Конспект урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

На данном уроке формируется умение анализировать содержание текста через создание системы образов. Большое внимание уделяется развитию умения высказывать собственное мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_3_klass.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Пантюхина Н.А.

Тема: Л.Н. Толстой «Прыжок» (Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. «Литературное чтение» 3 класс, ч.1, с.115-117)

        Тип урока: комбинированный.

Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная.

Цель: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок».

Задачи:

образовательные

1) Формировать умение  воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении.

2)  Формировать умение через создание системы образов анализировать содержание текста.

3)  Формирование читательских умений и навыков.

развивающие

1) Развивать литературную речь, умение высказывать собственное мнение.

2) Развивать внимание, память.

3) Формирование собственных впечатлений и переживаний при чтении               художественного текста

воспитательная

      1) Формирование нравственных представлений у учащихся.

               

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Уч-ль. В начале урока давайте проведем небольшую литературную викторину. Вспомните названия произведений.

* «Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть…

Волк пустил, а белка оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

Уч-к. Басня «Белка и волк».

* «Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду…»

Уч-к. «Лебеди».

* «Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится».

Уч-к. «Зайцы».

* «В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками за корм диким зверям».

Уч-к. «Лев и собачка».

* «И так несколько ночей братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал. С тех пор ещё крепче стала любовь между братьями».

Уч-к. Сказка «Два брата».

Уч-ль. Что объединяет все эти произведения?

Уч-к. Эти произведения написал Лев Николаевич Толстой.

Уч-ль. Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Его название узнаете, отгадав ребус:

17   18   29    8    16   12

Уч-к. Каждое число соответствует букве в алфавите. Название произведения «Прыжок».

Уч-ль. Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

Уч-к. Прыжки могут совершать и люди, и животные. Возможно, это был необычный прыжок.

2. Первичное восприятие.

Чтение произведения.

Уч-ль.  Верным ли было наше предположение?

Уч-к.  Мы не совсем точно сделали предположение. Это был опасный прыжок.

Уч-ль. Назовите жанр произведения?

Уч-к.  Это рассказ.

Уч-ль. От чьего имени ведется повествование?

Уч-к.  Повествование ведется от имени автора.

Уч-ль. Назовите главных героев.

Уч-к. Главные герои – мальчик и обезьяна.

Уч-к. А я думаю, что капитан тоже главный герой.

  1. Вторичное чтение.

Уч-ль. Прочитайте первые два абзаца. Где происходят события?

Уч-к. События происходят на корабле, который после долгого плавания возвращался домой.

Уч-ль. Представьте, что вы находитесь среди пассажиров на палубе этого корабля. Какое у вас настроение?

Уч-к. У меня настроение хорошее, спокойное. Ведь погода тихая, нет качки. Корабль скоро придет домой.

Уч-к. А у меня настроение веселое, потому что обезьяна всех смешила.

Уч-ль. Прочитайте предложения, в которых описывается поведение обезьяны. Действительно, для пассажиров долго находившихся на корабле в море, обезьяна была развлечением. А как вы понимаете выражение «…еще больше расходилась»?

Уч-к. Обезьяна шалила еще больше.

Уч-к. Обезьяна стала вертеться все сильнее и всех передразнивала. Она не могла успокоиться.

Уч-ль. Почему поступок обезьяны вызвал у мальчика замешательство?

Уч-ль. Давайте озаглавим эту часть и выберем настроение.

Уч-к.  На палубе.            Радость, весёлое настроение. (Запись на доске.)

Уч-ль. Прочитайте следующую часть. Какую картину вы представили?

Уч-ль. Выберите слова, «рисующие» поведение обезьяны.

Уч-к. Дразнила, опять подманила, взобралась выше, корчилась, показывала зубы, радовалась, повесила шляпу.

Уч-ль. А какие слова помогают представить, что стал делать мальчик?

Уч-к.   Погрозил ей, крикнул. Бросился, взобрался. Полез выше. Разобрал задор. Не отставал.

Уч-ль. Что означает выражение «разобрал задор»?

Уч-к. Разобрал задор -  проявил возбужденность.

Уч-ль. Вы правы, мальчика охватила  возбужденность, горячность, несдержанность.

Уч-ль. Можно ли сказать, что мальчик обдумывал свои действия?

Уч-к. Автор употребляет слова: бросился, взобрался. Эти слова обозначают быстрые действия. Значит, мальчик действовал необдуманно.

Уч-ль. Как можно озаглавить эту часть? Какое у вас было настроение, когда вы её читали?

Уч-к. Обезьяньи проказы.           Волнение, страх.   (Запись на доске).

Уч-к. А мне хотелось остановить мальчика.

Уч-ль. Все на палубе и мы с вами испытали волнение и страх. Он мог разбиться, оступившись. А еще труднее было вернуться назад.

Уч-ль. Как автор подчеркивает, растерянность людей на палубе?

Уч-к. «Все замерли от страха.» « Все молча смотрели на него и ждали, что будет.»

Уч-ль. Какой момент самый напряженный в рассказе?

Уч-к. Самый напряженный момент, когда отец хотел выстрелить в сына.

Уч-ль. А почему отец решился на такой поступок?

Уч-к. У отца не было выбора. Сын мог разбиться о палубу. А прыжок в воду мог спасти ему жизнь.

Уч-ль. Как вы думаете, был ли отец уверен, что прыжок безопасен для сына?

Уч-к. Прыжок был рискованным, ведь мальчик мог разбиться о волны, мог утонуть.

Уч-к. Прыжок был опасным.  Мальчик мог упасть на палубу корабля или стукнуться о его борт.

Уч-ль. Прочитайте отрывок, в котором рассказывается, что произошло после прыжка.

Уч-ль. Как автор передает напряженность момента?

Уч-к. Толстой говорит «тело мальчика», как будто он уже не живой.

Уч-к. Автор пишет, что сорок секунд были очень долгими для всех.

Уч-ль. Конечно, для всех, а особенно для отца эти 40 секунд длились очень долго. Ведь никто не знал жив ли мальчик.

Уч-к. Автор пишет, что когда мальчика достали, он стал дышать лишь через несколько минут.

Уч-ль. Трудно даже представить, что испытал капитан в эти минуты. Он сам приказал сыну прыгнуть, понимая, что и этот прыжок мог стать для ребенка последним.

Уч-ль. Какие чувства вызывает у тебя поступок отца?

Уч-к.  Этот поступок вызывает чувство уважения, гордости.

Уч-ль. А что вы чувствовали, когда читали эту часть?

Уч-к. Я почувствовал сильное волнение и тревогу.

Уч-к. Я очень переживала.

Уч-ль. Как можно назвать эту часть?

Уч-к. Рискованное решение.           Тревога, ожидание.   (Запись на доске).

Уч-ль. Прочитайте последний абзац. Почему капитан закричал и убежал, ведь сын остался жив?

Уч-ль. Капитан перенес сильное потрясение и нервное напряжение. Он убежал, чтобы никто не видел его слез. Капитан всегда должен быть выдержанным, смелым и мужественным.

  1. Обобщение.

Уч-ль. Посмотрите на наш план и палитру чувств.

На палубе.                                Радость, весёлое настроение.

                  Обезьяньи проказы.                Волнение, страх.  

                  Рискованное решение.           Тревога, ожидание несчастья.  

Уч-ль.     Почему меняется палитра чувств?

Уч-ль. События в рассказе разворачиваются с нарастающим напряжением. Один необдуманный поступок мог привести к большой трагедии. Капитан проявил не только мужество, но и показал большую любовь к сыну.

Уч-ль.   Подумайте, почему Толстой дал  рассказу название «Прыжок»? Можно ли дать ему другое название?

Уч-ль. Какую часть рассказа тебе хочется перечитать?

5. Дом. Задание.

 Картинный план.  Выразительное чтение. Подобрать пословицу к рассказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...