конспект урока по литературному чтению "Секреты загадки"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Урок по литературному чтению в 1-м классе. Форма: творческая мастерская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_zagadki.docx407.07 КБ

Предварительный просмотр:

Беспалова Светлана Борисовна

учитель начальных классов

1 класс

Тема:  Малые жанры фольклора: загадки. «Секреты загадки»

Цель урока: знакомство с малым фольклорным жанром, первый опыт составления загадки.

Задачи урока:

предметные

  • получение представления о малом жанре детского фольклора;
  • развитие умения читать плавно по слогам или целыми словами, осознанно выбирать интонацию;

метапредметные

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение навыком смыслового чтения текстов в соответствии с заданием или проблемным вопросом, поставленным учителем или возникшим на уроке;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений;
  • формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • проведение сравнения по заданным критериям;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Оборудование:

   учебник  «Литературное чтение. 1 класс» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. – Просвещение,  2011);

раздаточный материал (тексты, таблицы, предметные картинки, листы с клеточками, клей, карандаши, фломастеры).

        

Ход урока

  1. Организационный момент

-  Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Как ваши дела?

- У нас сегодня много гостей. Давайте их поприветствуем.

-  Как называются слова, которые мы сейчас произносили? (Это слова вежливого обращения)

- Речевой этикет бывает   не только современным, но и старинным. Как бы вы поприветствовали гостей 100 лет назад?

( Пожалуйте, гости дорогие! Пожалуйста! Давно мы вас ждем-поджидаем! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Удобно ль вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли места хватило?)

-  Молодцы! А теперь сравним его с современным этикетом. Что скажите?

( Раньше слова были более вежливыми, видно отношение  хозяев к гостям, более ласковые слова.)

-  Ну вот, молодцы, верно,  заметили, а теперь пора и за дело приниматься, ума-разума набираться.

  1. Введение в тему

-  С какими произведениями мы начали свое знакомство на уроках чтения? (Произведениями устного народного творчества)

- Каковы же особенности этих произведений? Кто их автор?  (Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста.)

- С каким жанром устного народного творчества мы уже познакомились на уроках? (Сказки)

- Какие секреты сказок мы знаем? (Героями могут быть люди, звери; есть волшебные вещи – помощники, прячется число 3: три героя, тройной повтор событий; в сказках содержится урок людям)

- Проверим, как вы знаете русские народные сказки.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей.

(Василиса Прекрасная)

Гуси-лебеди летят,

Унести детей хотят.

Кто помог сестрице с братцем

От Яги домой добраться?

(печь, яблоня, река)

Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит нас досыта.

Что сама собой она,

Вкусных кушаний полна.

(скатерть-самобранка)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(Емеля)

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло в ночи, как днем.

(жар-птица)

- Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое. Сегодня мы с вами соприкоснёмся с чудесами.

- На нашей клумбе «Жанры устного народного творчества» распустился пока еще только один цветочек «сказки», а сколько еще нераспустившихся бутонов! Как вы думаете, почему? (есть еще другие жанры). С одним из них мы и познакомимся сегодня на уроке.

III. Постановка цели

-  Перенесёмся в далёкое прошлое. Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы – все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык.

- Из этой «тайной» речи родилась еще одна разновидность фольклора.

- Составьте название нового жанра. (буквы в слове перепутаны). Как он называется? ЗАГАДКА

- Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.

(открывается доска)

- Попробуем сформулировать тему нашего урока и спланируем нашу работу.

- О чем мы будем говорить на уроке? (Будем говорить о ЗАГАДКЕ)

Мы узнаем… (что такое загадка, как придумывать)

Мы узнаем… (секреты загадки)

Мы будем … (читать, отгадывать)

Мы попробуем… (сами сочинить)

Варианты ответов детей постепенно появляются на доске, если дети не смогли высказать предположение, то строчка остается без продолжения и к ней возвращаемся в конце урока при подведении итогов.


ФИЗМИНУТКА

IV. Работа над темой.  СЕКРЕТЫ ЗАГАДКИ   Девиз: «Загадка – ума зарядка»

- От какого слова произошло название жанра “загадка? (от слова “гадати”- думать, рассуждать) 

- Что такое ЗАГАДКА?  (варианты ответов детей)

Чтение читающим ребенком из словаря С.И.Ожегова объяснения слова «загадка»

- Как «устроена» загадка? Каковы ее секреты?

 - Отгадайте загадку «Держит девочка в руке облачко на стебельке»  (Одуванчик)

- Как вы догадались, как узнали? (Одуванчик похож на облачко, только про него сказано, что это облачко на стебельке)

- А чем одуванчик похож на облачко? (Одуванчик такого же цвета, он кажется таким же мяг-ким, пушистым, как облако)

- Что же особенного в загадке? Какой первый секрет? (в ней совсем не называется предмет, или называется не тот, который загадывается, а другой похожий на него) 

– На что мы обращаем внимание, отгадывая загадку? Что помогло вам отгадать загадку? Какой же у нее второй секрет? (на признаки предмета, его особенности)   Проверим.

«Секреты» появляются на доске по мере называния их детьми.

Секреты:

  1. Предмет не называется
  2. Выделяются особенности (признаки, действия):

- какой? И что бывает таким же?

- что делает? И кто делает также?

  1. Рифма (может не быть)

- На листах прочитаем загадку под номером 1.

Дом зелёный тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

- Догадались, что это?

(варианты детей могут быть ошибочными)

- Прочитаем загадку еще раз, и карандашом подчеркнем слова – подсказки.

- Назван ли сам предмет – отгадка?  

- А о каком предмете  рассказывают?

- Почему вдруг такое сравнение?

- Попробуем словами нарисовать картинку с помощью найденных слов.

- Что помогло отгадать загадку? Выявление важных особенностей.

- То же самое сделаем со второй загадкой.

Поднялись врата,

Всему миру красота.

Приказало солнце: «Стой,

Семицветный мост крутой!»

Тучка скрыла солнца свет.

Рухнул мост,  и щепок нет.

- Сделаем вывод: Что такое  ЗАГАДКА? В чем же особенность загадки? Как она устроена? Замысловатое высказывание, в котором предмет не называется, или называется похожий на него предмет; указываются важные признаки, действия этого предмета.

- Что помогло отгадать загадки?  (знание важных признаков)

-  Значит для того, чтобы отгадать загадку, надо уметь подбирать сравнения.

- Вернемся к плану урока. Что мы уже сделали?


- Осталось попробовать составить загадку.

- Что нужно сделать, для того чтобы придумать загадку?

- Правильно надо уметь отвечать на вопросы:

Какой? Что (кто) бывает таким же?

Что делает? Кто (что) делает также?

- Используем слова НО НЕ,  КАК

- Потренируемся. Поиграем. Я бросаю мяч и называю слово или выражение, описывающее животное – МЕДВЕДЯ. А тот, у кого мяч, говорит, что бывает таким же. Начинать надо со слов: «Но не …».

Лохматый – но не пес

Косолапый – но не утка

Короткохвостый – но не заяц

Ходит на двух ногах – но не человек

Живет в лесу – но не волк, лиса, заяц

Любит мед – но не пчела

Рычит – но не тигр, лев, волк

Зимой впадает в спячку – но ежик.Картинка 101 из 3286

По мере называния предметов на доску прикрепляются предметные картинки.

Картинка 4 из 60213

Картинка 216 из 7026

Картинка 66 из 3287

Картинка 21 из 6432

Картинка 213 из 2323

Картинка 12 из 2288

http://www.educima.com/dibujo-para-colorear-tigre-dl12849.jpg

Картинка 1 из 10048

- Выберем самые удачные сравнения и составим загадку.

(спросить несколько детей)

- Составим загадку про белку, настольную лампу. (Слова, называющие особенности предметов, или предметы, похожие по заданному признаку записываются на доске.

-Мы составили загадку. Есть ли у нее автор?

 Нет, так как составляли вместе, значит, эта загадка народная. И мы с вами внесли маленькую частичку в устное народное творчество.

  1. Самостоятельное составление загадки. (звучит мелодия из сказки «Три орешка для Золушки»)

- Вам предлагаю выбрать любую картинку с изображением предмета. Наклеить ее в центре листа. В свободных клеточках нарисовать предметы, схожие по признаку или действию. Если нарисовать не можете, напишите слова. (5 мин.)

- Заслушивание загадок, отгадывание.

  1. Рефлексия. (Возвратимся к плану урока)

- Что нового узнали?

- Чем занимались?

- Чему учились?

- Высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Я выполнял задания…
  3. Я учился…
  4. У меня получилось …
  5. Я смог…
  6. Было трудно…
  7. Я попробую…
  8. Мне захотелось…

  1. У меня в руках книга «ЗАГАДКИ». Но страницы в ней пока что пустые. Что я хочу предложить вам сделать? (вложить составленные нами загадки, нарисованные отгадки).


ЗАГАДКИ

1

Дом зелёный тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

2.

Поднялись врата,

Всему миру красота.

Приказало солнце: «Стой, Семицветный мост крутой!»

Тучка скрыла солнца свет.

Рухнул мост и щепок нет.

ЗАГАДКИ

1

Дом зелёный тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

2.

Поднялись врата,

Всему миру красота.

Приказало солнце: «Стой, Семицветный мост крутой!»

Тучка скрыла солнца свет.

Рухнул мост и щепок нет.


Картинка 2 из 249

Картинка 26 из 1364

Картинка 3 из 1905

Картинка 1 из 10048

Картинка 155 из 2480

Картинка 4 из 60213

Картинка 163 из 9828

Картинка 49 из 2842

Картинка 2 из 1682


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса. Обобщение по теме «Читаем сказки, загадки, скороговорки».

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе в условиях ФГОС.  Создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы ...

Урок по литературному чтению "Загадки, потешки, небылицы" , 2 класс

Урок по литературному чтению "Загадки, потешки, небылицы" , 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс. С использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий Тема: «Загадки»

Конспект урока по литературному чтению 2 класс. С использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий. Тема: «Загадки» ...

Конспект урока по литературному чтению "Загадки, песенки, потешки" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жанрами устного народного творчества: загадками, песнями, потешками; обучение отгадыванию загадок и составлению своих; ознакомление с напевностью рус...

Технологическая карта урока по литературному чтению «Загадки. Русская народная песня «Березонька». С.Маршак «Апрель» (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы, выраженную в художест...