Урок по чтению Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok.doc56 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»

Цели:

  • продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;
  • развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;
  • развивать дальнейшую творческую деятельность;
  • формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности.

Задачи:

  • формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;
  • повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
  • знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
  • развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память,
  • воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Учащиеся должны:

Иметь представление о событиях, описанных в рассказе.

Уметь

  • читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,
  • рассуждать о прочитанном,
  • свободно делиться своими мыслями,
  • при анализе художественного произведения обращаться к тексту,
  • отстаивать личную позицию.

Знать

  • произведения русских писателей,
  • позицию автора при характеристике героев.

Оборудование: выставка книг Д.Н.Мамина - Сибиряка для детей, "Толковый словарь",  компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point, материал для рефлексии (лебеди и озеро), разрезные пословицы, таблицы, карточки со словарной работы,карточка и тест для домашней работы, карточки для дополнительной работы.

Ход урока

1.Эмоциональный настрой (1 мин) Слайд 1

Доброе утро, дети, гости.

2.Введение в тему, актуализация знаний ( 3-4 минуты)

-У вас на столах лежат полосочки с пословицами, которые нужно собрать, их 5.

Читаем, что получилось, объясняем смысл. О каком качестве все пословицы? А что такое доброта? Правильно, именно о доброте мы сегодня и будем говорить.

Доброе слово   и                                 кошке приятно.

 Не одежда красит человека,         а его добрые дела.

 Торопись на доброе дело,         а худое само приспеет.

Не хвались серебром,                         а хвались добром.

 Кто добро творит,                         того Бог отблагодарит.

 В ком добра нет,                             в том и правды мало.

-Раздел, который мыначинаем изучать, называется «Природа и мы». Какое отношение к доброте этот раздел имеет ? Слайд 2

3. Биография писателя. Слайд 3 (3 мин)

-О писателе, творчество которого мы сегодня будем изучать, расскажет Сухарева Вика.

О Д.Н. Мамине-Сибиряке

        Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Особая страница его творчества - рассказы для детей. За рассказы "Зимовье на Студеной" и "Емеля и охотник" Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию. " Это счастье писать для детей",- говорил он.

        Записал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал " Алёнушкины сказки". Эту книгу вы видите на нашей выставке. Она очень нравится всем детям. Можете взять и почитать.

        Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших "братьев меньших".

- Какие произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка вы читали?

Работа по выставке книг Слайд 4(1 мин)

4.Знакомство с рассказом «Приемыш»

Работа с текстом.(1 мин)

1) Ребята, читать рассказ мы будем по частям.

План нашей работы:

  1. Познакомиться с героями
  2. Определить, кто такой приемыш
  3. Охарактеризовать главных героев
  4. Выяснить главную мысль
  5. Высказать свое отношение
  1. Словарно-лексическая работа (3 мин)

При чтении встретятся трудные слова и выражения. Их значение мы разберем. (Если учащиеся не могут объяснить какое-то слово, они ищут его в "Толковом словаре" Ожегова)

ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.

ПРОТОКА -1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.

САЙМА - рыбацкая стоянка.

МУШТРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре.

МУШТРА - суровая система воспитания, обучения.

 Церемония-торжественный обряд, порядок совершения чего-то

 Заводь-небольшой залив в реке или озере с замедленным течением

 Бобылём-в одиночестве

Увечить-физически расправляться, калечить

 Хиреет-болеет, чахнет

 Божья тварь - всё живое, созданное Богом

  1. По ходу чтения постарайтесь заполнить табличку.  К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку.

п/п

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая

2

Умная

3

Лучший друг человека

4

Гуляка

5

Бобыль

6

Князь князем

7

Божья тварь

8

Гордая

9

Настоящая

10

Царская

11

Старый

12

Утомлённый

13

Дряхлый

14

Жалкий

п/п

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая

+

2

Умная

+

+

3

Лучший друг человека

+

4

Гуляка

+

5

Бобыль

+

6

Князь князем

+

7

Божья тварь

+

8

Гордая

+

9

Настоящая

+

10

Царская

+

11

Старый

+

12

Утомлённый

+

13

Дряхлый

+

14

Жалкий

+

4) Чтение 1 части (Коробова Маша) 4 минуты

 Обсуждение прочитанного:

-Почему хозяина избушки не оказалось дома?

-Как вы думаете, кто же был Приёмышем?

5)Чтение 2 части 5-6 минут (Галицына Алиса)

У. - Подумайте, кто же на самом деле оказался Приёмышем?

- Расскажите, как Приёмыш оказался в избушке у Тараса?

6)Чтение 3 части. 4 минуты (Елманова, Маркина)

- Что вы узнали из этой части о жизни Тараса?

Составьте рассказ о старом Тарасе по вопросам, пользуясь текстом.

Где жил? Когда поселился? Как выглядел? Хорошо жил? Он обладал таким качеством, как доброта?

7)Прогнозирование (1 мин)

- Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

  1. Чтение последней части рассказа. Аудиозапись Слайд 5 (7 мин)

 Во время записи можно отдохнуть на парте.

-Совпало ли ваше мнение с текстом?

-Почему же расстались трое друзей? Как это случилось? Легко ли расставаться с другом?

5. Анализ художественного произведения.  Презентация 2. (4 минуты)

- Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее:

 Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

( Дети, конечно, должны выбрать первую версию, т.к. птице нужна свобода)

6. Рефлексия.  (1мин)У вас на столе лежит фигурка лебедя, кто считает, что Тарас поступил правильно и вы так же бы поступили, отпустите лебедя плавать в озеро, на свободу.

7.Итог урока (2-3 мин)

-Что вы узнали о писателе?

-Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Как вы думаете, вернется к Тарасу лебедь весной?

Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам — людям.

Все пункты плана мы разобрали?

-Хотя собака живёт на земле, а лебедь на воде и летает по воздуху, но они одинаково нуждаются в заботе, в любви, страдают от одиночества, от тоски.

8. Домашнее задание.(1 мин)

Составления диаграммы

- Сравните Приёмыша и Соболько.

Чем они отличаются?

Что общего в жизни собаки и лебедя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...