Конспект открытого обобщающего урока литературного чтения по жанрам русского устного народного творчества на тему: «Учись доброму, худое на ум не пойдёт»
план-конспект занятия по чтению (2 класс) по теме

Гайнова Татьяна Владимировна

Обобщение знаний по жанрам устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_razrabotka_gaynova_t.v._gou_sosh_141_1.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого обобщающего урока литературного чтения по жанрам русского устного народного творчества на тему:

«Учись доброму, худое на ум не пойдёт»

                                                       

     Цель: обобщить и углубить знания учащихся об особенностях жанров русского фольклора; приобщать учащихся к русской национальной культуре через знакомство с произведениями русского устного народного творчества (загадками, сказками, пословицами), формировать навыки толерантных отношений между детьми разных национальностей, обучающихся в одном классе.

     Задачи:

Образовательная: в игровой форме обобщать и углублять знания детей о русских народных пословицах, загадках и русских народных сказках, учить анализировать содержание пословицы, загадки, сказки, выделять персонажей сказки, отгадывать предмет по различным признакам, формировать умение сопоставлять суть пословицы с содержанием сказки, учить инсценированию устно-поэтических произведений, перенесению образов русского фольклора в практику общения.

Развивающая: развивать логическое мышление, фантазию, память, эстетическую сторону личности детей, обогащать активный словарный запас детей. 

Воспитательная: воспитывать уважение и интерес к русской национальной культуре, желание изучать произведения русского устного народного творчества, формировать умение работать в группе, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, умение высказывать своё мнение; формировать навыки толерантных отношений между учащимися одного класса.

Оборудование:

  • Иллюстрации к сказкам, пословицам, загадкам;
  • Детали модели «живого цветка» по жанрам русского фольклора;
  • 3 стола для команд участников; стулья по числу участников;
  • Таблица зачётных баллов за конкурсы;
  • Таблички с номерами команд;
  • 3 набора сигнальных карточек с цифрами;
  • Эмблемы для капитанов и участников викторины;
  • Набор загадок о животных;
  • 3 карточки с кроссвордами;
  • 3 набора карточек с изображениями животных – героев сказки «Теремок»;
  • Костюмы сказочных героев: мышки, лисы, медведя, кота;  ширма;
  • Аудиозаписи  музыкальных фрагментов; музыкальный центр;
  • Призы участникам команд (за победу и участие).

Этапы урока

Ход урока

Примечания

1.Организацион-ный момент.

Дети входят в класс, рассаживаются за столы, распределяясь по группам. Учитель приветствует детей, проверяет готовность учащихся к уроку.

2.Вступительная беседа, активизация знаний.

3. Обобщение.

Беседа об особенностях жанров русского устного народного творчества.

- Сегодня мы вспомним и обобщим наши знания о жанрах устного народного творчества русского народа. Назовите известные вам жанры у.н.т. Подкрепите свой ответ, назвав подходящие произведения.

(На доске появляется модель «живого цветка» у.н.т.)

- Как можно по-другому назвать устное народное творчество? (Фольклор).

- Что общего у всех произведений у.н.т.? (В произведениях русского фольклора отражена народная мудрость.)  В каждом жанре мы найдём поучение. Чему нас учат произведения всех жанров у.н.т.?

- Сегодня я предлагаю вам остановиться подробнее на трёх жанрах у.н.т. и поучиться чему - то доброму: «Учись доброму, худое на ум не пойдёт». Отгадайте эти жанры.

    Вам помогут иллюстрации. Я буду указывать вам на иллюстрацию, а вы попробуйте назвать произведение фольклора и определить его жанр.

(В процессе выполнения задания учащиеся определяют 3 фольклорных жанра: сказка, загадка, пословица.)

Дети называют жанры у.н.т., учитель выкладывает на доске модель в виде цветка.

На доске появляется серединка цветка с надписью «Фольклор».

Работа с иллюстрациями на доске.

Модель «Живого цветка» на доске дополняется цветными фрагментами.

Ребята определяют по иллюстрациям названия и жанры произведений У.Н.Т.

3. Закрепление изученного.

- Попробуем закрепить наши знания о сказках, загадках и пословицах с помощью викторины.

Ход викторины:

1. Жеребьёвка, формирование команд, выбор капитанов.

2. Вступительное слово ведущего.

Ведущий: - Кто из вас, ребята любит отгадывать загадки? А кто любит русские народные сказки читать? Тогда предлагаю вам, как в старину говорили,  «ум потренировать да душу потешить». мы будем отгадывать русские народные загадки. А как в старину говорили люди о загадках? «В загадках – мудрость народная.»

 А, чтобы вам было интереснее отгадывать загадки, знайте: все они будут о животных, героях русских народных сказок. Работать вам придётся в командах, а, значит, нужно будет совещаться и внимательно слушать друг друга. Как говорит русская пословица, «Дружно – не грузно, а врозь, хоть брось», «Одна пчела много мёда не наносит». Победить вы сможете только всей командой.

  Жюри будет выставлять командам баллы. А помогать мне вести сегодняшнюю викторину будут сказочные герои.

  1. Викторина.

Ведущий: - Отгадав загадку, вы узнаете, кто будет объявлять первый тур.

Маленькая, серенькая,

В норке живёт,

Корку грызёт.

                                  (Мышь)

(Звучит музыка. Входит сказочный герой – Мышка – норушка.)

Мышка: - Здравствуйте, я мышка, герой многих русских народных сказок. А вы знаете, как меня зовут в русских народных сказках? В каких сказках вы можете меня встретить?

Ведущий: - Мышка – норушка, мы тебя узнали. Ждём первого конкурса.

1 конкурс.

Мышка: - Я, Мышка – норушка – зверь шустрый. Мой конкурс «Блиц-турнир». Вам будут загадывать загадки, а вы будете очень быстро их отгадывать. Какая команда отгадает больше загадок, та и победит. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.

(Мышка снимает с доски карточки с  загадками наугад. Ведущий зачитывает загадки, дети отгадывают, называют сказки, в которых встречаются отгаданные животные.)

 

***

Посреди двора

Стоит копна:

Спереди – вилы,

Сзади – метла.

                                                    (Корова)

***

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

                                                                (Баран)

***

У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдёт,

Замурлычет, запоёт.

                                                                    (Кошка)

***

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

                                                                        (Собака)

***

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

                                                                        (Волк)

***

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

                       Уши больше головы.               (Заяц)                                                            

(В конце конкурса производится подсчёт баллов и объявление результатов  1 конкурса. Сказочный герой присоединяется к жюри).

Ведущий: - Попробуйте отгадать, кто мой следующий помощник. Это загадка – описание.

      В одной русской народной сказке эта героиня отняла избушку у зайца, в другой научила волка ловить хвостом рыбу, в третьей обманула всех зверей и забрала у них всех домашних животных. Кто это? (Лиса.)

(Звучит музыка. Входит сказочный герой –

Лиса Патрикеевна.)

Лиса: - Я – украшение любой сказки. А вы знаете, как меня зовут в русских народных сказках? Я – героиня многих русских сказок. Назовите их.

 

   

2 конкурс.

Лиса: - Всем известно, что я, Лиса Патрикеевна, очень хитра и всё время придумываю разные хитрости и уловки, чтобы поймать кого-нибудь из сказочных героев. Во втором конкурсе командам  предстоит отгадать птиц, героев русских народных сказок. Для этого вам придётся разгадать мой кроссворд. А, ведь это ещё один вид загадок. К стати: все слова здесь относятся к русскому быту. За правильно отгаданное слово команда получает 2 балла.

         Задание                  Задание                    Задание

  для 1 команды:     для 2 команды:    для 3 команды:

       *олодец                   *ила                          *ернова

       *хват                      п*сня                      пл*г

забо*                         уша*                          вер*етено

седл*                                *рожай                   з*мок

    пе*ка                      гор*ок                      дро*а

        *аша                      п*греб                     ко*одец

  вод*                               *оса                   огон*

   (Курочка.)              (Петушок.)               (Журавль)

(В конце конкурса производится подсчёт баллов и объявление результатов 2 конкурса. Сказочный герой присоединяется к жюри)

Ведущий: - Наш следующий герой появится перед нами, как только вы отгадаете, кто он. Этот герой смелый и сообразительный. Настоящий спаситель для своих друзей и гроза для лесных хищников. А какой красивый! Настоящий тигр!

(Звучит музыка. Входит сказочный герой – Котофей Иванович.)

Кот: Я - Кот, гуляю сам по себе, поэтому много всего вижу и знаю. А вы меня знаете? Как меня называют в русских народных сказках?

                                       

                                       3 конкурс.

Кот: В сказках я могу друга спасти, врага проучить и за себя постоять. А могут ли ваши капитаны за команду постоять и себя показать? Я – умный и шустрый сказочный персонаж. И вам сейчас предстоит показать свой ум и быстроту.

    Соедините парами пословицы и названия подходящих к ним сказок. Кто из капитанов выполнит правильно задание первым, тот победит и принесёт команде 3 очка.

Задания для капитана 1 команды:

Врать - не устать,                              Сивка-Бурка.

да было бы кому слушать.

Будь своему слову –                            Колобок.

господин.

Дружно – не грузно,               Лисичка со скалочкой.

а врозь, хоть брось.                                          

Доверяй, но проверяй.                Пузырь, Соломинка  

                                                               и Лапоть.  

Задания для капитана 2 команды:

По работе и награда..                       Теремок.

Любит дед чужой обед.             Царевна – лягушка.

Утро вечера мудренее.           Рукодельница и Ленивица.

Одна пчела много мёду                 Лиса и медведь.

не натаскает.

Задания для капитана 3 команды:

Друзья познаются в беде.                Снегурочка.

Дело вести – не лапти                      Гуси-лебеди.

плести.

Без детей горе,                          Медведь – половинщик.

а с детьми – вдвое.    

Играть, играй, да дело знай.           Кот, петух и лиса.

 

(В конце конкурса производится подсчёт баллов и объявление результатов  3 конкурса. Сказочный герой присоединяется к жюри)

Ведущий: - Наш следующий герой появится перед нами, как только вы отгадаете загадку. Название этого животного произошло от двух слов, известных ещё в древней Руси: «мёд» и «знать», «ведать». Отгадайте, что же это за зверь.

(Звучит музыка. Входит сказочный герой - медведь.)

Медведь: - В русских народных сказках я, медведь, самый большой и самый страшный зверь. Люди в старину меня очень уважали и обращались ко мне с почтением. А, как меня называют в русских народных сказках? В каких сказках вы можете меня встретить?

4 конкурс.

Медведь: - Моё задание будет самым сложным. У вас на столах лежат портреты разных животных. Это персонажи одной сказки. Вам предстоит:

  1. отгадать  название этой сказки;
  2.  выстроиться в линию с картинками в руках в том порядке, в котором эти герои появлялись в сказке.

Команда, победившая в этом конкурсе, получает 4 балла. (Сказка «Теремок».)

(В конце конкурса жюри подсчитывает баллы и объявляет результаты 4 конкурса. Сказочный герой присоединяется

к жюри.)

ФИЗМИНУТКА игра «Путаница»

Звучит музыка.

Дети – помощники идут за ширму переодеваться.

Героиня выслушивает ответы детей.

На доске карточки с загадками:

 

Мышка загадывает загадки.

Герой выслушивает ответы детей.

Лиса проводит второй конкурс.

На столы для каждой команды ведущий кладёт листы с заданиями.

Ребята выполняют задание лисы: разгадывают кроссворды.

Доп. задание: 

В каждой группе сказок назвать «лишнюю» сказку, обосновать свой выбор. (В каждой группе есть сказка, в которой главные герои - не животные).

Кот проверяет работу капитанов.

Герой выслушивает ответы детей.

Ведущий раскладывает на столах карточки с изображениями животных – героев сказок.

Участники команд выстраиваются в «сказочном» порядке.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.

6. Результаты состязаний.

- Ребята,  удалось ли нам закрепить наши знания о жанрах у.н.т.? Давайте назовём ещё раз 3 жанра русского фольклора, которые мы так хорошо сегодня закрепили.

Какое задание показалось вам самым трудным, а какое самым интересным на сегодняшнем уроке?

Назовите пословицы, которые запомнились.

- Запишите домашнее задание: проиллюстрировать одну из прозвучавших на уроке пословиц и объяснить её смысл через сюжет любой сказки.

- Прежде чем мы узнаем результаты викторины, давайте поблагодарим наших помощников и наше уважаемое жюри за помощь в проведении викторины.

(Жюри объявляет результаты викторины.

Звучит музыка. Проводится награждение победителей и участников. )

Учитель оценивает работу учащихся на уроке и объявляет отметки за урок.

Призы для своих команд получают капитаны.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок литературного чтения для 2 класса "Устное народное творчество"

Цели и задачи: ¾              Сформировать устойчивое представление об устном народном творчестве. ¾...

Методическая разработка урока по чтению в 1 классе "Устное народное творчество. Работа над сказкой "Собака и петух"

Данная методическая разработка урока  помогает учащимся 1 класса познакомится с разными жанрами устного народного творчества.  Урок построен с использованием игровой технологии....

Технологическая карта урока по литературному чтению. Обобщение по разделу "Устное народное творчество".

Урок-обобщение с элементами проектной и исследовательской деятельности по теме "Устное народное творчество" 3 класс....

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения по разделу "Русские писатели" во 2 классе

Материал  презентации  можно использовать как на уроке,так и во внеурочное время....

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....

проверочная работа по литературному чтению во 2 классе "Устное народное творчество"

Проверочная работа разработана по учебному материалу раздела «Устное народное творчество» учебника по литературному чтению 3 класса...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроке литературного чтения на основе произведений устного народного творчества

Формирование коммуникативных УУД в курсе литературного чтения приводят к развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Тем самым введение комплекса...