конспект урока по литературному чтению "Секреты загадки"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок по литературному чтению в 1-м классе. Форма: творческая мастерская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_zagadki.docx | 407.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Беспалова Светлана Борисовна
учитель начальных классов
1 класс
Тема: Малые жанры фольклора: загадки. «Секреты загадки»
Цель урока: знакомство с малым фольклорным жанром, первый опыт составления загадки.
Задачи урока:
предметные
- получение представления о малом жанре детского фольклора;
- развитие умения читать плавно по слогам или целыми словами, осознанно выбирать интонацию;
метапредметные
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыком смыслового чтения текстов в соответствии с заданием или проблемным вопросом, поставленным учителем или возникшим на уроке;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений;
- формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- проведение сравнения по заданным критериям;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение. 1 класс» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. – Просвещение, 2011);
раздаточный материал (тексты, таблицы, предметные картинки, листы с клеточками, клей, карандаши, фломастеры).
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Как ваши дела?
- У нас сегодня много гостей. Давайте их поприветствуем.
- Как называются слова, которые мы сейчас произносили? (Это слова вежливого обращения)
- Речевой этикет бывает не только современным, но и старинным. Как бы вы поприветствовали гостей 100 лет назад?
( Пожалуйте, гости дорогие! Пожалуйста! Давно мы вас ждем-поджидаем! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Удобно ль вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли места хватило?)
- Молодцы! А теперь сравним его с современным этикетом. Что скажите?
( Раньше слова были более вежливыми, видно отношение хозяев к гостям, более ласковые слова.)
- Ну вот, молодцы, верно, заметили, а теперь пора и за дело приниматься, ума-разума набираться.
- Введение в тему
- С какими произведениями мы начали свое знакомство на уроках чтения? (Произведениями устного народного творчества)
- Каковы же особенности этих произведений? Кто их автор? (Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста.)
- С каким жанром устного народного творчества мы уже познакомились на уроках? (Сказки)
- Какие секреты сказок мы знаем? (Героями могут быть люди, звери; есть волшебные вещи – помощники, прячется число 3: три героя, тройной повтор событий; в сказках содержится урок людям)
- Проверим, как вы знаете русские народные сказки.
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей.
(Василиса Прекрасная)
Гуси-лебеди летят,
Унести детей хотят.
Кто помог сестрице с братцем
От Яги домой добраться?
(печь, яблоня, река)
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит нас досыта.
Что сама собой она,
Вкусных кушаний полна.
(скатерть-самобранка)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем.
(жар-птица)
- Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое. Сегодня мы с вами соприкоснёмся с чудесами.
- На нашей клумбе «Жанры устного народного творчества» распустился пока еще только один цветочек «сказки», а сколько еще нераспустившихся бутонов! Как вы думаете, почему? (есть еще другие жанры). С одним из них мы и познакомимся сегодня на уроке.
III. Постановка цели
- Перенесёмся в далёкое прошлое. Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы – все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык.
- Из этой «тайной» речи родилась еще одна разновидность фольклора.
- Составьте название нового жанра. (буквы в слове перепутаны). Как он называется? ЗАГАДКА
- Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.
(открывается доска)
- Попробуем сформулировать тему нашего урока и спланируем нашу работу.
- О чем мы будем говорить на уроке? (Будем говорить о ЗАГАДКЕ)
Мы узнаем… (что такое загадка, как придумывать)
Мы узнаем… (секреты загадки)
Мы будем … (читать, отгадывать)
Мы попробуем… (сами сочинить)
Варианты ответов детей постепенно появляются на доске, если дети не смогли высказать предположение, то строчка остается без продолжения и к ней возвращаемся в конце урока при подведении итогов.
ФИЗМИНУТКА
IV. Работа над темой. СЕКРЕТЫ ЗАГАДКИ Девиз: «Загадка – ума зарядка»
- От какого слова произошло название жанра “загадка? (от слова “гадати”- думать, рассуждать)
- Что такое ЗАГАДКА? (варианты ответов детей)
Чтение читающим ребенком из словаря С.И.Ожегова объяснения слова «загадка»
- Как «устроена» загадка? Каковы ее секреты?
- Отгадайте загадку «Держит девочка в руке облачко на стебельке» (Одуванчик)
- Как вы догадались, как узнали? (Одуванчик похож на облачко, только про него сказано, что это облачко на стебельке)
- А чем одуванчик похож на облачко? (Одуванчик такого же цвета, он кажется таким же мяг-ким, пушистым, как облако)
- Что же особенного в загадке? Какой первый секрет? (в ней совсем не называется предмет, или называется не тот, который загадывается, а другой похожий на него)
– На что мы обращаем внимание, отгадывая загадку? Что помогло вам отгадать загадку? Какой же у нее второй секрет? (на признаки предмета, его особенности) Проверим.
«Секреты» появляются на доске по мере называния их детьми.
Секреты:
- Предмет не называется
- Выделяются особенности (признаки, действия):
- какой? И что бывает таким же?
- что делает? И кто делает также?
- Рифма (может не быть)
- На листах прочитаем загадку под номером 1.
Дом зелёный тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
- Догадались, что это?
(варианты детей могут быть ошибочными)
- Прочитаем загадку еще раз, и карандашом подчеркнем слова – подсказки.
- Назван ли сам предмет – отгадка?
- А о каком предмете рассказывают?
- Почему вдруг такое сравнение?
- Попробуем словами нарисовать картинку с помощью найденных слов.
- Что помогло отгадать загадку? Выявление важных особенностей.
- То же самое сделаем со второй загадкой.
Поднялись врата,
Всему миру красота.
Приказало солнце: «Стой,
Семицветный мост крутой!»
Тучка скрыла солнца свет.
Рухнул мост, и щепок нет.
- Сделаем вывод: Что такое ЗАГАДКА? В чем же особенность загадки? Как она устроена? Замысловатое высказывание, в котором предмет не называется, или называется похожий на него предмет; указываются важные признаки, действия этого предмета.
- Что помогло отгадать загадки? (знание важных признаков)
- Значит для того, чтобы отгадать загадку, надо уметь подбирать сравнения.
- Вернемся к плану урока. Что мы уже сделали?
- Осталось попробовать составить загадку.
- Что нужно сделать, для того чтобы придумать загадку?
- Правильно надо уметь отвечать на вопросы:
Какой? Что (кто) бывает таким же?
Что делает? Кто (что) делает также?
- Используем слова НО НЕ, КАК
- Потренируемся. Поиграем. Я бросаю мяч и называю слово или выражение, описывающее животное – МЕДВЕДЯ. А тот, у кого мяч, говорит, что бывает таким же. Начинать надо со слов: «Но не …».
Лохматый – но не пес
Косолапый – но не утка
Короткохвостый – но не заяц
Ходит на двух ногах – но не человек
Живет в лесу – но не волк, лиса, заяц
Любит мед – но не пчела
Рычит – но не тигр, лев, волк
Зимой впадает в спячку – но ежик.
По мере называния предметов на доску прикрепляются предметные картинки.
- Выберем самые удачные сравнения и составим загадку.
(спросить несколько детей)
- Составим загадку про белку, настольную лампу. (Слова, называющие особенности предметов, или предметы, похожие по заданному признаку записываются на доске.
-Мы составили загадку. Есть ли у нее автор?
Нет, так как составляли вместе, значит, эта загадка народная. И мы с вами внесли маленькую частичку в устное народное творчество.
- Самостоятельное составление загадки. (звучит мелодия из сказки «Три орешка для Золушки»)
- Вам предлагаю выбрать любую картинку с изображением предмета. Наклеить ее в центре листа. В свободных клеточках нарисовать предметы, схожие по признаку или действию. Если нарисовать не можете, напишите слова. (5 мин.)
- Заслушивание загадок, отгадывание.
- Рефлексия. (Возвратимся к плану урока)
- Что нового узнали?
- Чем занимались?
- Чему учились?
- Высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- Сегодня я узнал…
- Я выполнял задания…
- Я учился…
- У меня получилось …
- Я смог…
- Было трудно…
- Я попробую…
- Мне захотелось…
- У меня в руках книга «ЗАГАДКИ». Но страницы в ней пока что пустые. Что я хочу предложить вам сделать? (вложить составленные нами загадки, нарисованные отгадки).
ЗАГАДКИ
1 | Дом зелёный тесноват: Узкий длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда - Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. | 2. | Поднялись врата, Всему миру красота. Приказало солнце: «Стой, Семицветный мост крутой!» Тучка скрыла солнца свет. Рухнул мост и щепок нет. |
ЗАГАДКИ |
1 | Дом зелёный тесноват: Узкий длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда - Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. | 2. | Поднялись врата, Всему миру красота. Приказало солнце: «Стой, Семицветный мост крутой!» Тучка скрыла солнца свет. Рухнул мост и щепок нет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса. Обобщение по теме «Читаем сказки, загадки, скороговорки».
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе в условиях ФГОС. Создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы ...
Конспект урока по литературному чтению c применением новых образовательных технологий. "Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»". 1 класс.
Данная технологическая карта разработана с использованием системы ProCla...
Урок по литературному чтению "Загадки, потешки, небылицы" , 2 класс
Урок по литературному чтению "Загадки, потешки, небылицы" , 2 класс...
Конспект урока по изобразительному искусству "Загадки белого и чёрного. Графика"
«Загадки белого и черного. Графика»...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс. С использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий Тема: «Загадки»
Конспект урока по литературному чтению 2 класс. С использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий. Тема: «Загадки» ...
Конспект урока по литературному чтению "Загадки, песенки, потешки" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жанрами устного народного творчества: загадками, песнями, потешками; обучение отгадыванию загадок и составлению своих; ознакомление с напевностью рус...
Технологическая карта урока по литературному чтению «Загадки. Русская народная песня «Березонька». С.Маршак «Апрель» (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы, выраженную в художест...