Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Страна детства"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Юркова Светлана Васильевна

Урок построен в соотвествии с технологией модерации и активных методов обучения. В основе урока лежит исследовательская работа четвероклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщающий урок "Страна детства"84.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

 

Тема:  Обобщающий урок по разделу «Страна детства» (4 класс)

Задачи:

- обучающие: повторить и обобщить изученный материал в разделе «Страна детства» (произведения Б.С.Житкова «Как я ловил человечков», К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» М.М.Зощенко «Ёлка» ), выделять главную мысль произведения, понимать глубину содержания произведения, формировать умение формулировать выводы по результатам исследования; 
- развивающие:  развивать  навыки сравнения, сопоставления, память, логическое мышление, воображение, кругозор,  речь обучающихся, тактильную чувствительность, моторику;
- воспитательные:  воспитывать любовь к Родине, нравственные чувства у детей –эмоционально-ценностное отношение к миру детства, умение работать в группе, интерес к чтению, умение выслушивать мнение одноклассников, работать в  группах,  доброжелательность.

Оборудование:   глобусы, книжки, интерактивная доска, ванночки с песком, записки, игрушки,  песня о детстве, музыка для эмоциональной разминки, индивидуальные салфетки, три таблицы, учебник.

Ход урока

  1. Инициация

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юркова Светлана Васильевна. Я работаю в школе №2 учителем начальных классов. Чтобы немного узнать о вас, предлагаю поиграть в игру «Добрый день».

Я скажу слова"Добрый день ..." и назову кого- то из класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  -  значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Добрый день всем девочкам!...

- Добрый день всем мальчикам!...

- Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!

- Добрый день всем, кто любит конфеты!

- Добрый день всем, кто любит игрушки!

- Добрый день, кто хочет много знать!

-Добрый день тем, кто любит читать.

  1. Формирование ожиданий

- Мы начинаем наше занятие, на котором постараемся сделать маленькое открытие.

- Ребята, а чтобы сделать  открытие, каким надо быть? (внимательным, наблюдательным, любознательным, думающим…)

  1. Погружение в тему

-  В каждой группе есть глобус. Что такое глобус?

- Что изображается на глобусе?(реки, моря, материки….) Можно найти страны?

-Сегодня мы будем путешествовать и постараемся найти страну, которой нет на глобусе, а как она называется, догадайтесь сами. Для этого вам нужно сложить пазл. (интерактивный)

- Правильно, страна называется детство.

- Ребята, вы играли в игру, которая называется  «Друдлы»? Это игра очень хорошо развивает воображение, для открывателей она очень полезна. Внимание на экран.

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=6287516-40-72&n=21http://www.yugzone.ru/voob/pics/316.gifC:\Users\Администратор\Pictures\Безымянный.pnghttp://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=485575622-52-72&n=21http://www.superidea.ru/gol/droodle/dr001.gifhttp://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=12571651-18-72&n=21

- Последние три картинки имеют отношение к нашему уроку. Вы догадались, к каким они произведениям? («Как я ловил человечков», «Корзина с еловыми шишками», «Ёлка»)

- Правильно. Что объединяет все эти рассказы? (о детях)

  1. Проработка темы занятия
  1. Путешествие

- Поэтому я предлагаю начать поиски страны детства там, где родились эти писатели.

Для того, чтобы отправиться в путешествие, выбираем  вид транспорта:

(интерактивные листы, слайды)

(Родился Борис 30 августа 1882 года в Новгороде в интеллигентной семье. Отец его был преподавателем, поэтому неудивительно, что начальное образование Борис получил дома. Первые годы жизни в биографии Бориса Житкова были проведены в Одессе. Следующей ступенькой в образовании в биографии Житкова стала учеба в политехническом институте Петербурга. Там Борис избрал другую специальность. Если в Одесском университете он посещал естественное отделение, то в Петербургском институте – кораблестроительное. После окончания института много путешествовал, работал штурманом, капитаном судна. Также в биографии Бориса Степановича Житкова было испробовано множество других профессий. Но постоянным увлечением его была литература. Впервые рассказ Житкова был опубликован в 1924 году. Скончался в 1938 г.) (слайд Новгород)

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968), русский писатель. Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Первый небольшой рассказ Паустовского На воде (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе "Огни".Паустовский умер в 1968 году в Москве.(слайд Москва)

Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко (28 июля (9 августа) 1894, Санкт-Петербург[1] — 22 июля 1958, Сестрорецк) — писатель, признанный классик русской литературы. Родился в небогатой интеллигентной семье (отец — художник-передвижник, мать — писательница; обремененная семьей, где было восемь детей, она иногда печатала свои рассказы в газете «Копейка»). В 1894 в 20 лет, прервав учебу в университете, Зощенко ушел на фронт, где был командиром взвода, прапорщиком, командиром батальона. За личную храбрость был награжден пятью орденами. (Слайд Санкт-Питербург)

- Скажите, в какой стране находятся эти города? Можно ли  Россию назвать страной детства? Значит мы с вами на правильном пути.

  1. Исследование

- Теперь  проведём небольшое исследование. Исследование будет проходить в группах. Первая группа будет работать с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков», вторая с произведением К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и третья – «Ёлка» М. Зощенко. Задание заключается в том, что в течение 3-5 мин. надо заполнить таблицу, пользуясь текстом. Таблица перед вами. Заполняя первый столбик, вы дадите характеристику гл. героям. Во втором укажите место событий и в третьем коротко  запишите главную мысль или  идею произведения.(Слайд)

(Работа в группах)

  1. Представление работ (Зачитывают по группам)

- Скажите, ребята, главные герои, о которых мы говорили могут быть жителями страны, которую мы ищем?  Почему?

  1. Эмоциональная разрядка

- Мы уже очень много с вами сделали.  Побывали на родине авторов трёх произведений, провели исследование. А способов поиска очень много.  Вспомните, как ищут археологи. (Ведут раскопки) Кстати, это очень результативный способ. Предлагаю тоже покапать, может быть что-то и накопаем. (Звучит музыка)

- Чтобы песочек нам помогал, вежливо поздороваемся с ним. Каждым пальчиком коснёмся, теперь легко коснёмся всей ладонью.  Поиграем с песком. Аккуратно возьмите песок в кулачок, посыпьте его, как-будто пошёл песочный дождик. Теперь другой ручкой. Начинаем копать осторожно, не рассыпая песок. Кто, что накопал?

(Игрушки и записки)

-Это маленькие жители песка.  Они могли бы быть жителями  страны детства? Прочитаем записки, которые они нам оставили. (Дети читают записки)

- Это же слова песни о детстве. Это даже гимн детства. Пока слушаете музыку, протрите свои руки влажными салфетками. (Звучит музыка)

  1. Подведение итогов

- Итак, мы с вами несколько раз доказали и убедились в том, что страна детства есть. Но, где? Как её показать на глобусе?

(Киплинг «Маугли» родился в Лондоне (Англия),  Марк Твен «Том Сойер» в Америке, Чуковский в Санкт-Петербурге, Михалков – в Москве, Джани Родари в Италии)

–Как называется ваша страна детства? Кстати, этой стране детства в этом году юбилей – 50 лет. – Скажите одним словом где страна детства? (везде)

- Это и есть то наше маленькое открытие, о котором мы говорили в начале нашего занятия.

- Как жаль нам взрослым, что мы не можем вернуться в эту страну. Наслаждайтесь этой страной, желаю вам подольше в ней оставаться.

- В заключении нашего занятия  вручаю вам в подарок книги, которые сделали мои ученики 4 класса второй школы. (Вручаю книги «Детство»)

- И последнее, прошу добавить лучики к солнышку, если вам занятие очень понравилось – красного цвета, просто понравилось – зелёного цвета и не понравилось – синего. Спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя).

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством JI.H. Тол­стого;развивать умения выразительно читать произведение, пере­давая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопрос...