Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
тест по чтению (3 класс) на тему

Сударкина Татьяна Васильевна

Тест помогает выявить степень усвоения  умения учащихся находить в тексте конкретные  аргументы, сведения, факты, заданные в явном и внеявном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста;составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartofel.docx355.73 КБ

Предварительный просмотр:

Прочитатй внимательно текст.

Картофель — многолетнее клубненосное травянистое растение семейства Паслёновые.  Цветки белые, розовые и фиолетовые, собраны  на верхушке стебля. Плод — многосемянная, тёмно-зелёная, ядовитая ягода. Клубень картофеля - это видоизмененный, укороченный подземный стебель. Клубни картофеля являются важным продуктом питания. Плоды, наземные части растения и позеленевшие клубни картофеля содержат ядовитое вещество - соланин, который может вызывать отравления у человека и животных. Родина картофеля — Южная Америка, где до сих пор можно встретить дикорастущий картофель. Древние индейцы Перу еще до возникновения земледелия использовали, как установлено археологами, в пищу клубни дикорастущего картофеля. Картофель у них был основным продуктом питания. Американские индейцы не только выращивали картофель, но и поклонялись ему как богу. Первое зафиксированное знакомство европейцев с картофельным растением произошло в XVI веке. Картофель в Европе не сразу прижился.  Сначала картофель рассматривали как растение не пригодное в пищу. Врачи, например, серьезно считали картофель разносчиком проказы[1] и причиной помутнения разума. Долгое время картофель был принят в Европе, как декоративное растение. Во Франции еще в конце XVIII века цветы картофеля носили в волосах, делали из них букеты. В Германии возделывали картофель на клумбах перед дворцами. Понимание истинной ценности картофеля пришло к французам только в 1793 году, когда картофельные клубни спасли страну от голода. После этого главному пропагандисту картошки во Франции — Пармантье — воздвигли сразу два памятника. Появление в России картофеля связывают с Петром I, который в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней из Голландии якобы для рассылки по губерниям для выращивания. Но тогда картофель не получил распространения в России. Крестьяне называли картофель «чёртовым яблоком» и считали большим грехом употребление его в пищу. Среди крестьян бытовало суеверие: картофель родится с головой и глазами, как человек, поэтому есть его – значит, есть души человеческие. Недовольные крестьяне упорно сопротивлялись сажать картофель, и по стране прокатилась волна так называемых «картофельных» бунтов[2], которые подавлялись  с особой  жестокостью. Долго еще одним из основных продуктов питания для простого народа в России была репа. Но постепенно интерес к картофелю возрастал. Уже с конца XIX и в XX веках в России картофель стали считать «вторым хлебом», то есть одним из основных продуктов питания. Чем же полезна молодая картошка? Во-первых, это незаменимый источник крахмала, благодаря содержанию которого картошка является одним из главных поставщиков углеводов, а углеводы – бензин нашего организма. Во-вторых, картошка богата витаминами и минеральными солями. Полкило вареного картофеля обеспечит организм аскорбиновой кислотой и калием на 100 процентов суточной нормы. А еще в молодых клубнях есть белок, жиры, магний, кальций, цинк, железо, витамины группы B, D, Е, U, К, РР, каротин.

Ответь письменно на вопросы.

  1. Этот овощ любили и ненавидели, о нем слагали стихи, подавали на стол королям и беднякам. О каком овоще идёт речь? Запиши ответ коротко.

Ответ:__________________________________________________________________

  1. Назови историческую родину картошки.  Запиши свой ответ коротко.

    Ответ: __________________________________________________________________

  1. Отметь неверное утверждение:
  • Первыми культиваторами картофеля считаются индейцы Перу.
  • Во многих странах выращивать картофель заставляли насильно.
  • Картошка появилась в России и является исконно русским овощем.
  • Французы долгое время выращивали картофель в основном ради цветов.

  1. Екатерина Великая называла картофель «земляным яблоком», а как называли этот овощ крестьяне? Запиши ответ.

    Ответ:___________________________________________________________

  1. О чём говорится в тексте? Определи его главную мысль. Запиши.

    Ответ:____________________________________________________________

               ____________________________________________________________

  1. Как бы ты озаглавил текст? Напиши свой вариат.

     Ответ:_____________________________________________________________

  1. Раздели текст на части. Составь и запиши план текста.

      Ответ:_____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

  1. Серьезным препятствием распространения картофеля в России были многочисленные отравления крестьян. Можно ли картофелем отравиться? Докажи свою точку зрения и запиши её.

Ответ:_____________________________________________________________

_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Семейство Пасленовые является одним из самых больших семейств современных растений. Многих его представителей вы хорошо знаете. Это томаты, перец, баклажаны, табак, петуния. Можно ли картофель назвать родственником помидора? Объясни свою точку зрения и запиши её.

Ответ:____________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1.  В историю России вошли массовые волнения крестьян под названием «картофельные бунты». Чем они были вызваны? Запиши свою точку зрения полным ответом.

Ответ:________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________

  1.  Какому овощу русские крестьяне отдавали предпочтение до появления картофеля? Докажи свой ответ текстом.

Ответ:____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Объясни и коротко запиши лексические значения всех выделенных слов.

          Ответ:___________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. С какими интересными фактами о картофеле ты познакомился, прочитав текст? Запиши три самых интересных на твой взгляд  факта.

        Ответ:______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему картофель стали считать «вторым хлебом», то есть одним из основных продуктов питания? Полезно ли есть этот овощ? Составь небольшой текс, основываясь на данных таблицы. Сделай вывод.

На 100 г продукта

картофель

чипсы

Минеральные соли: калий, магний, фосфор, кальций

калий -568 мг

фосфор-50 мг

отсутствуют

Витамины: С,В6,В1,В2

Витамин С-20 мг

Витамины группы В-0,3 мг

отсутствуют

белки

2 г

2 г

жиры

0, 4 г

37 г

углеводы

16 г

49 г

калорийность

77 ккал

538 ккал

       

Ответ:____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Напиши свою загадку окартофеле, указав три признака этого растения. (Загадку в стихах писать не нужно).

Ответ:                                 

                                        

                                        

                                        

________________________________

________________________________

________________________________

  1.  Установи соответствие между датами и событиями. Для каждой даты подбери историческое событие.

Дата

Событие

А) XVI век

  1. В России картофель стали считать «вторым хлебом»

Б) XVII век

  1. Первое зафиксированное знакомство европейцев с картофелем.

В) XIX - XX века

  1. Первое появление картофеля в России.

Запиши в ответ выбранные цифры рядом с соответствующими буквами.

Ответ: А – _____, Б – _____, В – _____.

      17. Куст картофеля видел каждый. Ниже приведен перечень свойств этого    растения. Выбери из них те, которые относятся к внешнему виду картофеля. Обведи буквы всех верных утверждений.

А. Цветки картофеля белого, розового, фиолетового цвета.

Б. Цветет картофель обычно в июле.

В. Клубни картофеля являются важным продуктом питания.

Г.  Родина картофеля — Южная Америка

Д.  Лист картофеля тёмно-зелёный.

       Е. Картофель – многолетнее растение.

Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий работы

Номер задания

Правильный ответ (решение)

Максимальный балл за выполнение задания

1

Ответ: картофель

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неверный ответ

1

2

Ответ: Родина картофеля — Южная Америка

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неверный ответ

1

3

Ответ: Картошка появилась в России и является исконно русским овощем.

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неверный ответ

1

4

Ответ:  Крестьяне называли картофель «чёртовым яблоком»

1 балл – выбран правильный вариант

0 баллов – неверный ответ

1

5

Ответ: история картофеля

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неверный ответ

1

6

Ответ:

1 балл – заголовок соответствует теме и главной мысли текста

0 баллов – заголовок не соответствует теме и главной мысли текста

1

7

Ответ:

  1. Биологические особенности картофеля.
  2. Родина картофеля.
  3. Покорение Европы
  4. Распространение картофеля в России.
  5. Полезные свойства картошки

2 балла – текст разбит на 5 частей

1 балл – допущен один недочёт

0 баллов – неверный ответ

2

8

Ответ:  «Плоды, наземные части растения и позеленевшие клубни картофеля содержат ядовитое вещество - соланин, который может вызывать отравления у человека и животных». Поэтому картофелем можно отравиться.

2 балла - дан полный ответ ссылкой на текст.

1 балл – дан правильный ответ, но без объяснения.

0 баллов – неверный ответ

2

9

Ответ: Картофель можно назвать родственником помидора, потому что и картофель, и помидор - растения семейства Паслёновые.

2 балла – дан полный ответ ссылкой на текст.

1 балл – дан правильный ответ, но без объяснения.

0 баллов – в остальных случаях

1

10

Ответ: «Среди крестьян бытовало суеверие: картофель родится с головой и глазами, как человек, поэтому есть его – значит, есть души человеческие». Кроме этого были случаи отравления ягодами картофеля. Поэтому недовольные крестьяне упорно сопротивлялись сажать картофель. Целая волна «картофельных бунтов» прокатилась по стране.

2 балла – дан полный ответ ссылкой на текст.

1 балл – дан правильный ответ, но без подробного объяснения.

0 баллов – в остальных случаях

2

11

Ответ: «Долго еще одним из основных продуктов питания для простого народа в России была репа»

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – неверный ответ

1

12

Ответ: проказы- хроническое инфекционное заболевание;  суеверие - предрассудок, поверие, предубеждение ; бунт- восстание, мятеж, возмущение; пропагандист - лицо, занимающееся пропагандой чего-нибудь.

2 балла -  приведено правильное толкование  всех слов

1 балл –  приведены толкования слов со сносками

0 баллов – в остальных случаях

2

13

Ответ:

2 балла - в ответе правильно указаны три факта .

1 балл - допущена одна ошибка или приведено только два факта.

0 баллов – в остальных случаях

2

14

Ответ: Вывод считается сделанным верно в соответствии с таблицей и текстом.

2 балла - дан полный ответ ссылкой на текст.

1 балл – дан правильный ответ, но без подробного объяснения.

0 баллов – в остальных случаях

2

15

Ответ:

Признаки: красивые белые, синие, розовые цветы; ядовитые ягоды; полезные вкусные клубни.

 2 балла – в ответе правильно указаны три признака растения.

1 балл – допущена одна ошибка или приведено только два признака.

0 баллов – в остальных случаях

2

16

Ответ:

А2, Б3, В1

1 балл – приведены все элементы верного ответа

0 баллов – неверный ответ

1

17

Ответ: АД

А. Цветки картофеля белого, розового, фиолетового цвета.

Д. Лист картофеля тёмно-зелёный.

2 балла – приведено два верных элемента ответа и других элементов ответа не приведено.

1 балл – приведен только один элемент верного ответа.

0 баллов – в остальных случаях

2

25

В период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он выполнил верно около 65% заданий базового уровня.

0-12 баллов ( о% - 48%) – низкий уровень

13-15 баллов (52% - 60%) – средний уровень

16 -17 баллов (64% - 68 %) – достаточный уровень

18 – 23 баллов (72% - 92%) – выше среднего

24 – 25 баллов (96% - 100 %) – высокий уровень

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

На выполнение работы отводится 45 минут.

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать один ответ из четырех предложенных. Обведи цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.

В некоторых заданиях потребуется выбрать несколько верных ответов. Внимательно читай текст заданий.

В работе будут задания, ответ на которые необходимо записать в указанном месте.

Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который ты считаешь верным.

Желаем успеха!


[1] хроническое инфекционное заболевание, поражающее кожу, нервную систему, верхние дыхательные пути, а также конечности

[2] восстание, мятеж, возмущение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей начальных классов "Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения"

Данный мастер-класс был проведён на практических занятиях курсов по ФГОС НОО....

Мастер – класс «Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения»

Мастер-класс проводится с педагогами начальной школы; участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках литературного чтения в начальной школе....

Мастер – класс «Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения»

Мастер-класс проводится с педагогами начальной школы; участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках литературного чтения в начальной школе....

работа с текстом и информацией

тексты готовые к распечатке для уроков чтения, где подобраны задания и по математике, природоведению, русскому языку...

Внеурочная деятельность «Компьютерная грамотность» 4 класс. Тема «Презентация Power Point. Вставка текста. Поиск информации в сети Интернет.»

Программа дополнительного образования детей «Компьютерная грамотность» разработана на основе авторской программы Матвеевой Н.В., Конопатовой Н.К., Панкратовой Л.П., Челак Е.Н. и рассчитана...