Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь № 1» .С. Чёрный « Что ты тискаешь утёнка?...»
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
технологическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_chteniya_dlya_savkinoy_poslednyaya.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения, 3 класс по с ФГОС.
Сценарий урока от 25. 02.2014.г. (МКОУ «Хомутовская средняя общеобразователная школа с углубленным изучением английского языка» А.В. Арбузова)
1.Дидактическое обоснование.
Литературное чтение , 3 «а» класс, автор учебника Л.Ф. Климанова ,2часть, УМК «Школа России»»
Тема урока: «Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь № 1» .С. Чёрный « Что ты тискаешь утёнка?...»
Дидактическая цель: 1) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т.Д.
2)ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ.
Тип урока: « Урок рефлексии»
Задачи урока:
- познакомить учащихся с новым разделом «Поэтическая тетрадь №1» , с произведением С. Чёрного « Что ты тискаешь утёнка?...»
- обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление;
- продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
- развитие умения видеть авторское отношение к происходящему.;
- связно рассказывать о своих впечатлениях;
- воспитывать любовь к животным.
Метод обучения: системно-деятелностный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
-индивидуальная , фронтальная .групповая (в парах)
Средства обучения:
УМК «Школа России»»
Медиопроектор.
Индивидуальные листы с текстом для речевой разминки.
Схема для рефлексии.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация | ||
- Прозвенел звонок – начинается урок. Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку? Посмотрите на соседа, улыбнитесь. Начинаем урок. | Дети приводят в порядок рабочее место. | – самоопределение (Л); –планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). - внутренняя позиция школьника (Л); |
2. Актуализация знаний | ||
Речевая разминка: «Весёлая путаница» -Даётся 3 минуты вам, чтоб всех расставить по местам -Ну, ребята, как делишки? Хорошо!- кричат мальчишки. -Есть ли новости у вас? -Есть и начали рассказ… -Ходил я в цирк не так давно. -А я на речке был. -Как было весело, смешно! -Разделся и поплыл. -Нахохотался я до слёз. -И вдруг пошёл ко дну.- Там пёс кота в коляске вёз. -И закричал: «Тону!» -Там клоун был без головы. -А тут ребята шли. -Играли в мяч морские львы. -Они меня спасли. -Погодите-ка, друзья, Ничего не понял я… Повторите всё до точки, Только –чур – поодиночке… Г. Кружков Проверка Д/З -Какое задание в рабочей тетради было самым интересным ? | Работа в парах. (Дети сами выбирают способ прочтения по заранее выбранным критериям) -чтение про себя – выразительное чтение всего произведения, -Чтение стихотворения с ускорением, вполголоса (хором, индивидуально.) Аргументированные ответы детей. | – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – извлечение необходимой информации из текста (П); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – самоопределение (Л); – понимание текста, извлечение необходимой информации (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); |
3 Введение в тему. Целеполагание. (Локализация индивидуальных затруднений) | ||
- Прочитайте название раздела на с 45 -Кого из этих поэтов вы знаете? (показываю портреты С.Чёрного, А. Блока, С. Есенина) -Чему научимся? -Чему будем учиться? -А сейчас я прочту вам стихотворение, а вы постарайтесь узнать его автора. (Учитель читает стихотворение) КТО? Ну-ка, дети! Кто храбрее всех на свете? Так и знал – в ответ все хором нараспев: Лев! Лев? Ха-ха… Легко быть храбрым, Если лапы шире швабры. Нет, ни лев, ни слон… Храбрее всех, малыш – Мышь! Сам вчера я видел чудо, Как мышонок влез на блюдо И у носа спящей кошки Не спеша поел все крошки. Что! – Никто не догадался, кто автор этого стихотворения? (Саша Чёрный.) -Какую учебную задачу поставите перед собой? - Ребята, сформулируйте цель нашего урока. | Дети рассматривают шмуцтитул ,соотносят портреты писателей с их фамилиями. Вспоминают произведения этих авторов. Обучающиеся высказывают свои предположения. Дети затрудняются. -Сегодня мы будем знакомиться с творчеством С.Чёрного. -Мы совсем не знакомы с поэтом. Будем совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения. Учиться понимать настроение и мысли поэта. | Регулятивные УУД (целеполагание) (прогнозирование) Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – постановка и формулирование проблемы (П); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – подведение под понятие (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); |
4 Построение проекта коррекции выявленных затруднений. | ||
Слово учителя.Презентация – Настоящее имя Саши Чёрного – Александр Михайлович Гликберг. С 1905 года началась его литературная деятельность под псевдонимом Чёрный. Поэт уехал из России и много путешествовал по Европе. Умер он в глухом рыбацком поселке на берегу Средиземного моря в 1932 году. В 1911 году появились его первые произведения для детей. Поэт очень любил детей, но своих детей у него не было. Он очень много сделал для детей, живших в эмиграции, за пределами России. Саша Чёрный выступал на детских утренниках, устраивал детей в приюты. 5. Реализация построенного проекта. а) Чтение и анализ стихотворения (с. 43). а) –Как называется стихотворение? -Предположите, о чём может пойти речь? чтение учителем (приём- мимика) -Что такое мимика? б) Обмен впечатлениями -Какие чувства вы испытывали, слушая это произведение? -Каким представили утёнка? (Показываю слайд с изображением утёнка) -Совпало ли ваше преставление с этим изображением? 6. Обобщение затруднений во внешней речи. 1)Словарно-лексическая работа – Объясните значение слов: тискаешь – давишь, прижимаешь, мнёшь; рвётся прочь – вырывается; в свой черёд – в свою очередь, когда придёт время; брыкаться – 1). То же, что лягаться, а так же вообще бить, отбиваться ногами; 2). Активно сопротивляться, упрямиться; капут – конец, гибель.
2) Выборочное чтение -Герой этого стихотворения действительно не малыш, а «большой»? Подтвердите свое мнение строчками из текста. Физкультминутка 7) Самостоятельная работа с самопроверкой. а)Работа в парах. -На сколько строф можно разделить это стихотворение? -Какие две темы обсуждаются в стихотворении? Как эти две темы распределяются по строфам? -Поставьте цифры (первая тема – цифра 1, вторая тема – цифра 2) карандашом справа возле каждой строфы.
б)Детальный анализ стихотворения - Прочитайте стихотворение, для выразительности используйте интонацию голоса и жесты. -Этот стих весёлый или грустный? -Как поэт убеждал малыша не обижать утёнка? - Как взрослый разговаривает с малышом: сердито, ругает его или дружелюбно, что-то советует? - Какие чувства вы испытывали к утёнку, читая стихотворение? – С какой целью написал это стихотворение Саша Чёрный? - А чтобы вы посоветовали мальчику? -Как автор относится к действиям мальчика? -Могла бы девочка оказаться главным персонажем? |
обмен впечатлениями о том, что узнали. Ответы детей Чтение по цепочке Дети высказывают свои предположения. Обучающиеся апплодируют! -Мимика - выразительные движения мышц лица. Дети делятся своими впечатлениями. -Маленьким, беззащитным. -Да, он мягонький, жёлтенький , пушистый. Дети работают с текстом. Зачитывают строки: -Лапы мальчика не шутки, Чуть притиснешь- И капут. Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку Поворот, наклон, прыжок, Приседание, хлопок. Прямо спину ты держи, На соседа посмотри, Руки вверх и сразу вниз И за парту вновь садись. Дети работают в парах. - на 4 строфы. -(Первая тема: 1-я и 4-я строфы – взаимоотношения мальчика и утенка. Вторая тема: 2-я и 3-я строфы – взаимоотношения бегемота и мальчика.) Обучающиеся карандашами аккуратно отмечают микротемы. Дети читают сначала про себя, а потом вслух. (Выслушиваются разные точки зрения.) -По-доброму. Он пытается дать возможность самому мальчику мысленно оказаться в подобной ситуации. -Взрослый разговаривает с малышом дружелюбно, советует не делать утёнку больно. -Жалость. сочувствие, сострадание. -Предупредить нас о том, какой хрупкий утёнок, как надо бережно с ним обращаться, ведь никому не хочется попасть самому в такую же ситуацию. -Нельзя мучить птиц и животных. К ним нужно относиться с любовью, бережно. -Плохо. -Да, к сожалению, есть и среди девочек бездушные и грубые. |
– определение основной и второстепенной информации (П); – смыслообразование (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – выполнение пробного учебного действия (Р); – выражение своих эмоций с достаточной полнотой (К); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – понимание текста, извлечение необходимой информации (П); – анализ, синтез, сравнение, обобщение(П) – познавательная инициатива (Р); – выдвижение гипотез и их обоснование (П); – самостоятельное создание способов решения проблем (поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); – осознание ответственности за общее дело (Л); -лидерство и согласованность действий с партнёром (К) – понимание текста, извлечение необходимой информации (П); – использование знаково-символических средств (П); – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – построение логической цепи рассуждений (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – установление причинно-следственных связей (П); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); |
8) Включение в систему знаний и повторение. 1)Конкурс чтецов. а) по строфам; б) целиком. 2) Игра «Рифмоплёты» (парах) - Замените в 1 строфе слово «утёнка» на рифмующееся слово. -К чему это приведёт? -Попробуйте! | Взаимооценка (по заранее выработанным критериям) Дети подирают слова-рифмы (котёнка, совёнка, гусёнка, цыплёнка, грачонка, галчонка и т. д.) -Изменится тема произведения. Основная мысль- нет. -Тогда надо будет изменить первые 2 строки в 4 строфе. Обучающиеся зачитывают свои варианы. | – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – контроль (Р); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – разрешение конфликтов (К). – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – извлечение необходимой информации из текста (П); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К). |
8)Рефлексия деятельности на уроке. Дети выстраивают высказывания, понятные партнёру. | ||
- Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли мы её? -Продолжите предложения по данной схеме. (На доске висит схема) ? | - Понять, замысел произведения - Да. | – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); |
9)Итог урока. | ||
- Почему произведение называется «Что ты тискаешь утёнка?» -Изменилось теперь твоё мнение по поводу заголовка? Если «да», то почему? -Как бы ты теперь озаглавил стихотворение? - Каков же замысел С. Чёрного? -Приходилось ли вам видеть подобное в жизни? | -Автор сразу заставляет нас задуматься над тем, чтобы с теплом и любовью мы относились ко всему живому. Ребята рассказывают свои истории. (Подготовленный ученик читает стихотворение на фоне музыки) Я не хочу такого мира, | – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л) |
10) Домашнее задание. | ||
| – использование критериев для обоснования своего суждения (К); |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2»"
Тип урока:вводныйМетоды и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, работа с таблицей.Формы организации познавательной деятельности ...
Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон».
Ознакомить учащихся с новым разделом, с произведениями Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»; обучать правильному чтению стихов; разви...
Литературное чтение 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Заходер. «Товарищам детям»»
Цели деятельности учителя: знакомство детей с творчеством Б. Заходера; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие интере...
Литературное чтение "Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Заходер. "Товарищам детям""
Цели деятельности учителя: знакомство детей с творчеством Б. Заходера; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; разв...
Урок литературное чтение 2 класс по теме: "Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые "
Учащиеся знакомятся с новым разделом, его содержанием. Учатся определять основные целии и зада ...
Конспект урока литературного чтения "Знакомство с названием раздела. С. Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?", "Воробей", "Слон"".
Познакомить учащихся со стихами Саши Черного;способствовать формированию навыка правильного чтения;способствовать формированию УУД....
Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь».
Урок по литературному чтению. 4 класс. Школа России...