урок литературного чтения "И. Суриков "Детство"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

конспект урока по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: изучения и первичного  закрепления нового материала

Элементы содержания: развитие читательских навыков; работа с текстом.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; знакомство с культурно-историческим наследием своей страны, общечеловеческими ценностями; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Метапредметные: овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпритации художественного произведения (выявление морали), умения высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметные: формирование читательской компетентностью; овладение приёмами понимания прослушанного произведения; умение пользоваться словарём; умение составлять несложные монологические высказывания о героях произведения, правильно называть произведение из круга детского чтения;

Различать произведения; сравнивать героев; выделять главную мысль.

Вид контроля: текущий, фронтальный, индивидуальный, инсценировка.

Элементы дополнительного содержания: сравнение произведения разных авторов.

Тема урока. Произведения о родной природе. И. С. Соколов – Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка-закличка.

Дополнительное чтение. Русская народная песня. «Берёзонька». Загадка.

Тема: «Стихотворение о зиме»

                    И Суриков «Детство» (отрывок)

           Цель урока: создать условия для полноценного восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

           В достижении этой цели планировались следующие личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метопредметные результаты: 

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;

- готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

Предметные результаты:

- формирование представлений о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Оборудование: портрет И.З.Сурикова, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению; мультимедийная установка, компьютер, экран, презентация к уроку; выставка книг.

I. Организационный момент.

Приветствие.

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Поздоровались с гостями, тихо сели.

Речевая разминка Слайд № 2

На уроках чтения учитесь не только правильно читать, но и чётко, грамотно говорить. А для этого вы должны управлять своим дыханием, т.е. правильно дышать.

1)Вот и проведём такой тренинг.

           Падают с неба снежинки.

           Падают с неба снежинки.

           Падают с неба снежинки.

2)Представьте, что  странные звёздочки с неба упали.

                                     Вам на ладошку легли, не растаяли.

Поймали? А теперь полюбуйтесь красотой снежинок. Вам очень захотелось отпустить их на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинки с руки! (Повторите 3 раза) Наши снежинки вместе. Давайте и мы вместе дружно поработаем на уроке.

II. Актуализация опорных знаний.  Слайд № 3

1)Вспомните, над какой темой сейчас работаем на уроках литературного чтения? («Снежок порхает, кружится…»)

– С какими произведением из этого раздела мы уже познакомились, назовите? 

Слайд № 4

Зинаида  Александрова “Зима”,

С. Иванов “Каким бывает снег”,

И. Соколов-Микитов “Зима в лесу”,

Эдуард Шим “Всем вам крышка”,

Константин Дмитриевич  Ушинский “Мороз не страшен”,

русская народная сказка “Дети Деда Мороза”,

Михаил Михайлович  Пришвин “Деревья в лесу”. 

– Что помогло вспомнить вам все эти произведения?

III. Проверка домашнего задания

1.Чтение в лицах русской народной сказки «Дети Деда Мороза»

2.Чтение рассказа наизусть  М.М. Пришвина «Деревья в лесу»;

        1) Какую картину рисует автор?

(Читается весь текст)

        2) Как художник передал красоту зимнего леса?

(Чтение от слов «В лесу очень тихо …)

3) Расскажи, как автор описывает кружевную арку.

(Чтение от слов «Деревья окружены снегом …)

3.А сейчас вы защитите свои творческие работы «Зима в лесу» (рисунки вешаются на доске)

Литературная викторина.

- Вы готовы проверить себя, свою память?

- Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный читатель класса.

- Ваша задача: назвать жанр произведения, автора и из какого произведения взяты эти строчки.

 1.«Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: «Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет? Дети пошли к людям”.

(Рус. нар. сказка  «Дети Деда Мороза»)

2.«… Первый снег.  Он лежит словно просто для красоты… Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым, холодным одеялом накрывает он поля»

(научно-познавательное, художественное произведение о природе,  автор

С. Иванов «Каким бывает снег»)

3.«…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы…» (Рассказ, автор М.М. Пришвин, «Деревья в лесу»)

4.«Снежок порхает, кружится,
На улице бело,
И превратились лужицы
В прозрачное стекло».

(Стихотворение,  автор Зинаида Александрова «Зима»)

5.«Пушистым снегом покрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались  беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку» (Рассказ, автор И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»)

6.«Похваляется  Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.

- Я один тут властелин!»

(Сказка, автор Эдуард Шим  «Всем вам крышка»)

7.«Ребятишки катаются на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой их поливают, да ещё просят мороза: «Приди-ка, помоги!»

(Рассказ, автор К. Ушинский  «Мороз не страшен») 

Слайд № 5

Физкультминутка

Мы пушистые снежинки,
Мы волшебные пушинки.
Приодели белый свет,
Набросали белый плед.
Мы друг с другом подружились,
В легком танце покружились.
И на землю тихо-тихо,
Опустились и притихли.

IV. Определение темы и цели урока         

Если трудный вопрос,
Для тебя не проблема,
Если ты изыскатель
И рвёшься вперёд,
Встреча с новым писателем
Ждёт непременно,
Радость новых открытий
Урок принесёт.

- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем  изучать? 

(Игра: да, нет)

Дети: сказку.

Учитель: нет.

Дети: рассказ.

Учитель: нет.

Дети: стихотворение.

Учитель: да.

Учитель: о ком?

Дети: о животных.

Учитель: нет.

Дети: о детях.

Учитель: да.

- Какой вывод вы можете сделать?

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с разделом “Снежок порхает, кружится”, где будем знакомиться с новым стихотворением.

- Кто его написал разгадайте кроссворд.

Кроссворд   Слайд № 6

1.Выгляну в оконце.                            2.Белый лёд – белее

  Лежит белое суконце.                          Старый, горбатый.

  Всю зиму лежит.            Лежит возле хаты:

  А зимой убежит. (Снег)                       Никто его не поднимает.

                                                                  Весна придёт-

                Он сам растает. (Сугроб)

3. Что можно увидеть закрытыми глазами? ( Сновидение)

4. Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Вьюга) Слайд № 7

– Дети расскажут нам интересные факты из его биографии, которые для нас подготовили дома.

V. Знакомство с автором. Слайд № 8

Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 8 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Наверное, поэтому многие его стихи стали народными песнями. Например, романс “Степь да степь”, любимая многими песня “Рябинушка” Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь.

Ваня очень любил свою деревню.  В городе он тосковал по родным местам, вспоминал свое детство в деревне. И в 24 года Иван Захарович написал произведение, которое так и назвал “Детство” Слайд № 9

- О чем может идти речь в этом произведении?

Дети. Автор писал о детях, об играх, о друзьях.

VI. Знакомство с произведением

1. Чтение стихотворения учителем.

- Сядьте удобнее. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.

2. Беседа после слушания.

- Какое настроение вызывает это стихотворение?  (Радостное)

Хороши, конечно, сани,
Только хитрые они.
Вниз под горку едут сами,
А на горку – ты тяни! (А. Шибаев)

- Какие чувства испытали, слушая его?

- Что увидели?

- Что услышали?

- Голоса ребят, скрип снега.

- Что почувствовали?

- Сначала было весело, а потом грустно.

3. Физкультминутка для глаз.  

VI. Закрепление знаний и способов действий.

1.Самостоятельная работа.

 Чтение  стихотворения про себя.

-Какие непонятные слова и выражения встретились вам, когда вы читали стихотворение?

Слайд № 10

2.Словарная  работа: кубарем – кувырком, (Стремительно переворачивается).

                                    крутая гора - обрывистая гора

3.Моделирование обложки. Слайд № 11

Работа в парах. Моделирование обложки и сравнение её с готовой моделью.

- А теперь давайте проверим.

4.Работа над пословицами.  Слайд № 12

В зимний холод всякий молод.

Друг познается в беде.

Слезами горю не поможешь.

Знаем сами – кривы  сани.

- Прочитайте пословицы и поговорки. Какая из них отражает главную мысль стихотворения?

Дети. Друг познается в беде – главная мысль стихотворения.

5.Анализ содержания. Подготовка к выразительному чтению.

Чтение детьми по четверостишиям.

Учитель. От имени кого ведется рассказ? (Мальчик рассказывает о себе.)

- Какое настроение было у мальчишки в начале стихотворения? (Радостное).

- Что в этот радостный момент он нам говорит? Прочитайте.

(Вот моя деревня, вот мой дом родной).

- А когда человек говорит такие слова, что мы про него можем сказать?

(Он любит свою деревню и дом).

- Каким словом в первой строчке автор показал это?  (Словом “моя”).

- Во второй строке какое слово выделим голосом? (Родной).

- Прочитаем следующие две строки. Что еще можно сказать о мальчике?

(Он смелый, потому что гора крутая, а он не боится).

- Какие слова говорят о том, что мальчик смелый? (Качусь, по горе крутой).

- Ребята, вы хотите это стихотворение прочитать вслух выразительно?

- Когда мы читаем “про себя” или шепотом, мы читаем только для себя.

Когда мы читаем вслух, это чтение для слушателей. А чтобы слушатели поняли, о чем мы хотим им сказать, поняли настроение героев, мы должны при чтении голосом, настроением, интонацией показать радость или грусть, шум или тишину. Это и будет выразительное чтение.

- Что мы должны показать слушателям, читая первое четверостишие? (Радость).

- Представим себя на месте мальчика. Мальчик неожиданно и резко упал. Что он испытал в самый первый момент после такого падения? (Испуг)

- Гора крутая, мальчик ударился и почувствовал… (Боль).

- Что значит “кубарем качуся”. (Стремительно переворачиваются).

- Какое слово выделим голосом в первой строке? (Свернули).

- Удар был сильным. Какое слово об этом говорит? (Хлоп).

- Подчеркните главные слова в 3 и 4 строчках. (Кубарем, под гору).

- Мальчик находился в сугробе, ему больно. В этот момент ему нужна… (Наша помощь).

- И мы с вами отправляемся на горку, чтобы помочь мальчику.

- Мальчик в сугробе. И как же ведут себя друзья? Прочитайте.

- Что вы скажете о поведении товарищей? Можно ли их назвать друзьями?

- Что мы слышим в голосе мальчика? (Обида).

- Какими словами поэт показал обиду? (Стоя надо мной, весело хохочут).

- Почему в сугробе горе? (Не может выбраться, так как сугроб рыхлый).

- В сугробе нет опоры, поэтому трудно встать. Руки и ноги проваливаются в пушистом, рыхлом снегу. И в таком состоянии, когда человек не может себе помочь, он чувствует… (Беспомощность).

- А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

“Мне в сугробе горе, а ребятам смех!..”

- Какое настроение у мальчика? (Тоска)

- Посмотрите, как меняется настроение мальчика. Даже изменение цвета слов помогает нам это увидеть.

– А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

– А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

– Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив? 

- Ребята, когда Иван Захарович в 24 года писал эти строки, вспоминая историю из детства, он, наверно, улыбался, ни на кого не обижаясь.

А вот мальчишкой в этой ситуации ему было не до смеха. Об этом говорят последние строчки стихотворения. Прочитайте их.

1 четверостишье                      Радость.

2 четверостишье                      Испуг.  Боль.            

3 четверостишье                      Обида.

4 четверостишье                      Тоска.

6. . Самостоятельная дифференцированная работа в тетрадях с последующей проверкой. Слайд №13

1-я группа выполняет задания № 1

- Какое настроение вызывает у тебя это стихотворение?

Отметь + или напиши свой ответ.

Бодрое         грустное

Весёлое         радостное

2-я группа – задания № 3;

Фамилия

Заголовок

Герои

Настроение  

Время

К.Д. Ушинский

«Мороз не страшен»

Ребята

Весёлое

Зима

И.З. Суриков

Детство

Ребята

Весёлое.

Немного

грустное.

Зима

VII. Итог урока.

Проведём конкурс “на лучшего чтеца”. Слайд №14

Выразительное чтение стихотворения. 

- Кто желает выразительно, с чувством прочитать стихотворение.

- Покажите, как меняется настроение мальчишки.

- Оцените объективно работу друг друга.

Учитель. Что же самое главное из того, что вы унесете с урока?

Дети. Самое главное – внимательно относиться к людям, понимать их.

Главное – думать не только о себе, но и о других.

- Как вы оцениваете свою  работу  на уроке?

Учитель. Молодцы, ребята! Спасибо за работу.

VIII. Домашнее задание

1)выучить стихотворение наизусть;
2) выполнить задания в рабочей тетради  с . 64 № 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...