине Кубани.

    Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

    Порядок написания синквейна:

    Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

    Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

    Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

    Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

    Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

    А вот я составила свой синквейн.

     

                Кубань

     Прошлое и настоящее

    Любить , уважать, беречь

    Мы любим свою малую Родину!

                 На всегда

    В конце урока ребята исполняют песню.

    Песня

    Муз. и сл. А. Мирошниченко     записана в ст. Крыловской  Ленинградского р-на

    1. Мы казачата цветы России

    Нас воспитала с тобой Кубань

    Мы казачата, хлопцы, девчата

    Земля родная духом воспрянь!

    1. Взгляни как неба высоки сини,

    С зарёй искристой проснулась рань,

    Шумит хлебами в веках и ныне,

    Край благодатный – моя Кубань!

    1. Отцы и деды нам сохранили

    Ценою жизни святую Русь!

    Чтоб честь и веру мы крепко чтили,

    Я в том, край родной. Тебе клянусь!

    1. Мы. Казачата, хлопцы, девчата

    Дух предков славных в душе храним,

    Устои наши мы помним свято

    И ни кому их не отдадим.

     Мысли учителя.

    Для эмоционального настроя и  создания заинтересованности учащихся выбрана нестандартная форма проведения урока  - урок  поиск-представление.  Исполнение песни,  минисценки  развивают творческие способности учащихся, повышают мотивацию.  

    В начальной школе оно начинается со знакомства и изучения легенд,  былин, преданий, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев, ритуалов,  декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.  Стоит помнить, что младший школьный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент.  И именно с ран него возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.  Это обязывает меня, педагога начальной школы,  к созданию  благоприятных условий  в педагогическом процессе для  привития  детям любви  к родному краю, природе, традициям и народной культуре. Несовременно? Вовсе нет, ведь «корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа мы можем устремлять в различных направлениях...» (Джавахарлал Неру) Это высказывание как нельзя лучше говорит о том, что  знакомя детей с традициями, обычаями и изучая их, мы можем дать ре бенку возможность развиваться  в соответствии  с его способностям и желаниям и в ногу со  временем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого классного часа: "Город Сызрань-прошлое и настоящее"

    Тема занятия:« Сызрань: прошлое и настоящее»Форма проведения: устный журналЦели и задачи:- ознакомление детей с историей возникновения и развития г. Сызрани, с его первыми жителями, культурной и общес...

    урок конференция . Прошлое и настоящее глазами эколога.

    Урок знакомит учащихся с  последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе...

    урок по русскому языку 3 класс УМК "Гармония" Из прошлого в настоящее

    Урок закрепления и совершенствования знаний по теме "Из прошлого в настоящее", УМК "Гармония" 3 класс. На данном уроке обобщаются и и закрепляются знания, умения и навыки при определении времени гла...

    "Из прошлого в настоящее" урок русского языка для 3 класса по программе "Гармония"

    Презентация к уроку русского языка для учащихся 3 класса по  теме "Изменение глагола по временам", содержит задания интнрактивного характера....

    Конспект урока по литературному чтению "Сравниваем прошлое и настоящее. Масленица"

    Это урок - праздник. Такая форма мною выбрана не случайно. Ведь   праздник Масленицы - это один из видов формирования исследовательской деятельности на основе личных наблюдений младших...

    Урок русского языка №66. 3 класс УМК «Гармония» Тема : Из прошлого –в настоящее. Тип урока :изучение нового материала

    Задачи урока:1.Предметные: наблюдать за изменением личных окончаний  у глаголов настоящего времени,закреплять представление о временах глагола;обогащать словарный запас языка....

    Открытый урок . Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»

    Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»Тип урока: «открытие новых знаний»Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния челов...