С. Маршак. Снег уже теперь не тот...
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Урок литературного чтения во 2 классе. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект33.21 КБ
Файл презентация1.8 МБ

Предварительный просмотр:

 Урок литературного чтения

 Класс 2 «Б»

 Учитель начальных классов:  Стрекаловская Людмила Ефимовна

Муниципальное  автономное общеобразовательное  учреждение

 Средняя общеобразовательная школа  № 18

 г. Приморско – Ахтарск  

 Краснодарский край

Тема:  С. Маршак  «Снег уже теперь не тот»…

Слово, как средство создания весенней картины природы

Цель:

- познакомиться со стихотворением;

-научиться с помощью слова создавать картины весенней природы;

-формировать навыки правильного выразительного чтения;

-развивать речь, память, внимание;

-воспитывать эстетические чувства, любовь к природе, бережное отношение к ней.

Задачи: учить использовать слово, как средство создания весенней картины природы.

Планируемые  результаты:

Уч-ся должны уметь:

- прогнозировать содержание произведения;

- читать выразительно;

- использовать слова для создания картины весенней природы;

- объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание

Деятельность уч - ся

УУД

I.  Самоопределение

 к учебной деятельности

а) организационный  момент

б) речевая разминка

в) проверка д/з

Слайд -1

Учитель

 – Дети, рано утром некто, хорошо вам известный, попросил меня поздравить вас с днём весеннего равноденствия и передать вам кое – что.

- Хотите узнать, кто это был?

Учитель:

- Отгадайте загадку:

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом

Огороду, полю врач

Глянцеватый,  чёрный ….

Дети дополняют: -   грач

Слайд - 2

Учитель:

- Верно, это был грач.

Он очень беспокоился, что вы пропустите, не заметите что – то важное и просил передать вам фотографии, но вы сами должны сказать, что он увидел с высоты своего полёта.

Учитель:

- Как можно назвать то, о чём поведал нам грач? Что это?

Учитель:

- Верно. Недаром говорят:

Слайд -3

Учитель:

- Прочтём хором:

Увидел грача – весну встречай.

Учитель показывает карточки, на которых написано, как надо читать эту фразу:

ТИХО – ГРОМКО

МЕДЛЕННО – БЫСТРО

ГРОМКО – ТИХО

УДИВЛЁННО

РАДОСТНО

Учитель:

- Кто готов прочитать наизусть выученные дома стихотворения?

Учитель:

- Что объединяет эти стихотворения?

Предполагаемые ответы детей:

Дети:

- Да, хотим.

Дети отгадывают загадку

дети находят в пространстве класса фотографии и сообщают, что на них запечатлено:

Дети:

 ледолом, ледоход, половодье, таяние снега, проталины, первоцветы, прилёт птиц.

Дети:

- Это приметы весны.

Дети хором читают фразу: «Увидел грача – весну встречай»

  с учётом показанных карточек

Дети читают наизусть стихотворения, выученные к уроку. 

Дети:

-Они о весне.

- В них описан приход весны.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные:

 действия смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

а) АОЗ

б)  определение темы урока и постановка цели

в) фиксирование затруднения в пробном учебном действии

(работа в группах)

Работа в группах

На столе у каждой группы учащихся карточка №1

На карточке написана фраза:

«Снег  уже теперь не тот…»

Учитель:

Грач провожал  меня до школы, он шёл, прыгал, иногда перелетал немного вперёд и повторял одну и ту же фразу:

(учитель произносит фразу 3 раза , меняя логическое ударение:

- Снег уже совсем не тот …

- Снег уже совсем не тот …

- Снег уже совсем не тот …

Я спросила: - «Что это значит?»

Он как-то хитро посмотрел на меня и ответил: - «А это Вам ребята объяснят, они всё знают, только Вы у них обязательно спросите».

- Дети, вы согласны рассказать нам по секрету, что значит эта фраза?

- Дать вам время подумать?

Учитель:

-работаем с карточкой №1.

-прочитайте фразу, обсудите её, как вы понимаете это суждение? Ответы можно писать на карточке.

(Для детей, которые затрудняются при выполнении задания, учитель предлагает  ответить на вопросы:

- что происходит со снегом весной?

- Какой он по состоянию, по цвету?)

Учитель:

 - Дети, определите тему урока,

поставьте цели.

Учитель обобщает и уточняет ответы детей:

Учитель:

 - верно, мы познакомимся со стихотворением С.Я. Маршака «Снег уже теперь не тот…» (Открывает на доске портрет С. Я. Маршака)

Научимся описывать приход весны- создадим картину весенней природы.

Учитель:

-Чем пользуется художник при написании картины?

Учитель:

 - Музыкант?

Учитель:

- какой инструмент будем использовать мы?

Учитель:

- определим задачи:

Учитель:

- Что мы умеем?

(по мере ответов детей на доске появляются карточки с  надписями)

Учитель:

- Чему научимся?

Что мы                            

 умеем?  

                   

-анализировать    

-составлять            

предложения          

-строить текст  

-выразительно        

читать                    

Чему                             научимся?

- словами создавать           картину весенней

природы;

- применять в речи средства художест-

венной выразительности

Карточка №2 (на столах)

На карточке написаны приметы весны – каждой группе разные приметы, если дети хотят, могут использовать свою примету.

1гр. - таяние снега, появление  проталин

2гр.- ледолом, ледоход, половодье

3гр. - первоцветы, набухание почек

4гр. -  прилёт птиц.

Учитель:

Дети, возьмите карточку №2;

- прочитайте приметы (примету) весны;

- составьте предложение  (можно несколько предложений) по примете весны;

- запишите его (их) на карточке.

Учитель:

- прочитайте предложения.

(От каждой группы выходит ученик.

Дети читают предложения друг за другом, получается текст.)

Учитель: 

- удалось ли создать картину весенней природы?

Дети работают в группах:

-  берут карточку №1, читают задание, рассуждают, предлагают варианты ответов, выбирают на их взгляд точные, записывают их на карточке.

- слушание ответов по группам.

Предполагаемые ответы детей:

- снег был белый, лёгкий, пушистый, мягкий, а стал рыхлый, зернистый, тяжёлый,

появились проталины.

- пришла весна, снег стал таять

Предполагаемые ответы детей:

- тема-весна

- мы познакомимся ещё с одним стихотворением о весне

Цель – описать приход весны, рисовать словесную картину  весенней природы.

Дети:

- красками

Дети:

- нотами

Дети:

- слово

Дети:

- учиться подбирать слова, строить (конструировать) предложения,

-  использовать средства художественной выразительности,

- составлять текст.

Дети:

-анализировать    

-составлять            

предложения          

-строить текст  

-выразительно        

читать  

Дети:             

-словами создавать           картину весенней

природы;

- применять в речи средства художест-

венной выразительности

Дети:

- работают в группах: выбирают примету, обсуждают содержание, выясняют её смысл, подбирают слова, составляют предложение, записывают его или запоминают.

Дети:

Выходят и читают предложения.

Дети:

предполагаемые  ответы: текст составили, а полной картины не получилось

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование

III. Выявление причин затруднения

Учитель:

-давайте сравним нашу картину с картиной МАСТЕРА

Чтение учителем (можно прослушать аудиозапись) стихотворения С. Я. Маршака

«Снег уже теперь не тот…»

-Понравилось ли вам стихотворение?

 -Чем?

1) Вспомним средства художественной выразительности:

(Дети работают со словарём)

 слайд -6

Даны определения из словаря С. Ожегова.

- метафора

- олицетворение

- сравнение

Учитель

2) Найдем  средства художественной выразительности в стихотворении

Работа с учебником стр. 115

Анализ стихотворения

Учитель:

- Какими словами МАСТЕР описал таяние снега?

(уже не тот, потемнел слайд -7)

- Как он сообщил о ледоломе?

(треснул, будто раскололи – метафора и сравнение) слайд -8

- Как передал чистоту воздуха, прозрачность?

(Небо стало выше слайд – 9)

- Какими словами передана радость оживания природы?

(зачирикал веселей)

- Каким словом он назвал тропинки?

(Стёжки –просторечье)

-С чем сравнил серёжки на вербах? слайд - 10

( с серебром –сравнение)

- Какую метафору он применил к ним?

(светятся – метафора)

Учитель:

- подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения

- прочитайте выразительно.

Учитель:

Получилась ли картина природы у МАСТЕРА?

Почему?

Дети:

 - слушают стихотворение,

- отвечают на вопросы

- Работают со словарём С. Ожегова

- анализируют

- находят средства художественной выразительности

- готовят текст стихотворения для выразительного чтения

- читают выразительно стихотворение

- делают вывод

Познавательные:

умение  структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель:

Что нам необходимо сделать, чтобы создать картину?

Учитель:

-уточните пошагово ваши действия

Дети:

Применить средства художественной выразительности

Дети:

- выделить слово из предложения

- подобрать к нему сравнение ( олицетворение, метафору)

- сконструировать предложение

- включить его в текст

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи;

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

Общеучебные:

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий

V. Реализация построения проекта

Учитель:

 - дополним нашу картину средствами художественной выразительности:

- подберите и вставьте в ваши предложения сравнение, олицетворение, метафору.

Дети добавляют в предложения по мере необходимости метафоры, сравнения, олицетворения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового  х – ра.

VI. Первичное закрепление во внешней речи

Работа в парах

Учитель:

Проговорите друг другу предложения.

Отметьте в ваших предложениях средства художественной выразительности

Дети:

- работают в парах;

- читают предложения;

- находят средства художественной выразительности.

Коммуникативные:

- управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель:

Прочитаем предложения (ученик от каждой группы читает предложение или несколько предложений. Получается текст.)

Учитель:

Какую картину весенней природы вы представили?

Сравните картину, написанную вами с картиной МАСТЕРА  (С.Я. Маршака)

Удалось ли нам создать при помощи слова картину весенней природы?

Соотнесите свой вывод с целью урока.

Достигли мы цели?

Дети:

-  читают предложения

- слушают текст

- анализируют

-делают выводы

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавтельные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

VIII.Включение в систему знаний.

Учитель:

Где будем применять полученные знания?

Дети:

- писать заметки в печатные издания

 - писать сочинения и рассказы и т.д.

Регулятивные:

Прогнозирование.

IX. Рефлексия учебной деятельности

Слайд -11

Учитель:

  выберите и продолжите любое предложение:

-на уроке я узнал

- я похвалил бы  себя за

- мне захотелось

- сегодня я сумел

Оцените свою работу в группе

(Дети заполняют таблицу)

Определите ваше настроение

(смайлики)

Слайд 12

Спасибо за работу на уроке.

Дети:

- выполняют задание

Дети заполняют таблицу

Определяют  настроение

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания,

Оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли

Регулятивные:

Волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание уч – ся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.

Список литературы, интернет ресурсы:

1.С. И. Ожегов. « Словарь русского языка» М: «Русский язык» 1989 год.

2. «Литературное чтение» 2 класс ч. 2  УМК «Школа России» М: «Просвещение» 2012 год.

3.http://images.bugaga.ru/posts/1142927784_c67573c5598641883da8fbf2df8000e4_vesna.jpg - равноденствие

4.http://science.compulenta.ru/upload/iblock/01d/rook-2628.jpg - грач

5.http://www.photoworks.ru/Photos%5C4-2007%5C19%5C2053.jpg – проталины

6.http://ourflowers.ucoz.ru/_si/0/73839.jpg - март

7.http://peterwin.narod.ru/march01.jpg - март

8.http://peterwin.narod.ru/images/march10.jpg - март

9.http://migranov.ru/photoalbum/spring/mart.jpg - март

10.http://s41.radikal.ru/i094/0809/0c/8ee5ee870796.jpg - открытка

11.http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/21/452/21452655_CHUDOSERDCE.jpg - открытка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Увидел грача – весну встречай.

Слайд 4

Снег уже теперь не тот…

Слайд 6

Средства художественной выразительности Метафора – употребление слов в переносном значении на основе сходства. Олицетворение – выражение в образе живого существа чего-нибудь. Сравнение – уподобление одного предмета другому. (Из словаря С.Ожегова)

Слайд 7

Снег уже теперь не тот Потемнел он в поле.…

Слайд 8

На озёрах треснул лёд, Будто раскололи.

Слайд 9

Облака бегут быстрей, Небо стало выше.

Слайд 10

И на вербах серебром Светятся серёжки.

Слайд 12

Выберите и продолжите любое предложение: На уроке я узнал… Я похвалил бы себя за… Мне захотелось… Сегодня я сумел…

Слайд 13

Спасибо за работу. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С. Я. Маршак. "Снег теперь уже не тот..."

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс...

С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот..."

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе  по теме "С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот..."." (по ФГОС)....

ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЛОКА «НА ЛУГУ», С. МАРШАКА «СНЕГ ТЕПЕРЬ УЖЕ НЕ ТОТ…»

Создать условия для ознакомления со стихотворениями о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" "А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот…»"

Цели:  знакомство учащихся со стихотворениями о весне А. Блока и С. Маршака; развитие навыков выразительного чтения, понимания и представления прочитанного....

Тема: «А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот»»

Конспект урока по литературному чтению      2 класс   Тема: «А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот»»Планируемые ре...

Конспект урока литературного чтения на тему «А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот»» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со стихотворениями о весне; развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать биографию авторов, ...