конспект урока обучения грамоте (чтение) "Звуки [м], [м'], буквы М,м."
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Хлопкова (Суслова) Юлия Викторовна

Цели урока:

1) продолжить работу по знакомству с новыми согласными звуками, познакомить со звуками [м], [м'];

2) продолжить знакомство с явлением парности согласных звуков по звонкости и глухости;

3) обратить внимание на особенности артикуляции новых звуков;

4) познакомить с буквами М,м;

5) продолжить работу по звуко-буквенному анализу и действиям чтения на слоговом уровне;

6) продолжить работу по развитию речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obucheniya_gramote._mm.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте.

Тема: Звуки [м], [м'], буквы М,м.

Цели урока:

1) продолжить работу по знакомству с новыми согласными звуками, познакомить со звуками [м], [м'];

2) продолжить знакомство с явлением парности согласных звуков по звонкости и глухости;

3) обратить внимание на особенности артикуляции новых звуков;

4) познакомить с буквами М,м;

5) продолжить работу по звуко-буквенному анализу и действиям чтения на слоговом уровне;

6) продолжить работу по развитию речи.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети!

Мы рады жить на свете,

Мы рады встрече с вами

И с нашими друзьями!

Мы рады здесь учиться

И много трудиться!

Проверьте глазками, все ли у вас готово к уроку обучения грамоте: азбука,  конверт с моделями для схем слов.

  1. Актуализация знаний.

Ребята, чему мы учимся на уроках обучения грамоте? (узнаем новые звуки и буквы, учимся читать слоги, слова  и предложения; составляем схемы предложений и слов; составляем рассказы по картинкам и т.д.)

Начнем урок с повторения изученного материала.

Посмотрите на ленту букв, назовите буквы, которые обозначают  гласные звуки. Назовите признаки гласного звука.

У каких гласных букв есть секреты? (И, Е) Что это за секреты?

Назовите звуки, расположенные на синем фоне. Что это за звуки7 (согласные) Какие признаки согласных звуков вы знаете?

МОЛОДЦЫ!

  1. Постановка темы и целей урока.

Ребята, к нам на урок сегодня пришла девочка  с синими волосами, которая обучала грамоте Буратино. Как ее зовут?  (МАЛЬВИНА)

А из какой книги пришла к нам Мальвина? («Приключения Буратино, или Золотой ключик» А.Толстой)

А помните, как она учила Буратино?! Сегодня Мальвина решила узнать как учатся ребята 1 Г класса и приготовила для нас несколько конвертов с заданиями. Выполнив каждое задание, вы получите карточку, если соберете все карточки, то в конце урока сможете собрать волшебное слово.

Начнем выполнять задания. (Читаю задание из первого конверта)

ПЕРВЫЙ КОНВЕРТ.

Очень хочется узнать, умеете ли вы составлять схемы слов. Отгадайте загадку, которую я составила из картинок. Назовите, что изображено на картинках (дыня, огурец, морковь).  По первым звукам слов догадайтесь, что за слово здесь спрятано. Составьте схему к слову-отгадке.

Выложите схему слова «ДОМ» на парте, а АЛИНА З. на магнитной  доске.

        

Поднимите руку, кто согласен с АЛИНОЙ. Кто не согласен?

Произнесите последний звук. [м] Что вы можете о нем сказать? (согласный, звонкий) АРТИКУЛЯЦИЯ  (При произнесении звука [м] губы плотно сжимаются, не растягиваясь в стороны. Зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно.)

Сосчитайте, сколько конвертов с заданиями я приготовила для вас. Составьте схему слова  «СЕМЬ».

         Составляем схему слова «семь» на парте, а ЕГОР у доски.

Поднимите руку, кто согласен с Егором. Кто не согласен? Произнесите последний звук в слове «семь». [м'] Дайте характеристику этому звуку (согласный, звонкий)

Молодцы! Вы справились с первым заданием Мальвины и за это она дает вам первую карточку. (Карточка с буквой М, перевернута)

С какими же новыми звуками нам предлагает  поработать Мальвина?

Какие цели мы поставим перед собой на этот урок? (познакомиться с новыми звуками и буквами их обозначающими; учиться читать слоги, слова и предложения с этими буквами , составлять рассказ по картинке….)

  1. Работа над новым материалом.

1) Упражнение в различении твердого и мягкого звуков.

А сейчас второе задание Мальвины. (Задания из ВТОРОГО  КОНВЕРТА)

Предлагаю поучиться различать звуки [м] и [м'] в словах. Для этого поиграем в игру «Твердый - мягкий». Вам понадобятся квадратики двух цветов: синий и зеленый. Если в слове звук [м] поднимите синий квадратик, если [м'] – зеленый.

(показываю карточки,  не называю слова)

Морковь, макароны, помидор, лимон, мясо, масло.

Получите карточку из второго конверта (О, перевернута)

ОБОБЩЕНИЕ ПО ЗВУКАМ:

Какие же звуки мы с вами учились разделять? Дайте характеристику каждого звука.

2) Знакомство с буквой.

Ребята, на письме эти звуки обозначаются буквой «ЭМ» (картинка)

Почему букв «эм» две? (заглавная и строчная)

Какие звуки обозначаются буквой М на письме.

ТРЕТИЙ КОНВЕРТ

На что похожа буква «эм»? (ответы детей) Послушайте стихи моих помощников о букве М (ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ).

Палочка и палочка,

А между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Мама, глянь-ка! Две горы

Словно две родных сестры!

Вот качели –

Буква М!

Здесь кататься

Можно всем!

Взявшись за руки,

Мы встали

И на М похожи стали.

(рассказывают и показывают двое учеников)

П куда-то торопилась,

Посрединке проломилась,

П не П теперь совсем –

Она стала буквой М.

Так на что же похожа буква «эм»?

За выполнение этого задания вам еще одна карточка (Л, перевернутая)

 3) Чтение слогов и слов с доски.

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНВЕРТ

Прочитайте слоги, которые расположены на лепестках мака. (с доски) (хором,  индивидуально) Прочитайте слоги с мягкими согласными. Какие буквы указывают на мягкость согласного?

Прочитайте слоги с твердыми согласными.

Прочитайте слова с доски (хором, рядами)

лама

мама

Мила

         мир

умна

рама

Рома

Мирон

Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

Прочитайте слова, в которых мягкий согласный М.

Прочитайте слова, в которых твердый согласный М.

На какие две группы можно разбить слова? (собственные и нарицательные; два слога и один слог; звук М-твердый и звук М-мягкий)

Мне понравилось, как вы выполнили это задание, поэтому я вам даю следующую карточку (О, перевернутая)

ФИЗМИНЕТКА   (БУРАТИНО)

4) Работа с учебником.

ПЯТЫЙ КОНВЕРТ

* Откройте учебник на с.88-89.

Рассмотрите иллюстрацию.

Что изображено на картинке? (Красная площадь) В каком городе расположена Красная площадь? (Москва) Названия каких сооружений, расположенных на Красной площади, вы знаете? Представим, что вы побывали на Красной площади. Расскажите своему соседу, что вы там увидели. Начните свой рассказ так: Недавно мы с мамой побывали в Москве на Красной площади. Я видел …  Мне понравилось на Красной площади.

Получите карточку из этого конверта (Д, перевернутая)

ШЕСТОЙ КОНВЕРТ

* Прочитайте текст из учебника о том, что делают дети на уроке. (азбука с.89) (Начинаю читать плохо читающие дети, продолжают – читающие лучше; второй раз хором)

- Как зовут мальчика, о котором идет речь в тексте?

- как вы думаете, кто сказал фразу: «Вот, Рома, мел.»? (учитель)

- Прочитайте, что написал Рома мелом.

- Прочитайте, что написали все остальные ребята.

- Как вы думаете, о каком уроке этот текст? (письмо) Почему? Слова с какой буквой учатся писать ребята? (М) Почему слово «Москва» написано с большой буквы?

Читаем по цепочке.

Карточка из шестого конверта (Ц, перевернутая)

СЕДЬМОЙ КОНВЕРТ

     * Чтение пословиц.

Прочитаем пословицы на с.88. (три хорошо читающие ученика)

Прочитайте пословицы шепотом и подчеркните слова, в которых есть буква М. Прочитайте эти слова.

Прочитаем вторую пословицу еще раз. Как вы понимаете эту пословицу.

Карточка из последнего конверта (Ы, перевернутая)

5) Работа с лентой букв.

О какой же букве мы говорили сегодня? Какие звуки она обозначает? Дайте характеристику звукам [м], [м'].

Разместим букву М на ленте букв. Где она будет располагаться? (на синем поле) Почему? Посмотрите на с.93 в какой карман нужно поместить букву М. (размещаем на классной ленте букв)

Ребята, вы удачно выполнили задания  нашей героини. А кто догадался, почему к нам на урок сегодня пришла именно Мальвина?

Мальвина отдала вам карточки. Давайте перевернем их и узнаем волшебное слово Мальвины. (МОЛОДЦЫ!)

  1. Итоги урока.

Вспомним цели, которые мы поставили перед собой в начале урока. Все ли мы их выполнили?

С какими звуками мы работали сегодня на уроке? Расскажите все, что вы узнали об этих звуках? Какой буквой эти звуки обозначатся на письме?

Что вам понравилось на уроке?

Над чем мы продолжим работать на следующих уроках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по теме "Звук ч, буквы Ч, ч"

Урок обучения грамоте, знакомство с новым звуком и буквами. Проводился в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года"....

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д ], [д, ] Буквы Д, д"

Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д ], [д, ]  Буквы Д, д"...

презентация к уроку обучения грамоте (чтение) "Звуки [с], [с\'] и буква Сс".

Данная презентация составлена по учебнику Горецкого для урока по изучению буквы С....

Конспект урока обучения грамоте (чтение) "Звуки"

Конспект урока для 1 класса "Звуки"...

Конспект урока обучения грамоте: "Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т в слогах и словах." ( УМК " Школа России" , 1 класс)

Тема: Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т  в слогах и словах.Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках [д] [д*], о букве Дд, развитие умений сопоставлять ...

Урок по обучению грамоте (чтение) Звуки «д» и «д`». Буква «д»

Цель урока: Развитие навыков звукового анализа и синтеза, а также формирование навыков правильного произношения и написания буквы "Д". Задачи урока:1. Ознакомить учеников с буквой "...