Конспект урока литературного чтения 3 класс Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя).
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Бочарова Лариса Ивановна

Цели:

  • ознакомить учащихся с жизнью и творчеством JI.H. Тол­стого;
  • развивать умения выразительно читать произведение, пере­давая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения;
  • прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
  • планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности;
  • по­нимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение;
  • подбирать материал для сообщения о писателе.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, кар­точки (текст речевой разминки, задания).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения

Цели:

  • ознакомить учащихся с жизнью и творчеством JI.H. Толстого;
  • развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения;
  • прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты: 

  • учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
  • планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности;
  • понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение;
  • подбирать материал для сообщения о писателе.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока

Ι. Организационный момент

ΙΙ. Речевая разминка    (Слайд 2)

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

                        (М. Ю. Лермонтов)

  • Прочитайте жужжащим способом.
  • Найдите в тексте глаголы.
  • Прочитайте, выделяя голосом глаголы.
  • Прочитайте медленно (еще: с ускорением, выразительно).

     Чтение стихотворения «Парус» учителем наизусть (или прослушать аудио приложение)

     (Слайд 3)

  • Послушайте полностью это стихотворение.

Парус

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит...

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

  • Понравилось вам стихотворение?
  • Какая тема затронута в нём? (Опять тема одиночества.)
  • В каких ещё стихах М. Лермонтова затронута тема одиночества?

ΙΙΙ. Проверка домашнего задания

 Чтение учащимися наизусть стихотворений М. Лермонтова.

IV. Введение в тему

  • Мы с вами изучали творчество М.Ю. Лермонтова. А сегодня у нас новая тема. Прочитайте запись на доске. (Слайд 4)

Чтоб поверить в добро, надо начать делать его.

  • Как вы понимаете эти слова? сли ты будешь помогать людям, делать им добро, то они будут отвечать взаимностью и ты поймёшь, что существует добро и добрые люди)
  • Если вы правильно расшифруете, то узнаете, кто из великих людей изрёк то, что вы сейчас читали. (Слайд 5)

5

А

Б

В

г

д

Е

4

Ж

3

И

й

к

Л

3

м

н

О

п

р

С

2

т

У

ф

X

ц

ч

1

ш

Щ

ь

э

ю

я

1

2

3

4

5

6

6,4; 6,5; 3,5

2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2;

1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4                         (Лев Николаевич Толстой.) (Слайд 5)

  • Сегодняшний и следующие несколько уроков мы посвятим Льву Николаевичу Толстому.
  • Вспомните, что мы знаем об этом писателе.
  • Какие произведения Л. Н. Толстого вы читали? (Слайд 6)
  • Вы узнаете ещё много нового и интересного об этом писателе.

V. Работа по теме урока

  • Посмотрите на с. 148—149 учебника. Вглядитесь в фотографии писателя. Ведь лицо человека, его глаза могут рассказать о многом. Послушайте о нём рассказ. (Слайд 7 - 50)

(Просмотр диафильма «Детство Льва Толстого»)

  • Что нового и интересного узнали из жизни писателя?

VΙ. Физкультминутка

Синички сели на веточки,

Поклевали все семечки.

Потом полетели,

На земельку сели.

Поклевали зёрнышки.

Почистили пёрышки.

VΙΙ. Продолжение работы по теме урока

  1. Чтение текста «Детство JI.H. Толстого»

(Текст на с. 150—151 читают учитель и хорошо читающие ученики.)

  1. Беседа после чтения
  • Где провёл всё своё детство Л. Н. Толстой? (Детство будущий писатель провёл в Ясной Поляне.)
  • Сколько детей было в семье Толстых? (Детей в семье было пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, Лёвушка и младшая сестра Машенька.) 
  • Кто был самый старший из детей? (Самый старший был Николенька.)
  • Каким он был? (Воображение у него было такое, что он мог рассказывать сказки или истории с привидениями или юмористические истории. Он говорил с такой уверенностью, что забывалось, что это выдумка.)
  • Какую тайну поведал Николенька своим братьям? Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте его.

(Ученики находят отрывок и зачитывают его.)

  • В чём была главная тайна муравейного братства? (Когда тайна откроется, все люди сделаются счастливыми: не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями...)
  • Где была написана эта тайна? (Эта тайна была написана на зелёной палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа...)
  • Сохранил ли JI.H. Толстой веру в существование зелёной палочки? Прочитайте.

(Дети зачитывают последний абзац.)

VΙΙΙ. Рефлексия

ΙΧ. Подведение итогов урока (Слайд 51)

  • Чему учились на уроке?
  • Что нового и интересного узнали из жизни Л.H. Толстого?

Домашнее задание (Слайд 52)

Стр. 150 – 151, перечитать рассказ Л.Н. Толстого, подготовить сообщение о писателе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"

Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"

Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....

Конспект урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок"

На данном уроке формируется умение анализировать содержание текста через создание системы образов. Большое внимание уделяется развитию умения высказывать собственное мнение....

Конспект урока литературного чтения. А. Н. Толстой "Весна"

Тема: А.Толстой «Детство Никиты» (Глава «Весна») Цели: 1.Познакомить уч-ся  с новым произведением.             2.Развивать у...

Конспект урока литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство» (II вид школы, 5 класс 2 отделение)

Конспект урока  литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство»....

Конспект урока литературного чтения "Л.Н.Толстой "Акула".

Данный урок предназначен для проведения в 4 классе по  программе "Начальная школа XXI века". На уроке используются ИК технологии, активные методы обучения....

Конспект урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Филипок"

Урок изучения нового материала. Цель:Познакомить с новыми фактами биографии Л.Н. Толстого;Познакомить с содержанием рассказа Л. Н. Толстого;Учить восстанавливать текст произведения по сюжетным рисунка...