Конспект урока литературного чтения "Знакомство с названием раздела. С. Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?", "Воробей", "Слон"".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Комаревских Елена Михайловна

Познакомить учащихся со стихами Саши Черного;способствовать формированию навыка правильного чтения;способствовать формированию УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chteniya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с названием раздела. С. Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?", "Воробей", "Слон".

Цели урока:

-познакомить учащихся со стихами Саши Черного

-способствовать формированию навыка правильного чтения;

-способствовать формированию УУД;

  • Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция,  постановка учебной задачи; планирование
  •  Личностные: действия смыслообразования
  • Коммуникативные: умение слушать; участие в коллективном обсуждении; умение выражать свои мысли
  • Познавательные: умение структуировать знания

     общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов       информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

       логические: построение логической цепи рассуждений

      Постановки и решения проблем: самостоятельное сознание способов решения проблем поискового характера

-создать условия для развития духовно-нравственного воспитания учащихся

Оборудование:

-учебник «Литературное чтение». 2 часть, 3класс

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

-Я рада  вас всех видеть.

Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на хорошую работу на уроке.

Ведь каждый день мы узнаем что то новое.

II. Проверка домашнего задания

1. Вопрос  8 стр.43

2. Рассматривание иллюстраций к произведению Паустовского.

3. Дети зачитывают фантастические рассказы о рыбалке.

III. Знакомство с новы разделом.

а)- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел Поэтическая тетрадь 1.

-Прочитайте ,какие задачи мы перед собой поставим

 

б)Речевая разминка.

ПЕРЕПЕЛ ПЕРЕПЁЛКУ И ПЕРЕПЕЛЯТ

В ПЕРЕЛЕСКЕ ПРЯТАЛ ОТ РЕБЯТ.

-Прочитайте строки про себя, затем:

  • -вслух медленно
  • -с интонацией – вопросительной
  • -с интонацией – восклицательной
  • -сердито
  • -весело
  • -быстро и весело

-О чем говорится в этом предложении?

-Почему перепел прятал их от ребят? Какая опасность может угрожать птицам?

(Бывает так, что некоторые ребята не обдумывают свои поступки и обижают птиц).

-К какому литературному жанру относится эта «речевая разминка»? (Это скороговорка).

- Какие еще литературные жанры вы знаете?

(Сказки, рассказы, песни, басни, стихи, загадки, и др.)

-Кто создает жанры? (Народ, писатели, поэты.)

-Что создают поэты?

IV. Изучение нового материала.

-Сегодня мы познакомимся с интересным человеком. Это поэт «серебряного века».

-Назовите антоним слова белый, и вы узнаете фамилию поэта, с произведениями которого мы будем сегодня работать

-Зовут его – САША ЧЕРНЫЙ.

-Какие цели поставим на данном уроке?

(Узнать об интересном человеке.  Какие стихи он писал?)

– Наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним писателя.

– Вспомните, что такое псевдоним?

– Настоящее его имя – Александр Гликберг.  Саша Черный родился и рос в семье аптекаря, детские годы провел на Украине. В его рассказах «Самое страшное», «Невероятная история», в стихотворении «Приготовишка» отразились воспоминания о детстве в городе Белая Церковь .               Из этого города семья С. Черного сначала переехала в Одессу, потом в Житомир, где будущий поэт учился в гимназии и откуда сбежал в 15 лет в Петербург. Из столичной гимназии он также был исключен за   неуспеваемость.                                                                                                                         В Петербурге С. Черный был постоянным автором известного журнала «Сатирикон» и многих других российских журналов того времени

 

-Псевдоним «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр не долго придумывал себе творческое имя.

  Вершиной творчества Саши Черного для детей стал сборник стихов «Детский остров». «Детский остров» «рос» до конца жизни поэта. Сборник пополнялся новыми и новыми страничками. 

---У поэта был еще один «остров спасения» - остров-зоопарк. Он очень любил животных. Все его книги, написанные для детей, населены мяукающим, тявкающим, крякающим, поющим, жужжащим народцем - его приятелями и любимцами. Во многих стихах главные роли играют: кот, пес, белка ... 

-Он скончался от сердечного приступа 5 июля 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме. Придя домой, слег и больше не поднялся. Похоронен на кладбище во Франции.

Физкультминутка .

VЗнакомство с произведениями.

А)1.Учитель выразительно читает стихотворение Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?..» 

– Чему учит поэт в стихотворении? (Не мучить животных, птиц, относиться к ним так, как ты бы хотел, чтобы другие относились к тебе.)

– К кому обращено стихотворение Саши Черного? (К детям.)

– Почему вы так решили?

– Какой совет дает поэт? (Отнести утенка к утке в пруд.)

Словарная работа

-Все ли слова и выражения были понятны вам?

ТИСКАТЬ - давить, прижимать

ПРИТИСНЕШЬ - прижмешь

БРЫКАТЬСЯ - бить, отбивать ногами; лягаться; активно сопротивляться, упрямиться

КАПУТ – конец, гибель (от немецкого kaputt)

В СВОЙ ЧЕРЕД – в свою очередь, когда придет время

РВЕТСЯ ПРОЧЬ – вырывается

2.Повторное чтение  вслух по четверостишиям .

3. Ответы на вопросы в учебнике

- Как вы понимаете выражение: «Лапы мальчика не шутка, чуть притиснешь – и капут» (Лапы – только у животных. Например, у зверей. А у мальчика – руки. Но для утенка – находиться в руках мальчика опасно. Поэт сравнивает руки мальчика с лапами зверя).

4.-На сколько строф можно поделить это стихотворение? 4

-Какие две темы обсуждаются в стихотворении?

1 тема - взаимоотношения мальчика и утенка (1 и 4 строфы)

2 тема – взаимоотношения бегемота и мальчика (2 и 3 строфы)

5. Подготовка к выразительному чтению

ЧТЕНИЕ ПО СЛАЙДАМ.

4. Выразительное чтение стихотворения.

У. Какой призыв к людям мы сделаем после чтения стихотворения.

  • НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ!
  •  ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ!

В)  Послушайте еще одно стихотворение Саши Черного «Воробей» Аудиозапись: Саша Черный «Воробей»

У: Понравилось ли вам это стихотворение?

Д: (делятся впечатлениями)

У: В учебнике на странице 47 в тексте стихотворения найдите выделенное слово, прочитайте его.

Д: читают: ВЬЮШКА-

У: Что обозначает это слово?

Д: (высказывают свои предположения)

У: Обратимся к словарю учебника – страница 216

Д: читают из словаря и сопоставляют со своими предположениями;

ВЬЮШКА – в деревенском доме крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.

У: Кто герои этого стихотворения?

Д: Воробей и автор.

У: Прочитайте первые четыре строки стихотворения.

Д: читают.

У: Каким вы представили себе воробья?

Д: Серый, юркий, маленький, точно мышка, глазки – бисер, как маленькие черные бусинки; шаловливый: переступает лапками- ставит их врозь, боком, вкось.

У: Прочитайте стихотворение «жужжащим» произношением.

Д: чтение стихотворения.

У: Какой ритм чтения определили?

Д: Будем читать весело, бодро.

У: С чем можно сравнить ритмичное чтение?

Д: С быстрыми прыжками воробья.

У: Как поэт относится к воробью?

Д: С нежностью, с жалостью, с любовью. Он пытается помочь ему, хочет покормить его.

У: Как поэт ласково называет воробья? Прочитайте.

Д: «воробей мой», «воробьишка», «пичужка», «какой нахал».

У: Прочитайте выразительно стихотворение.

Д: 2-3 прослушивания учеников.

У: Какой вывод сделаем, прочитав это стихотворение?

Д:  В природе все заслуживает внимания. Зимой птицам трудно выжить. Надо подкармливать пернатых друзей.

У: К чему надо призывать людей?

УМЕЙ НАБЛЮДАТЬ ЗА ПРИРОДОЙ!

ДРУЖИ С ЖИВОТНЫМИ!

В) У: Рассмотрите иллюстрацию на странице 47 в учебнике. Кто на ней изображен?

Д: Слон.

У: Как вы думаете, где он находится?

Д: В зоопарке. В клетке или за ограждением. Мы не можем точно сказать, т.к. не знаем.

У: Чтобы узнать, нам надо прочитать. На странице 47 в учебнике есть еще одно стихотворение Саши Черного «Слон». Прочитайте его про себя.

Д: читают про себя  учебник стр.48-49

У: Совпали ли наши прогнозы?

Д: Да. Слон находится, действительно, в зоопарке.

У: Что необычного в изображении слона?

Д: Слон разговаривает с мальчиком.

У: Кто герои в этом стихотворении?

Д: Слон и мальчик.

У: Что заинтересовало мальчика?

Д: Ему хотелось узнать, почему слон качает головой.

У: Прочитайте строки, где описан этот момент. Спросите вместо мальчика.

Д: (выборочное чтение)

У: Как объяснил мальчику это слон? Прочитайте.

Д: (выборочное чтение)

У: Соотнесите строки стихотворения с иллюстрациями в учебнике на стр.49.

У: Что можно сказать об отношении мальчика к слону?

Д: Мальчик сочувствует слону. Жалеет.

VI. Итог урока.

- С каким поэтом мы познакомились на уроке?

- Что общего в стихотворениях с которыми?

-Захотелось ли вам прочитать еще и другие стихи Саши Черного? Вы можете с ними познакомиться, прочитав другие книги.

– Что вас особенно тронуло, взволновало в нем?

VIII. Рефлексия учебной деятельности. 

- А какой след в вашей душе он оставил? Какие выводы вы сделали?

  • НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ!
  •  ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ!
  •  УМЕЙ НАБЛЮДАТЬ ЗА ПРИРОДОЙ!
  •  ДРУЖИ С ЖИВОТНЫМИ!
  •  НЕ БУДЬ РАВНОДУШНЫМ!

«Всё хорошее в природе – от солнца; а всё лучшее в жизни – от человека» Спасибо за урок!!!


VII. Домашнее задание .

Стр.46 -49 выразительно читать, 1 ст-е наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению САША ЧЕРНЫЙ. «ЧТО ТЫ ТИСКАЕШЬ УТЕНКА?», «ВОРОБЕЙ», «СЛОН» 2 класс

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 2 класс...

Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон».

Ознакомить учащихся с новым разделом, с произведениями Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»; обучать правильному чтению стихов; разви...

Конспект урока литературного чтения «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»» (2 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые  результатыПредметные:знать произведения и их авторов, данных в разде...

Конспект урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Весна""

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые  результатыПредметные:знать произведения и их авторов, данных в разделе &l...

Конспект урока литературного чтения Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Цели деятельности учителя: закрепление знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Планиру...

Конспект урока литературного чтения Обобщение по разделу "И в шутку, и всерьез" ( УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний учащихся по пройденному материалу.Планируемые результаты:Предметные:-знать произведения изученных авторов и их биографию;-уметь читать произвед...